Владимиро-Суздальская архитектура
Соборы удельных столиц и крупных монастырей строились по одному типу. Для них образцом служил созданный еще в 1078 году Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Это трехнефный, шестистолпный храм с одним куполом. Его интерьер представлял собой единое целое. Украшавшие собор русские живописцы отказались от мозаик и покрыли его стены только фресками.
Во второй половине XII века вновь началось объединение русских земель. К северу от Киева возвысился новый город Владимир. Расцвет строительства Владимиро-Суздальского княжества был подготовлен всей деятельностью князя Юрия Долгорукого.
На севере Руси князь Юрий основал многочисленные крепости. Он поставил соборы, которые не только имели культовое назначение, но и выполняли роль фортификационных сооружений. Это были небольшие четырехстолпные, однокупольные, трехапсидные постройки. Нередко расположенные рядом с городскими стенами, они отличались утяжеленностью своих пропорций, напоминая крепостные сооружения. Белокаменная (уже не смешанная) кладка со слабо заметными швами между четко очерченными квадрами подчеркивала гладь стены. Ее плоскость не нарушали делящие ее на три части мало выступающие лопатки, а также узкие, похожие на бойницы окна. Интерьер таких соборов был так же прост и аскетически строг, как экстерьер. Из многочисленных церквей, воздвигнутых Юрием Долгоруким, сохранились храмы: Спасо-Преображенский в Переславле-Залесском и Бориса и Глеба в Кидекше.
Возвышение Владимира и усиление всего княжества происходят при князе Андрее Боголюбском, который в своей политической деятельности опирался на горожан и мелких феодалов, заинтересованных в сильной княжеской власти и в ослаблении боярства. Андрею Боголюбскому помогали церковные деятели: чтобы поддержать его, они создавали многочисленные легенды о покровительстве ему Богоматери.
В эти годы вокруг Владимира воздвигаются земляные валы. С запада в город ведут ворота, сложенные из белого камня, в память о киевских названные Золотыми. Когда-то их высота достигала 14 метров.
При князе Андрее в 1158—1161 годах во Владимире строится кафедральный Успенский собор (кафедра митрополита перенесена князем Андреем из Киева во Владимир). Успенский собор (ил. 8) был выстроен на высоком берегу реки Клязьмы и стал центром архитектурного ансамбля столицы. Уже в выборе места для собора проявилась основная черта архитектуры этого времени — ее тесная связь с окружающей природой. Собор был трехнефным и одноглавым. Он стал не только религиозным, но также общественным и культурным центром. Здесь велось русское летописание. После пожара собор был перестроен.
Среди всех построек времени Андрея Боголюбского летопись на первом месте упоминает его княжеский замок. Место для своей резиденции князь выбрал в десяти километрах от Владимира. В центре Боголюбова располагался собор, разрушившийся в конце XVII века. Он был соединен переходом с дворцом, верхний этаж которого был парадный, а нижний использовался для хозяйственных целей. Зрительно весь комплекс построек непрерывной горизонталью объединял аркатурно-колончатый пояс, делящий стену на два равных яруса. Белый замок возвышался на берегу Клязьмы и был виден издалека, поэтому западный фасад собора, обращенный к дороге, связывающей Киев и Владимир, был подчеркнуто наряден. Сейчас от всего сложного комплекса сохранились одна башня и переход.
Самая замечательная постройка времени Андрея Боголюбского — церковь Покрова на Нерли (1165, ил. 10). Она была посвящена празднику, который был установлен только во Владимирском княжестве с целью укрепить его значение и подтвердить независимость в церковной политике от Византии. Идея праздника Покрова — помощь Богоматери княжеству и его людям, которых она защищает.
Как и храмы Юрия Долгорукого, эта церковь, стоящая на берегу реки Нерли, четырехстолпная, одноглавая и трехапсидная. Но на смену суровости и неподвижности прежней архитектуры приходит динамичность и легкость форм. Среди низких заливных лугов эта маленькая церковь особенно поражает своей устремленностью ввысь. Аркатурно-колончатый пояс проходит посередине стены. Колонки тесно сдвинуты и утоньшаются кверху. Арочка между ними приобретает слегка заостренную форму. Апсиды не выступают так сильно, как в постройках Юрия Долгорукого, но средняя несколько выше, чем боковые. Закомары, то есть три полукружия, завершающие стену и соответствующие по размеру полуциркульным сводам, перекрывающим нефы, имеют не такие плавные очертания, как в соборах, построенных Юрием, а тесно сдвинуты и круто подымаются вверх. Высокий барабан, несущий главу, прорезан узкими окнами, между которыми расположены полуколонки.
Резное убранство, характерное для всех построек, относящихся ко времени правления князя Андрея, здесь немногосложно, оно отвечает ясности архитектурного замысла. Резные камни расположены так, чтобы маскировались горизонтали рядов кладки и подчеркивалось движение вверх.
В центральной закомаре каждой из трех стен, кроме восточной с апсидами, расположен рельеф, посвященный библейскому царю Давиду. Давид поет псалмы, его слушают животные. Ниже проходит полоса девичьих масок, по сторонам прорезающих стены окон изображены львы с открытыми глазами как вечные стражи храма. В трактовке животных ясно ощутимо влияние народного искусства, в манере их исполнения сказалось воздействие резьбы по дереву.
