Принципы композиции: формообразование

Рациональность

Под рациональностью в композиции понимается логическая обоснованность, целесообразность формы. Соблюдение данного принципа в композиционно-художественной работе над формой связывается с выполнением двух главных условий. Первое условие — это установление прямой, самой тесной связи формы с ее функциональным содержанием. Такое содержание обуславливает выполнение формой самого широкого круга предъявляемых к ней функциональных требований.

Принцип рациональности в композиции соблюдается при учете объективных закономерностей ее функционального и художественного построения. Такое двуединое построение выявляется только на основе самого широкого и глубокого системного анализа дизайн-формы. Оно и является вершиной рационального формообразования.

Тектоничность

Тектоничность — принцип формообразования вытекает из понятия «тектоника», означающего в композиционном плане художественно осмысленную конструкцию, выраженную в определенной пластической форме.

В своей основе этот принцип означает соответствие формы конструкции. При таком соответствии конструкция становится композиционно-пластическим средством формообразования.

Такой принцип предполагает четкое выражение в форме конструктивного характера как несущих (внутренних, каркасных), так и несомых (внешних, навесных) элементов. Композиционная задача заключается в наиболее четком и ярком раскрытии пластических свойств каждого из этих элементов.

Структурность

Понятие структура в теории композиции рассматривается прежде всего как внутреннее строение художественной формы. Цель структурного формообразования — нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму.

Такая связь выражается в соподчиненности элементов композиции. В соответствии с ней принцип структурности означает соподчиненность или четкость, ясность, слаженность внутреннего строения формы. При отсутствии соподчиненности форма выглядит монотонной, аморфной, вялой или, наоборот, пестрой, распадающейся на части. В этом случае элементы либо вообще не выделяются в композиции, образуя однообразную массу, либо имеют исключительно самостоятельное композиционное значение, нарушающее целостность формы.

Гибкость

В композиционном значении гибкость часто приравнивается к динамичности, которая выражается в чисто зрительном или механическом движении формы.

Зрительно воспринимаемая динамика достигается разными композиционными приемами. Ее может дополнять физическое изменение формы в пространстве и времени за счет перегруппировки элементов, их добавления, убавления, сдвига, вращения и пр.

Комбинаторика

Весьма распространенный прием — комбинаторика элементов. Это особый вид гибкого формо-образования, суть которого — изменение формы на основе разного сочетания одних и тех же элементов. При таком сочетании образуются новые комбинации элементов и соответственно новые формы. Одна из характерных черт комбинаторики — открытость в плане свободного развития формы в пространстве.

Накопившийся опыт разработки комбинаторных структур позволил выдвинуть ряд условий, при которых они легче и лучше компонуются.

Это:

Простота элементов, составляющих гибкую структуру,

Композиционная незавершенность, открытость форм, т. е. их обращение вовне, а не внутрь, к центру формы,

Сохранение инвариантной масштабности, отвечающей изменению структуры,

Независимость внешней формы от конструктивной основы,

Кратность размеров по всем координатам или та же модульность,

Наличие унифицированных узлов соединений.

Прямым следствием соблюдения принципа гибкости в дизайне является органичная модификация дизайн-формы. Она может быть связана с решением проблемы физического и морального старения объекта. Можно выделить два ее основных вида — полная и неполная модификация.

Формообразование на основе соблюдения рассмотренного принципа — чрезвычайно перспективная тенденция в современном дизайне, Она проявляется уже на первых стадиях композиционной работы, когда происходит отбор вариантов решения одной и той же формы, когда по-разному составляются (сочетаются, комбинируются, полностью изменяются) ее элементы.

Органичность

Наши рекомендации