Менеджмент в системе экономических дисциплин, основные функции курса и методология его изучения
«Менеджмент в сфере культуры и искусства» как учебная дисциплина включается в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и в качестве обязательного федерального компонента входит в учебные планы подготовки бакалавров по направлению 522809 — искусства и гуманитарные науки.
Как научная дисциплина менеджмент относится к системе экономических наук. В этой системе выделяют три основные группы (подсистемы) экономических наук:
общие экономические науки, изучающие производственные отношения в общетеоретическом и историческом плане (экономическая теория, экономическая история, история экономических учений);
специальные экономические науки, рассматривающие отдельные стороны и функции производственных отношений и их существенные черты на всех уровнях экономики (менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет и др.);
• отраслевые экономические науки, которые изучают особенности производственных отношений в отдельных отраслях и подотраслях национальной экономики, а также закономерности и тенденции конкретной отрасли (экономика отрасли, экономика фирмы). Менеджмент следует отнести как к специальным, так и отраслевым экономическим наукам в зависимости от объекта изучения. Например, менеджмент в сфере культуры и искусства изучает управление производственными отношениями в процессах воспроизводства интеллектуальной собственности и на ее основе исследует возможности подготовки человеческого капитала. Подготовка высокообразованной, квалифицированной рабочей силы является одной из первостепенных задач менеджмента в сфере культуры и искусства и его непосредственной функцией.
В общетеоретическом плане менеджмент выполняет следующие основные функции в сфере культуры и искусства, которые позволяют лучше понять роль этой дисциплины в общей системе экономических дисциплин.
Научная функция. Формируя основные понятия и закономерности хозяйственной деятельности в системе культуры и искусства, менеджмент теоретически осмысливает и практически осваивает сложные процессы, связанные с подготовкой, распределением и использованием интеллектуальной собственности.
Познавательная функция. Менеджмент выявляет закономерности управления экономикой, определяет сложные взаимосвязи различных экономических процессов в сфере культуры и искусства.
Прогностическая функция. В менеджменте для принятия решений важное значение имеют экономические прогнозы и вероятностные показатели (в частности, для предсказания успеха или неудачи, совершенствования структуры интеллектуальной деятельности).
Практическая функция. Познав закономерности развития экономических процессов в системе культуры и искусства, менеджмент определяет пути реализации экономических идей, инновационных технологий.
Реализация основных функций менеджмента осуществляется в единстве с экономическими, естественными, математическими, техническими, педагогическими, психологическими, юридическими и социальными знаниями.
Курс «Менеджмент в сфере культуры и искусства» — это учебная дисциплина, поэтому к ней неправомерно предъявлять такие же требования, как к соответствующей области экономической науки. Учебный курс включает темы, в которых рассматриваются хозяйственные ситуации для иллюстрации и аргументации теоретических положений, содержится понятийный аппарат и методология, присутствующая в данной области науки и в учебной дисциплине.
Методология — это учение о научном методе познания, принципы и способы организации теоретической и практической деятельности. Научное познание ставит своей целью проникнуть в сущность процессов и явлений и в их взаимосвязи, раскрыть и научиться использовать причины и источники развития этих процессов и явлений.
В менеджменте как науке применяются следующие методы научного познания: наблюдение объекта исследования, сбор, обработка и изучение полученной информации об объекте исследования посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции, комплексного и системного подходов; разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, моделирование в логических и математических формах.
Наиболее широко в курсе используется метод научной абстракции, т.е. представления о предмете и объекте исследования освобождены от частного, случайного, нетипичного, кратковременного, единичного и, напротив, ведется поиск в них существенного, общего, постоянного. Далее начинается движение от общего к частному.
Логика курса содержит ответ на вопрос: при каких условиях действительны высказанные положения. Эти условия всегда характеризуются ограниченностью ресурсов для производства материальных и нематериальных благ, поэтому в процессе изучения курса должны быть получены ответы на вопросы: что? как? для кого? когда?
Следовательно, цель и задачи курса «Менеджмент в сфере культуры и искусства» состоят в выработке у будущего менеджера — бакалавра искусств и гуманитарных наук конкретных знаний и практических навыков, позволяющих управлять интеллектуальной и трудовой деятельностью персонала организаций культуры и искусства через систему мотивации труда; принимать научно обоснованные управленческие решения; структурировать деятельность других людей; управлять организацией. Знать основные положения и практический инструментарий менеджмента необходимо каждому специалисту, занятому в сфере деятельности культуры и искусства. Именно поэтому в пособии изучаемые проблемы рассматриваются в разрезе отдельных отраслей культуры и искусства — музейного дела, изобразительного искусства, кинематографии, шоу-бизнеса, художественных промыслов.
