Фабрика. Спокойное стати чески-уравновешенное соче тание прямоугольных тел без явной конструктивной увязки
Парадная арка для выстав ки. Пространственно- конструктивная задача
Группа седьмая.
Композиция, обладающая ритмом конструктивных подпоров, дей ствующих на нашу психику убедительною необходимостью такого решения, т. е. такая композиция, в которой конструктивный ритм дает повторные моменты.
Все указанные условия создают в каждом отдельном случае специ фический ритм конструктивных форм; каждый вид ритма отличается от другого и имеет свою особую ценность. Разбираясь в приведен ных выше примерах, мы должны диференцировать каждый из них для того, чтобы лучше их уяснить себе.
Так, например, группу первую следует расчленить на две части. В одном случае рассматриваются чередующиеся, повторные по образу и по ритму, конструктивные удары (рис. 313), в другом слу чае, — удары, чередующиеся различной формы, конфигурации и сдви гов (рис. 283). Таким образом, мы имеем в одном случае ритм идеи тичного повторения форм, а в другом случае — ритм удара разно образных форм.
Парадная арка длявыстав ни. Пространственно - нон структивнаязадача :
Вторую группу конструктивного ритма следует понимать, как такое сочетание элементов между собою, когда последние предста вляют собою группировку перехода из одного состояния в другое с последовательной согласованной композицией всех участвующих частей. Надо только и тут внести/подразделение на: а) нисхо дящие и восходящие (рис. 281—323), Ь) приближающиеся и уда ляющиеся (рис. 284 — 304), которые в первом случае дают ритм кон структивного вертикального направления, а во втором случае — горизонтального.
Ритм устойчивости конструктивно-связанных частей, рассматриваемый в третьей группе классификации ритмических конструкций, отно сится ко всем тем случаям, когда мы, благодаря соответствующей ком бинации элементов (рис. 182), достигаем искомого состояния нашей композиции. Это состояние получается потому, что мы создаем базу, опору, для скомпанованной конструкции. Ритм создается бла годаря тому, что мы имеем здесь чередование элементов в по рядке соподчинения симметрично или асимметрично расположен ных частей.
Комплексноефаб рично- заводскоесооружение функционапьного харак тера (объемно-пла новая задача
Передача ритма в объектах четвертой группы, иллюстрирующих вес-тяжесть, может быть рассматриваема, как такое состояние кон структивной композиции, при кодером нагромождение связно-ском плектованных частей идет по Определённому, намеченному пути. Этот путь представляет собою такую конструктивную комбинацию элементов между собою, при которой несомые части своим общим массивом подавляют несущие (рис. 171). При этом несущие части могут быть представлены устойчивыми или неустойчивыми. Логика говорит, что целесообразнее делать последние устойчивыми, так как устойчивость психологически дает впечатление сопротивляемости несомым частям. В конструктивном ритме, передающем вес, замеча тельным моментом следует признать способность отображать мону ментальность и импозантность нашей затеи (рис. 245).
Группа пятая, рассматривающая ритм конструктивного наслоения элементов, преследует, главным образом, узаконение сочетания этого вида. Наслоение элементов допускает возможность и некон структивного сочетания последних. Нас же интересует, главным образом, вопрос решения сочетания элементов только в конструк тивном разрешении. Последовательное внедрение одной части
Демонстрация комплексного конструк тивиаго сочлене имя прямоугольных телв явно - выра женной форме сво его отображения
в другую создает впечатление наслоения только тогда, когда на правление этих частей повторное, т.-е. когда мы компануем или го ризонтальные лежачие (рис. 260), или вертикальные (стоячие) эле менты (рис. 266). Кроме того, необходимо чтобы эти части обладали известным соотношением длины к высоте. Желательно, чтобы в на шем распоряжении для такой ритмической конструкции были удли ненные части в явно-выраженной форме.
Шестая группа подразумевает сочетание тел или поверхностей криволинейного характера с таким расчетом, чтобы вся совокуп ность конструктивно-увязанных между собою данных элементов выражала собою ритмическую устремленность в пространство. Эта устремленность получается благодаря соответствующему подбору кривизны элементов и их взаимной связи (рис. 299 — 324). Сама криволинейность способствует этому в достаточной степени. Мы знаем, что прут какого угодно сечения, будучи изогнул", дает впечатле ние движения в теле. Криволинейная вырезка иногда так полно и законченно решает в своей конфигурации динамический принцип, что нетрудно сделать предположение, что ряд таких элементов при удачном и связном комплектовании производит соответствую
i
Трибунапролетар ских празднеств. Индустриальная композиция машин ного характераобъ емно - простран ственного разре шения. Выявлениенапряженной дина мики _
щий эффект. Ритм движения, получаемый при этом, базируется на том, что сочетание элементов стремится как в отдельных своих ме стах, так и в общем,— дать движение одного порядка (рис. 312).
В седьмой группе мы видим такие конструктивные разрешения, которые применяются в тех случаях, когда какое-нибудь сооруже ние нуждается в элементах, дающих, с одной стороны, устойчивость основной части сооружения, а с другой стороны — убеждающих нас в целесообразности применения их (рис. 188 — 306). Конструктив ные подпоры могут быть повторными в смысле их общей конфигу рации, массы, объема и силы, а могут быть и разными в этом отно шении. Ритм этих подпор заключается в некоторой повторности другого характера, а именно: в том, что имеется необходимость в местах приложения их создать искомое состояние упора или под пора. В итоге мы получаем повторность действия такого порядка.