Реформация в Германии и Швейцарии
В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию.
Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Борьба Рейхлина с католическими богословами в защиту свободы научного исследования была поддержана многими гуманистами.
Яркая фигура немецкого Возрождения - Ульрих фон Гуттен (1488-1523), писатель, просветитель и политический деятель. Он один из авторов широко известной сатиры "Письма темных людей", обличавшей моральное разложение, невежество духовенства, схоластическую науку. Автор язвительных "Диалогов" и памфлетов.
Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации - движением за реформу (от лат. reformatio - преобразование) католической церкви, за создание "дешевой церкви" без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства.
Возглавлял движение за Реформацию Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августовского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.
Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. Живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал цикл гравюр "Апокалипсис", где он добился небывалой выразительности. И хотя тема апокалипсиса роднит этот цикл с искусством поздней готики, способ раскрытия реалистических образов говорит о влиянии итальянского Возрождения. В портретах Дюрер утверждал новое ренессансное понимание личности.
Одна из ведущих фигур немецкого Возрождения - Лукас Кранах Старший (1472-1553). Картина "Бегство в Египет" - характерный образец его живописи. Религиозные сюжеты его картин разворачиваются на фоне великолепного пейзажа. Он также писал обнаженную натуру и детализированные идеализированные портреты, в частности Мартина Лютера.
Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были мейстерзингер Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590) - автор остросатирических работ, последний представитель немецкого Возрождения.
Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли (1484-1531). В 1523 г. он провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Жан Кальвин (1509-1562), создатель наиболее последовательного реформационного движения. Кальвин исходил из идеи об абсолютном предопределении человека Богом к спасению или гибели. Это предопределение необратимо и непостижимо; показателем того, что человек на правильном пути, что он "избранник божий" является его успех в профессиональной деятельности, который во многом зависит от личной воли и усердия. Реформация победила в Швейцарии в 40-е гг. XVI в., и эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе: излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы.
Возрождение в Нидерландах
Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496-\536). Значение произведений великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой "Похвалы глупости", для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосходные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно столетие находят своего читателя. Эразму Роттердамскому принадлежит заслуга в осуществлении первопечатного издания Нового Завета на греческом языке и его переводе на латынь. Он создал собственное учение "Философия Христа", основой которого была идея личной связи человека с Богом.
Одним из предтечей и основоположников либерализма можно считать Дьорка Коорнхерта, выразителя идей свободы, веротерпимости и космополитизма. К этому же времени относится творчество Филиппа Альдехонде, автора национального гимна Нидерландов.
Представитель раннего нидерландского Возрождения - Иероним Босх (ок. 1450-1516). Его картины полны причудливых образов дьявольских созданий ("Сад наслаждений"), поражают изощренностью воображения. Религиозные сюжеты изображают не святых, а простых людей, их действие как бы перенесено в современные художнику Нидерланды, в них выставлены в карикатурном виде людские пороки.
Величайшим художником своего времени был Питер Брейгель Старший (1525-1569). Его картины крестьянского быта дали начало жанровой живописи. Художник черпал темы в быту, в жизни ("Охотники на снегу", "Возвращение стада", "Крестьянская свадьба", "Сенокос" и другие полотна, вошедшие в серию "Месяцы"). В его картинах часто звучит тема страдания и смерти, порождаемая духом современной ему эпохи ("Слепые", "Триумф смерти"). На одной из картин Брейгеля "Нидерландские пословицы" размещено более 100 иллюстраций к народным пословицам и поговоркам. Смысл многих из них понятен и нам ("Смотреть сквозь пальцы", "Вооружен до зубов", "Биться головой об стену" и т.д.).
Питер Брейгель носил прозвище "Мужицкий". Его сыновья - Питер Младший, прозванный "Адским" Брейгелем, писал на религиозные сюжеты, а Ян, прозванный "Бархатным" ("Цветочным"), - натюрморты с цветами, характеризующиеся насыщенностью и гармонией красок.
Особенностью культурной жизни Нидерландов были риторические общества, которые организовывались не только в городах, но и в селах и даже небольших деревнях. Члены этих обществ (а войти в их состав мог любой человек) соревновались в сочинении стихов, песен, пьес, рассказов. Риторические общества способствовали распространению образования в обществе, повышению его культурного уровня.
Возрождение в Англии
В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени - Гросин, Линакр. Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора "Утопии", представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью - из него делают цепи для преступников.
Основоположник английской классической литературы и современного английского языка - Джефри Чосер (ок. 1340-1400). Наиболее известное его произведение - сборник стихов и прозаических новелл "Кентерберийские рассказы", якобы рассказанных паломниками по пути в Кентербери. В них он проявил себя тонким психологом и стилистом.
Величайшая фигура английского Возрождения Уильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий "Гамлет", "Король Лир", "Макбет", "Отелло", исторических драм "Генрих VI", "Ричард III", комедий "Виндзорские насмешницы", "Много шума из ничего", сонетов. Мировосприятие драматурга на протяжении его творчества изменялось. Так, оптимизмом проникнуты его первые комедии, позже, в исторических драмах он решает проблему закона и власти, и мировосприятие становится все более пессимистическим. Его пьесы написаны белым стихом с вкраплением прозы.
Шекспир был драматургом в лондонском театре "Глобус", который пользовался большой популярностью у населения. Английские театры того времени посещали люди всех сословий. Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе.
