В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать:
· слова и мелодию Гимна России;
· смысл понятий: "композитор", "исполнитель", "слушатель";
· названия изученных жанров и форм музыки;
· народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
· названия изученных произведений и их авторов;
· наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь:
· узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
· определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
· определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
· передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
· исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
· исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
· исполнения знакомых песен;
· участия в коллективном пении;
· музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
· передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
Календарно- тематическое планирование по музыке
Класс.
№ | Дата | Раздел программы. Тема урока. | Требования федерального компонента государственного стандарта общего образования | Требования к уровню подготовки | НРК | Сопутствующее повторение | Формы контроля | Межпредметные связи | Музыкальный материал. | Коррект. |
Раздел 1. «Россия-Родина моя»(4 часа). | ||||||||||
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. | Русские народные песни. Кант, кантата. Музыка народная и профессиональная. Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края, сочинения профессиональных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация и развитие в музыке. Песенность, танцевальность и маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. | Познакомить с общностью интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. | Гимн России«Композитор», «Исполнитель», «Слушатель»; песня, песенность и напевность | Фронтальный опрос | Концерт №3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части, С.Рахманинов. «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песенка. «Вокализ» С.Рахманинов. | |||||
Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. | Познакомить с жанрами народных песен, их интонационно-образные особенности. | «Слуша-тель» | Работа в парах | Окр.мир | Русские народные песни: «Колыбельная», «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли». | |||||
Лирическая тема в русской классике. | Познакомить с лирической тема в русской классике. | Выражение литературного образа в музыке. | Индивидуальный с элементами тестирования. | «Песня о России» В.Локтев. «Родные места» Ю.Антонов. | ||||||
Патриотическая тема в русской классике. Р/К | Познакомить с патриотической темой в русской классике. | Р/К Гимн г.Карталы, Челябинской области. | Индивидуальные высказывания( словесное рисование). | Лит.чт | «Александр Невский», фрагменты из кантаты С.Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы М.Глинка. | |||||
Раздел 2. «День, полный событий»(2 часа). | ||||||||||
5/1 | «В краю великих вдохновений…» Один день с А.С.Пушкиным. | Опера Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности: опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл,) и форм (двух- и трехчастная, вариации, рондо). Овладение элементами нотной грамоты. Певческие голоса: детские, мужские, женские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры :народных инструментов, духовой, симфонический. Музыкальное искусство в жизни страны Государственный музыкальный символ - гимн России. Музыкальные традиции родного края. Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы, и фестивали. Музыка в радио- и телепередачах. | Один день с А.С.Пушкиным. | Жанры народных песен Ритм,тембр,темп. Песни об осени. | Индивидуальные высказывания( словесное рисование). | «В деревне» М.Мусоргский. «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» Г.Свиридов. Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер», «Зимняя дорога» В.Шебалин, стихи А.Пушкина. | ||||
6/2 | Музыкально-поэтические образы. | Давать характеристику музыкальным образам. | Симфония, Симфонический оркестр. Муз. Образ. | Работа в группах | Изо чтение | «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года» П.Чайковский. «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковский. «У камелька» (Январь) из цикла «Времена года» П.Чайковский. «Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский-Корсаков. «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры их оперы «Евгений Онегин» П.Чайковский. Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргский. «Венецианская ночь» М.Глинка. | ||||
Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм»(4 часа). | ||||||||||
7/1 | Праздники Русской православной церкви. | стихира Сюита, молитва, тропарь. Тропарь, молитва, величание. величание Опыт музыкально-творческой деятельности Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыке, многообразия ее видов, жанров и форм. | Познакомить с понятиями стихира сюита, молитва, тропарь. | Народные пасхальные попевки и колядки. | Фронтальная беседа; индивидуальные суждения. | Изо | «Земле Русская», стихира. Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию. П.Пипков. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. | |||
8/2 | Традиции празднования Пасхи на Руси. | Познакомить с понятиями стихира сюита, молитва, тропарь. | Народные пасхальные попевки и колядки. | Работа в группах; индивидуальные высказывания | Изо | Тропарь праздника Пасхи. «Ангел вопияще», молитва. П.Чесноков. «Богородице Дево, радуйся» №6 из «Всенощной» С.Рахманинов. «Светлый праздник», фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С.Рахманинов. | ||||
