Представители кино США первой трети ХХ века (10 часов)
Занятие 5.
Мастера американской кинорежиссуры.
Творчество Эриха фон Штрогейма.
Последствия Первой мировой войны для кино США. Возникновение критических тенденций в американских фильмах 1920-х годов.
Влияние творческой эмиграции на развитие Голливуда. Первые роли Э.Штрогейма-актера. «Человек, которого мы любим ненавидеть». Дебют в кинорежиссуре. Разрыв с компанией «Юниверсл» и переход в «М-Г-М». Обстоятельства создания фильма «Алчность» (1924). Крах Э.Штрогейма и переезд во Францию. Вершинное актерское достижение Э.Штрогейма («Великая иллюзия, 1937).
Литература:
Розенбаум А.З. Американский кино-город. – М.-Л.: «Кинопечать», 1926
Режиссерская энциклопедия. Кино США. – М.: «Материк», 2000
Комаров С.В. История зарубежного кино. Т. 1. – М.: «Искусство», 1965
Садуль Жорж. История киноискусства. – М.: «Иностранная лит-ра», 1957
Теплиц Ежи. История киноискусства. – М.: «Прогресс», 1968
Трауберг Илья. Актер американского кино. – Л.: “Academia”, 1927
100 великих режиссеров. – М.: «Вече», 2004
100 великих зарубежных фильмов. – М.: «Вече», 2006
Бейли Клод. Кино: фильмы, ставшие событиями. – СПб: «Академический проект», 1998
Шнайдер Стивен Джей. 1001 фильм, который вы должны посмотреть. – М.: «Магма», 2006
Первый век кино. – М.: «Локид», 1996
Кинословарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1986.
Визуальный материал:
1. Документальный фильм «Человек, которого приятно ненавидеть».
Режиссерские работы Э. фон Штрогейма:
«Глупые жены» (1922), США, 117 мин.
«Алчность» (1924), США, 140 мин.
Актерские работы Э. фон Штрогейма:
Начальник концлагеря капитан фон Рауффенштейн:
«Великая иллюзия» (1937), Франция, реж. Жан Ренуар, 114 мин.
Фельдмаршал Эрвин Роммель: «Пять гробниц по пути в Каир» (1943),
США, реж. Билли Уайлдер, 96 мин.
В роли самого себя (Макс фон Майерлинг): «Бульвар Сансет» (1950), США, реж. Билли Уайлдер, 110 мин.
Примерные темы индивидуальных исследований:
1. Основные выразительные средства Штрогейма-актера.
2. Традиции реализма в творчестве Штрогейма-режиссера.
3. Причины поражения Э.Штрогейма в борьбе за обретение свободы самовыражения.
4. Э.Штрогейм, как продолжатель дела Д.У. Гриффита.
5. Влияние, оказанное Э.Штрогеймом на мировое киноискусство.
Занятие 6.
Мастера американской кинорежиссуры.
Кинематограф Сесила Блаунта Де Милля.
Коммерциализация американского кинематографа. Формирование плеяды «кассовых режиссеров». Клан Де Миллей. «Джесси Лэски Фичер Плэй Компани» и основание киностудии «Парамаунт» (1919). Постановочная помпезность. Появление «суперколоссов». Выявление потребительских вкусов публики.
С.Б. Де Милль – «поэт ванных комнат». Заказы на рекламу и продакт плэйсмент. Ура-патриотические фильмы времен Первой мировой войны. Серия картин на религиозную тематику – создание «кинематографа утешения». С.Б.Де Милль – главный морализатор Голливуда. Осуждение нарушения религиозных норм и появление внутренней цензуры. Жанровое разнообразие. Особенности режиссерского почерка Де Милля.
Литература:
Режиссерская энциклопедия. Кино США. – М.: «Материк», 2000
Комаров С.В. История зарубежного кино, Т. 1. – М.: «Искусство», 1965
Теплиц Ежи. История киноискусства. – М.: «Прогресс», 1968
Садуль Жорж. История киноискусства. – М.: «Иностранная лит-ра», 1957
Лурселль Жак. Авторская энциклопедия фильмов. В двух тт. – СПб-М.: Rosebud Publishing, 2009
Паркинсон Дэвид. Кино. – М.: «Росмэн», 1996
Кинословарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1986.
Cinema. Year by year. London. Dorling Kindersley Ltd, 2004
Robertson Patrick. Film Facts. New York, Billboard Books, 2006
Визуальный материал:
1. «Десять заповедей» (1923) 136 мин.
2. «Царь царей» (1927)
3. Фильм Билли Уайлдера «Бульвар Сансет» (1950), Де Милль в роли самого себя в большой сцене на киностудии.
Дополнительный визуальный материал, иллюстрирующий масштабные постановки 1920-х годов:
«Бен-Гур» (1925), реж. Фред Нибло
«Большой парад» (1925), реж. Кинг Видор
«Крылья» (1927), реж. Уильям Уэлман
«Толпа» (1928), реж. Кинг Видор
«Величайшее представление на Земле» (1952), реж. Сесил Б. Де Милль – премия «Оскар» лучшему фильму года.