Таким образом, менеджмент — самостоятельный вид профессиональной деятельности, а менеджер — субъект этой деятельности, профессионал-управленец. Объектом его деятельности является хозяйственная и интеллектуальная деятельность организации в целом или конкретная ее сфера.
Категория «менеджер» применительно к конкретному человеку выражает принадлежность его к профессии управляющего, высшим уровнем которого является руководитель. Однако независимо от степени профессионализма и практических навыков менеджер должен владеть следующим философско-этическим инструментарием:
- уважать личное достоинство каждого работника и считать его неприкосновенным;
- постоянно изучать людей, знать нужды и интересы персонала организации;
- считать, что главное в общении с персоналом — это его доверие;
- считать, что гарантией человеческой и деловой порядочности являются справедливость и совесть;
- уметь раскрыть интеллектуальный потенциал людей, что считается высшим показателем управленческого мастерства;
- быть примером непрерывного духовного и профессионального совершенствования;
- вести разумный образ жизни.
Следует иметь в виду, что в отличие от предпринимателя, который является владельцем активов организации, менеджер — это
управляющий, прошедший специальную подготовку и получивший профессию управленца, основными функциями которого являются координация деятельности организации на всех уровнях ее управления и работа с персоналом организации. Менеджер является наемным работником.
В сфере искусства и гуманитарных работ менеджер должен владеть технологиями производства и удовлетворения интеллектуальных и духовных потребностей членов общества на основе знаний науки об обществе и науки о человеке. Эта сфера по ОКОНХ (Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства) отнесена к отрасли национальной экономики под названием «Культура и искусство», в которой в 2003 г. было занято 1086 тыс. чел., или 1,7% занятых в экономике России. В перспективе следует ожидать рост численности занятого населения в этой сфере экономической деятельности.
В наше время культура и искусство сами превратились в сферу экономической деятельности, производящую предметы потребления — товары и услуги. Современный уровень развития культуры и искусства характеризуется необходимостью использования экономических ресурсов — материальных, финансовых, трудовых, земельных, информационных, интеллектуальных, среди которых большая доля принадлежит затратам «живого труда» и средствам на его оплату. Это объясняется тем, что продукты и услуги (результат) культурной деятельности создаются живым трудом, в основном квалифицированным и творческим. В последнее время сферу культуры характеризуют как отрасль экономики, использующей все более возрастающий объем материальных средств, необходимых для создания культурных продуктов непосредственно, а также их потребления, что включает качество услуг или делают возможным оказание именно такой услуги. Возрастает роль и материальных средств, необходимых для «неорганизованного», домашнего потребления продукта культуры, наличие которых у населения стимулирует особые формы результатов культурной деятельности, представленных в предметной форме.
Культура и искусство в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре включает следующие виды деятельности:
- охрану, сохранение, использование и популяризацию культурного наследи*;
- художественную литературу, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектуру и дл*айн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; кинематографию и иные аудиовизуальные искусства;
- художественные народные промыслы и ремесла, народную культуру (языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы);
- самодеятельное (любительское) художественное творчество; сохранение, изучение и демонстрацию музейных предметов и коллекций, книжных памятников и иных культурных ценностей, архивных документов;
- коллекционирование культурных ценностей;
- библиотечное дело, создание произведений печати, их распространение и использование;
- эстетическое и художественное воспитание, образование, педагогическую деятельность в этой области;
- научные исследования в сфере культуры и искусства;
- международные культурные обмены;
- деятельность, в результате которой сохраняются и осваиваются культурные ценности.
Результаты культурной деятельности могут существовать в материально-вещественной форме и в самой живой деятельности создателя как услуги, принимающие в рыночных условиях форму товара. Причем материально-вещественная форма характерна для культурных ценностей, воплощенных в материальных носителях — книгах, картинах, аудио- и видеопродукции. Следует отметить и средства, при помощи которых доводят до потребителя произведения культуры, к которым относят все технические средства воспроизведения: аудио- и видеотехнику, кинопроектное оборудование и т.д. Среди средств культуры следует выделить аудиовизуальные произведения, которые непосредственно связаны с домашним воспроизведением и находятся, как правило, в личной собственности, а также принадлежат корпоративным потребителям и необходимы для организации коллективного, организованного потребления культурных благ. Выделение разных видов средств культуры обусловлено различными по форме условиями потребления культурных ценностей.
