Учащиеся работают в группах (читают текст, делают наблюдения, систематизируют полученные данные), сообщают результаты наблюдений
Ход урока.
I. Запись на доске.
«Кто лучше может познакомить читателей с особенностями характера русских или малороссиян, если не Гоголь? Хотите ли, в особенности, изучить Петербург? – читайте его «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Нос»… Вы найдёте тут лица, которых бог не создал нигде за чертою Петербурга»… никто, кроме Белинского, не мог бы сказать лучше о книгах Н.В.Гоголя.
Учитель.
Мы уже говорили о личности Н.В.Гоголя. Сегодня продолжим исследование произведений 30-х годов, вошедших в сборник «Арабески». Это так называемый Петербургский цикл, в который вошли «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего».
Цикл «Петербургские повести» представляет собой сложное и своеобразное явление, которое стало существенной вехой в развитии творчества Гоголя и русского критического реализма.
Вопросы на восприятие.
1. Почему цикл называется «Петербургским»?
2. В творчестве какого писателя мы встречали описание Петербурга? ( Петербург описывает Пушкин В поэме «Медный всадник». Город – величественное творение гения Петра, могущественный, величественный, краса России. Но Пушкин внёс существенные коррективы: красота столицы для Поэта – оборотная сторона трагедии «маленького человека», населяющего окраины и трущобы этого города)
II. Учитель.
Гоголь продолжил пушкинскую традицию. Но продолжил своеобразно, причём в значительной мере опираясь на свой личный опыт.
Сообщение ученика.
Приехав 20-летним юношей из провинции, Гоголь пережил тяжкое испытание. В далёком и тихом Нежине думалось, что там, в Петербурге, кипит деятельная жизнь, направленная на благо общества. Ничего похожего! Тишина, покой, отсутствие стремлений, люди, лишённые каких-либо высоких порывов, - вот что поразило Гоголя.
«Тишина в нём необыкновенная – сообщает он весной 1829 года домой, - никакой дух не блестит в народе, всё служащие и должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их»
Петербург поразил молодого писателя картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных конфликтов. Грубое унижение человека, торжество «кипящей меркантильности», атмосфера полицейского произвола – всё это, по словам Гоголя, превращало Петербург в гранитную казарму. И ещё. Это какой-то странный город! Здесь многое не похоже на то, что происходит в других городах.
Учитель.
Тикам увидел город своей мечты 20-летний Николай Гоголь. Каким же изобразил его в своём цикле уже известный писатель Николай Васильевич Гоголь в цикле «Петербургские повести» , и в частности, в повести «Невский проспект».
Повесть «Невский проспект» - первая повесть цикла. В основе сюжета две новеллы.
Вопросы на погружение.
1. Кто герои новелл? (1 - художник Пискарёв, 2 – поручик Пирогов)
2. Связаны ли истории друг с другом внешними признаками? (нет)
3. Но что их объединяет? (сюжетно они объединены рассказом о Невском проспекте).
Учитель.
Именно здесь, на главной улице северной столицы, завязываются узлы, которые потом распутывает каждый по-своему. Но панорама Невского проспекта служит идейно-эмоциональным ключом не только к этой повести, но и ко всему Петербургскому циклу. Описание Невского проспекта обрамляет собственно художественную часть произведения, причём рамка очень массивная. Мы уже не раз сталкивались с подобной композицией в художественных произведениях.
4. Что обычно важно: обрамление или то, что внутри? ( то, что внутри)
5. Можем ли мы то же самое уверенно сказать о повести «Невский проспект»? ( нет, в повести «невский проспект» более важна рамка, т.к. она выражает художественную идею произведения)
6. Как можно интерпретировать внутреннюю часть произведения? (например, как ситуации, которые могли произойти на Невском проспекте)
Учитель.
Ну а поскольку рамка играет важную роль в произведении, то сегодняшний урок будет посвящён анализу описания Невского проспекта в этой повести.
III. Вопросы для анализа эпизода.
Учащиеся работают в группах (читают текст, делают наблюдения, систематизируют полученные данные), сообщают результаты наблюдений.
Учитель.