«Десять заповедей» (1956), реж. Сесил Б. Де Милль
Примерные темы индивидуальных исследований:
1. Театральная природа «пышных» постановок С.Б.Де Милля.
2. Морализаторство как один из основополагающих принципов режиссуры Де Милля.
3. Причины успеха фильмов Де Милля у массового зрителя и холодного отношения со стороны американской интеллигенции.
4. Позитивные моменты в коммерческом кино С.Б.Де Милля.
5. С.Б.Де Милль – основатель Голливуда.
Занятие 7.
Мастера американской кинорежиссуры.
Мак Сеннет – родоначальник американской кинокомедии.
Обособленность М.Сеннета, работавшего только в жанре эксцентрической комедии. Знакомство с Д.У,Гриффитом, «дорожные беседы» и старт карьеры. Опора на практику мюзик-холла и бурлеска. Влияние Ж.Мельеса. Использование опыта европейских мастеров комедийного жанра и цирковой клоунады.
Возникновение «кистоуновских комедий». «Слэпстики» - «Автомобильные комедии» - «Кистоунские полицейские» - «Комедии с купальщицами» (т.н. «кистоун герлз», среди которых: Глория Свенсон и Кэрол Ломбард). Главная ставка – на актера-премьера, а не ансамбль. Основная проблема исполнителя – создать свою «визитную карточку». У Сеннета начинали почти все крупнейшие комики, которые покинули его из-за бешеного темпа производства, не позволявшего создать нужный образ.
Установки Сеннета: «Главное – это действие, а не игра! Зрителю некогда разглядывать актера! Он просто идет за ним следом». Студия Сеннета – воплощение хаоса и произвола. Практика ложных увольнений. Суперзвезды «Кистоуна»: Роско Арбэкл - толстяк, Бен Тюрпин - косой, Мэйбл Норман - шалунья, Форд Стерлинг - злобный, Мак Суэйн - грубиян. «Если я смеюсь над гэгом, значит, публика тоже будет смеяться! Ведь я держу свою руку на ее пульсе» (Сеннет). «Бюро смеха».
Возникновение профессии «гэгмен» (пример с Б.Тюрпиным, пошедшим лечиться от косоглазия). Сеннет - «Авраам Линкольн комедии – комедий народной и для народа», «Царь смеха». Крушение империи Сеннета в 1920-е годы.
Литература:
Трауберг Л.З. Мир наизнанку. Гл. 5-6. Сеннет. – М.: «Искусство», 1984
Режиссерская энциклопедия. Кино США. – М.: «Материк», 2000
Китон Бастер, Самуэлс Чарльз. Мой удивительный мир фарса. – М.: «Радуга», 2002
Комаров С.В. История зарубежного кино, Т. 1. – М.: «Искусство», 1965
Садуль Жорж. История киноискусства. – М.: «Иностранная лит-ра», 1957.
Теплиц Ежи. История киноискусства. – М.: «Прогресс», 1968
Паркинсон Дэвид. Кино. – М.: «Росмэн», 1996
Чаплин Чарльз. Моя биография. – М.: «Вагриус», 2000
Чаплин Ч.С. О себе и своем творчестве. Автобиография. Моя жизнь в фильмах. – М.: «Искусство», 1990
Кинословарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1986.
100 великих режиссеров. – М.: «Вече», 2004
Cinema. Year by year. London. Dorling Kindersley Ltd, 2004
Robertson Patrick. Film Facts. New York, Billboard Books, 2006
Визуальный материал:
1 Документальный ТВ-сериал «Голливуд: Начало» (серия «Комедия – «это серьезно»).
2 Фильм М.Сеннета «Барни Олдфилд мчится, спасая жизнь» / «Чудесное спасение Мэйбл» (1913), 13 мин.
3 Подборка фильмов с участием Мейбл Норманд (1913-1915)
4 Фильм М.Сеннета «Прерванный роман Тилли» (1914) с участием Ч.Чаплина, М.Норманд, М.Дресслер, М.Суэйна, 73 мин.
Дополнительный визуальный материал:
1. Фильм «Масляные пальчики» (1925) прод. М.Сеннет
2. Фильм М.Сеннета «Пчелиное жужжание» (1929)
3. Подборка фильмов с участием Роско Арбэкла (1913-1914)
Примерные темы индивидуальных исследований:
1. Основные выразительные средства, используемые в жанре слэпстик.
2. Основные принципы творческого метода Сеннета.
3. Раскройте содержание гэга, как комедийного приема.
4. Чем объяснить столь длительную популярность дешевой и однообразной продукции студии «Кистоун».
5. Что позволило Сеннету превратить комедию из сфотографированной клоунады в жанр киноискусства.
6. Личный вклад М.Сеннета в развитие мирового кино.
Занятие 8.
Мастера американской кинорежиссуры.
