Дублирование повышает значимость изображения.
Далее — любой погребальный рельеф дублирует службу по Осирису, закончившуюся воскрешением. Минимум — от себя, максимум — традиций, дабы случилось.
Низкий плоскостный рельеф, где деталь без объёма => минимум светотеневой моделировки, т.к. сцены того мира, где отсутствует телесность. В мире Теней нет теней.
Древнее царство.
Формирование первых типов гробниц, как приоритетных построек, и заупокойных статуй.
Мастоба — тип первых гробниц.
Больная мастоба в Саккаре.
Захоронение царицы Хернеит.
Состоит из подземной части, где саркофаг с телом. Наземная часть — комнаты дя хранения погребальных даров, святилище для культа умершего => полифункциональная постройка, т.к. в ней погребение и культовые функции. Мастоба — точная геометрическая форма (чаще — трапециевидная) => представление о том, что постройки связанны с вечной жизнью.
Оформление простое: подиум выложен глиняными головами быков.
Материал — сердцовый кирпич, позднее — известняковые блоки. Мастобы часто вырубают в скальном грунте, выработка идёт на декор. Облицовка стен мастубы скрывает швы между камнями => ровный, идеальный объём, выделенность цветом на фоне яркого песка и синего неба.
Первые типы заупокойной статуй: тронная или сидящая статуя. Вторая связанна со знатными чиновниками (часто члены царской семьи, с 4ой династии).
Статуя царя Хесехимуи.
Выполнена из твёрдого камня.
Формирование данного типа статуй связанно с представлением египтян об устройстве человека.
Ка — двойник, то, что сопровождает хозяина при жизни, после обряда отверзания очей и уст двойник отделяется и вселяется в статую. => не стоит проблема изображения конкретного человека, изображают Ка => сочетание условного (никто Ка не видел) и конкретного (Ка статую надо узнать). В мастобе важен постамент для кормления Ка, т.к. он не совсем бесплотный дух, а именно двойник. Он становится хозяином гробницы.
Ба — близкий к христианскому представлению о душе. Почти никогда не изображается.
Физическое тело, необходимое для финального обряда воскрешения.
Рен — имя, которым обладает каждое существо, каждый предмет. Актуально в о время культуры Среднего царства с культом Осириса. Важно для прохождения ассирического суда, т.к. вход по именам => статуи подписные, оформление в картуш, лучший способ борьбы с врагом — выбивание имени из картиуша.
Во время обряда похорон происходит обряд отверзания очей и уст, что разделяет Ка и человека, Ка переселяется в статую и живёт в верхней части мастобы, позднее — в заупокойном храме.
Тронная статуя. Квадратная форма сидений, т.к. в статуе преобладает единство, монолитность формы, монолитности камня. Сама фактура камня не маскируется, используется твёрдый камень (для вечности) дорогих сортов: базальт, диорит. Неудобная поза, напряжённая посадка тела, полностью повторяющая очертания стула, элементы тела ломаются почти под прямым углом, ровная, напряжённая спина, напряжённая посадка головы. Трансляция окаменелости и максимальной сосредоточенности. Минимум деталей (головной убор и одежда), руки плотно слиты с туловищем => единый силуэт. Инкрустированный/нарисованный глаз, широко распахнутый, круглый зрачок => напряжённость взгляда.
Увидеть и окаменеть. Момент перехода с этого света на тот. Столько слышал и наконец увидел =Ъ. Пожелание оставаться там.
Необработка материала как нежелание трогать камень. Зеркальная, гладкая фактура, рассчитанная на отражение лучей света: в мастобе искусственное освещение, в заупокойных храмах — сверху из-за спины => эффект рассеянного света => отсутствие чёткости линии силуэта, расплывчатость образа => то не конкретный человек, а невидимое Ка.
Второй вариант статуи: статуя рассчитана на фронтальную точку зрения, статуя замкнута в себе, нет никакого контакта со зрителем, только вариант созерцания.
Скульптурное мышление.
Древнее царство (III – VI династия).
Фараон Джосер.
Некрополь Саккра, погребальный комплекс Джосера.
Архитектор: Импхотеп.
Фараон хочет подчеркнуть своё значение, как правителя крупнейшего государства древнего Востока => очень большая мастоба, в которую хочет включить кроме храма почитания Джосера, молельни, связанные с почитанием его Ка, ещё и захоронения его любимых дочерей и т.п. После того, как выстроили наземную часть мастобы получили вытянутую в горизонтали платформу, что нарушило основной принцип вертикализма. Тогда Джосер изменил задачу для архитектора Имхотепа(!). Достраивает мастобу 5 ярусами. Получилась ступенчатая пирамида. На этом не остановились и создали погребальный комплекс, как ансамбль. Логика соподчинения построек будет отражать логику погребальной процессии.
Погребальная процессия.
