Общее понятие о литературном роде. Принципы классификации литературных родов
Родовые и жанровые формы литературы нарушают принцип исторического развития литературы. Родовые и жанровые формы содержательны. Важна роль абстрактной содержательности, она затрудняет понимание литературных родов.
Эпос, лирика, драма-основное деление на роды.
Дихотомическое деление: на монологический род(эпос, лирика) и диалогический род(драма). В 20 веке выделяли еще и 4-ый род литературы- роман или сатира. Но основным является деление на 3 рода.
Классификация литературных родов.
1 Еще Платон выделял родовые формы по формальным признакам. Рассказ от лица самого поэта-это лирика. Рассказ, построенный на подражании- драма. Рассказ, построенный на смешанном способе- эпос. Лирика противостоит драме, а эпос является смешанным родом по Платону.
2 Аристотель тоже определял роды по формальным признакам, по способу отражения, подражания.
Эпос противопоставляется лирике. Это объективный род. Лирика- нечто субъективное. Драма- подражает действию. Аристотель намечает классификацию по предмету изображения.
Революционер- демократы проводили классификацию литературных родов по Платону и Аристотелю. Эта классификация неточна.
Принцип дифференциации литературных родов использовался Веселовским, Днепровым, Чернышевским и др.
Принцип на основе содержательных различий определился в немецкой эстетике: Шиллер, Гете, и др. Гегель различал литературные роды по способу познания: эпос-это объект; лирика-субъект; драма- синтетический, объективно-субъективный род.
Все эти традиции характеристики родов получили свое распространение. Классификация Гегеля считалась общепризнанной, ее поддерживал Белинский.
В литературе чистые родовые формы практически не встречаются, по мнению Белинского.
Категория рода распадается на 2 понятия:
1) которая определяется по формальным признакам( традиция Платона и Аристотеля);
2) которая определяется по содержательным признакам( Гегель, Белинский).
Дается психологическая и лингвистическая трактовка литературных родов.
Психологическая: литературный род- художественная трансформация человеческой психики.
чувство- лирика
воля- драма
мысль-эпос
воспоминание-лирика
представление-эпос
усилие-драма
Лингвистическая трактовка: родовая принадлежность определяется по языковым категориям. 1-е лицо-лирика, 2-е лицо-драма, 3-е лицо-эпос. Лингвистическое и психологическое учения переплетались между собой. Э. Штайгер « Основные понятия поэтики». Автор начинает отрицать родовые категории, т. к. чистых родовых форм в литературе нет. Он предлагает идти от родового членения литературы.
Родовые формы связаны с психикой и языком , но не подменяют их.
Многие ученые предлагали отказаться от литературного рода( Анечков, Потебня и др.)
Дихотомическое деление на роды поддерживал Л.И. Тимофеев. Род он предлагал называть жанром. Он характеризует лирику и эпос , но выделяет и 3-й род-драму.
Эпос: характер человека изображается через событие.
Лирика: характер создается через переживание.
Гуляев уточнял гегелевскую триаду по отношению окружающей действительности к человеку. Он выделяет 3 типа связи: человек и общество-эпос, конфликт между характерами- драма, переживание-лирика.
Гуляев различает родовые формы по содержанию конфликта.
В. Кожинов устанавливает то, что в каждой классификации есть некий сбой. Он исходил из гегелевской классификации; категории события и действия лежат в основе разграничения эпоса и драмы. Драма оказывается шире и глубже других родовых форм, но событие шире действия, значит эпос является синтетическим родом, а не драма. Кожинов усмотрел это противоречие. Эпос-наиболее сложная и емкая литературная форма.
3 родовые формы соотносятся друг с другом по разным признакам. Лирика коренным образом отличается от эпоса и драмы, меньше различий между эпосом и драмой.
Лирику нельзя превратить в эпос и драму ,но возможна трансформация эпоса в драму. Лирика лишена изобразительных элементов, которые обязательны в драме и эпосе.
Различия между эпосом и драмой не говорят о том, что существует 2 рода: лирика и эпос + драма. Эпос и драма никогда не выступают вместе в 1-н и тот же период ( по мнению Кожинова).туры последовательность родов: эпос- лирика- драма.
Веселовский придерживался традиций Платона и Аристотеля « Историческая поэтика».Исходной точкой развития лит. родов Веселовский считал синкретизм первобытного искусства , в нем он выделял обрядовую хорею( обрядовая, хоровая песня с танцами; искусство слова сливается с музыкой, танцем и пантомимой).Из обрядовой хореи Веселовский выделял все основные роды и некоторые жанры. Эпические формы выделяются прежде всего из обрядовой хореи, в которой есть определенный ритм. Появляются устные народные эпопеи(«Илиада» и «Одиссея» Гомера). Так появляется эпос.
Из обрядовой хореи выделяется лирика. Ритм подчинял себе словесный текст, припевы(ритмизованные эмоциональные отклики). Появляется ритмическая форма, чтобы воплотить ритмическое содержание. Сначала эти припевы были двустрочными , они могли исполняться отдельно от обрядовой хореи. Так возникла лирика.
Из обрядовой хореи выделяется и драма. Завязывается диалог между корифеем и хором, затем появляются актеры, исчезает хор. Так вычленяется драматическая форма.
М. Коган « Морфология искусства». Формирование родов шло под влиянием других видов искусств. Первоначально искусство было синкретическим. Организующую роль играл ритм.
На возникновении поэтической формы повлияла музыка, т. к. она ритмична. Лирика в искусстве слова остается музыкой в литературе. Лирика и по содержанию, и по форме появляется под влиянием музыки.
Драма- более сложная форма, она осваивает действия, в ней есть и субъективное начало. На развитие драмы повлияла пантомима синкретического ( мусического) комплекса. Основная форма драмы- диалог. Драма генетически и структурно связана с актерским творчеством.
Эпическое творчество – самая сложная форма. Слово должно обрести полную свободу от других искусств. Эпос первоначально выделяется по содержанию.
Родовые категории разными сторонами соотносятся друг с другом. Их характеризуют по системе признаков . Главным является освоение содержания.
В понятие рода входит состав и связь элементов. Род характеризует объем произведения: эпос- просторность, драма- ограниченный размер, лирика-сжатость.
Своеобразны и композиционно-стилевые формы: лирика- монологичность, драма- диалогичность, эпос-смешанность.
Каждый род характеризует способ сцепления частей произведения. Эпос- присоединение самостоятельных эпизодов, драма- тесная связь сцен, лирика- единство сюжета, эпос- замедленность и перфектность ( прошедшее время), драма- устремленность в будущее время, быстрота, лирика- мгновенность, точность, современность.