Возрождение в Испании
Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские и плутовские романы. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии "Селестина". Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547-1616). Главное его произведение - бессмертный роман "Дон Кихот", в котором органически сочетаются реализм, героика и романтизм. Пародируя рыцарский роман, писатель создал всеохватывающую панораму испанского общества.
Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1500 литературных произведений, в том числе таких, как "Собака на сене", "Учитель танцев". Свои взгляды он изложил в форме важнейших принципов испанской ренессансной драмы в стихотворном трактате "Новое искусство сочинять комедии в наши дни". Его пьеса "Фуэнте Овехуна" ("Овечий источник") была названа первой народной драмой.
Возрождение во Франции
Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман-аллегорию "Гаргантюа и Пантагрюэль", повествующий о двух великанах - отце и сыне.
В 40-е гг. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под названием "Плеяды". Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524- 1585) и Жоакен Дю Белле (1522- 1566). Поэты "Плеяды" видели свою главную задачу в том, чтобы поднять французский язык на один уровень с классическими греческим и латынью. Важнейшей темой в поэзии было воспевание любви. Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара, прозванного "принцем поэтов", оказавшего очень сильное влияние на развитие французской поэзии в целом.
Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Славу Монтеню принесли написанные в уединении родового замка "Опыты", давшие название целому направлению в европейской литературе - эссеистике (от фр. essai - опыт). В изысканных и вольных по форме, казалось бы не связанных между собой эссе Монтеня, получили развитие традиции французского свободомыслия эпохи Возрождения. Человек - вершина всех рассуждении Монтеня о природе и обществе.
Первым художником во Франции, последовательно воплотившем эстетические принципы Раннего Возрождения, был Жан Фуке (ок. 1420-1480). В реалистической манере им выполнены миниатюры и книжные иллюстрации, в том числе к "Декамерону" Боккаччо.
Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории и двигалась к Новому времени.
Вопрос 26.
ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Таким образом, стремясь познать культуру Возрождения, тайны егоискусства, необходимо анализировать традиции не только Италии, но и другихзападных стран, ибо только такое объединение, связанное одними идеями ивоззрениями, даст полную картину Ренессанса. Революционное значение Возрождения важно для всех последующих времен,так как именно в этот период были заложены основные гуманистическиевзгляды, развитие которых актуально для всего человечества и в наши дни. В кульминационные периоды развития культуры, примером которого являетсяВозрождение, как правило, выявляются глубокие противоречия, преодолеваякоторые возникают новейшие традиции и приемы. И рядом с самымиреволюционными требованиями в области мысли и воли, приводившими в областиморали, науки и искусства к самым смелым постулатам, рядом с безграничнойдерзостью в разрушении старого и создании нового, производящего поройвпечатление чего-то очень современного, продолжают жить и развиватьсяпережитки старых воззрений. И самые творческие, продуктивные мысли проверяются именно вусовершенствовании и развитии старых идей. Возрождение открыло собой эру совершенно нового человека в историиевропейской цивилизации. Это отразилось прежде всего в мировоззрении,убеждениях, во всех областях деятельности личности, а также в сфере еечувств и эмоций. В эту эпоху воля и действие шли вместе, старое и новое,объединяясь, рождало гениальные идеи, образы и произведения; совершенствотворчества отдельной личности было также значимо, как и деятельность школ ипериодов. Мыслители-гуманисты, люди искусства ставили перед собойгероические задачи и успешно их решали. Те, кто видел решение всех проблемв совершенствовании идей общественного устройства, шли на смерть и лишенияради всеобщего блага человечества и создавали предпосылки для грандиознойдеятельности последующих поколений. В области философии и наук (как гуманитарных, так и математических)произошел значительный скачок в развитии, характеризующийсягуманистическими идеями, новым взглядом на человека и его возможности. В области искусства задачи человека были завещаны будущему вполуразрушенном виде, так как основные приемы и принципы нам понятны, а воткак достигается общее впечатление от произведения — загадка, особенно вхудожественном изображении человека, его красоты и возвышенности. Именно эта эпоха дала человечеству огромное количество всесторонних,титанических, загадочных личностей — Петрарку, Шекспира, Джотто, Рафаэля,Тициана, Микеланджело, для понимания творчества и человеческой личностикоторых необходимы столетия. Антропоцентризм Возрождения проявляется в новой смысловой окраскемикрокосмичности — в том, что человек превращается в макрокосме в одну изсамых живых и деятельных сил.Поэтому не стоит забывать, что Ренессанс — этоне только эпоха Леонардо и Микеланджело, но и эра Парацельса (1493—1541) иНострадамуса (1503—1566). Заключение Главный результат и основное завоевание Возрождения — утверждениеактивной человеческой личности, ее оптимистического потенциала и творческихначал, приведшее к множеству великих достижений человечества, удобствам,комфорту и повышению качества жизни, — уже к концу XV в. плохо согласуетсяс традиционными основами средневековой культуры и жизни, грозит вылиться вострый конфликт с нею и в полный разрыв со средневековым целым. Все это еще больше усугубляло противоречия ренессансной эпохи, превращаяих в острейший конфликт как внутри самой ренессансной личности, так и междукультурными пластами эпохи, но в то же время Ренессанс являлся толчком длясоздания новой культуры – культуры Нового времени.