Переплывают Нил. Там пристань=Нижний храм, где выставляется тело фараона на 40 дней, мумифицируют. Потом по Дороге Восхождения несут мумию в сам комплекс под углом. Он стоит на платформе. Вход на территорию комплекса через узкий длинный коридор. Выход в Большой двор, где располагаются Верхний заупокойный храм и пирамида. Обряд отверзания очей и уст. Тело вносится в пирамиду, доступ туда запрещен. Внутри — ни одного памятника искусства. Появятся только в 5ую династию, при фараоне Унисе: это будут магические тексты зелёного цвета.
Верхний заупокойный храм, где проживает Ка открыт для родственников и жрецов. Ка надо кормить каждый день. Особенно царское Ка. От этого зависит благополучие всего Египта.
Хебседный двор. Ритуал Хеб-Сед, одна из важнейших составляющих связанна с тридцатилетием празднования фараона. Считалось, что через 30 лет человек теряет свою силу => не может управлять государством. Архаический обряд, ритуальное убийство фараона, точнее его ассирической статуи. Сам фараон воскресал тут же.
Может быть приплюсовано всё что угодно. Джосер: Северный и Южный дворцы для дочерей.
· Входные ворота. Полировка усиливает ощущение памятника, адресованного в иной мир, другому зрителю. Крайне скупая система оформления. Монументальная, космическая архитектура.
· Хебседный двор. Сохранились часовни. Специфический ритм стены, организующий пространство: наложенные полуколонны.
· Большой двор. Вход декорирован простыми полуколоннами протодорического ордена. Простая и емкая системы декораций. Первые колонны с декоративными капителями: лотосы. Желание создать показательный прецедент: лотос — растение вечной жизни, вечного воскресения с первым лучом солнца. Бутон как сосредоточение жизни, готовности к вечной жизни. Облицовка давала единый, ровный объём.
III династия.
Возвращение к мастобам.
IV династия.
При фараоне Снофру (первый) — возвращение к погребальным комплексам.
Обработка формы пирамиды: ступенчатый объём даёт нечёткий силуэт, нарушает простоту и лаконичность формы.
Пирамиды Снофру:
1. Ступенчатая (2 яруса). Нижние ярусы — единый объем, создающий мощные формы, мощное основание. Но рваная линия силуэт остаётся.
2. Ломанная или пирамидальная. Постройка состоит из двух самодостаточных объёмов: нижнее основание — трапеция, верхняя часть — пирамида. Длина нижнего основания пирамиды равна ребру трапеции + место соединения маскируется облицовкой, но всё ещё нет чёткости линии ребра.
3. Красная пирамида. Истинная пирамида. Приём, далее неиспользуемый, для создания максимальной гармонии: грани пирамиды представляют собой равносторонние треугольники. Чем больше основание пирамиды, тем ниже она кажется. Но форма чёткая, идеально ровная линия грани. Даёт определённую противоречивость: вертикаль не выделена явно.
Принципы построения пирамиды:
· наличие квадратного основания,
· чёткий расчёт угла наклона ребра,
· одинаковая их длинна.
Комплекс Гизы.
Эпоха максимального расцвета Древнего царства. Максимальный расцвет идеальных пирамид и время начала его упадка.
Хеопс, Хефрен, Микерин.
Хеопс.
Сохраняя квадратное основание (160*160 миль), грань перестаёт быть равносторонним треугольником, треугольники становятся равнобедренными => вертикальная устремлённость при сохранении геометричности.
Грани чётко ориентированы по сторонам света + облицовка полированными плитами => эффект усиления монументальности и ясности формы.
Ряд изменений в планировке комплексов. Количество элементов остаётся неизменным. Появляются стоянки для солнечных ладей Ра (5 шт.). Наличие чёткой формы пирамиды требует твёрдой лучевой композиции.
От Нила прорывают канал, дорога Процессий уже оформлена плитами, Верхний храм примыкает к пирамиде.
Долинный/Нижний храм у Хефрена
Тяга к чёткости лучевой композиции пробирается и внутрь. + ритм шагов простых колонн и полуколонн => величественность и неспешность. Помещения нанизаны на одну ось: чередование светлого/тёмного, открытого/закрытого: закрытые колонные залы и открытые дворы с колоннадами => чередование и сосуществование жизни и смерти.
Остатки поминального храма и пирамиды царя Саку-Ра.
Изменение технологии строительства при V династии: та было очень дорога. Материал заменяется на сердцовый кирпич, а он менее долговечен.
Тоже и в некрополе Абу-Сир.
Пирамиды в Лиште: Синусерх I, III, Чёрная пирамида Анаменхета.
Только в XII династии, в Среднем царстве возвращаются к пирамидам. Это политический жест, доказывающий преемственность династии. Повторяют форму, но не технологию. Конструкция сердцово-деревянная. За счёт облицовки смотрится, как настоящая.
V династия. Расцвет почитания Ра. Первые посвятительные храмы.
Солнечное святилище фараона Ниусера.
