Помещения зрительского комплекса
Введение
Музей современного искусства — музей, чья коллекция и выставочные практики основываются на произведениях современного искусства.
Если музей известен в первую очередь своим классическим собранием (коллекцией старых мастеров) и при этом имеет приличный, но не более того, отдел новейших течений, такой музей, скорее всего, в списки добавляться не будет. Другое ограничение, налагаемое на список, — все музеи должны быть ныне действующими.
Вместимость культурно-зрелищных учреждений
4.1.1 Вместимость зрительного зала (залов) и других помещений для посетителей определяется заданием на проектирование, на основе предпроектных проработок (архитектурная концепция и т.п.), включающих обоснование типа и мощности выбранного культурно-зрелищного объекта.
Вместимости театральных и концертных залов определяется согласно п. 4.3.2.
Рекомендуемая номенклатура типов клубов представлена в приложении 1.
4.1.3 Вместимости кинозалов в составе кинотеатров и других объектов культурно-зрелищного и иного назначения принимаются в зависимости от форм кинодемонстрации, технологического оборудования и от потребности в кинообслуживании.
Примерные вместимости кинозалов, предназначенных для различных форм кинопоказа, представлены в приложении 2. Приоритетные вместимости кинозалов - 100-300 мест, видеозалов - 40-80 мест.
4.1.4 Ориентировочные вместимости учреждений культурно-досугового назначения, встроенных (встроенно-пристроенных) в жилые здания, определяются нормами проектирования жилых зданий.
4.1.5 В многозальных кинотеатрах с традиционным посеансным режимом работы кинозалов и поочередным использованием общих зрительских помещений, расчетную вместимость следует принимать: для 1 уровня комфорта - равной вместимости большего зала; для 2 уровня комфорта - 0,8 от вместимости большего зала; для 3 уровня комфорта - 0,6 от вместимости большего зала.
Помещения зрительского комплекса
4.2.1 К помещениям зрительского комплекса относятся: входная группа и рекреационные помещения. Рекомендуемый состав помещений зрительского комплекса см. в приложении 8.
4.2.2 Площади помещенийвходной группы в зависимости от уровня комфорта учреждения (п. 3.2.5) следует принимать по таблице 1.
4.2.3 Глубина гардеробной от барьера до стены рекомендуется не более 4 м; ширина прохода для зрителей перед барьером не - менее 3 м; длина фронта гардеробной стойки - не менее 1 пог/м на 25 чел.
4.2.4 Кассовые кабины размещаются на площади кассового вестибюля. Площадь кабины кассира определяется из расчета не менее 5 м2 на одного кассира. Количество кассовых кабин следует принимать из расчета одна кабина - на 400 зрителей в клубах и кинотеатрах и на 500 зрителей - в театрах.
4.2.5 В вестибюле и гардеробной должны быть предусмотрены места для людей, сопровождающих инвалидов, из расчета не менее 0,5 м2 на каждого инвалида.
4.2.6 Состав и площадирекреационных помещений в зависимости от уровня комфорта учреждения следует принимать по таблице 2.
Таблица 1
Наименование помещения | Площадь помещения на 1 место в зрительном зале, м2 при уровне комфорта | Примечания | ||
Кассовый вестибюль 1) | 0,06 | 0,05 | 0,05 | |
Входной вестибюль | 0,15 | 0,10 | 0,10 | допустимо объединение |
Распределительный вестибюль | 0,35 | 0,30 | 0,25 | |
Гардеробная | 0,12 | 0,10 | 0,10 | |
Камера хранения сумок и портфелей2) | 0,06 | 0,05 | 0,04 | размещается рядом с гардеробной |
Бюро обслуживания | 0,03 | 0,03 | - | Рекомендуется размещать рядом с входными или распределительными вестибюлями |
Санитарные узлы | 0,20 | 0,15 | 0,10 | |
1) Кассовый вестибюль может находиться вне зрительского комплекса 2) Указанные цифры определяют норму общей площади хранения, без учета возможности хранения в несколько ярусов |
Таблица 2
Наименование помещения | Площадь помещения на 1 место в зрительном зале при уровне комфорта | Примечания | ||
Фойе, кулуары, гостиные | 1,50 | 1,00 | 0,80 | ширина кулуаров - не менее 2,4 м уклон пола - не более 1:12 |
Курительные | 0,10 | 0,08 | 0,06 | |
Кладовая при фойе1) | 0,03 | 0,03 | 0,03 | |
Буфет2) | 0,50 | 0,40 | 0,30 | |
1) Кладовую при фойе следует предусматривать в случае предполагаемого многоцелевого использования его (елки, интермедии и т.п.). 2) Буфет (кафе, бар и т.п.) следует проектировать по нормам проектирования предприятий общественного питания |
4.2.7 Фойе возможно объединять с распределительным вестибюлем. Допускается перераспределение их площадей. Для отдыха зрителей рекомендуется дополнительно предусматривать при залах 1 и 2 уровней комфорта зимний сад или дворик-фойе площадью не менее 30 м2.
