Плоскость и пространство в картине
Живопись хотя и имеет дело с объемными объектами, всегда располагает их на плоскости. Двухмерность плоскости картины противостоит парадоксальным живописным требованиям изображать пространство. По сути дела, на плоскости картины все плоское. Это плоские формы, участки краски, которые накладывает художник и «считывает» зритель как пространственные взаимосвязи. То есть в реальности нет ни переднего, ни заднего плана картины, а изображаемое реальное пространство картины обусловлено плоскостью картины. На картине видны лишь формы и цвета. Даже если некоторые изображения кажутся нам почти реальным пространством и художником достигнута очень достоверная иллюзия, все строится, все связано на плоскости картины. Вместе с тем живописцы разных эпох плоскость и пространство картины охватывают и решают совершенно по-разному.
Формы вещей (например, яблока) называют образующим пространство элементом, а также позитивной формой. Окружающее пространство, переведенное в плоскость картины, обозначается как негативная форма. Позитивные и негативные формы являются равнозначными элементами картины.
Целью художественного изображения является перевод пространственного в плоскость, а именно в плоскость картины. Простыми художественными средствами изображения пространства и предметов на плоскости картины являются перекрытие, прикрытие, нагромождение и уменьшение, а также повышенное расположение над основной линией (над нижним краем картины).
От этого появляется впечатление глубины пространства, соотношений величин и удаленности. Эти иллюзии можно усилить или ослабить за счет соответственно сильного или слабого контура форм, а также за счет цветовых контрастов.
Сильный контраст светлого и темного делает предметы ближе расположенными, чем контраст теплого и холодного.
В изобразительном творчестве пространство картины строят с помощью математических приемов (начертательной геометрии). Это геометрическое отображение. Математика определяет пространство как трехмерное и делит его на три расположенные перпендикулярно друг к другу плоскости. Каждая точка в пространстве проецируется ортогонально и таким образом имеет три координаты (точно измеряемые величины). Эта система координат служит моделью бесконечного пространства, в котором объект существует и может быть (ре-)конструированным. На принципе проекции и координат основывается каждый технический чертеж: три проекционные плоскости раскрываются на одной-единственной плоскости изображения, где проецируемый предмет фиксируется в трех перспективах: в горизонтальной проекции, вертикальной и боковой.
Результатом является точное, измеряемое изображение, точный масштабный план, по которому можно построить предмет. Это вообще то не соответствует нашему пространственному видению, потому что при геометрическом изображении проекционные лучи всегда направлены параллельно. Человеческий же глаз является своего рода собирающей линзой, которая все лучи концентрирует в пучок в центре.
Перспектива - это метод отображения и одновременно художественный изобразительный метод. Параллельная перспектива ближе нашему зрению: представим себе основную плоскость, наклоненную наискось вперед, сразу же появляется привычное нашему глазу пространственное изображение. При таком методе изображения могут быть показаны все реальные размеры предметов; это называют изометрией (isos - греч. равный; metron - греч. величина).
Для параллельной перспективы существует правило: все параллели и все вертикали в реальном пространстве остаются также при параллельно-перспективном отражении параллельными или вертикальными.
Убегающие в глубь пространства линии укорачиваются наполовину. Это называют диметрией (dyo - греч. два; metron -греч. величина). Как уже было упомянуто, наши глаза как центр зрения воспринимают спроецированное по центру пространство картины. Они образуют проекционный центр. Из этого появилось понятие центральной перспективы (perspicere - лат. смотреть сквозь что-либо).