Услуги культуры также подразделяются на два вида:
- услуги непосредственных исполнителей (актеров, певцов и т.д.), оказываемые конкретно потребителю (зрителю, слушателю);
- услуги, связанные с освоением культурных благ, находящихся в предметной форме, услуги библиотек, кинотеатров музеев, картинных галерей и т.д.
Результаты культурной деятельности, принимающие предметно-вещественную форму, обращаются как потребительские товары. Услуги в нематериальной форме в силу их специальных особенностей требует особого режима воспроизводства. Характеристики результата культурной деятельности, выступающей в форме услуги, состоят в следующем:
- неотделимости от создающего источника;
- совпадении производства и потребления;
- неосязаемости;
- непостоянстве качества, его зависимости от исполнителя;
- уникальности;
- повышенном значении условий их оказания (комфортность и т.д.);
- количественных показателях, как это показано в приложении 1 (число спектаклей, киносеансов, экскурсий, клубных мероприятий и т.д.).
Эти показатели могут измеряться в абсолютных и относительных показателях (на 1 тыс. и 10 тыс. чел. населения). Для сферы культуры и искусства это имеет определенное значение. Достоинства и недостатки этих показателей очевидны, поскольку, с одной стороны, они позволяют осуществлять мониторинг культурного обеспечения отдельных субъектов РФ, муниципальных образований, а с другой — не отражают реального объема культурных благ и услуг, потребляемых населением этих административно-территориальных образований, так как рост количества учреждений культуры может сопровождаться не только повышением, но и снижением количества посетителей. Натуральные показатели не позволяют в силу их несоизмеримости дать сводную картину уровня культурного обеспечения населения, а также отразить изменения структуры потребления.
Универсальными являются показатели в денежной оценке потребляемых населением культурных благ и услуг (доходы учреждений культуры, бюджета, расходы семейного бюджета на культуру и т.д.). Однако убыточность большинства учреждений культуры, бесплатный или льготный характер предоставления ими услуг населению приводят к тому, что денежная оценка осуществляется по затратам учреждений или государства, что не совпадает с рыночной оценкой и создает определенные искажения реальных объемов услуг и культурных благ.
В учетной и плановой практике к показателям развития культуры и искусства принято относить:
• по библиотекам:
- количество библиотек, в том числе на 10 тыс. населения;
- количество книг в библиотеках в абсолютном и относительном выражениях;
- количество читателей;
• по учреждениям клубного типа:
- количество клубов, в том числе на 1000 тыс. населения раздельно для разного типа населенных пунктов (городское, сельское население);
- количество мероприятий и клубных объединений;
• по музеям:
- количество музеев в абсолютном и относительном значениях и количество посетителей;
• по упреждениям искусства:
- количество театров (в том числе по жанрам), их вместимость (в абсолютном значении и на 10 тыс. населения);
- количество мероприятий, а также валовой сбор денежных средств и собственных доходов;
• по кинематографии:
- количество произведенных кинофильмов;
- количество кинотеатров;
- количество киноустановок;
- количество зрителей;
- валовой сбор денежных средств;
• по радио и телевидению:
- объем передач в среднесуточном исчислении;
- средневзвешенный процент охвата населения теле- и
- радиовещанием.
Эффективность хозяйствования отдельной организации культуры и искусства в рыночных условиях также изменяется в зависимости от формы предоставления услуг населению. При платном оказании культурных услуг для организаций, получающих доходы, сопоставимые с расходами или превышающие их, можно использовать коммерческие показатели эффективности (прирост собственных доходов, рентабельность, снижение убыточности и т.д.). Однако в большинстве случаев эффективность хозяйственных операций определяется степенью рациональности использования ресурсов, либо теми же показателями посещаемости учреждения культуры и количеством посетителей, обслуживаемых одним работником учреждения культуры, а также — степенью заполнения залов и т.д. Для сравнения применяют некоторую (нормативную, среднюю) величину показателя.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Охарактеризуйте категорию «менеджмент» в различных трактовках.
- Раскройте содержание категории «менеджмент».
- Дайте ваше определение категории «менеджмент».
- Согласны ли вы с определением термина «менеджмент», приведенным авторами учебника?
- Назовите функции менеджмента.
- Каковы методологические основы изучения дисциплины «Менеджмент»?
- Назовите черты, характеризующие предпринимателя и менеджера. В чем их различие?
- Дайте характеристику видам деятельности в сфере культуры и искусства.
- Как оценивается эффективность деятельности отраслей сферы деятельности?
- В чем заключаются особенности сферы культуры и искусства?