РАЗДЕЛ VI. Драматические и лироэпические жанры. Поэма. Баллада. Басня
Задание 6.1. Выполните тестовые задания:
1. Басня – это:
1) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
2) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл;
3) короткое стихотворение о жизни зверей;
2. Мораль басни – это:
1) начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным выводом;
2) начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями;
3) заключительные строки басни, в которых читатель узнаёт, что стало с героями в конце;
3. Автором басен «Свинья под Дубом», «Волк на псарне», «Ворона и Лисица» является:
1) И.А. Крылов;
2) Эзоп;
3) М.В. Ломоносов.
4. Из какой басни взяты следующие строки: «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»?
1) «Волк на псарне»;
2) «Свинья под Дубом»;
3) «Ворона и Лисица».
5. Из какой басни взяты следующие слова: «Спой, светик, не стыдись!»?
1) «Волк на псарне»;
2) «Свинья под Дубом»;
3) «Ворона и Лисица».
6. Из какой басни взяты следующие слова: «Ты сер, а я, приятель, сед...»?
1) «Волк на псарне»;
2) «Свинья под Дубом»;
3) «Ворона и Лисица».
7. Какой персонаж басни «Свинья под Дубом» попытался остановить Свинью, подрывавшую корни Дуба?
1) Коршун;
2) Сокол;
3) Ворон.
8. В чём состоит мораль басни «Свинья под Дубом»?
1) обличение невежд, которые с неуважением относятся к просвещению и злом отвечают на добро;
2) обличение невежд, которых устраивает их небольшой запас знаний;
3) обличение невежд, которые ничего не делают для людей и государства.
9. Как автор называет Лисицу из басни «Ворона и Лисица»?
1) голубушка;
2) плутовка;
3) царь-птица.
10. Какие события из истории России запечатлел И.А. Крылов в басне «Волк на псарне»?
1) войну с Наполеоном в 1812 году;
2) войну с фашистами в 1941-1945 гг;
3) войну с японцами в 1904-1905 гг.
Задание 6.2. Выполните тестовые задания по произведению Лермонтова М.Ю. «Бородино»:
1. Бородино – это:
1) село под Москвой;
2) деревня под Смоленском;
3) город под Вязьмой;
4) поле в окрестностях Киева.
2. Бородинское сражение произошло во время:
1) Отечественной войны с Наполеоном в 1812 году;
2) войны с Турцией в 1828 году;
3) русско-турецкой войны в 1877 году.
4) Великой Отечественной войны с фашистами в 1942 году.
3. Главнокомандующим русскими войсками во время Бородинского сражения был:
1) Александр Суворов;
2) Михаил Кутузов;
3) Георгий Жуков;
4) Константин Рокоссовский.
4. От чьего лица ведется повествование о Бородинском сражении?
1) от лица юноши, который разговаривал с очевидцем сражения;
2) от лица старого солдата – участника Бородинского сражения;
3) от лица автора произведения;
4) от лица командующего русской армией.
5. Чем занимались русские солдаты перед сражением?
1) Они ликовали от возможности «изорвать мундиры о русские штыки»;
2) Солдаты легли отдыхать, чтобы с новыми силами дать отпор французам;
3) Они тщательно готовились к бою: «нашли большое поле», «построили редут», «забил заряд я в пушку туго», «кто кивер чистил», «кто штык точил»;
4) Русские воины стали писать домой письма, в которых рассказывали о предстоящем сражении.
6. Кому принадлежат слова: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!»?
1) Кутузову;
2) рассказчику;
3) храброму полковнику;
4) императору Александру I.
7. Чем закончилось Бородинское сражение?
1) Французская армия под предводительством Наполеона сдалась в плен русским;
2) Французы отступили;
3) Русская армия потерпела поражение, поэтому спасалась бегством;
4) Кутузов отдал приказ настичь убегавших французов.
8. В чём заключается идея стихотворения? Укажите неверный ответ.
1) М.Ю. Лермонтов хотел показать в подробных деталях ход Бородинского сражения;
2) Автор стремился передать безграничную любовь к Родине и патриотизм русских людей во время войны с Наполеоном;
3) М.Ю. Лермонтов восхищается подвигом русских солдат, которые не жалели своей жизни ради спасения Отчизны;
4) Идея этого стихотворения заключается в авторских словах: «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя...».
9. Какое лексическое значение имеет слово «бивак» в следующей строке: «Но тих был наш бивак открытый…»?
1) артиллерийский снаряд;
2) солдат или офицер кавалерии;
3) высокий головной убор у военных;
4) стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.
10. Какое лексическое значение имеет слово «картечь» в предложении: «Пора добраться до картечи!»?
1) артиллерийский снаряд;
2) станок, на который укрепляется пушка;
3) полевое укрепление, обнесённое валом;
4) солдат или офицер легкой конницы.
РАЗДЕЛ VII. История литературы: основные литературные направления.
Задание 7.1. Выполните тестовые задания:
1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество Тургенева И.С. и принципы которого нашли своё воплощение в романе «Отцы и дети».
1) сентиментализм;
2) романтизм;
3) символизм;
4) реализм.
2. Назовите поэтическое течение начала XX века, которое представлял Маяковский В.В. в ранний период своего творчества.
1) символизм;
2) акмеизм;
3) футуризм;
4) романтизм.
3. Назовите поэтическое течение начала века, которое ознаменовало начало Серебряного века русской поэзии, но позже было вытеснено с поэтического олимпа акмеистами и футуристами.
1) символизм;
2) имажинизм;
3) импрессионизм;
4) романтизм.
4. Назовите литературное направление, в рамках которого протекало творчество русского драматурга Фонвизина Д.И., автора пьес «Недоросль» и «Бригадир».
1) сентиментализм;
2) классицизм;
3) романтизм;
4) символизм.
5. Как называется литературное направление, возникшее в России в начале 19 века, к которому принадлежит творчество В.А. Жуковского?
1) романтизм;
2) сентиментализм;
3) реализм;
4) символизм.
6. Назовите литературное течение, к которому относится раннее творчество Ахматовой А.А.:
1) символизм;
2) футуризм;
3) акмеизм;
4) романтизм.
7. Укажите название русской литературной группировки 20-х годов XX века, провозглашавшей победу самоценного образа над смыслом и идеей. Представителем этой литературной группировки являлся С.Есенин.
1) экспрессионизм;
2) сентиментализм;
3) имажинизм;
4) импрессионизм.
8. Укажите название течения в европейской и американской литературе второй половины XVIII века – начала XIX века, провозглашавшего культ естественного чувства, природы. В русской литературе представителем этого течения был Карамзин Н.М.
1) сентиментализм;
2) романтизм;
3) имажинизм;
4) реализм.
9. Направление в литературе и искусстве первой четверти ХХ века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства.
1) сентиментализм;
2) романтизм;
3) акмеизм;
4) экспрессионизм.
10. Направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Особенности этого направления отразились в поэзии Фета А.А.
1) реализм;
2) романтизм;
3) импрессионизм;
4) имажинизм.
Составила канд. филол. наук, доцент Зиангирова Эльвира Минсабировна