Зрительные залы
4.3.1 Зрительные залы следует размещать по этажам зданий, включая подземные, в соответствии с п. 1.16. таблицы 4 СНиП РК 3.02-02-2001.
4.3.2 Зрительные залы по своим характеристикам условно делятся следующим образом:
по вместимости:
- камерные - до 80 мест;
- малые - от 81 до 300 мест;
- средние - от 301 до 800 мест;
- большие - от 801 до 1200 мест;
- крупные - от 1201 и более мест;
по назначению:
- театральные;
- концертные;
- кинозалы;
- видеозалы;
- универсальные;
по акустическим характеристикам:
- речевые с естественной акустикой;
- музыкальные с естественной акустикой;
- музыкальные с электроакустикой;
- универсальные (речь, музыка, кинопоказ и др.);
по форме взаимосвязи со сценой (эстрадой):
- зал без стационарной сцены и эстрады;
- зал с традиционной глубинной колосниковой сценой (в т.ч. трехпортальной и других вариантов);
- зал с традиционной эстрадой;
- зал с трехсторонней сценой;
- зал со сценой-ареной или рингом;
- зал с панорамной сценой и сценической коробкой;
- зал с панорамной сценой без сценической коробки;
- зал с кольцевой сценой;
- зал с несколькими дифференцированными сценическими площадками;
- зал со сценой в виде системы подвижных взаимозаменяемых сценических планшетов с движением по горизонтали и вертикали, на основе глубинной сцены-коробки с трюмом.
Типы сцен и наиболее характерные схемы взаимосвязи зала и сцены показаны на рисунке 1.
по степени трансформации:
- стационарные;
- стационарные с отдельными элементами трансформации (например, подъемно-опускной оркестр, кашетируемый портал, подвижная авансцена и др.);
- трансформирующиеся.
4.3.3Расчетные параметры зрительного зала с колосниковой сценой следует принимать согласно таблицам 3 и 4 (рисунок 2).
4.3.4 Зона видимости, в пределах которой следует располагать места для зрителей перед сценой, эстрадой, киноэкраном, определяется согласно рисунка 3. Расстояние между передней границей сцены (авансцены, эстрады, барьера оркестровой ямы) и спинками кресел первого ряда зрительских мест в залах различной степени комфорта зависит от вместимости зала и высоты планшета сцены (эстрады, авансцены) и принимается по таблице 5.
Ширину проходов в зрительном зале различной степени комфорта следует принимать по расчету путей эвакуации, но не менее величин, указанных в таблице 5.
4.3.5 Предельное расстояние по оси зрительного зала от сцены (авансцены, передней границы эстрады, киноэкрана) до последнего ряда следует принимать для залов, предназначенных для театральных, концертных, клубных постановок - от 25 до 30 м, залов для кинопоказа и эстрадных выступлений - до 45 м.
4.3.6 Высоту от уровня пола зрительного зала до выступающих конструкций вышерасположенных балконов или ярусов с количеством рядов до трех следует принимать не менее 2,1 м, при большем количестве рядов - не менее 3,0 м. Высота барьера балкона или яруса должна быть не менее 0,8 м. Барьер при ширине менее 30 см должен быть оборудован защитной сеткой для предотвращения падения предметов (биноклей, сумочек и пр.).