9/3 | Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. | Познакомить с понятиями стихира сюита, молитва, тропарь. | Попевки и песни. | Работа в группах; индивидуальные высказывания | Изо | Музыкальные произведения прошлых уроков. | ||||
10/4 | Святые земли Русской. | Познакомить с понятиями стихира Сюита, молитва, тропарь. | Попевки и песни. | ИЗО (памятник Кириллу и Мифодию скульптора В. Клыкова. | «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых. «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргский. Симфония №2(«Богатырская»), фрагмент 1-й части А.Бородин. Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию. П.Пипков. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Не шум шумит»,русская народная песня. | |||||
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(7 часов). | ||||||||||
11/1 | Народная песня-летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. | Народные песни Кантата Пение. Хоровое и сольное пение с сопровождением без сопровождения, с ориентацией на нотную запись. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнителького замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению. Инструментальное музицирование. Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации. | Разучить народные песни. | Русские народные инструменты; оркестр; дирижёр | Картинный диктант; фронтальная беседа; игра на муз. инструментах | Изо чтение К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские; «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», украинская; «Солнышко вставало», литовская; «Сiяв мужик просо», украинская; «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская. | |||
12/2. | Интонационная выразительность народных песен. | Интонационная выразительность народных песен. | Русские народные инструменты; оркестр; дирижёр | Индивидуальные высказывания и суждения. | Изо чтение | Музыкальный материал прошлого урока. «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская. | ||||
13/3 | Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. | Интонационная выразительность народных песен. | Струнные инструменты, дуэт, трио, квартет. | Работа в группах. | Изо чтение В. Бианки « Янко- музыкант» | Концерт №1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части П.Чайковский. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.Римский-Корсаков. | ||||
14/4 | Музыкальные инструменты России. | Познакомить с музыкальными инструментами России. | Музыкальные инструменты России. | Индивидуальные высказывания и суждения. | изо | «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» П.Чайковский. «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни» Г.Свиридов. «Светит месяц», русская народная песня-пляска. | ||||
15/5 | Оркестр русских народных инструментов. | Познакомить с оркестром народных инструментов. | Музыкальные инструменты России. | Индивидуальные высказывания и суждения. | изо | «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни» Г.Свиридов. «Светит месяц», русская народная песня-пляска. | ||||
16/6 | Вариации в народной и композиторской музыке. | Накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыке, многообразия ее видов, жанров и форм. | народные и симфонические инструменты | Фронтальный диалог, словесное рисование. | Изо чтение | «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.Римский-Корсаков. | ||||
17/7 | Праздники русского народа. Троицын день. Р/К | Познакомить с особенностью народного праздника. | Р/К Особенности народных праздников Карталинского района. | Народные инструменты | Фронтальный диалог, словесное рисование. | изо | Троицкие песни. «Музыкант-чародей», белорусская сказка. | |||
Раздел 5. «В музыкальном театре»(8 часов). | ||||||||||
18/1 | Линии драматургического развития в опере. «Иван Сусанин» М.Глинка. | драма Вариации, Балет. Балет, вариации оперетта Мюзикл, вальс. Музыкально-пластическое движение. Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей ее развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Драматизация музыкальных произведений. Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев. Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировкам. | Сочинения профессиональных композиторов, музыкальный фольклор народов России и мира. Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики | Вокальная и сольная музыка, особенности тембрового звучания различных певческих голосов. | Фронтальная беседа, диалог в парах. | Речевой и художественный образ Ивана Сусанина и польского войска.ИЗО | «Иван Сусанин»,фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М.Глинка. | |||
19/2 | Основные темы - музыкальная характеристика действующих лиц. | Учить давать характеристику главным героям. | Фронтальная беседа, диалог в парах. | Изо труд | Музыкальные произведения прошлого урока. | |||||
20/3 | Вариационность. | Дать понятие вариационность. | Вариации в народной и композиторской музыке. | Фронтальная беседа, диалог в парах. | изо | Песня Марфы («Исходила младёшенька») из оперы «Хованщина». М.Мусоргский. «Пляска персидок» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка. «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А.Хачатурян. | ||||