Документальное кино Роберта Флаэрти.
Начало ХХ века – невиданный подъем этнографии вслед за бурно развивающимся рынком и поиском полезных ископаемых. Фильмы, исследовавшие народы и территории, получили название «сценикс», а затем – «тревелогс». Путешественники обзавелись операторами. Особенно популярной стала съемка охоты в экзотических местах мира. Детство Ф., проходившее в геологических партиях, определило направление его творчества и тягу к путешествиям.
1913 год – начало кинокарьеры, но к своему первому фильму Ф. начал готовиться только в 1918 году, так как не мог найти деньги на экспедицию. Картину финансировала французская меховая компания, и Ф. сразу выбрал главного героя – Нанук (это прозвище означает «Медведь») был самым знаменитым охотником в округе порта Гаррисон на севере Канады. После премьеры фильма погибший к тому времени Нанук стал героем мирового экрана. В отличие от зрителей критики одобрили картину не сразу, назвав ее «постановочной» («неаутентичной»), но затем стали называть Ф. «Руссо от кинематографа».
После заключения контракта с киностудией «Парамаунт», Ф. навязали сентиментальный сюжет и мелодраматические страсти, совершенно чуждые его художественным принципам. Он продолжал снимать утонченно и изысканно, но его фильмы не имели успеха. Тогда продюсеры объединили Ф. с другими мастерами (В.С. ван Дайк, Ф.В.Мурнау), но этот компромисс не принес удачи. И лишь в 1934 году, благодаря английской поддержке, Ф. снял свой лучший фильм «Человек из Арана» (о рыбаках в Ирландии), получивший Гран-при МКФ в Венеции.
Литература:
Журнал «Сеанс» N 32, Недостаточно реальности. Портрет. Роберт Флаэрти, цикл статей. Дезориентация - Север // Дмитрий Ткачев
Съемки фильма на островах Тихого океана // Роберт Флаэрти
Как я снимал фильм «Нанук с севера» // Роберт Флаэрти
Жизнь среди эскимосов // Роберт Флаэрти
Жизнь и кино Роберта Флаэрти // Елена Грачева
В поисках ощущения присутствия // Ричард Ликок
Дробашенко С. Мир Роберта Флаэрти, в сборнике: Вопросы киноискусства, вып. 9. – М., 1966
Флаэрти Роберт. Статьи. Свидетельства. Сценарии. – М.: «Искусство», 1980
Ивенс Йорис. Размышляя о Бобе Флаэрти. // «Искусство кино» N 12, 1964
Клецкин А.Я. «Дзига Вертов и Роберт Флаэрти» // «Киноведческие записки» N 54, 2001
Медынский С. Такой разный Флаэрти // архив журнала «Техника и технологии кино», 2007
Трофименков М.С. Человек из Арана / «Коммерсант», 08.07. 2005
Роберт Флаэрти // Серия «Личность в истории», 26.02.2002
Режиссерская энциклопедия. Кино США. – М.: «Материк», 2000
Комаров С.В. История зарубежного кино, том первый. – М.: «Искусство», 1965
Садуль Жорж. Роберт Флаэрти и документальное кино. История киноискусства. Гл. 7– М.: «Иностранная лит-ра», 1957
Теплиц Ежи. История киноискусства. – М.: «Прогресс», 1968
Кинословарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1986.
100 великих режиссеров. – М.: «Вече», 2004
Cinema. Year by year. London. Dorling Kindersley Ltd, 2004
Robertson Patrick. Film Facts. New York, Billboard Books, 2006
Визуальный материал:
1. «Нанук с Севера» (1919-1922), 79 мин.
2. «Белые тени южных морей» (1928), 88 мин.
Дополнительный визуальный материал:
«Человек из Арана» (1934), 74 мин.
Примерные темы индивидуальных исследований:
1. Принципы работы Флаэрти с непрофессиональными актерами.
2. Можно ли назвать кинематограф Флаэрти постановочным, как это определили кинокритики в 1920-годы?
3. Причины отказа Флаэрти от работы с профессиональными исполнителями.
4. Рассмотрите противоречивую ситуацию: голливудские продюсеры шли навстречу Флаэрти, искали компромиссы, а он – нет, и многие его картины действительно не имели успеха в прокате.
5. Гуманизм и романтизм в творчестве Флаэрти.
6. Режиссура Флаэрти – прямое отражение реальности или сближение с игровым кино?
7. Причины всевозрастающего интереса к творчеству Флаэрти сегодня.
Занятие 9.
Кумиры публики: Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс.
М.Пикфорд:
Как и Чаплин, пришла в кино из мира обездоленных – родилась в семье бедных иммигрантов из Ирландии. Мать за небольшую плату отдала двух дочек в театр, но успех сопутствовал только 5-летней Глэдис, которая вскоре начала кормить всю семью. В 13 лет девочка попала в лучший театр США, к режиссеру Дэвиду Беласко, но он также набирал актеров только для одной постановки. Когда Глэдис осталась без ангажемента, мать предложила ей попробовать силы в кино, где хорошо платили. Это считалась унизительным, но дебютантке повезло: она получила приглашение от Дэвида Уорка Гриффита («Сердце преступника», 1909). Режиссер и предложил актрисе взять псевдоним.
