Тема 2.1. Гжельский керамический промысел в XIX столетии.
Гжель - ведущий керамический центр страны.
Мастер Н.Максимов и его изобретение - гжельский полуфаянс. Новое живописное направление в росписи. Новая кистевая техника нанесения мазка. Воцарение синего цвета на белом фоне. Изготовление гжельцами тонкого фаянса.
1812-1815 гг. – появление первых фарфоровых заводов в Гжели. Правительственная политика государства по ограничению ввоза фаянса из-за рубежа.1830-1840 гг - расцвет гжельского полуфаянсового производства. Освоение мастерами способов художественной обработки фаянса: переводная печать, живопись, цветной полив, рельеф. Мануфактура братьев Ф.Н. и П.Н. Тереховых и А.Л. Киселева. «Бронзовые изделия» мастера А.Л. Киселева. Русский Стаффордшир. Возникновение фаянсовых и большинства фарфоровых заводов в Гжели. Промышленность - крестьянская, кустарная. Создатели - крестьяне - гончары.
Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений Гжельского керамического производства во всех его отраслях. Реформа 1861 года. Ускоренное развитие капитализма в России.
Вторая половина столетия - промышленный кризис. Сокращение керамического производства и разорение фабрик в Гжели.
Механизация декорирования изделий на предприятиях Барминых и Храпунова. Вырождение художественного искусства местных мастеров, утрата росписи.
Экономическое состояние керамической промышленности в конце 80-х годов - стремительная концентрация производства, резкое расширение больших предприятий и сокращение числа мелких.
Усложнение на рубеже XIX - XX вв. процесса производства керамики. Появление мануфактур, товарного и детального разделения труда, конкуренции.
Творческая деятельность Г.В. Монахова.
Благотворительность, как одно из явлений социокультурного развития Гжели.
Вопросы для самоконтроля:
1. Расскажите о разделении в начале XIX в. крестьянского населения Гжели на социальные группы.
2. В чем заключается особенность декорирования гжельских майоликовых изделий?
3. Чем отличается мануфактура Тереховых и А.Л.Киселева от других аналогичных мануфактур?
4. Что нового внес А.Л.Киселев в керамическое производство?
5. Какое значение для развития керамического производства Гжели имел контроль Департамента уделов за работой мануфактуры Тереховых и А.Л.Киселева?
6. Назовите владельцев наиболее крупных майоликовых заводов.
7. Как происходила организация кустарного гончарного производства в 1860 – 1870-х годах?
8. Почему было введено преподавание рисования в Гжельском и Турыгинском училищах в начале 1880-х годов?
9. Каковы важнейшие открытия Г.В. Монахова в области керамического производства?
10. Какова роль Строгановского художественно-промышленного училища в развитии художественного образования в Гжели?
11. Характер развития фарфоро-фаянсовой промышленности России (Гжели) во второй половине ХIХ века.
12. Монополизация фарфоро-фаянсовой промышленности России «Товариществом М.С.Кузнецова».
13. Как повлияла политика государства на развитие керамического производства в Гжели?
14. Какова роль администрации Удельного ведомства в развитии производства фаянса в Гжели?
15. Назовите правительственные указы (нач. ХIХ в.), способствующие развитию отечественной фарфоро-фаянсовой промышленности.
16. К чему привела во второй половине ХIХ века механизация фарфоро-фаянсового производства?
17. Назовите крупные фарфоро-фаянсовые мануфактуры Гжели (середины ХIХ в.).
18. Какова основная тенденция развития Гжельского керамического промысла во второй половине ХIХ века?
19. С какой целью администрация Удельного ведомства в 1801 году послала крестьян из Гжельской волости в Санкт-Петербург?
20. Что определило выбор цветового решения в росписи гжельского фаянса?
21. Что обусловило в первой половине XIX века смену стилей гжельских изделий?
22. Какую роль играли попечительство и благотворительность в истории гжельского художественного промысла?
Основная литература: 1-4.
Дополнительная литература: 1, 5-8, 13, 14, 22.
Семинар по теме:Гжельский керамический промысел в XIX столетии.