Прочитайте описание Невского проспекта в начале и в конце повести и отметьте элементы со знаком «+» и со знаком « - ».
Начало повести: “+” | Конец повести: “ – ” |
Нет ничего лучше Невского проспекта! Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Да и кому же он не приятен? Всемогущий Невский проспект! | О, не верьте этому Невскому проспекту! …стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Ничуть не бывало… Совсем нет… Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект. …сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде. |
1. Что является доминирующим в описании Невского проспекта в начале и в конце повести? (в начале повести - утверждение через отрицание , в конце повести - обилие средств, работающих на отрицание (отрицательные частицы, слова, усиливающие отрицание); лексика с отрицательным наполнением).
2. В чём еще особенность изображения Невского проспекта в конце повести? (Используется прием олицетворения: автор довольно жёстко обличает Невский проспект во лжи, говоря о том, что сам демон помогает ему в этом обмане.)
Учитель.
Невский проспект в изображении Гоголя — живое существо, наделённое определёнными человеческими качествами, главное из которых — лживость.
Невский проспект и люди на нём изображены в течение целого дня:
“Какая быстрая фантасмагория совершается на нём в течение одного толькодня!”(учащиеся записывают значение слова в тетради)
Слово фантасмагорияозначает:
1) Причудливые, удивительные изменения, превращения; 2) Световые картины, фигуры, получаемые при помощи оптических устройств: игра света и тени; 3) Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.
Безусловно, все эти значения присутствуют в повести. Неслучайно уже в начале Гоголь называет человеческое существование на Невском проспекте “фантасмагорией”, связывая его тем самым с обманом, иллюзией.
Задание для групп.
1. Каков же он, человек, в изображении Гоголя? Давайте найдём группу слов с лексическим значением «человек», «люди».(Учащиеся работают в группах ,читают текст, делают наблюдения, систематизируют полученные данные, сообщают результаты наблюдений.)
Группа 1 анализирует отрывок от слов «Начнем с самого утра…»
Группа 2 анализирует отрывок от слов «…ближе к двум часам…»
Группа 3 анализирует отрывок от слов « В три часа…»
Группа 4 анализирует отрывок от слов “С четырёх часов…”
Группа 5 «И, наконец, сумерки».
2. Какие слова из лексической группы «человек» вы обнаружили? (Учащиеся, работавшие в 1 группе, предъявляют результаты исследования: Человек, мужик, житель, мальчики, народ, гувернеры, чиновник.)
3. Перед нами имена существительные со значением лица. Какую информацию о человеке они несут? Подчёркивает ли автор какие-нибудь индивидуальные черты?
(Сословие, служебное и социальное положение, род занятий, возраст, пол. Индивидуальные черты не обозначены.)
4. Продолжаем наблюдать, как Гоголь изображает людей на Невском проспекте. (Учащиеся, работавшие во 2 группе, предъявляют результаты исследования: Все, окончившие довольно важные домашние задания …Поговорившие со своим доктором …Узнавшие о здоровье лошадей …Прочитавшие афишу …Те, которые служат в иностранных коллегиях …Встретите разговаривающих о концерте или о погоде).
5. Почему для описания людей Гоголь использует местоимения с относящимися к ним причастными оборотами, субстантивированные причастия, сложноподчинённые предложения? Какова их роль?
(Личность не важна, важна функция, действие, которое она выполняет.)
6. С помощью каких слов описаны прохожие?
(Бакенбарды, усы, тысячи сортов шляпок, платьев, платков, талии, дамские рукава.)
7. Почему это все – неодушевленные существительные? Как называется средство выразительности, которое при этом использует Гоголь?
(Для обозначения человека Гоголь использует неодушевлённые существительные с лексическим значением “часть тела” или “предмет гардероба”. Такой приём, когда вместо названия целого предмета используется название его части, называется метонимией).
8. Какие еще слова, обозначающие людей, вы обнаружили?
(Целое море мотыльков, …блестящая туча над чёрными жуками мужеского пола)
9. Почему автор использует для обозначения человека одушевлённые существительные со значением “насекомое”?