Многое заимствуется из поминальной архитектуры: чёткость плана, расположение на возвышенности, чётко обозначенная дорога к храму, чёткая осевая композиция, которая открывается входным храмом, который разделяет два мира, затем — алтарь, затем — обелиск: две трапеции + пирамида, обитая листами меди: эффект присутствия солнечного божества в своём святилище.
Скульптура Древнего царства.
IV-V царство.
Статуя Хефрена.
Напряжённость посадки, отсутствие объёма детали. Важно понимание Ка: передача среднего возраста, как возраста баланса между старостью и юностью, расцветом сил, почти минимальная проработка черт лица, почти полностью не проработана нижняя часть лица (характерность), гадкая поверхность камня: Ка — золотая середина между идеалом и конкретикой => нейтральность лица => просто двойник, без дополнительных смыслов.
Изменения в канона в конце V династии.
Высший состав египетского чиновничества — тоже представители царской семьи => имеют право на заупокойный культ. В конце IV династии проблема разрешилась: разрешили статуи, но в другом материале: дерево, известняк.
Царевич Рамхатеп и его супруга Нампре.
Каменоподобие. Материал маскируется обмазкой, раскраской. Это носит социальный характер: использование определённых цветов = статус покойного. У мужских статуй — цвет загара => человек работающий, при чём на благо государства (возникает чиновник, как культурный герой). У женских статуй наоборот мягкая раскраска цвета пудры, как показатель статусности и роли женщины как хозяйки дома, воспитательницы детей.
Приём инкрустации глаз. Серебряная фольга, цвет, кусок горного хрусталя => взгляд в вечность.
Появление новых типов заупокойных статуй. Но появления такого типа статуй не отменяет сидячих статуй: идея трансляции идеи в как можно большим количеством вариаций.
Триада Микерина.
Изображение Микерина с богиней Хатхор (диск солнца+рога) и богини-покровительницы Номы.
Шагающая/идущая/стоящая статуя с выставленной вперёд с левой ногой. Эффект одновременной статичности и шага объясняется тем, что левая нога сильно длиннее. Напряжённость тела, остановленность во времени. Собственно шаг между жизнью и смертью, шаг в страну Запада, Страну Бессмертия.
Писец Кан(?)
Статуя писца. Писец — человек, который приобщён к другому миру, видящий божественное действие.
Поза сидящего человека, вписанная в равнобедренный треугольник => сосредоточенность, напряжённость, окаменелость = состояние внимания в момент постижения.
Карлик Сенеб с семьёй.
Возможны вариации канона.
Главное — Ка => совмещение идеальности и конкретики. Совмещение сидящих статуй и статуи писца, пустое пространство (на месте ног) «заполнено» детьми: палец прижат к губам: не достигший зрелости не может излагать истину.
Рельеф.
Мастобы, особенно чиновников, оформлены некими сюжетными композициями.
Деревянные панели из мастобы зодчего Хиси Ра.
3 династия. Сохранилось 12 штук.
Чётко определён сюжет: запись заупокойной оссирической службы.
Сидение покойного за погребальным столом, все рельефные композиции замыкаются на нём. Хиси Ра с палетками и мерной линейкой, сидит за столом с заупокойной пищей.
Ложная дверь на Западной стене. Изготовляется из отдельного массива дерева. Ведёт в никуда для живых, для Ка — ведёт в разные миры. Декорируется по чёткому сценарию: покойник, тексты, сидят за столом, Хиси Ра идёт в сторону Запада. Сам материал мягкий, пластичный, но принципиальное отсутствие глубины контура, объема, детали => элементы больше свойственны резьбе по камню.
Набросок создаётся одним мастером, другой переносит её на пропорциональную сетку, следующий измерят стену и сетку, ещё один наносит рисунок, потом подготавливают контур, потом либо снимается грунт стены или внутри контура + раскраска локальными, яркими цветами => плоскостность.
2 техники рельефа: контррельеф и выпуклый рельеф.
Мастоба царевича Ти.
Огромное место занимают сцены, иллюстрирующие земную жизнь: сцены с/х работ, кормление уток, журавлей, пастьба быков и т.п., - сцены существования данного чиновника после смерти = выстраивание модели идеального мира на основе земной жизни. Рельефы как точная, наглядная копия земной жизни.
Сюжет: охота к зарослях папируса/плавание по Нилу.
Пространство делиться на 3 зоны: Нил в вертикальном разрезе (куча разных рыб), собственно охота и верх. Заросли папируса — место, где рождается солнце => место бессмертия. 3 ярус- заросли, наполненные разными формами жизни: водяные крысы, птицы и т.д. Заросли папируса как место жизни и смерти.
Рельеф в гробнице Пефера и Хакаи.
Мир, населённый, обильный, цветной, яркий — идеальная иллюстрация человеческого мира.
Гробница Нефер Маат и его жены Иттед.
Рельеф. Введение яркого, насыщенного, локального цвета за счёт использования цветной пасты => иллюзия полуденного солнца, вечно находящегося в зените.
