Искусство модернизма и авангарда Западной Европы
Министерство образования и науки Украины
Одесская государственная академия строительства и архитектуры
Архитектурно-художественный институт
Кафедра рисунка, живописи и архитектурной графики
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По организации самостоятельной работы студентов при изучении
дисциплины «Современное изобразительное искусство» к разделу
«Искусство модернизма и авангарда
Западной Европы первой половины ХХ века»
Специальность – 6.020205
«Изобразительное искусство»
Образовательно-квалификационный уровень «Бакалавр»
ОДЕССА – 2015
УДК 73.04. УТВЕРЖДЕНО
Ученым Советом
Архитектурно-художественного института ОГАСА,
протокол № 8 от 27 мая 2015 г.
Составители:
Кубриш Н. Р.,кандидат искусствоведения, доцент
Рецензенты:
Носенко А. И., доцент кафедры изобразительного искусства художественно-графического факультета Южноукраинского национального педагогического университета им. К. Д. Ушинского,
кандидат искусствоведения;
Поржнякова Н. Е., кандидат искусствоведения, преподаватель высшей категории ОХУ им. М. Б. Грекова
Методические указания к разделу «Искусство модернизма и авангарда Западной Европы первой половины ХХ века» предназначены для организации самостоятельной работы студентов 4-го курса специальности 6.020205 «Изобразительное искусство» при изучении дисциплины «Современное изобразительное искусство», а также могут быть использованы студентами других художественных специальностей. Методические указания содержат конспект лекций, изобразительный ряд памятников искусства, а также вопросы и задания для самопроверки и подготовки к зачету, темы рефератов и докладов, список рекомендуемой литературы.
Ответственный за выпуск:зав. кафедрой рисунка, живописи и архитектурной графики, к. арх., профессор Трутнев И. А.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………......……………………………………….…4
Искусство модернизма и авангарда Западной Европы
первой половины ХХ века……………………………………………………………...6
1.1. Особенности и характеристики искусства Западной Европы первой половины ХХ века……………………………………………………..........….6
1.2. Фовизм – стремление к свободе…………………………..........................…...7
1.3.Экспрессионизм – драма личности……………………….......................…...11
1.4. Творческие объединения художников экспрессионистов:
группы «Мост» (1905) и «Синий всадник» (1910)………………..............….......16
1.5. Кубизм: если мир плох – виновато зрение ………………………....……….22
1.6. Футуризм – движение времени будущего……………………..……..……...26
1.7. Дада – искусство без искусства……………………………………….….......29
1.8. Метафизическая живопись…………………………………………….......…31
1.9. Сюрреализм – лабиринты подсознания………………………………...…...33
1.10. Абстрактное искусство: выход в бесконечность……………………..........37
1.11. Основные тенденции развития скульптуры………………………….....….40
1.12. Баухауз – первая школа художественного конструирования……….........43
2. Темы рефератов и докладов……………..............................………………………45
3. Вопросы и задания для самопроверки и подготовки к зачету…...................…46
4. Рекомендуемая литература...................................................................................…48
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Современное изобразительное искусство» является одной из базовых в подготовке специалистов по направлению «Изобразительное искусство», поскольку повышает общий культурно-эстетический и художественный уровень студентов, знакомит с лучшими образцами современного мирового и отечественного изобразительного искусства. Изучение данной дисциплины имеет значение для понимания будущих специалистов основных аспектов творческого процесса художественного отражения действительности и выразительных средств, используемых художником для реализации своего замысла. Знания, умения и навыки, которые получают студенты в результате изучения дисциплины «Современное изобразительное искусство» необходимы для полноценного и глубокого осмысления многогранного процесса развития современного мирового и отечественного изобразительного искусства и способствуют плодотворному профессиональному творчеству.
Предметом дисциплины «Современное изобразительное искусство» является изучение мирового и отечественного современного изобразительного искусства ХХ века на основе исторически-документального материала и художественного наследия.
Основными целями преподавания данной дисциплины являются:
· формирование у будущих специалистов целостного восприятия современного искусства и культуры на основе знаний истории мирового и отечественного изобразительного искусства ХХ века;
· понимание искусства как формы общественного сознания, образного познания и отражения окружающего и духовного мира, психологического и эмоционального состояния человека;
· побуждать студентов к творческому осмыслению явлений современной культуры и искусства.
Основные задачипреподавания дисциплины:
· раскрыть понятия, характерные черты и принципы современного зарубежного и отечественного искусства;
· выявить объективные причины возникновения искусства модернизма и авангарда XX века;
· рассмотреть социально-исторический и культурный контекст и процесс становления искусства модернизма и авангарда;
· рассмотреть художественный язык, содержание, формы, средства и методы выражения новой визуальности, инициированной искусством модернизма;
· выявить основные закономерности и факторы (исторические, социально-политические, экономические, философско-эстетические и художественные) формирования и развития изобразительного искусства ХХ века;
· изучить историю развития и формирования основных художественных направлений, объединений, группировок, школ и искусства модернизма и авангарда;
· ознакомится с философско-эстетическими, художественно-формальными, стилевыми, концептуальными источниками современных художественных школ, направлений, группировок, объединений;
· рассмотреть и изучить творческую биографию выдающихся зарубежных и отечественных художников ХХ века.