В 1910 годах имя Пикфорд выносится в титры, что произошло впервые. Ее звали тогда «Блондилокс» (Белокурые локоны) или «Голдилокс» (Золотые локоны), и эти псевдонимы зрители уже искали в рекламных проспектах. В 1912 году Пикфорд вернулась в театр, но после приглашения от новой кинокомпании «Феймос Плейерс» навсегда ушла в кино. С этого момента она снималась только в фильмах высшего класса, а в годы Первой мировой войны прочто занимала первое место по популярности, опережая Чаплина.
Д.Фэрбенкс:
Родился в семье крупного бизнесмена. Бросив учебу на инженерном факультете, уехал в Европу. Сменил множество профессий и вернулся на родину. Тщетно пытался поступить в Нью-Йорке хотя бы в какую-нибудь театральную труппу. Наконец, в 1910 году подписал свой первый контракт. Так Дуглас Ульман стал Дугласом Фэрбенксом. В 1912 году к нему пришел первый успех и в 1913-1914 гг. он уже выступал на Бродвее, наращивая популярность. Его заметили представители кинокомпании «Трайэнгл» и пригласили сниматься. Дебютным фильмом стал «Ягненок» (1915), снятый режиссером Кристи Кеббеном по сценарию Гриффита и под его руководством.
В феврале 1917 года Фэрбенкс основал собственную кинофирму, вошедшую в систему корпорации «Парамаунт». Актер пролдолжает развивать принципы полуприключенческо-полукомедийного жанра, постоянно используя ироническую интонацию.
В 1919 году вместе с М.Пикфорд, Ч.Чаплиным и Д.У.Гриффитом Фэрбенкс основывает компанию «Юнайтед Артистс».
«Знак Зорро» (1920) – первый фильм, в котором Фэрбенкс как бы отказывается от своего американского подданства. Он становится экранным воплощением героев исторических и легендарных. В своем новом облике он как бы восстанавливает утраченный мужской идеал нации. «Багдадский вор» (1924) – вершина славы актера, но страшный экономический кризис, разразившийся в 1929 году и парализовавший всю американскую экономику, в одночасье убил фэрбенксовские сказки.
Литература:
Звезды немого кино. – М.: «Искусство», 1968
Уитфилд Айлин. Мэри Пикфорд. – Смоленск: «Русич», 1999
Первый век кино. – М.: «Локид», 1996
Энциклопедия. Кино США. Актеры. – М.: «Материк», 2003
Кинословарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1986
Звезды Голливуда. – М.: «ТЕРРА», 1996
Великие кинозвезды ХХ века. – М.: «Мартин», 2001
Скляренко В., Таболкина Т. 100 знаменитых актеров. – М.: «Фолио», 2001
Которн Найджел. Интимная жизнь голливудских идолов. – М.: АСТ, 1999
Раззаков Федор. Любовные истории Голливуда. – М.: «Эксмо-пресс», 2002
Мусский И.А. 100 великих актеров. – М.: «Вече», 2002
Трауберг Илья. Актер американского кино. – Л.: “Academia”, 1927
Комаров С.В. История зарубежного кино. – М.: «Искусство», 1965
Садуль Жорж. История киноискусства. – М.: «Иностранная лит-ра», 1957
Теплиц Ежи. История киноискусства. – М.: «Прогресс», 1968
Паркинсон Дэвид. Кино. Оксфордская библиотека. – М.: «Росмэн», 1996
Дунаевский А. Л. Оскар. Неофициальная история премии. – СПб: «Амфора», 2009
Визуальный материал:
Документальный ТВ-фильм «Голливуд» (серия, посвященная
М.Пикфорд и Д.Фэрбенксу)
М.Пикфорд:
«Свет любви» (1921), реж. Альфред Грин, 88 мин.
«Маленький лорд Фаунтлерой» (1921), реж. Фрэнсис Мэрион, 110 мин.
Д.Фэрбенкс:
«Знак Зорро» (1920), реж. Фред Нибло, 88 мин
«Три мушкетера» (1921), реж. Фред Нибло, 119 мин.
«Робин Гуд» (1922) реж. Аллан Дуан, 127 мин.
«Багдадский вор» (1924) реж. Рауль Уолш, 148 мин.
«железная маска» (1929) реж. Аллан Дуан, 71 мин.
Дополнительный визуальный материал:
М.Пикфорд:
«Поцелуй Мэри Пикфорд» («Король экрана»)
1927, СССР, реж. Сергей Комаров
в ролях: Игорь Ильинский, Вера Малиновская, Абрам Роом,
Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс, др.
Д.Фэрбенкс:
«Частная жизнь Дона Жуана» (1934) реж. Александр Корда, 86 мин.