Рисунок 1 - Типы сцен. Схемы взаимосвязи зала и сцены
А-разрез; Б-план; 1-сцена; 2-арьерсцена; 3-карманы; 4-авансцена; 5-оркестровая яма; а-длина зала; б-превышение луча зрения зрителя над головой впереди сидящего; в- вертикальный угол раз-мещения зрительных мест; г-гори-зонтальный угол размещения зрительных мест; д-вертикальный угол размещения зрительных мест; Ви - высота игрового портала; Всп - высота строительного портала; Всц - глубина сцены; Гав - глубина авансцены Гар - глубина арьерсцены Гк - глубина кармана; Гпо - глубина проема оркестровой ямы; Шсц - ширина сцены; Шар - ширина арьерсцены; Шк - ширина кармана; Шсп - ширина строительного портала
Рисунок 2 - Расчетные параметры зрительных залов с колосниковой глубинной
портальной сценой
Таблица 3
Наименование параметра | Расчетная величина в зависимости от уровня комфорта, м | Примечания | ||
Длина зрительного зала, (не более): | Измеряется от красной линии сцены1) | |||
- в речевых залах | ||||
- в музыкальных залах с естественной акустикой | ||||
- в концертных залах со звукоусилением | ||||
Превышение луча зрения зрителя над головой впереди сидящего, не мене 2) | Лучи зрения направляются по кратчайшему расстоянию на красную линию сцены1) | |||
- в передних рядах (20% от общего числа рядов) | 0,10 | 0,08 | 0,06 | |
- в средних рядах (основной массив) | 0,12 | 0,12 | 0,12 | |
- в задних рядах (20% от общего числа рядов) | 0,15 | 0,14 | 0,12 | |
- над барьером балкона | 0,12 | 0,12 | 0,12 | |
1) Красной линией сцены называется линия пересечения плоскости пола сцены с плоскостью строительного портала со стороны сцены. Требования данных таблиц действительны только для традиционной глубинной портальной сцены и не нужны для трехсторонней, сцены-арены и др. нетрадиционных типов сцен. 2) В условиях реконструкции показатель может быть изменен в зависимости от конкретных условий. |
Таблица 4
Наименование параметра | Расчетные величины, градусы | Примечания |
Горизонтальный ограничительный угол размещения зрительских мест, не более | 30о1) | Образуется лучами, проведенными из точки, лежащей на оси сцены, через боковые грани строительного портала |
Вертикальный ограничительный угол размещения зрительских мест, не более: | Образуется лучом зрения, проведенным от глаза зрителя через середину красной линии сцены. | |
- для мест по оси зала | 26о | Высота глаза зрителя над уровнем пола принимается 1,15 м |
- для ближайших к сцене не боковых мест | 40о | |
1) Только для портальной глубинной сцены. |
Таблица 5
Уровень комфорта | Расстояние между границей сцены (или барьером оркестровой ямы) и спинками кресел первого ряда, при вместимости зала, м | Ширина проходов в зале, м | |
до 300 мест | 301 и более мест | ||
2,0 | 2,5 | 1,5 | |
1,5 | 2,0 | 1,35 | |
не менее 1,2 | не менее 1,5 | не менее 1,0 |
Г - глубина сцены и авансцены Д - расстояние от края авансцены до задней стены зрительного зала (предельное расстояние - 31 м) Шсп - ширина строительного портала Е - горизонтальный угол размещения зрительных мест | Г - глубина эстрады Д - расстояние от эстрады до задней стены зрительного зала (предельное расстояние -43 м) |
Г - глубина расстояния от экрана до спинки сиденья 1-го ряда Д - длина зрительного зала (предельное расстояние - 45 м) Вэ - высота рабочего поля киноэкрана Шэ - ширина рабочего поля киноэкрана |
А - перед сценой; Б - перед эстрадой; В - перед киноэкраном; а - разрез; б - план
Рисунок 3 - Зоны оптимальной видимости - зоны расположения зрителей
4.3.7 Уклон пола (пандусов) в зрительном зале допускается не более 1:7. При устройстве в проходах ступеней высоту подступенков следует принимать не более 0,2 м.
4.3.8 Площадь зрительного зала, включая балконы, ложи, ярусы, определяется в пределах ограждающих конструкций до передней границы сцены (авансцены, эстрады, барьера оркестровой ямы, киноэкрана). Площадь зала на 1 место, в зависимости от уровня комфорта, следует принимать по таблице 6.
Таблица 6
Уровень комфорта | Театральные залы | Кинозалы | Клубные залы | |
камерные и малые | прочие | |||
1,0 | 0,7 | 1,2 | 0,7 | |
0,9 | 0,6 | 1,0 | 0,6 | |
0,8 | 0,6 | 1,0 | 0,6 |
4.3.9Места для оркестра могут быть расположены:
- в зале с ограждением без заглубления пола;
- в стационарной оркестровой яме с полом ниже уровня зрительного зала (основной тип).
Возможны и иные, нестандартные места размещения оркестра: в ложах, на сцене, над сценой, сбоку в зале и т.д. При этом должна быть обеспечена безопасная эвакуация оркестрантов в установленное пунктами 5.10 (таблица 40) и 5.11 время.
Симфонические оркестры в концертном варианте размещаются, как правило, непосредственно на сцене, эстраде или подъемно-опускной площадке в верхнем (на уровне сцены) положении.
4.3.10 Размеры помещения оркестра (оркестровой ямы) в залах с колосниковой сценой следует принимать по таблице 7. Площадь на 1 музыканта следует принимать не менее 1,3 м2.