Первые варианты живописи найдены здесь же — медумские гуси. Цветой фон, бежевато-голубоватый => пространство, насыщенное солнцем + выделение цветов, плотный, жесткий контур, всё приклеено к пространству => мир заупокойный.
Гробница Визиря Мирура(?)
Охота на гиппопотама.
Тонкость выписанной детали. Иллюзия натуроподобия мира.
Проблема утраты качества, т.к. очень широк круг потребителей => провинциальные школы. Экономический и социальный кризис Египта, т.к. сложно содержать крупные хозяйства + усиление сепаратизма, т.к. номархи.
Период первой раздробленности — гигантский психологический кризис, т.к. до этого он не знал состояния дестабилизации. Нет власти фараона => нет защиты. Постоянное ощущение угрозы, конечности стабильного состояния => меняется представление о Ка, оно расширяется, связанно больше с желанием отразить психологию образа (прежде всего Ка правителя). Правитель понимается как ответственный за судьбу страны, наделённый тяжёлой миссией. Понимание бремени ответственности => изменение представлений о Ка правителя.
Среднее царство.
XI-XII династия. Заупокойный мир — не иллюстрация, а как воплощенная стабильность, земная же жизнь — хаос, быстротечность исторических событий, неустойчивость, опасность. Противопоставление земной жизни и заупокойной. Мир вечного солнца, место спокойствия и отдыха от земной жизни.
Начиная со Среднего царства главным божеством становиться Осирис. Любой умерший был достоин загробного состояния. Возникает представление об оссирическом суде, представления о загробном мире усложняются.
Программа: загробная жизнь — дом родной после долгих скитаний.
Два варианта культур: столичная, почти целиком посвящённая царю, каноничная и аристократическая, культура номархов (их сепаратизм не уничтожен до начала XII династии), как что-то отличное от столичных центр, свои представления.
Мир потеряв стабильность начинает осмысляться как более сложный.
След — 1 пара.
Архитектура.
Строительство пирамид прекратилось ещё в V-VI династии.
С Ментухатепа II в рамках столичных памятников начинается поск нового типа погребального сооружения: соответствует идее централизованного государства + что-то отличное от пирамид.
Дейр эль-Бахри.
Близ Фив. Заупокойный полускальный храм.
Забвение старых обычиев, культа предков, связанных с царскими пирамидами в переходный период, их разграбление. Наружная часть, располагаемая перед скалой, - поминальный, посвятительный храм. Само захоронение — в скале.
Все основные постройки нанизанны на одну ось. Гипостильные залы — огромные, многоколонные залы. Двухярусные, с чёткой внутренний осевой композицией. Затем — открытый двор, обнесённый с трех или двух сторон колонадой — перестильный двор. Наличие коллонады вводит организацию пространства, простые колонны создают монументальность, ясность, создаёт ритмичной композиции. Для подъёма на второй ярус — пандус (идея физического преодоления пути: физического и перехода в иной мир). Оформление верхней части дискуссионно: либо ложная пирамида (как определённое продолжение традиций), либо искусственно насыпанный холм, обсаженный ивами, как знаком Осириса => сохранение вертикали в архитектуре. Попытка соединения двух компонент: горизонтальной оси (символ пути) и вертикальная ось (доминанта, связывающая это место с иным миром) — они уравновешаны. В Новом царстве победит горизонталь.
В XII династии возвращение к пирамидам (уже из сердцового камня), как доказательство политической преемственности.
В рамках культуры номарков появляются скальные гробницы. Затем ими будут пользоваться фараоны Нового царства.
Бени Хасан, гробница правителя 12 нома.
Постоянное подчёркивание своей самостоятельности. Простивопоставление интерьера и экстерьера. Важно для понимания представлений о загробном мире.
Фасад — крайне простой вход, без архитектурных деталей, что подчёркивает ощущение хаоса плоти каменного грунта. Скудность оформления портала. Вход может быть оформлен колоннами протодорического ордена. Диалог-конфликт рукотворного и природного. Земной мир — тёмный, мрачный, напоен хаосом.
В интерьере - богатство разных вариантов конствукций, перекрытий, декорированных и оформляющих интерьер колонн. Техника резьбы и выемки грунта. В интерьере — лёгкость, воздушность опоры, свобода внутреннего пространство, как противопоставление земного и загробного мира. Появление живописи, как самостоятельного вида искусства => мир, оформленный богатством красок, насыщен цветом и светом.
Земная жизнь воспринимается как катоклизм, стремительный поток, отсутствие стабильности. Загробный мир — медленный, растянутый, отдыхающий. Загробная жизнь — не подобие земной, а мечта, стремление. Страх перед падение централизованного государства — стабильного и вечного => понятие веч ности переноситься только на загробный мир. Гробницы расписываются лучше, красочнее, насыщеннее, подробнее, а не как подобие земной.
Живопись.
В гробницах номархов начинается, не связанна с выдолбленным рельефом. Ориентируется на легкую, подвижную, немного манерная линия. Песочные или голубоватые фоны — мир, насыщенный полуденным солнцем.
