САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА. (1)Бронзовый гигант Бартоломео Коллеони известен каждому, кто бывал в Музее изобразительных искусств в Москве

(1)Бронзовый гигант Бартоломео Коллеони известен каждому, кто бывал в Музее изобразительных искусств в Москве, по великолепной, в натуральную величину копии, установленной в нижнем зале. (2)Я влюбился в лучшее творение Андреа Верроккьо, когда впервые десятилетним мальчишкой попал в музей, который мать по старинке называла Музеем изящных искусств. (3)В тот прекрасный жгуче-морозный январский день я раз и навсегда полюбил изящные искусства, и кровь во мне сменилась: послушное домашнее животное, прилежный ученик стал злостным прогульщиком, лентяем и лгуном. (4)Вместо школы я чуть ли не каждый день отправлялся в музей, без зазрения совести обманывая и домашних, и учителей, выгадывая враньем свободу и очарование. (5)Так облагораживающе подействовали на незрелую душу изящные искусства.

(6)Конечно, я полюбил многое в музее, но Коллеони остался во мне первой любовью. (7)Он могуч и прекрасен, так же могуч и прекрасен его конь. (8)В горделивом поставе прямой крепкой фигуры, в жестких морщинах грозного лица, в косо выдвинутом вперед плече под железным оплечьем, в неумолимом и победном облике воителя было все, чем пленяется героическое мальчишеское сердце. (9)К тому же очаровывало, туманило голову звучное и таинственное слово «кондотьер». (10)Я так же не задумывался над его смыслом, как и над смыслом другого заветного слова: «мушкетер». (11)Мне не было дела, что кондотьер — это наемный военачальник, продающий свой меч любому, кто хорошо заплатит. (12)Я вкладывал свой смысл в эти слова: в тяжело-звонком «кондотьер» звучала битва, стук мечей, ,топот тяжелых коней, в «мушкетере» — скрежет острых шпаг.

(13)Было и еще одно, сделавшее скульптуру Верроккьо столь важной для меня. (14)Подавленные муки совести отыгрывались смутным ожиданием расплаты, я всякий раз не верил, что попаду в музей. (15)Не верил, садясь в кольцевой трамвай, не верил, приближаясь к ограде музея, не верил, подымаясь по широким каменным ступеням и слыша свое громко стучащее сердце, не верил, минуя контроль, и разом исполнялся захлебывающейся веры, обнаруживая исчерна-зеленого кондотьера на своем месте. (16)Правда, до этого счастливого мига мой стыдливый взгляд должен был скользнуть по белому, голому, как из бани, Давиду, держащему на плече что-то вроде мочалки, а затем уже находил Коллеони. (17)И был мне бронзовый воитель гарантией предстоящего счастья.

(18)Я продолжал любить Коллеони и взрослым, видя в нем уже не героя, а воплощение не пробужденной временем к сомнению и милосердию средневековой души. (19)Правда, подлинному ценителю искусства полагается больше любить другого конника в том же зале — Гатемалату, созданного учителем Верроккьо, великим Донателло. (20)В нем больше гармонии, спокойствия, величавости, столь приличествующих скульптурным образам. (21)Не экспрессия и движение стихия скульптуры, а состояние великого, сосредоточенного покоя. (22)Это утверждали в один голос все экскурсоводы. (23)Но я оставался верен Коллеони и всю жизнь мечтал о встрече с ним подлинным, первозданным под небом Венеции.

(По Ю. Нагибину)

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем. (Л.Н. Толстой)

2) Задача искусства — волновать сердца. (К.А. Гельвеции)

3) Искусство не оказывает влияния на наши действия. Напротив. оно уничтожает желание действовать. (О. Уальд)

4) Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу. (К.Г. Паустовский)

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 6—12?

1) рассуждение

2) рассуждение и описание

3) повествование и рассуждение

4) повествование и описание

3.Среди предложений 13—18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

4. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29—А31, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Изображая первую встречу с подлинным произведением искусства, автор использует синтаксическое средство _____ (предложения 4, 8, 12). Первые детские впечатления передаются с помощью и _____ («горделивом поставе», «жестких морщинах», «героическое сердце»), и _____ (предложения 9, 17), и ______ (предложение 15).

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) эпитет

3) фразеологизм

4) ирония

5) метафора

6) синтаксический параллелизм

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) ряды однородных членов

Наши рекомендации