21/4 | Орнаментальная мелодика. | Дать понятие орнаментальная мелодика. | Фронтальный диалог, словесное рисование. | изо | Музыкальные произведения прошлых уроков. | |||||
22/5 | Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. | Познакомить с восточными мотивами в творчестве русских композиторов. | Фронтальная беседа, диалог в парах. | Изо Окр.мир | «Пляска персидок» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка. «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А.Хачатурян. | |||||
23/6 | Жанры лёгкой музыки. | Познакомить с жанрами легкой музыки. | Орнаментальная мелодика. | Фронтальный диалог, словесное рисование. | изо | Первая картина из балета «Петрушка» И.Стравинский. «Вальс из оперетты «Летучая мышь» И.Штраус. Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу. «Звёздная река» Слова и музыка В.Семёнова. «Джаз» Я.Дубравин. «Острый ритм» Дж. Гершвин. | ||||
24/7 | Оперетта «Летучая мышь» И.Штраус. | Дать понятие оперетты. | Балет, ритм, танцевальный образ. | Диалог в группах, танцевальные импровизации. | изо | |||||
25/8 | Мюзикл «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу. | Познакомить с мюзиклом. | Жанры лёгкой музыки. | Фронтальный диалог, словесное рисование. | изо | |||||
Раздел 6. «В концертном зале»(4 часа). | ||||||||||
26/1 | Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Р/К. | соната Симфонический оркестр. уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах); передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах; исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др. | Познакомить с различными жанрами вокальной, фортепианной и симфонической музыки. | Р/К Музыкальные центры и концертные залы Ю У. | Жанры лёгкой музыки. | Фронтальный диалог, словесное рисование. | «Ноктюрн» из Квартета №2 А.Бородин «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты П.Чайковский. «Сирень» С.Рахманинов, слова Е.Бекетовой. | |||
27/2 | Интонации народных танцев. | Учить определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах); | Ритм, темп, мелодичность; взаимосвязь зрительного, речевого и музыкального образа. | Индивидуальные высказывания и суждения; | изо | «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргский. «Песня франкского рыцаря», ред.С.Василенко. «Полонез» (ля мажор); Мазурки №47(ля минор), №48(фа мажор), №1(си- бемоль мажор). Ф.Шопен. | ||||
28/3 | Музыкальная драматургия сонаты. | Учить слушать сонату. | Исполнители: вокалисты, инструменталисты. Попевки и песни. | Исполнение попевок и песен. | «Желание» Ф.Шопен. Соната №8 («Патетическая»), фрагменты Л.Бетховен. «Венецианская ночь», М.Глинка. | |||||
29/4 | Музыкальные инструменты симфонического оркестра. | Познакомить с музыкальными инструментами симфонического оркестра. | Инструменты: фортепиано, рояль . Композитор. Попевки и песни. | Словесные зарисовки, индивидуальные высказывания | «Арагонская хота» М.Глинка. «Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года» П.Чайковский. | |||||
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»(4 часа). | ||||||||||
30/1 | Произведения композиторов-классиков.Мир музыки С.Рахманинова. | прелюдия сюита Выразительные и изобразительные средства музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Практический опыт постижения музыкального языка (мелодия, ритм, тембр, темп, динамика). Балет Сочинения профессиональных композиторов, музыкальный фольклор народов России и мира. Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (сочинения М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.В.Рахма-нинова, С.С.Прокофьева, Л.Бетховена, В.А.Моцарта, Ф.Шопена, Э.Грига и др.); | Выразительные и изобразительные средства музыки. | Инструменты: фортепиано, рояль . | Словесные зарисовки, индивидуальные высказывания | изо | Прелюдия (до-диез минор). С.Рахманинов. Прелюдия №7 и №20 Ф.Шопен. Этюд №12 («Революционный») Ф.Шопен. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен. «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ. «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б.Окуджавы. «Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н.Римский-Корсаков. Прелюдия (до-диез минор). С.Рахманинов. Прелюдия №7 и №20 Ф.Шопен. Этюд №12 («Революционный») Ф.Шопен. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен. | |||
31/2 | Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. | Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики | Композитор. Попевки и песни. | Словесное рисование, музыкальные импровизации. | изо | «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ. «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б.Окуджавы. «Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н.Римский-Корсаков. «Песня о друге». Слова и музыка В.Высоцкого. «Резиновый ёжик», «Сказка по лесу идёт». С.Никитин. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина» М.Мусоргский. «Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н.Римский-Корсаков. «Пляска персидок» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка. «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А.Хачатурян. | ||||
33/3 | Форма музыки (Трёхчастная, сонатная). Авторская песня. | Расширять и закреплять знания о выразительности и изобразительности музыкальных произведений; проверить уровень развития музыкальной культуры учащихся; воспитание эмоционально- ценностного отношения к искусству. | Индивидуальный опрос с элементами тестирования. | изо | ||||||
34/4 | Образ Родины в музыке русских композиторов. | изо |