Кувшин. Vi-iv вв. до н. э

И. Арнольд. Знак. VEB Berlin Kosmetik. 1961

Р. Беркинг. Тарелка Alta. 1980-e

К. Мельников. Клуб им. Русакова. 1927-1928

Карета Екатерины II. XVII в.

Р. Саппер. Стул Comforto. 1980-e

7. О. X. Хайек. «Знак площади» в Штутгарте. 1969

Ковш. 1908-1917

Начав говорить о пропорциях формы, нельзя не отметить ее вы­разительности, построенной на контрастировании, то есть на сопо­ставлении различий, противоположностей. Например, на конт­расте большой формы и маленьких деталей, контрастном сочета­нии пятна и линии, закрытой и открытой формы и т. д. При незна­чительном изменении формы (нюанс), ее размера или конфигура­ции рождаются образы другого порядка, которые не теряют при этом своей выразительности. К средству, пластически активно ор­ганизующему форму, можно отнести ритм.

Пропорции, контраст, нюанс, ритм, масштаб — это те средства, используя которые художник создает форму по законам гармонии. В свою очередь именно форма несет художественный образ заду­манного произведения.

Помимо общечеловеческого восприятия той или иной формы у каждого народа существует свое конкретное отношение к ней.



________________________________________________ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Особенно ярко это проявляется в прикладном искусстве. Одни на­роды стараются покрыть всю форму сложным орнаментальным рисунком, тем самым, обогатив ее информацией разного уровня. Другие предоставляют нам возможность, общаясь с формой, са­мим договорить за творца или почувствовать ее аскетизм, чистоту, первозданность.

Форма— это основополагающее средство выражения художест­венного образа, но не единственное. Цвет в совокупности с формой дает более богатые по своему содержанию произведения. Кроме того, изобразительной формы, не выраженной цветом, фактурой или светом, просто не существует.

Упражнения выполняются двумя способами. Первый состо­ит в том, чтобы, применяя кисть, палочку, перо, рисовать ту­шью или гуашью, по белой бумаге или белилами по черной. Вто­рой способ работы представляет собой вырезание из белой или черной бумаги и накладывание полученной формы на контраст­ный фон.

Для выполнения этих упражнений необходимы различные ху­дожественные материалы и инструменты: бумага, гуашь, тушь, кисти, перо, заостренные палочки, фломастеры, ножни­цы и т. д.

Упражнение 1

Внимательно рассмотрите природную форму одуванчика. Порисуйте, проанализировав ее. Затем посредством трансфор­мации и стилизации выразите через форму пятна образ «добро­го» и «злого» одуванчика, то есть передайте идею добра и зла че­рез конкретный предмет. Работая над конфигурацией формы, создавая необходимый силуэт пятна, не забывайте о вырази­тельности линии, сочетайте то и другое. Количество эскизов и их размер определите самостоятельно.

В результате проделанной работы должен последовать вы­вод, что одновременное сочетание таких художественных при­емов, как стилизация и трансформация, дает наиболее инте­ресные решения.

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА____________________________________________________


кувшин. Vi-iv вв. до н. э - student2.ru

кувшин. Vi-iv вв. до н. э - student2.ru

Стул осужденного

Упражнение 2

Теперь усложним задание.

Выразите заданные образы: «хвастун», «драчун». Предвари­тельно изучите форму предмета, например петуха. Затем при­мените стилизацию и трансформацию формы.

Упражнение 3

Попробуем поработать с объемом.

Возьмите лист белой бумаги, клей ПВА, ножницы, макетник. Создайте объемные формы, выражающие образы «хвастун», «драчун». Постарайтесь уйти от иллюстративного изображе­ния (выражение лица, взъерошенные перья). Работайте просты­ми формами, просматривайте их с разных углов зрения, ищите большую выразительность, добивайтесь конкретных ассоциа­ций путем сочетания форм.

Упражнение 4

Работая над конкретными формами предметов, например «бабочка», «корабль», применяя различные графические прие­мы, предложите как можно больше решений таких образов, как «агрессор», «романтик», «элегантный» и т. д. Разнообразь­те свой ассоциативный ряд, используя различные сочетания форм. Ведя поиски выразительности художественного образа, применяйте такие средства гармонии, как пропорции, конт­раст, нюанс, ритм. Впишите созданные вами формы в круг или прямоугольник (квадрат). Определите количественное соот­ношение найденной формы и плоскости. Внимательно подой­дите к решению проблемы выразительности силуэта (прямого или обратного).

Упражнение 5

Создайте конкретные художественные образы («добряк», «ленивец», «тиран» и т. д.). Форма может быть выражена пят­ном и линией. При работе постарайтесь избегать изображения конкретных предметов, существующих в окружающем мире, в том числе и человека. Упражнение требует фантазии, вообра­жения, творческого вдохновения.




_________________________________________________ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

кувшин. Vi-iv вв. до н. э - student2.ru


кувшин. Vi-iv вв. до н. э - student2.ru


__________________________________________________ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Чтобы понять значение цве­та как средства выражения ху­дожественного образа, необхо­димо разобраться в его природе. Сам по себе феномен цвета не­прост: в нем содержатся и объективное начало — свет, и субъективное — зрение. Только свет рождает цветовое богатст­во окружающего нас мира. Проблема цвета, цветовой гар­монии, воздействия цвета на че­ловека, его восприятия всегда привлекала людей. На всем про­тяжении развития науки о цве­те мы встречаем имена худож­ников, философов, ученых, ко­торые посвятили свою деятель­ность этой проблеме: Лукре­ций, Альберти, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, Гельмгольц, Ломоносов, Освальд, Рабкин, Менсел, Юстов, Кюпперс и другие.

Существуют более или ме­нее общие оценки воздействия цвета на человека, не завися­щие от факторов, которые есте­ственно влияют на восприятие. Это факторы времени, возрас­та, пола, национальности и т. д. Они могут усилить или осла­бить воздействие, но не способ­ны снять его полностью.

Наши рекомендации