Более тонкая линия позволяет обращать внимание на жесты, положение фигур в пространстве => создание спокойного, замедленного темпа. Как противопостовление брному времени за пределами гробниц. Пояление оттенка (разбеливание) — приглушенность цвета, как его высветвленность в полдень. Линия, как формообразующий элемент, позволяет обратиться к чисто эстетическим категорям — нет повторов вообще нигде.
Мотив подсчёта журавлей сохраняется, ещё сцена сидения у пруда, роспись окаций и т.д. Описательность, множество деталей, но не связанная с созданием конретики, а с насыщением мира подробностями фантастического характера, делающего мир лучше.
Зполаненность картины, как освоенность этого мира. В резной листве акации сидит множество разных птиц в различный позах, изощренность оттенка => многообразие сбалансиворанного цвета, локальные зоны непроотиворечат друг другу.
Идея эпохи Нового царства. Песь Орфиста и Беседа Разочарованного со своей душой — характеристика чаяний. Отсутствие суеты, наличие стабильности.
Малое дерево акаций — зеленоватое, ьерюзовое — цвета Осириса, цвета жизни.
Спецефическое решение тем охоты, наполнение гробниц звуками мира.
НИКАНОН: изображение борющихся мальчиков, караван азиатов: яркие декоративные ткани => мир гробницы наполняется разнообразием.
Скульптура.
Деревянные модели. В Древнем царстве — просто статуэтки слуг, помогающих в ином мире. Здесь — создание атмосферы театральной постановки.
Гробница чиновника Микетра.
Дядя занимался закупкой скота. Деревянное изображение покупки или подсчёта скота: живая сцена: быки идут, один из слуг провинился, сидит писец.
Модель ткацкой мастерской. Способ показа — снятие крыши с идеальной ткацкой мастерской, дающей четкое представление о самом процессе. => многонаселённость этого мира, желание передать его звук.
Модели амбара, сцена ловли рыбы, многочесленные фигурки слуг, немущих дары, модели разных родов войск, модель жилого дома — бытовая часть едва упоминается, основной акцент на место отдыха — сад.
Заупокойный мир — идеальная модель, которой не место в земной жизни. Осирис становится главным божеством, создается илея загробного воздаяния.
Столичная традиция.
Чёрная статуя Минтухатепа I в красной короне.
XI династия. Отсутствует проявление новых тенденций — попытки подчеркнуть приемственность, как доказательствовечного существования единого Египта. Статуя из дерева, т.к. твердого камня практически нет. Сохранение основных категорий — монолитность, стремление к монументальности: грубая обработка материала, как цитата, мощные, как столбы, ноги, практически непроработанное лицо — сходство с плоской маски, условность в передаче накладной борады. Всё усиливается зональной локальной раскраской. Три локальных цветовых зоны, мало связанные между собой. Но условность быстро устаревает.
Изменение представлений о правители в XII династии. Ранее — бог, оживший Гор. Сейса — ещё и человек, несущий огромную ответственность за свой народ. Отражение в литературе: Поучения фараонов своему наследнику. Сравнение с пастырем, ответственным за стадо, фараон должен быть озабочен благосостоянием своего народа. Изменение представлений о его Ка — не только двойник, он переживает все основные этапы становления фараона как исторического деятеля => интерес к возрасту, личностным чертам.
Головы статуй Сенусерта III.
Вступающий на престол — в твердом камне, юное, гладкое лицо — чистая книга, он только вступает на свой путь.
В зените правления — интерес к пластике лица, обработка нижней его части, пояление характерности, выявление скул, газа решаются за счёт лепки, возникает рельеф надбровных луг, возникает рельеф век, появляются складки под глазами. Эффект самопогружености, раздумий. Всё равно идеальный, но с бременем ответственности.
Изменяется технология обработки материала — перестают полировать до блеска, сочитание шлифовки и полировки => приближение фактуры статуи к фактуе человеческой кожи, важна свето-теневая моделировка. Всё это как сложность прочтения Ка.
Аменемхет III
Кратковременный расцвет, удалось усмирить номаров.
Голова восходящего на престол. Минимальный рельеф глаз и надбровных дуг — начало сложения этого человека, как государственного деятеля.
Взрослая голова. Плотно сжатые губы, целеустремлённый, сильный, массивнй подбородок — решите, льный, жестокий лидер, мощные скулы, появление морщин следов его деяний, формирования характера, следы формиования Ка.
Саркофаг царевны Кави.
Изменения в рельефе: более вытянутые силуэты — желание сделать мир более манерным, изощрённым; вытянутость рук, жестов; сохранение угловатости в передаче частей тела, но что-то происходит с линией контура — она более глубока и закругленная, что создает эффек мягкости, плавности. Начало диалога, связанного с желанием транслировать этот мир в ином обличии.