В одухотворенной архитектуре храма, в ее тесной связи с окружающим пейзажем нашла выражение эмоциональность, характерная для всего бурного времени правления князя Андрея, времени борьбы за сильную княжескую власть, за объединение всех русских земель со столицей во Владимире. При преемнике князя Андрея, его брате князе Всеволоде Большое Гнездо, был восстановлен после пожара Успенский собор (1185 —1189). Строители окружили старое здание с трех сторон новыми стенами, создав таким образом дополнительные боковые нефы. По углам новой постройки поставлены еще четыре главы. Таким образом, этот храм стал пятиглавым, что в XV веке будет повторено в Успенском соборе Московского Кремля Аристотелем Фиораванти, восхитившимся спокойным величием владимирской архитектуры.
Рядом со своими дворцовыми постройками князь Всеволод воздвиг небольшую княжескую церковь (1194—1197), посвятив ее своему патрону святому Дмитрию. В архитектуре Дмитриевского собора во Владимире (ил. 9) много черт, близких церкви Покрова на Нерли. Но велики и отличия, приближающие ее к постройкам, созданным при Юрии Долгоруком. Как и Покровская церковь, здание вытянуто вверх, но вместо динамичности, столь характерной для храма Андрея Боголюбского, вновь появляется торжественно-замедленное движение масс. Перегруженная декором верхняя часть здания, расположение этого декора горизонталями, массивные апсиды, спокойные очертания закомар придают храму мужественное величие.
Нижняя, лишенная декора, часть собора оформлена с трех сторон (кроме восточной) перспективными порталами. Стоящие по сторонам от двери полуколонны, на капитель каждой из которых опирается пята арки, подчеркивают толщинy стены и как бы ведут к расположенному в глубине входу.
В центральной закомаре каждой из трех стен (кроме восточной) располагается изображение Давида. Со свитком в руке он представлен уже не как псалмопевец, но как проповедник. Вокруг него — сотни зверей, среди них и самые фантастические. Их фигуры чередуются с растениями и светскими (князь с сыновьями) и религиозными (Крещение) сценами. Здесь же — полет Александра Македонского на небо в корзине, которую поднимают птицы,— сюжет из распространенного на Руси средневекового романа «Александрия». Под арками аркатурно-колончатого пояса — изображения неподвижно стоящих святых и среди них русских князей Бориса и Глеба. Легкие и плоские рельефы, словно ковер, покрывают стену. Их строчное расположение напоминает народную вышивку, а резные полуколонки спускаются вниз, подобно бахроме, оторачивающей ткань.
Для оформления своего дворцового храма князь Всеволод пригласил фрескистов из того города, где он получил свое воспитание,— из Константинополя. Здесь, в Дмитриевском соборе, мастера, прибывшие из ведущего культурного европейского центра, каким была столица Византийской империи, работали вместе с русскими. На западной стене и в западной части свода центрального нефа они поместили одну из основных по своему значению композиций в храме. Сцена Страшного суда, грядущего прихода Христа на землю, напоминает верующим о том, что их ждет: Христос будет судить их за грехи.
В обеих частях огромной торжественной сцены, какой явилось здесь изображение Страшного суда (ил. 11), представлены сидящие апостолы. За их тронами стоят склонившие головы ангелы. Лица святых, написанных русскими мастерами, отличаются той мягкостью и душевной добротой, которой не видно в суровых образах святых, созданных византийскими фрескистами.
При Всеволоде ведется и монастырское строительство, совсем иное по своему характеру. Облик соборов Рождественского и Княгинина монастырей подчеркнуто аскетичен. Вместо белого камня здесь применен кирпич. Скульптурный декор отсутствует, и даже аркатурно-колончатый пояс заменен более простым, геометрического орнамента.
При преемниках Всеволода уже в первой половине XIII века продолжается строительство многочисленных храмов. Для таких из них, как Рождества Богородицы в Суздале и Георгиевского в Юрьеве-Польском, характерно введение притвора с каждой из трех сторон здания, за счет чего расширяется внутреннее пространство храма. Таким образом, архитектурный облик
соборов этого времени несколько усложняется, внешнее членение фасадов не в полной мере соответствует внутреннему делению храмов.
Купол и части стен Георгиевского собора уже в XV веке были разрушены во время землетрясения. Приглашенный для реставрации этого храма из Москвы В. Д. Ермолин внимательно отнесся к поставленной перед ним задаче и стремился бережно восстановить собор в старых формах. Когда-то рельефы сплошным ковром покрывали апсиды, стены, барабан храма. Ермолин собрал их все, но для некоторых из них не смог установить настоящее место.
Скульптурное убранство Георгиевского собора (ил. 12) создавалось в два этапа: плоские рельефы с растительными орнаментами, составляющие фон для композиций, были выполнены непосредственно на стенах собора, а камни, которые содержат изображения отдельно стоящих святых и подробно переданные христианские сюжеты, выполнены заранее в технике высокого рельефа и перенесены на стену. Здесь этим сценам в отличие от Дмитриевского собора было отведено много места.
На северном фасаде, обращенном к городской площади, а потому самом главном, торжественно и неподвижно стоящим среди других святых изображен святой Георгий, мужественный воин с мечом и копьем. Над порталом южного притвора — покровительница княжества Богоматерь Оранта. Среди многофигурных сцен особенно выделяется четким построением центрической композиции Преображение. В Евангелии повествуется о том, что, поднявшись с тремя своими учениками на гору Фавор, Христос показал им чудо. Внезапно они увидели своего учителя, озаренного сверхъестественным светом, а по сторонам от него появились два пророка, которые жили, по библейским представлениям, задолго до него,— Моисей и Илья. Как повествовательную композицию с включением большого числа бытовых деталей изобразили скульпторы и сцену Троицы: Авраам и Сарра угощают трех ангелов, пришедших к ним под видом путников.