Таблица 7
Наименование показателей | Размеры помещения, в зависимости от типа оркестра, м | ||
оперно-балетный | музыкально- драматический | прочие | |
Ширина помещения по оси зала, не менее | 4,5-6,0 | 3,0-5,0 | 2,5 |
Ширина проема, не менее | 4,5 | 2,0-3,5 | 1,7 |
Высота помещения от пола до уровня планшета сцены (просцениума, авансцены) | 2,4-2,8 | 2,1-2,4 | 1,9 |
4.3.11 Помещение оркестра для 50 чел. и более должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. Высота и ширина дверных проемов в свету на путях эвакуации из помещения оркестра должны быть не менее 1,9 и 1,2 м соответственно.
4.3.12 Рекомендуется предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы, трансформации ее барьера и пола.
Помещение оркестра обеспечивается удобными и короткими функциональными связями с фойе оркестра, местом хранения инструментов, помещением настройки инструментов, комнатой дирижера, комнатой инспектора оркестра или заведующего оркестром, комнатой отдыха оркестрантов. При размещении хранилища нот на другом этаже необходим лифт или подъемник.
4.3.13Зрительские места в зале могут размещаться в форме партера, амфитеатра, балкона, ярусов, лож и галерей; на горизонтальном, наклонном или ступенчатом основании. Возможны разнообразные комбинации этих типов.
Зрительские места могут быть различны:
- скамьи;
- скамьи с разделением на места подлокотниками;
- кресла жесткие с откидными сиденьями;
- кресла жесткие стационарные;
- кресла полумягкие и мягкие стационарные;
- кресла с трансформирующимися элементами (вращающиеся сидения, откидные спинки и пр.).
4.3.14 При вместимости залов до 80 мест зрительские места должны быть закреплены между собой. Не закрепленные зрительские места допускается предусматривать только в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи.
В залах вместимостью более 80 мест зрительские места должны быть прикреплены к полу. Допускается их трансформация.
4.3.15 Параметры зрительских мест и количество непрерывно установленных мест в ряду следует принимать по таблице 8.
Таблица 8
Уровень комфорта | Расстояние между спинками сидений, м, не менее | Ширина в м, не менее | Количество мест в ряду, установленных непрерывно, не более | ||
прохода в ряду | мест в осях под локотников | при одностороннем выходе | при двустороннем выходе | ||
1,1 | 0,55 | от 0,58 | |||
1,0 | 0,50 | 0,56 | |||
0,91) | 0,45 | 0,52 | |||
1) Показатели для скамей - меньше на 0,05 м. |
4.3.16 Количествомест для инвалидов следует определять из расчета 1-1,5% от общей вместимости зала, но не менее 2 мест в залах до 200 мест. Места для инвалидов на колясках следует предусматривать в первом или последнем ряду партера или в ложе и размещать на плоском участке пола.
Размеры места для инвалида на кресле-коляске - 0,9 х 1,5 м. Ширина подъезда к местам должна быть не менее 0,9 м.
Уклон пандуса для проезда инвалида на кресле-коляске принимается в соответствии с требованиями РДС РК 3.01-05-2001, ВСН 62-51*.
4.3.17 При определении оптимальныхакустических условий в залах следует исходить из объемов помещения на 1 зрительское место, в зависимости от назначения зала, согласно таблицы 9.
Таблица 9
Назначение зала | Объем зала, м. куб., на 1 место 1) |
- речевой (драмтеатр, аудитория) | 4 - 5 |
- кинозал | 4 - 6 |
- музыкальный (музыкально-драматический театр) | 5 - 7 |
- оперно-балетный, концертный | 6 - 8 |
1) Допускается увеличение или уменьшение показателя на 20%. |
4.3.18 Форма зрительного зала, его размеры, звукоотражающие поверхности должны обеспечивать равномерное распределение прямой и отраженной звуковой энергии на всех зрительских местах, исключать возможность возникновения эха, концентрации звуковых отражений (особенно поздних). В зрительном зале необходимо обеспечить ранними интенсивными отражениями зрительские места, расположенные на расстоянии более 8 м от источника звука (на сцене или эстраде). Запаздывание наиболее раннего из этих отражений, а также промежутки времени между приходами последующих отражений (время реверберации) не должны превышать 30 миллисекунд (для театральных залов оперных и балетных - 35 мс.).
4.3.19 Рекомендуемое время реверберации, необходимое для расчетов при выборе отделки зала, помещений хора, оркестра следует определять по графику на рисунке 4. На частоте 125 Гц допускается, а в зрительных залах театров оперы и балета целесообразно, увеличение времени реверберации до 20%.
