Раздел I. Театр в современной социально-культурной ситуации

Рабочая программа учебной дисциплины

"ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В РОССИИ"

(Разработана на основе примерной программы дисциплины "ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В РОССИИ", утверждённой 21 октября 2004 года Директором Департамента государственной политики в сфере образования И.И. Калиной и Председателем Учебно-методического объединения по образованию в области театрального искусства О.П. Табаковым.

Авторы-составители: Л.Г.Сундстрем, кандидат искусствоведения, профессор,К.А. Учитель, старший преподаватель.

Рецензент: Ю.М. Орлов, доктор искусствоведения, профессор.

Федеральный компонент цикла СД ГОС ВПО второго поколения

по специальности 050400 «Театроведение» – квалификация «Театровед» и специальности 170001 «Театральное искусство».

© Министерство образования и науки Российской Федерации, 2004.

© Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области театрального искусства, 2004.)

Москва

I. Организационно-методический раздел

Цель курса

Основная цель курса – ознакомление студентов, обучающихся театральным специальностям, с основами организации театрального (концертного, циркового) дела в той мере, в которой это необходимо для участия в коллективном творческом процессе.

Задача курса

Задача курса – дать будущему работнику театра, театральному менеджеру, исследователю, критику, работнику организации исполнительских искусств, средств массовой коммуникации представление о принципах менеджмента в этой сфере, помочь ему осознать место сценического искусства в современной социально-культурной ситуации, изучить основы производственной деятельности театра, государственного регулирования культурной деятельности, основные элементы законодательства об авторских и смежных правах, трудового законодательства, особенности его применения в сфере искусства.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Организация театрального дела в России» является важным элементом в формировании театрального менеджера, театроведа – историка театра, театрального критика. Наряду с другими гуманитарными дисциплинами он дает представление о взаимосвязях и взаимообусловленности художественной культуры и социальной жизни, о многообразии связей между видами художественного творчества. Вместе с тем знания в сфере организации театрального дела позволяют выпускнику театрального вуза компетентно участвовать в творческо-производственном процессе, дают ему необходимые элементы правовой и организаторской оснащенности, возможность формирования целостного, объективного, обоснованного взгляда на театральный процесс.

Требования к уровню освоения содержания курса

В ходе учебного процесса студенты должны ознакомиться с историей организации театрального дела в России, овладеть основными терминами театрального менеджмента, основами нормативно-правового обеспечения театральной деятельности, методологическими основами экономических аспектов театральной деятельности, научиться оценивать творческо-производственный потенциал театральной организации и проекта, ориентироваться в вопросах организации современного театрального процесса, особенностях трудовых и авторских отношений в сфере исполнительских искусств.

II. Содержание курса

Разделы курса

Раздел I. История театрального дела в России, театральные реформы в России и СССР. Театр в современной социально-культурной ситуации.

Раздел II. Организационно-экономические аспекты деятельности театра.

Раздел III. Специфика творческо-производственных отношений в театре.

Темы и их краткое содержание

Раздел I. Театр в современной социально-культурной ситуации

Тема 1. Введение

Искусство и художественная культура. Социальное бытование искусства. Социальные функции художественной культуры. Культурная политика. Художник, публика, государство, общество как участники культурного процесса.

Культурная политика России в историческом контексте и в контексте мирового опыта.

Театр как социальный институт. Социальные функции российского театра на различных этапах развития общества.

Место сценического менеджмента в структуре театроведческой науки.

Тема 2. История организации театрального дела в России

Зарождение российского театра. Российское театральное законодательство. Придворный театр. Система императорских театров в XVIII – XX веках. Казенные театры. Театральная монополия. Частные антрепризы, городские театры, актерские товарищества и артели в отечественной театральной истории. Коммерческие театральные проекты в начале ХХ века.

Два этапа огосударствления театрального дела. Первый этап - 1917 - 1938 гг. Ленинский Декрет об объединении театрального дела. Национализация театрального дела. Многоукладность. Второй этап в 1939 - 1956 гг- окончательное огосударствление всех театров.

Государственная культурная политика советского периода и театр. Формирование театральной сети в советское время. Новые виды театральных организаций – тюзы, кукольные театры. Унификация организационно-правовых форм.

Театральный эксперимент (1987 – 1989 гг.). Театральные преобразования реформационного периода конца ХХ века. Многообразие организационно-правовых форм театрального искусства в постсоветский период. Концепция развития театрального дела до 2020 года.

Наши рекомендации