«Дон Ку, сын Зорро» (1925) реж. Дональд Крисп, 108 мин.
«Черный пират» (1926) реж. Альберт Паркер, 82 мин.
Примерные темы индивидуальных исследований:
1. Особенности актерского почерка Мэри Пикфорд. Возникновение конфликта между театральными навыками, приобретенными во время работы с Д.Беласко, и требованиями Д.У.Гриффита.
2. Поиск М.Пикфорд новых выразительных средств и импровизации на съемках.
3. Феномен «полианнизма», устойчивой экранной моды, продолженной Джуди Гарланд и Диной Дурбин.
4. Попытка создания «современного типа женщины». Причины творческих неудач Мэри Пикфорд.
5. Карьера Мэри Пикфорд, как воплощение мифа о Великой Американской Мечте.
6. Маленькая Мэри Пикфорд – крупный кинобизнесмен и первая бизнес-леди Голливуда.
7. Эволюция экранных героев Дугласа Фэрбенкса.
8. Роль Дугласа Фэрбенкса в основании Киноакадемии и примирении враждующих киностудий.
9. Турне Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса в СССР. Итоги творческого сотрудничества с режиссером Сергеем Комаровым.
НОЯБРЬ
Тема 4. Становление национальных кинематографий (8 часов).
Занятие 10.
Кино Великобритании. Брайтонская школа.
Роберт Уильям Пол – основоположник британского кино. Натурные съемки. Движущаяся камера. Джеймс Уильямсон, Джордж Альберт Смит – уроженцы Брайтона, где в то же время проживал и Уильям Фриз-Грин.
Рождение Брайтонской киношколы. Основы кинематографической мизансценировки. Великобритания – родина жанра фильма-погони и преследования. Киноаппарат начинает следовать за актерами по пятам. Широкое обращение к литературе.
Вклад английских кинематографистов в развитие документалистики. Творчество Чарльза Урбана, Берта Эйкрса, Джона Грирсона. Поиски передовой и совершенной технологии. Студия «Элстри». Режиссура Сесила Хепуорта. Стремление к реализму, тяга к социальным темам. «Куски подлинной жизни».
Сотрудничество продюсера Майкла Бэлкона и Альфреда Хичкока. Первые сценарии Хичкока и первые немые фильмы. Оформление уникального режиссерского почерка.
Литература:
Садуль Жорж. Всеобщая история кино. Том I. Часть III. Глава 11. Брайтонская киношкола. – М.: «Искусство», 1957.
Комаров С.В. История зарубежного кино. Том 1. – М.: «Искусство», 1965
Теплиц Ежи. История киноискусства. – М.: «Прогресс», 1968
Шнайдер Стивен Джей. 1001 фильм, который вы должны посмотреть. – М.: «Магма», 2006
Кино Великобритании. Сборник статей. – М.: «Искусство», 1970
Кинословарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1986.
Первый век кино. – М.: «Локид», 1996
Визуальный материал:
1. Видеоматериалы DVD-коллекции “The Movies Begin. A Treasure of Early Cinema. 1894-1913”. R.W.Paul; G.A. Smith; James Williamson; Walter Haggar; James Bamforth; etc. Disc N 2.
2. Коллекция фильмов Роберта У. Пола (1896-1897).
3. Документальный ТВ-сериал «Кино Европы». Часть 1. «Упущенные возможности. Кино Англии». 56 мин.
4. Фильм «Алиса в стране чудес» (1903), реж. Сесил Хепуорт, 8 мин.
5. Документальный фильм «История английского кино от Стивена Фрирза». 52 мин.
Дополнительный визуальный материал, посвященный начальному периоду карьеры А.Хичкока:
«Сад наслаждений» (1925), 60 мин. (оригинальное время: 75 мин.)
«Квартирант» (1927), 98 мин.
«По наклонной плоскости» (1927), 81 мин.
«Шампанское» (1928), 84 мин.
Примерные темы индивидуальных исследований:
1. Брайтонская киношкола, как основательница техники монтажа.
2. Процесс утверждения позиций приключенческого жанра в английском кинематографе немого периода.
3. Первые экранизации пьес Шекспира, осуществленные У.Г.Баркером.
4. Чарльз Урбан и его вклад в развитие документального кино.
5. Начальный период карьеры Альфреда Хичкока.
6. Творчество Джорджа Альберта Смита и процесс «навязывания зрителю различных точек зрения».
7. Принципиальные отличия английской кинематографии от континентальной и американской.
Занятие 11.
Кино Италии. Возникновение жанра «пеплум».
Периодизация истории итальянского кино немого периода. 1905-1910 – возникновение кинопроизводства. 1910-1914 – расцвет и международное признание итальянского кино. 1914-1929 – падение и кризис, служение фашистскому режиму. Италия – главная потребительница французских фильмов.