( Автор стремится подчеркнуть, что перед нами очень мелкие существа, которые, как правило, роятся в необыкновенном количестве. Снова подчёркивается отсутствие индивидуальности, массовая одинаковость.)
10. Какие слова, обозначающие людей, вы обнаружили?(Учащиеся, работавшие в 3 группе, предъявляют результаты исследования: …Титулярные, надворные и прочие советники……Молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари).
11. Почему называются лишь чины прохожих?
(Появление, скорее, не людей, а чинов, которое, кстати, сопровождается тоже неким обманом: “На Невском проспекте вдруг настаёт весна”. Но весна мнимая, это только зелёные вицмундиры чиновников. Но сколько же их должно быть, чтобы всё вокруг позеленело!)
12. Какие слова, обозначающие людей, вы обнаружили?
(Учащиеся, работавшие в 4 группе, предъявляют результаты исследования: Какая-нибудь швея, какая-нибудь жалкая добыча, какой-нибудь заезжий чудак, какая-нибудь длинная высокая англичанка, какой-нибудь артельщик)
13. Зачем повторяется неопределенное местоимение?
(Повтор неопределённых местоимений выражает пренебрежение, неважность означенных персон).
Учитель.
Гоголь активно использует приём обезличивания. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей. Достаточно сказать о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах, чтобы дать исчерпывающее представление о пёстрой петербургской толпе. Невский проспект – парадная часть города – представляет весь Петербург.
Огромное количество людей прошло перед нами, но ни одного лица мы не увидели. Лишь отдельно существующие части тела, предметы гардероба, должности и чины, заместившие собой человека. Человек - вещь, абстрактное понятие.
14. Для чего же человек-вещь существует в этом мире? Какова цель? Говорит ли об этом Гоголь? (Учащиеся, работавшие в 5 группе, предъявляют результаты исследования: Невский проспект оживает и начинает шевелиться. Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное… (приём градации)
Учитель.
Цель, только что обозначенная автором, тут же сводится к нулю. А люди превращаются в длинные тени.
Здесь вы встретите почтенных стариков, которые с такой важностью и с таким удивительным благородством прогуливались в два часа по Невскому проспекту. Вы их увидите бегущими так же, как молодые коллежские регистраторы, с тем, чтобы заглянуть под шляпку издали завиденной дамы…
Важность и благородство оборачиваются обычной пошлостью. Важности и благородства тоже нет, есть только видимость.
15. Автор разоблачает Невский проспект ещё в первой части. Какова же тогда роль восклицаний, выражающих восхищение автора, в начале повести? (Это тоже не настоящее восхищение. Оно лишь подчёркивает авторскую иронию. Именно ирония свергает изображаемый предмет с его мнимой высоты.)
IV. Учитель.
Красота? Что, связанное с понятием красоты, есть на Невском проспекте?
Коммуникация?Общаются ли люди друг с другом, взаимообогащаются ли личности?
Выставка? А что показано как лучшее произведение человека?
Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!
Образ Петербурга в восприятии Гоголя всегда двойственен, внутренне контрастен. В сущности, в повестях нет единого, цельного образа города. Богатые и бедные, беспечные бездельники и горемыки-труженики, преуспевающие пошляки и благородные романтики. Но это город – воплощение всех безобразий и несправедливостей, творящихся в полицейско-бюрократической России. Это город, где «кроме фонаря, всё дышит обманом».
Владимир Набоков так сказал о Петербурге Гоголя: “Петербург: смазанное отражение в зеркале, призрачная неразбериха предметов, использованных не по назначению; вещи, тем безудержнее несущиеся вспять, чем быстрее они движутся вперёд; бледно-серые ночи, вместо положенных чёрных, и чёрные дни…”
V. Домашнее задание: составить письменное высказывание по теме урока.
Список использованной литературы.
1. Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. В 2-х т.т. – М.: Искусство, 1986г.
2. Гоголь Н.В. Повести. Драматические произведения. – Ленинград: Художественная литература, 1983г.
3. Машковец Н.Г. Гоголь в кругу художников. – М.: Искусство, 1955г.
4. Храпченко М.В. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984г.