4.3.20 Мероприятия по звукоизоляции помещений следует предусматривать в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
4.3.21 В залах, оборудованных киноустановками, при расположении динамиков за киноэкраном, следует предусматривать для стены за экраном звукопоглощающую отделку с коэффициентом звукопоглощения не менее 0,6 в диапазоне частот 100-4000 Гц. Звукопоглощающую отделку следует предусматривать также в кинопроекционных и звукоаппаратных.
Сцены и эстрады
4.4.1 Развитый тип традиционной глубинной колосниковой сцены состоит из собственно сцены, авансцены (часть между зрительным залом и красной линией), арьерсцены (задняя часть сцены с пониженной высотой), сценических карманов и сценической коробки с рабочими галереями и колосниками.
Рекомендуемый состав помещений для обслуживания сцены в приложении 8.
1 - оперно-балетные театры; 2 - музыкально-драматические театры, кинозалы, клубы;
3 - драматические театры и аудитории
Рисунок 4 - Рекомендуемое время реверберации на частотах 500-2000 Гц для залов различного назначения в зависимости от их обьема
4.4.2 В зависимости от конкретных условий возможно использование эстрад и сцен нетрадиционных типов (панорамная, трехсторонняя, кольцевая, центральная и др. (рисунок 1). Это влечет за собой изменения в оснащении сцены, в расположении помещений, обслуживающих сцену.
4.4.3 Глубинная колосниковая сцена имеет несколько принципиальных схем построения, различающихся степенью пространственного развития и постановочными возможностями:
- с 2-мя карманами и арьерсценой;
- с 1 карманом и арьерсценой;
- с 2-мя карманами без арьерсцены;
- с 1 карманом;
- с арьерсценой без карманов;
- без арьерсцены и без карманов.
4.4.4 Высоту над колосниковым настилом до низа выступающих конструкций следует принимать по таблице 10. Типы и размеры эстрад и глубинных колосниковых сцен по таблице 11.
Таблица 10
Тип сцены | Сцена с горизонтальным перекрытием, м, не менее | При наклонном перекрытии в низкой части сцены, м, не менее |
С-1 - С-3, С-5 (А) | 2,0 | 1,5 |
С - 4, С-6 - С-9 (Б) | 2,4 | 1,8 |
арьерсцена | 1,6 |
Колосниковый настил следует располагать перпендикулярно порталу сцены с зазорами между колосниками 0,05 м.
4.4.5 Рабочие галереиследует располагать по боковой и задней стенам сцены. Нижнюю галерею следует располагать на 0,7 м выше строительного портала, но не ниже верха проема арьерсцены плюс 0,5 м.
4.4.6 Расстояние между ярусами рабочих галерей от пола до пола следует принимать от 2,5 до 3,0 м. Ширину боковых рабочих галерей следует принимать: при установке электроприводов подъемов на галереях - 2,8 м; при установке электроприводов за пределами сценической коробки, а также при ручном приводе подъемов и на осветительных галереях - 1,5-1,8 м, включая место для противовесов. Ширину рабочих галерей на задней стене сцены следует принимать не менее 0,8 м.
4.4.7 Для обслуживания рабочих галерей верхней части сцен группы Б должны быть предусмотрены две колосниковые лестничные клетки от уровня пола трюма до уровня колосникового настила. При вместимости зала менее 800 мест допускается предусматривать одну из лестничных клеток не от уровня пола трюма, а от уровня пола нижней галереи. Для сцен С-1, м.
История возникновения музеев современного искусства[
Первым Музеем современного искусства стал музей MoMA (Museum of Modern Art, Нью-Йорк), основанный в 1929 году Альфредом Барром, ставшим его первым директором и идейным вдохновителем[1]. MoMA на сегодняшний день стал одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка, принимающей ежегодно 2 670 000 посетителей.
Большинство западных музеев современного искусства унаследовали некоторые характерные черты MoMA[1].
Считается, что страна, в чей столице нет государственного музея современного искусства, не может считаться цивилизованной. Когда, например, в 1990-х годах итальянцы осознали, что Рим — столица единственной европейской страны, в которой нет государственного музея современного искусства, они решили выстроить целых два музея — национальный (MAXXI) и муниципальный (MACRO)[2].
Решение о строительстве в Москве государственного музея современного искусства было принято Министерством культуры России в 2009 году[3]. На май 2012 годастроительство московского музея ещё не началось, но уже начались споры о целесообразности тратить деньги на его строительство вообще