Турин – центр итальянского кинематографа (Артуро Амброзио), место возникновения киностудии хроникально-документальных фильмов. Переманивание французских специалистов (Андре Дид). Первые итальянские киноленты 1895 года: «Прибытие поезда на Миланский вокзал», «Умберто и Маргарита Савойские на прогулке в парке» (1904). Появление кинофирм («Чинес», «Итала-фильм», др.), выпускающих картины на исторические и литературные сюжеты.
Комедийное направление итальянского кино («Похождения Критинетти»). 1912-1914 – «золотая серия» в итальянском кино. Историческая направленность. «Фильм д’ар итальяно» («Кармен», «Риголетто», «Король Лир»).
Производство полнометражных картин: «Последний день Помпеи» Луиджи Маджи, «Камо грядеши» Энрико Гуаццони, «Падение Трои» и «Кабирия» Д.Пастроне, др. Возникновение реалистического кинематографа. «Затерянные во мраке» Н.Мартольдо, «Ассунта Спина» Г.Серены.
Эпоха «роковых женщин» и блистательных кинодив (Франческа Бертини, Мария Якобини).
Первая мировая война и кризис итальянской кинематографии. Роль поэта и драматурга Габриэле Д’Аннунцио в интеллектуальной жизни фашистской Италии. Распространение легковесных жанров: псевдоисторические боевики, комедии, салонные мелодрамы из жизни высшего света.
Литература:
Садуль Жорж. Всеобщая история кино. Том 1. Глава Х. Итальянское кино. – М.: «Искусство», 1957.
Кинословарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1986.
Комаров С.В. История зарубежного кино. Том 1. Глава 3. Кинематография Италии. – М.: «Искусство», 1965
Колодяжная В.С. Кино Италии. - М.: ВГИК, 1998, учебное пособие.
Теплиц Ежи. История киноискусства. Том 1. Глава VII. Итальянское кино в тени Д’Аннунцио. – М.: «Прогресс», 1968.
Лидзани Карло. Итальянское кино. – М.: «Искусство», 1956
Лекции Гиберта. Кино Италии (1896-1929). http://lev-konovalov.narod.ru
Звезды немого кино. Франческа Бертини. – М.: «Искусство», 1968
Материалы ретроспективы фильмов Витторио Де Сики, 2004
Визуальный материал:
1. «Ад» (1911) реж. Франческо Бертолини, Адольфо Падован, Джузеппе Де Лигуоро, 68 мин.
2. «Кабирия» (1914) реж. Джованни Пастроне, 125 мин.
Примерные темы индивидуальных исследований:
1. Отражение политического и экономического положения Италии конца XIX века в кинематографе.
2. Габриэль Д’Аннунцио и поэтизация жизни патрицианской знати на итальянском экране.
3. Джованни Верга – родоначальник итальянского реализма в литературе и кино («веризм»).
4. Артуро Амброзини – основоположник итальянского кино.
5. Путь, намеченный фильмом «Последние дни Помпеи» (1908) Луиджи Маджи.
6. Тенденция героизации прошлого в итальянском кино, как отражение жизни внутри страны.
7. Новаторские приемы режиссера Джованни Пастроне и оператора Сегундо де Шомона.
Занятие 12.
Кино Скандинавии (Швеция, Дания).
1896 год – время возникновения кино в Дании. Оле Ольсен – основоположник датского кинопроизводства. Рождение кинокомпании «Нордиск» (1906). Ориентация на иностранные рынки из-за дешевизны производства и легкости экспорта. Дания просто завалила своей кинопродукцией Европу, включая Россию. Вскоре театральный репертуар становится преобладающим в датском кино в связи с театральным бумом, охватившим страну.
Эпопея с эротизированным фильмом «Торговцы белыми рабынями» (1910) Фореста Хольгера-Мадсена. Другие рискованные сюжеты: «Морфинисты», «Грезы курильщик опиума». Фильмы запрещены в Дании, но пользуются огромным успехом за границей. Голливуд начинает заимствовать некоторый атрибуты датского кино: «Женщину-вамп», продолжительные неистовые поцелуи.
Увеличение метража датских фильмов в связи с их успехом у публики. Звезды «Нордиска»: актеры Вальдемар Псиландер, Аста Нильсен, режиссеры Урбан Гад («Бездна»), Август Блом («Атлантис»), Карл Теодор Дрейер. История создание киношедевра «Страсти Жанны д’Арк» (1928).
1900 – начало формирования шведского кино, родоначальником которого являлся Карл Магнуссон. Основание компании «Свенска био» (1907). Появление в ней Виктора Шестрема, тогда еще актера, и режиссера Морица Стиллера. Начало резкого подъема национального кино. Компания «Свенска» процветала и могла выделять большие денежные суммы Стиллеру и Шестрему.
В 1916 году шведское кино полностью избавилось от датского влияния, и вышла на второе место после США. Съемка фильма «Возница» (1921) – показ реальной жизни во всей ее достоверности. Увлечение мистикой, свойственной шведским кинематографистам, отодвигается Шестремом на второй план.