Важный момент: сочитание свечкообразных силуэтов и минимальность обработки деталей, как следование традиции Древнего царства.
В эпоху конца XII династии поднимает голову сепаратизм, т.к. всё зависило от силы исторической личности + иноземное завоевание — приход гексосов => падение централизованного государства, окажется в руках иноземцев на три столетия => психологический шок: иноверцы на престоле Ра. C XIII по XVII династию — время великих бедствий, морального унижения.
XVIII (фиванская) династия начинает постепенно объединять Египет, выступая против гексоского завоевания => популярность фиванских божеств: Амона Ра. Центр переносится в Фивы => создание Новго царства (XVIII-XX династия). Новый темп, различия в искусстве делятся на три этапа:
· XVIII династия — эпоха тутмесидов,
· XVIII династия — Эхнатон и искусство Омарны,
· XIX-XX династия — эпоха рамессидов (последние художественные инновации).
Тутмесиды.
Погребальные сооружения.
Царские — нет архитектурных решений, близ Фив, в скальном грунте.
Две долины — Цариц и Царей. Волы скрыты — защита покойников от разгробления как защита Египта.
Гробница Тутанхомона.
Вырубленное в скале помещение, с коридорам для вноса, комнатой для соркофага, хранения погребальной утвари и т.д.
Гробницы знати. Фиванский некрополь: особый вид часных гробниц — с каменным двориком, окруженным стенами, где собственно и происходит культ. Специфику эпохи определяет появление нового заказчика,новых те и новой транскрипцией Ка. Смена социальной опоры власти: знать, состоящая в родстве с фараоном дважды потеряла трон + потеря стараха перед иностранцами. Идея личной ответственность за свою службу => появляются аналоги наших дворян — без своей земли, но получающие её за службу, не передающие её по наследству => верность, ответственность — прочный фундамент царской власти, в котором отсутствует проблема сепаратизма + путь открыт незнатным, и не египтянам, возможность достичь высоких постов.
Активные завоевательные компании (против гексосов и далее). На повеску дня выходит творение новых биографий людей невысокого происхождения => обращение не к внутреннему миру человека, а к внешним характеристикам: деталям одежды, прическам, украшениям.
Статуя жены военноначальника Настмина.
Богатый парик с косичками и полосками, обилие украшений, тонкие ткани при минимуме лица — доличная техника важнее (аксессуары, одежда). Главное — деталь, транслирующая модное=статусное. Ка теперь отражает биографию этих новых египтян.
Портрет царицы Хатшепсут.
Возвращение к полировке лица, в отличие от XII династии. Лицо предельно скупо не только в системе обаботке материала, но и исчезает рельеф лица: нет объема в передаче век, надбровных дуг, брови — плоскостная линия, маркер — стрелки, оформляющие глаза. От Древнего царства отличает пропаботка нижней части лица. Вытянутый овал лица, обращающий внимание на плавную, мягкую линию и такой же овал лица => интерес к внешней манерности образа, искусства. Важнейшая заача — передача антуража, а не внутреннего мира. Обращение к моде — показатель времени и культуры.
Статуя Аменхотепа III.
Принципиально гладкий овал лица, минимум характеристик, плоскостность как определённая нейтральность по отношению к зрителю.
Фиванский некрополь.
Фивы — вновь столица, т.к. возвышение фиванской династии => сосредоточение всехмаркеров времени.
Статуя жены военноначальника Нахтмина.
У него — типичная биография — не знатен, но дослужился до высокого поста. Богатый, сложный парик с золотыми или серебряными пластинками. Тонкие льняные ткани, опоясывающие тело женщины — предмет роскоши. Пластическая жизнь акцентируется на деталях роскоши и это контрастирует с предельно нейтральной пластикой лица — эквивалента белого листа, начала сложения биографии. Вытянутые, свечкообразные силуеты, плавность и красота змеящихся линий — манерность => феминизм в искусстве.
Жрец Аменхотеп и его супруга Ранаи — скульптуры.
Свечкообразны, вытянуты, длинные, вытянутые пальца, инкрустация золота и серебра — новый эстетический идеал.
Но не все искусство укладывалось в рамки данной культуры — иногда личность вырывается за эти рамки.
Статуя царици Тийи/Тейи
Её отец — незнатен, нубиец, начинал простым воином, дорос до великого полководца Аменхотепа III. Она — его жена, при этом она не может претендовать на высокий титул, но фараон награждает её титулом Главной жены. Этот титул она получает благодаря своим внутренним данным — образованности, мудрости — она советник. При её дворе воспитывается наследник — Аменхотеп IV (до 7 лет, он же Эхнатон).
Если личность не умещается в рамки — канон приходится раздвигать. Жесткие черты лица, особенно в нижней части лица, собранность, сила характера. Но при этом — рельеф мягок, надбровных дуг почти нет. Но это не убирает носогубных складок, которые очень характерны.
Живопись и рельеф.
Фиванский некрополь будет иллюстрацией аристократической, элитарной культуры.
