Плоскость и пространство в картине

Живопись хотя и имеет дело с объем­ными объектами, всегда располагает их на плоскости. Двухмерность плоско­сти картины противостоит парадок­сальным живописным требованиям изображать пространство. По сути де­ла, на плоскости картины все плоское. Это плоские формы, участки краски, которые накладывает художник и «счи­тывает» зритель как пространствен­ные взаимосвязи. То есть в реальности нет ни переднего, ни заднего плана картины, а изображаемое реальное пространство картины обусловлено плоскостью картины. На картине вид­ны лишь формы и цвета. Даже если не­которые изображения кажутся нам почти реальным пространством и ху­дожником достигнута очень достовер­ная иллюзия, все строится, все связа­но на плоскости картины. Вместе с тем живописцы разных эпох плоскость и пространство картины ох­ватывают и решают совершенно по-разному.

Формы вещей (например, яблока) называют образующим пространство элементом, а также позитивной фор­мой. Окружающее пространство, пере­веденное в плоскость картины, обо­значается как негативная форма. По­зитивные и негативные формы явля­ются равнозначными элементами кар­тины.

Целью художественного изображения является перевод пространственного в плоскость, а именно в плоскость кар­тины. Простыми художественными средствами изображения пространст­ва и предметов на плоскости картины являются перекрытие, прикрытие, на­громождение и уменьшение, а также повышенное расположение над основ­ной линией (над нижним краем карти­ны).

От этого появляется впечатление глу­бины пространства, соотношений ве­личин и удаленности. Эти иллюзии можно усилить или ослабить за счет со­ответственно сильного или слабого контура форм, а также за счет цвето­вых контрастов.

Сильный контраст светлого и темного делает предметы ближе расположен­ными, чем контраст теплого и холодно­го.

В изобразительном творчестве прост­ранство картины строят с помощью ма­тематических приемов (начертатель­ной геометрии). Это геометрическое отображение. Математика определяет пространство как трехмерное и делит его на три расположенные перпенди­кулярно друг к другу плоскости. Каждая точка в пространстве проецируется ор­тогонально и таким образом имеет три координаты (точно измеряемые вели­чины). Эта система координат служит моделью бесконечного пространства, в котором объект существует и может быть (ре-)конструированным. На прин­ципе проекции и координат основыва­ется каждый технический чертеж: три проекционные плоскости раскрывают­ся на одной-единственной плоскости изображения, где проецируемый пред­мет фиксируется в трех перспективах: в горизонтальной проекции, верти­кальной и боковой.

Результатом является точное, измеря­емое изображение, точный масштаб­ный план, по которому можно постро­ить предмет. Это вообще то не соот­ветствует нашему пространственному видению, потому что при геометриче­ском изображении проекционные лу­чи всегда направлены параллельно. Человеческий же глаз является свое­го рода собирающей линзой, которая все лучи концентрирует в пучок в цен­тре.

Перспектива - это метод отображения и одновременно художественный изобразительный метод. Парал­лельная перспектива ближе нашему зрению: представим себе основную плоскость, наклоненную наискось впе­ред, сразу же появляется привычное нашему глазу пространственное изоб­ражение. При таком методе изображе­ния могут быть показаны все реальные размеры предметов; это на­зывают изометрией (isos - греч. рав­ный; metron - греч. величина).

Для параллельной перспективы сущест­вует правило: все па­раллели и все верти­кали в реальном про­странстве остаются также при параллель­но-перспективном от­ражении параллель­ными или вертикаль­ными.

Убегаю­щие в глубь пространства линии укора­чиваются наполовину. Это называют диметрией (dyo - греч. два; metron -греч. величина). Как уже было упомя­нуто, наши глаза как центр зрения вос­принимают спроецированное по цент­ру пространство картины. Они образу­ют проекционный центр. Из этого по­явилось понятие центральной пер­спективы (perspicere - лат. смотреть сквозь что-либо).

Наши рекомендации