Стиллер открывает миру Грету Гарбо. «Сага о Йосте Берлинге» (1923) – лебединая песня шведского киноискусства немого периода. Новый поворот к мистицизму. Стиллер и Гарбо уезжают из Швеции. Вслед за ними страну покидают и другие талантливые кинематографисты. Начало упадка шведского кино.
Литература:
Максимов Вадим. Эстетический феномен Антонена Арто. – СПб: «Гиперион», 2007
Рид Джереми. В погоне за черными радугами. – Тверь: Kolonna Publications, 2008
Садуль Жорж. Всеобщая история кино. Том 2. Глава 9. Начало датской кинематографии (1908-1914) – Эстетика Вавилона. – М.: «Искусство», 1958.
Садуль Жорж. Всеобщая история кино. Том 3. Глава 27. Шестром и Штиллер – классики шведского кино. – М.: Искусство, 1961
Садуль Жорж. Всеобщая история кино. Том 3. Глава 35. Сумерки, окутавшие датскую кинематографию. – М.: Искусство, 1961
Теплиц Ежи. История киноискусства. Том 1. Часть 2. Глава 8. Датская кинематография господствует в Центральной Европе. – М.: «Прогресс», 1968
Кинословарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1986.
Комаров С.В. История зарубежного кино. Том 1. Глава 10. Кинематография Дании (1906-1920) – М.: «Искусство», 1965
Комаров С.В. История зарубежного кино. Том 1. Глава 11. Кинематография Дании (1909-1929) – М.: «Искусство», 1965
Звезды немого кино. Аста Нильсен. – М,: Искусство, 1968
Нильсен Аста. Безмолвная муза. – Л.: «Искусство», 1971
Бейли Клод. Кино: фильмы, ставшие событиями. – М-СПб: Академический проект, 1994
Галкин В. 35 лет спустя (о съемках фильма «Аста Нильсен» с участием актрисы) // Советский экран, N 24, 1966
Нильсен Аста. Легендарная Скандинавия // Иностр. литература, N9, 1972
Нильсен Аста. Русские в Берлине. // Музыкальная жизнь, N 16, 1987
Трауберг Леонид. Аста Нильсен. // Советский экран, N7, 1983
Кинорежиссеры Скандинавии. - М.: НИИ киноискусства, 1996.
Дания. Хроника кино. // Искусство кино, N9, 1972.
100 великих режиссеров. – М.: «Вече», 2004
Мусский И.А. 100 великих актеров. – М,: «Вече», 2002
Мусский И.А. 100 великих зарубежных фильмов. – М.: «Вече», 2006
Шнайдер Стивен Джей. 1001 фильм, который вы должны посмотреть. – М.: «Магма», 2006
Визуальный материал:
1. Документальный фильм о становлении кино в странах Европы (серия, посвященная Скандинавии).
2. «Бездна» (1910), Дания, реж. Урбан Гад, 37 мин.
3. «Страницы из книги Сатаны» (1919), Дания, реж. Карл Т. Дрейер 122
4. «Возница» (1921), Швеция, реж. Виктор Шестрем, 93 мин.
5. «Ведьма» (1922), Швеция-Дания, реж. Беньямин Кристенсен, 104 мин.
6. «Сага о Йосте Берлинге» (1924), Швеция, реж. Мориц Стиллер, 180
7. «Страсти Жанны д’Арк» (1928), Франция, реж. Карл Т. Дрейер, 88 мин.
Дополнительный визуальный материал:
1. «Горный Эйвинд и его жена» (1918), Швеция, реж. Виктор
Шестрем, 71 мин.
2. Вдова пастора» (1920), Дания-Швеция, реж. Карл Т. Дрейер, 71 мин.
3. «Возлюби ближнего своего» (1922) Дания, реж. Карл Теодор Дрейер, 84 мин.
4. «Тот, кто получает пощечины» (1924), США, реж. Виктор Шестрем, 80 мин.
5. «Михаэль» (1924) Германия, реж. Карл Теодор Дрейер, 90 мин.,
в роли Клода Зоре – Беньямин Кристенсен.
6. «Алая буква» (1926), США, реж. Виктор Шестрем, 98 мин.
7. «Ветер» (1928), США, реж. Виктор Шестрем, 79 мин.
8. «Земляничная поляна» (1957) Швеция, реж. Ингмар Бергман, 91 мин., с участием в главной роли Виктора Шестрема.
Примерные темы индивидуальных исследований:
1. Причины резкого рывка, осуществленного датской и шведской кинематографиями.
2. Что послужило быстрому выходу датских и шведских фильмов на международный рынок.
3. Поиск новых выразительных средств в кино, осуществленный театральной актрисой Астой Нильсен.
4. В чем выразилось внешнее влияние на датское кино. И как датское кино повлияло не остальные кинодержавы.
5. Причины творческой эмиграции из Дании и упадка национального киноискусства.
6. Особенности актерского и режиссерского мастерства Виктора Шестрема.
7. Появление «высокого искусства», как подготовка к созданию «Страстей Жанны д’Арк» (1928). «Система Станиславского» по Дрейеру.
