Основатели Веркбунда и их деятельность
До 1918 года Веркбундом практически руководили три его создателя: Герман Мутезиус, Карл Шмидт и Фридрих Науман, и их ближайшие друзья - Рихард Римершмид и Фриц Шумахер.
Основными деятелями Веркбунда являлись: Анри Ван де Вельде, Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ и другие. Действовали руководствуясь девизом: "Индустриальное формообразования во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслами".
Мутезиус высказывался за первенство функции и конструкции при формообразовании, за признание красоты функциональной промышленной продукции. Карл Шмидт, был сторонником простых, ремесленно добротных форм, натурального материала и органичной конструкции Мутезиус прокладывал путь соответствующему времени оформлению жизненной среды, а Шмидт связывал вопросы отношения к форме и материалу с моралью и индивидуальной этической позицией, Фридрих Наумансумел объединить все движение сильными национальными связями и придать ему в глазах современников всеобъемлющую идею. Мечтая о "немецком стиле", он требовал увеличения масштабов массового производства. Руководство Веркбунда стремилось к оказанию максимального влияния на все отрасли как художественного творчества, так и производства .Центрами производства Веркбунда были знаменитые Объединенные немецкие мастерские прикладных искусств и ремесел с центром в Хеллерау, Распространение идей Веркбунда в мире.
Практика Веркбунда постепенно начинала воспитывать в среде потребителя привычку к новому типу форм. большее воздействие она оказывала на ремесленно-художественные предприятия, которые также переходили на выпуск продукции, соответствовавшей установке на функциональность. Огромное количество отдельных мастерских и их объединений в свою очередь вступали в Веркбунд.
Им выпускалась масса общеобразовательной литературы, Выставки и пропагандистские издания Веркбунда, производили сильное впечатление.. Петер Беренс – первый промышленный дизайнер и его работы.
Петер Беренс (14 апреля 1868, Гамбург — 27 февраля 1940, Берлин) — один из крупнейших немецких художников, архитекторов и дизайнеров. представитель архитектуры функционализма и сторонник использования новых конструкций и материалов, таких как стекло и сталь. Являлся одним из основателей Веркбунда
- В 1903 году он становится директором Художественно-промышленной школы в Дюссельдорфе и занимал эту должность до 1907 года.
С 1907 года он — художественный консультант фирмы АЕГ в Берлине. Именно тогда он показал себя создателем Промышленного дизайна и промышленной архитектуры. Из его мастерской в Берлине вышли Мис ван дер Роэ и Вальтер.
В 1907 г. Беренс принял предложение стать советником концерна «AEG» и впервые в истории провёл его полный «ребрендинг», спроектировав в едином стиле не только заводские и офисные здания, но и точки розничной продажи, офисную мебель, рекламные щиты, продукцию (фены, вентиляторы), упаковку и проч. проектировал каталоги, прейскуранты, электроприборы, фирменную упаковку, выставочные стенды, а также производственные здания, мастерские и квартиры для рабочих.
Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких геометрических элементов:Шестигранников; Кругов; Овалов;
Материал:Латунь; Медь; латунь+никель.
Емкость:0, 75 л; 1,75 л
Чайник из элемента кухонной утвари стал украшением столового буфета и принадлежностью церемонии чаепития.
Помимо фирменного стиля, в период с 1908 по 1911 годы, Беренс спроектировал для AEG пять крупных промышленных зданий, ставших вершиной его архитектурного творчества. Наиболее известное среди них - Турбинный завод в Берлине, построенный в 1909 году, ставший олицетворением промышленности как одной из наиболее важных составляющих современной жизни.
11.
БАУХАУЗ "дом строительства". Высшая школа строительства и художественного конструирования - художественное учебное заведение и художественное объединение Основана в 1919 в Веймаре (Германия),( В 1933 году, после прихода к власти в Германии фашистов Баухауз был закрыт) Дал искусству ХХ в. много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей. В 1925 переведена в Дессау, в 1933 упразднена фашистами. Руководители (В. Гропиус, Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роэ) разрабатывали эстетику функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирования материально-бытовой среды.
Цель дизайнерской деятельности представители Баухауза видели в преображении форм реального мира и благодаря этому в гуманизации всей практической предметной среды. Они считали, что главная задача дизайнера - проектирование промышленных изделий и их систем с позиций высокой ответственности перед человеком и обществом.
Гропиусу удалось собрать целую плеяду известнейших архитекторов, художников и скульпторов того времени. Там преподавали архитекторы Людвиг Мис ван дер Роэ, Пауль Клее, Иоганн Иттен, Тео ван Дусбург, Бруно Таут, Эль Лисицкий, венгерский дизайнер Ласло Мохой-Надь, русский художник Василий Кандинский, живописец Лионел Файнингер, скульптор Герхард Маркс и многие другие. В «Баухаузе» были созданы тематические мастерские: керамики, скульптуры (раздельно деревянная и каменная), обработки металла, монументальной (стенная) росписи, росписи по стеклу, столярного дела, театрально‑декорационного, ткацкого и переплетного дела, типография.
Всё обучение в Баухаузе делится на:
I Практическую часть.
1. Камень 2. Дерево 3. Металл 4. Звук 5. Стекло 6. Цвет 7. Ткань
Перспективные элементы:
а) Значение материалов и орудий обработки. б) Основные представления о бухгалтерском деле, расценках и способах заключения договоров.
II Теоретическая часть.
Восприятие.
а) Натурные студии. б) Учение о материалах.
Представление.
а) Учение о проектировании. б) Учение о конструировании. в) Техническое рисование и постройка моделей всех пространственных элементов.
Формообразование.
а) Учение о пространстве. б) Учение о цвете. в) Учение о композиции.
Перспективные элементы:
Лекции о проблемах искусства и промышленности( как современных так и прошлых эпох).
Весь цикл обучения делится на 3 курса:
1. Пропедевтический курс.
Длительность 6 месяцев. Элементарное обучение форме в связи с учением о материалах в специальных мастерских пропедевтического курса. В итоге –– перевод в учебные мастерские.
2.Практический курс.
Длительность 3 года. Работа в учебных мастерских по окончанию знакомства с закономерностями учебного рисунка и дальнейшее обучение построению форм. В итоге –– приём в члены ремесленной гильдии, далее –– в сотрудники Баухаузе.