Гробница Рамусе.
В этот период вводятся в качестве важных тексты автобиографий, как доказательства жизненного пути и возможность прохождения суда Осириса. В текст автобиографии вводятся родители умершего (впервые!) = не смотря на отсутствие знатности, родсуществовал и служил на благо Египта.
Опять же обращение в сторону внешнего — парики, украшения, легкие ткани. Манерность, пласвность линии. Неглубокий контур с закругленным краем (появился ещё в Среднее царство в столице), но здесь немного другое — создает объем, точность очертания.
Даже в рамках канонических сцен (прим. Изображение погребальной процесии) появляется новое — позрачность одежд, вытянутый контур, огромная роль жеста, с помощью гипертрофии пальцев, усиленная изображением цветов лотоса.
Сочитание рельефа и живописи в одной гробнице. Стандартный сюжет — плакальщицы, появляется эффект жидкого света, создающая ощущение плавности, таинственности. Опять же характерен жест — не повторяющийся, каскад жеста, как показатель эмоциональной накалённости.
Огромную роль играет изображение пиров, при чем не погребальных, а реально существовавших.
Гробница Нахта.
Чиновник. Любил пировать. Много канонических и неособо канонических тем. Полуканон: Нахт и его жена перед дароносцами — изобилие цвета, но не оттенка, как доказательство полноты мира. + сцена празднечного пира — ощущение того, что эту радость они хотели забрать ссобой. Большая руль многофигурных композиций, перекличка жестов, мотив служанки, пиносящей еду — манерный, гипертрофированный жест. Эстетизация как желание уподобить загробный мир земному, т.к. у них уже при жизни огромный социальный успех.
Канонические сцены сохраняются.
Гробница чиновника Менана.
Дама в роскошном туалете. Одиноковость, повторяемость лиц, красочность мира передается через декор и аксессуары.
Охота в зарослях папируса. Каноническая сцена, но много новшеств. Наложение нескольких пространственных планов в изображении Нила — рыбы, лотосы, на которых восседают утки => яркие, диковенные картины, которые не дают четкости восприятия. Сама классическая сцепа представленна только фигурой Менона, замахивающегося бумирангом. Остальное — знаки элитарной куьтуры.
Архитектура Нового царства.
Гробничные комплексы. В основном — поминальные комплексы.
Храм царицы Хатшепсут.
Хотела как у Аменухотепа, как символ возвышение централизованного государства и величия самой не-особо-легитимной царицы. Новая трактовка — дорога со сфинксами и деревьями, террассы, пандусы, соединяющие разные уровни террас, чередование гиппостильных залов перестильных дворов. Убрана вернтикальная деоминанта, преобладание горизантали как той оси, вокруг которой формируются все архитектурные элементы, масштаб гигантский, какдоказательство незыблимости империи. Ось подчеркивается в интерьере — неравноверное расстояние между столбами — шире у галвной оси.
Фиванская триада: Амон-Ра, …, Хонсу. На восточном берегу Нила — Луксор и Карнак (Бет сут — главный храм). Застройка началась ещё в Среднем царстве — белая капелла Синусерта I в Карнаке — разобрали на постройку тутмесидов, археологи потом собрали.
Принципы планировки посветительных храмов Нового Царства на примере Лексора и Карнака (достроенных, эпохи рамесидов).
Дорога декорированна статуями баранов/сфинксов — символами Амна Ра + четкая регламентация пути. Вход на храмовую территорию перегораживают пилоны (башнеобразные и трапецивидной формы) => лакончиный, фронтальный вид, за пилонами не видно пространства храма, который походит на сильновытянутый прямоугольник + выделение фасада. Перед пилонами — обелиски с иероглифами, тексты связанны с правлением фараона, которых их поставил — символ величия и правителя, и комплекса. Гигантские статуи фараона. Узкий вход, который выявляет ось, реламентирует процессию — она вытягивается по социальному статусу. Узкий пилон, узкий вход => затененность, за ним — открытое пространство, обнесенное по периметру колонадой — перестильный двор, гиппостильный зал, сокровищница: ковчег с дарами и статуи богов.
Помещения, нанизанные на одну ось. Акценты на неё — в основном колоннами в центральном нефе.
Фасад храма выше колонн в перестильном дворе. Оформление капителей — лотос, папирус, пальма — живительная энергия солнца, надежда на всокрешение. Два вида оформления — в виде бутона или распустившегося цветка. Фасад храма -только распустившийся цветок (на солнце), в перестильном дворе — бутоны (в тени).В оформлении самх храмов — центральный неф самый высокий, щелевидные окна, через которые освещается храм, располагаются над балками перекрытия боковых нефов => освещен только центральный неф + бутоны/цветок.
Абуса Белл
Большой храм посвящен ему самому, малый — ему и его жене. Храм скальный, стоит на берегу озера. Рамзес II. Мечтал вернуть Египет в границы Тутмоса III, появляется агитационность искусства.