8. Особая роль природы в шведских фильмах немого периода.
Занятие 13.
Кино Франции: Империя «Патэ» и кинокомпания «Гомон».
Становление французской киноиндустрии. 1905 год – фирма «Шарль Патэ» в Венсенне (предместье Парижа) становится крупнейшей в мире. Превращение кино из кустарного производства в отрасль промышленности. Примеру «Патэ» вскоре последовал Леон Гомон. Создание «Общества авторов и литераторов».
Ликвидация ярмарочного кино. Появление стационарных кинотеатров. Попытка завоевать буржуазную публику. Шумная компания в поддержку высокохудожественных фильмов с привлечением актеров труппы «Комеди Франсез». 1907 год – появление «художественного фильма» (фильм д’ар) и соответствующей киностудии.
Рождение первого представителя «фильм д’ар» - картины «Убийство герцога Гиза» (1908) режиссера Андре Кальметта. Опыт обращения к театральным образцам, экранизации пьес Шекспира и религиозные кинозрелища (жанровое своеобразие кино Франции до 1914 года).
Фернан Зекка – «дитя кулис» и плагиатор Мельеса. Провал попытки создания «художественного фильма». Серия «Жизнь, как она есть» Луи Фейада. Серия «Сцены жестокой жизни» Ф.Зекка. Режиссура Алис Ги.
Многосерийные комикс-фильмы «Фантомас» (1913-1914) и развитие приключенческого жанра.
Война с Германией, на которую были призваны режиссеры и
актеры, вынудила закрыть большинство киностудий. Производство фильмов резко сократилось, и некоторые ведущие режиссеры (Морис Турнер, Альбер Капеллани, Леон Перре и др.) обосновались за границей. Однако многосерийные фильмы все еще снимались, а первые годы войны и вовсе дали мощный толчок к созданию пропагандистских картин. В то же время массовый зритель открывал для себя фильмы Де Милля, Инса, и в особенности Чаплина. После войны французское кино, несмотря на успех отдельных лент, оказалось финансово несостоятельным. Технический уровень и масштабность американских и скандинавских постановок производили огромное впечатление на публику, став причиной формализма, охватившего большинство французских режиссеров.
Литература:
Французское киноискусство: Сб. ст. / АН СССР, Институт истории искусств. – М.: «Искусство», 1960.
Теплиц Ежи. История киноискусства. Том 1. Часть 2. Глава 6. Империя Патэ и «Фильм д’ар». – М.: «Прогресс», 1968
Садуль Жорж. История киноискусства. Глава 5. Первые шаги Патэ. – М.: «Иностранная литература», 1957
Садуль Жорж. История киноискусства. Глава 7. Развитие художественного фильма. – М,: «Иностранная литература», 1957
Садуль Жорж. История киноискусства. Глава 8. Развитие французского кино между 1909 и 1914 гг. – М.: «Иностранная литература», 1957
Из истории французской киномысли: Немое кино 1911-1933. – М.: «Искусство», 1988
Шарый Андрей. Фантомас в книгах и на экране. – М.: «Новое литературное обозрение», 2007
Юткевич С. Франция – кадр за кадром. – М.: «Искусство», 1970
Базен Андре. Что такое кино. – М.: «Искусство», 1972
Кинословарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1986.
Комаров С.В. История зарубежного кино. Том 1. Глава 1. Организация «Фильм д’ар». – М.: «Искусство», 1965
Визуальный материал:
1. «Начало кино» ( “The Movies Begin”). Диск N 1. Фильмы Ф. Зекка.
2. «Начало кино» ( “The Movies Begin”). Диск N 3. Фильмы Ф. Зекка.
3. «Жизнь и страсти Иисуса Христа» (1902-1905) реж. Фернан Зекка,
Люсьен Нонге, 44 мин.
4. «Начало кино» ( “The Movies Begin”). Диск N 3. Фильмы Алис Ги.
5. Киносериал «Фантомас» (1914) Луи Фейада, 59 мин.
6. Киносериал «Вампиры» (1915) Луи Фейада. 399 мин.
Дополнительный визуальный материал:
1. Документальный телефильм о становлении кино в Европе (серия, посвященная Франции).
2. «Атлантида» (1921) реж. Жак Фейдер, 136 мин.
Примерные темы индивидуальных исследований:
1. Раскройте содержание конкурентной борьбы между компаниями Шарля Патэ и Леона Гомона.
2. Какие причины привели к началу шумной компании за производство высокохудожественных фильмов.
3. Триумф и крах «фильм д’ар» во Франции.
4. «Фильм д’ар», как предвозвестник картин на остросоциальную тематику. Появление фильмов «из реальной жизни».
5. История создания приключенческих сериалов во Франции.
6. Возрождение жанра историко-костюмного фильма.
7. Крупнейшие постановки на библейские и евангельские темы.
8. Творческие направления во французском кино в годы Первой мировой войны.
ДЕКАБРЬ