Художественный образ как форма мышления в искусстве
Мысль в искусстве выражается не в видеформул или каких-то иных рациональных конструкций как это бывает в науке, а через художественный образ. Именно художественный образ является основным носителем содержания в искусстве. Художественный образ – это форма мышления в искусстве, форма выражения представлений и мировоззрения художника. Нет художественного образа – нет содержания. Художественный образ – специфический, присущий искусству способ отражения действительности, её обобщения с позиций эстетического идеала в конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме. Термин «художественный образ» употребляют в двух смыслах (значениях, планах): как обозначение персонажа произведения искусства (образ Татьяны в «Евгении Онегине») и как обозначение всего художественного произведения.
Художественный образ обладает рядом особенностей:
- художественный образ – это совокупность объективного и субъективного. Образы создаются художником в творческом процессе, поэтому они – результат осмысливания действительности;
- художественный образ ассоциативен. Это непременное условие. Ассоциативность в него вкладывает художник, но должен разглядеть и зритель. Художник без ассоциативного мышления – нонсенс: нет способности к рождению ассоциаций, значит нет способностей к рождению художественного образа;
- художественный образ многозначен. Это даёт возможность выбора разных версий в его толковании, широту проблематики;
- художественный образ часто остаётся недосказанным. Это оставляет простор для мысли и чувства воспринимающего (читателя, зрителя, слушателя). Чем более многозначен образ, тем более он сложен и неоднозначен при восприятии. Расшифровывать его могут не только современники художника, но и представители других поколений и эпох. Недосказанность, как и многоплановость, делает реципиента активным, ему даётся возможность со-творчества с писателем, художником или режиссёром. У воспринимающего как бы есть отправная точка, но при этом сохраняется определённая свобода воли. Недосказанность стимулирует мысль;
- художественный образ многопланов. Это означает, что одно прочтение его содержания одновременно не отменяет другого. Благодаря многоплановости образ может быть трактован по-разному и при этом ни одна из трактовок не будет ложной. Именно поэтому нам одновременно интересен Гамлет Смоктуновского и Высоцкого; интересна история короля Лира, трактованная с разных позиций: как семейная драма (предательство дочерей), как политическая драма (из-за собственного самодурства Лир затеял делёж государства в самое неподходящий момент), как трагедия личности (Лир обнаруживает, что его кумир – власть – оказался ложным). В науке многозначность не в ходу по объективным обстоятельствам (если изменить формулу воды – получится какое-то другое вещество). В тоже время возможность различных трактовок художественного образа не означает, что художественный образ абсолютно гуттаперчив, что в нём нет никакой внутренней логики. Наоборот, художественный образ обладает внутренним саморазвитием и обусловлен многими факторами: недаром писатели часто рассказывают о том, что персонаж начинает с определённого момента жить своей жизнью и диктовать автору дальнейшее развитие событий, т.е. как бы выходит из подчинения;
- художественный образ – это диалектика типического (т.е. распространённого, всеобщего) и индивидуального. У художественного образа может быть конкретное имя (Демон, Офелия, Фауст, Гамлет), но при этом он может выражать вселенскую идею. Более того, выразить в искусстве всеобщее или абстрактное вне индивидуального невозможно. Поскольку всеобщее в искусстве показывается через индивидуальное, частное, единичное, художник должен ухватить в объекте или явлении самое сущностное. Иначе он не сможет в своём произведении и в его образах подняться до уровня обобщения;
- художественный образ – сплав эмоционального и рационального. Искусство невозможно без их союза. Иногда кажется, что произведение основано на чистом впечатлении (например, этюд), но это только видимость, так как и здесь играют роль опыт, индивидуальность. Если мысли и чувства не переплавлены воедино, то произведение может выродиться либо в холодную, сухую схему, либо в пустые и неглубокие эмоции.
Часто произведение искусства заключает не один образ, а целую систему художественных образов – разных и многоплановых. Система образов более сложна для восприятия и анализа, поскольку каждый из образов не только взаимодействует с другими, но и сам находится в динамике. Содержание произведения – не слепок жизни. Искусство перерабатывает действительность, создаёт свой особый условный мир, имеющий свою структуру, существующий по своим законам.
Тема 3.2: Художественная коммуникация
План.
1. Понятие и сущность художественной коммуникации.
2. Художник как исходная точка процесса художественной коммуникации.
3. Процесс художественного творчества.
4. Эстетическое восприятие как этап художественной коммуникации.