Статуи выточены из того же камня. Что и скала — монументальность, соотносимые масштабы. Опять соь. Фиксируется статуями рамзеса II. Скульптурная группа - Рамзес II (живой!) восседает рядом с Амоном Ра, Птахом, Ра Харатки. Рамзес II в виде фараона поклоняется себе же в виде бога. Have fun. Храм работал в определёные дни. В день летнего солнцестояния луч солнца проходил через весь храм и освещал основную скульптурную композицию.
Храм Сети I.
Гигантизм как желание доказать мощь Египта постепенно приводит к упадку архитектуры. Главное — подавление зрителя.
Живопись, рельеф и скульптура. Часть II.
Колос Аменхотепа IV.
Для Корнака. Стремление следовать культуре тутмесидов. С одной стороны он рожден в рамках старой традиции, с другой стороны через 5 лет фараон начинает боротся с фиванским жречеством. Атон — Царь Царей, Царь Солнце. Фароон решает наградить этим званием Амона Ра, что свидетельствует о начале борьбы с фиванским жречеством (как и отец, но более). Фиванское жречество — самостоятельная политическая сила, диктующая свои свою программу. => Атон становится главным божеством. Как Царь Царей он может воплощаться в любом боге. Перенос столице — Ахет-атон. На прротяжении 12 лет он там живет, там строиться и существует искусство Омарны. Он сам главный жрец, он пишет религиозные гимны, творит новое искусство. Ограниченность потребления данного искусства. Культ Осириса не запрещен, но он отодвинут на 3 место => искусство захвачено тематикой земной жизни — Атон как солнце с Ореем-коброй с лучами-кистями, держащими анх — символ жизни и фараон с семьей, приносящие жертвы. Как реформатор он пытается отказаться от предшествующего искусства — нет геометризма, прямого угла, тут -одуловатые тела, пягкие подушки — мягкая, плавная, оморфная линия — есть некаок влияние тутмесидов. Внешняя красота как символ того, что все лучшее — в земной жизни, вечно осеняемой лучами Атона. Глубокие линии, круглящийся объем — солнце творит мир, наделяет людей телесностью.
Искусство за 12 лет, лишенное своего фундамента, проходит все этапы существования — ранняя, зреаля, поздняя — формирование, расцвет, упадок.
На раннем периодне — отказ от всего — одутловатость тел,как желание отойти от четкой геометрической формы, непропорциональность, даже некая карикатурность, как желание обозначить рождение нового искусства. *в рельефах выступают уши.
Зрелая Омарна связанна с мастерской скульптора Тутмеса. Изображение Нефертити, их дочерей и сыновей, наследника - Тутонхамона. Архив Омарны уничтожен практически полностью. Преемник — сразу же увезен в Мемфис — столицу поздних Тутмесидов. За счет заброшенности — множество незаконченных фигур.
Скульптурный портет Нефертити. Крупнозернистый пещаник, который полностью имитирует фактуру кожи. Потом он тонируется. В памятниках Тутмеса нет места портрету, но рожденный в рамках другой культуры — он воспевает земную красоту. - карикатурность. Длинная шея, вытянутый овал лица. Руки от статуи, Тутмес кладет в основу статуи — любование земной жизнью, её категориями.
Голова Мерит-Атон. Вытянутая голова, полировка твердого камня.
Портрет Тутонхамона, созданный тутмеса. Баланс, красивые, яркие, выразительные черты лица. Идеализированный реализм.
Закат.
В Омарне — роспись дворца Ахетатона — дочери, охота в зарослях папируса (на полу) — десакрализация.
Сцена прогулки в саду (фараон с супругой). Легкость поз, уход опять в сторону внешнего, легкость, воздушность, движения.
В гробнице Тутонхамона та же сцена — статичные фигуры, сохраняется только легкость детали, но четкость композиции, заполненность фона. Программа реставрации старых культов.
Маска Тутонхамона. Золото как нейтральный материал, стирание личностных черт. Боязнь эксперемента, консервация канона — основа искусства рамесидов.
Оформление мемфиского некрополя - характеристика элитной культуры конца тутмесидов. Консервация старых памятникво, следование старому канону.
Гробница Хаемхеба.
Он — военноначальник. Наружный рельеф с изображением пленников — в деталях. Е связанных с каноном продолжает жить Омарна, свето теневые эффекты не создают радость жизни, а ощущение надрыва, накала, конца культуры.
Статуя Рамзеса II.
Сохраняются парики и одежды, но все сводиться к единым, лаконичным объемам, скупой, предельно ограниченный набор правил убивают творческий потенциал культуры.
Гробница Нефетари.
Любимая супруга Рамзеса II.
Необходимость каноничного убирает автобиографию, только конкретное следование сакральным текстам. Мастер может быть только иллюстраторам. Жесткие композиционные схемы, цеткий контур, локальный свет, четкое расположение фигур.
Зачет — следующая суббота в 12.30. На кафедре.
Вопросы — в методичке + угадайка.