Специфические черты оттоновской культуры (950-1050).
Оттоновское возрождение
краткий период (конец X в.) подъема культурной жизни в Германии при императорах Саксонской династии — Отгонах. При дворе Оттона I возродилась Академия, где собирались просвещенные люди. Здесь развивалась литературная деятельность, переписывались рукописи, предпринимались попытки распространения знания классич. латыни и рим. лит. При дворе и некоторых соборах возникли школы. Среди учителей этих школ особенно выделялся ученый монах Герберт (950—1003) — человек незнатного происхождения, один из образованнейших людей эпохи: философ, математик, музыкант, астроном. Он оставил ряд математич., филос, литературных и ист. сочинений, был учителем Оттона III, архиепископом; в 999 г. император возвел Герберта на папский престол под именем Сильвестра II (999-1003).
Образование распространилось не только среди клириков, но и среди мирян, причем его могли получать и мальчики, и девочки. Многие знатные дамы говорили и читали на латыни и славились своей ученостью. Наиболее известной поэтессой была Хротсвита Гандерсгеймская (вторая пол. X в.). При Оттоне II, женатом на визант. принцессе Феофано, усилилось греч. влияние. Особую пышность и утонченность приобрел быт двора и феодалов. Для «О.в.» характерно усиление культурных связей с Византией. Это особенно сказалось на расцвете книжного дела и миниатюристки, главным центром которых стал монастырь Райхенау.
990 - 1030 гг.: плеяда аббатов крупнейших аббатств, ставших строителями храмов, политическими деятелями, реформаторами уставов: аббат Олиба в Риполе, Ланфранк, аббат Сент-Этьенн в Кане, династия аббатов Клюни и особенно Хуго, основатель третьей базилики.
Особенности оттоновской культуры, обусловленные ее стадиальным положением: между каролингским «возрождением» и романским стилем.
Архитектура Оттонов.Две тенденции в оттоновской архитектуре:дальнейшееразвитие идей каролингского зодчества и формулировка новых решений, предвосхищающих романскую архитектуру. Санкт Кириак в Гернроде (961). Сочетание характерных и нетипических черт в плане: смещенная аксиальная ориентация, крипта, трехчастное деление стены центрального нефа, галереи, чередование опор по типу ABAB. Контрапсида XII века.
Санкт Михаэль в Хильдесхайме (начат в 1010, освящен в 1022, закончен в 1033). Роль больших каролингских сооружений (Сен Мартен в Туре, Сен Дени, Центулы) в формировании его архитектурной концепции. Обобщение в архитектурной композиции опыта храмов IX - X веков на территории империи - Санкт Панталеон в Кельне, базилик в Трире и Maйенсе, Санта Мария в Миттельцелле. Апсиды и трансепты на обоих концах. Применение принципа симметрии и строгих математических закономерностей в плане и композиции в целом. Активная роль модуля (квадрата средокрестия) в пространственной организации здания по горизонтали и вертикали. Четкость и логическая завершенность основных соотношений. Тенденция к гомогенности пространства - очередной шаг к романской базилике в типологическом развитии этого архитектурного типа. Появление трехчастного деления стены в рукавах трансепта. Чередование опор по типу ABBA (храм Спасителя в Вердене).
Строительная деятельность императора Конрада II: Лимбург на Хардте (не сохранился), Шпейер II.
Монументальная живопись Оттонов. Фрески Райхенау, Оберцелле, храм св. Георгия – лучшие в монументальной живописи эпохи. Сходство между монументальной и миниатюрной живописью: в интересе к монументальным многофигурным композициям, в интересе к сценам с чудесами Христа. Тесная связь между фресками и манускриптами Райхенау – в живописных формулах, иконографических типах, высоком качестве исполнения.
Фрески Сан Винченцо в Галиано, северная Италия – параллель с Оберцелле.
Миниатюра оттоновской эпохи.Две тенденции развития искусства иллюминации на территории бывшей каролингской империи в середине и начале второй половине X века: А) в восточных регионах – формирование оттоновского искусства в точном смысле слова, Б) в западных регионах – состояние распада, характерное для конца эпохи каролингов.
Миниатюра Оттонов.Развитие стиля от каролингов к Оттонам, место и значение каролингских элементов. Евангелия – среди лучших книг эпохи. Дальнейшее развитие каролингского типа портретов евангелистов. Развитие и усложнение христологического цикла. Проблемы византийских влияний. Изменения в иконографии. Нарастание мистицизма, отвлеченности, абстракции. Удаление от античных реминисценций. Формирование ряда черт романского стиля.
Две прямые копии каролингских книг и их значение: а) Кодекс Геро, около 970, Райхенау, копия Евангелия из Лорша. б) Кодекс Виттикиндеус, Фульда.
Школы Оттоновской миниатюры. Расцвет скриптория в Хильдесхайме при аббате Бернварде (993-1020). Библия Бернварда, Сакраментарий Бернварда, Евангелие Бернварда – пример символико–аллегорической интерпретации, «умозрительной» иконографии. Эклектизм, отсутствие стиля – пример школы, формирование которой связано только с деятельностью конкретной исторической личности (аббата Бернварда).
Школа Фульды – старые традиции, расцвет скриптория в каролингские времена, прекрасная организация, сложение собственного стиля. Сохранение каролингских влияний в конце X-начале XI веков. Наиболее распространенный тип манускриптов – сакраментарий. Кодекс Wittikindeus (970-980) – по утраченной каролингской модели. Стиль и орнамент – типичны для Фульды. Сакраментарий изФульды, кон. X века (сейчас в Геттингене, богатейший орнамент, серия сцен из Нового Завета, праздники святых, выбор сцен напоминает Сакраментарий Дрогона). Влияние школы Карла Лысого. Второй сакраментарий (сейчас в Берлине, конец X века). Лист с календарем – сохранение через каролингов античной традиции персонификаций календарей и портретов месяцев. Лекционарий из Фульды, кон. X века. Жизнь св. Килиана и св. Маргариты, конец X века – формирование типа иллюстрированного агиографического кодекса. Распространение этого жанра с XI века.
Часослов Оттона III из Майенса. Сцена Поклонения Оттона III Маэсте: значение византийских влияний.
Школа Райхенау-Трир: одна из самых значительных в Оттоновской империи, выполнение императорских заказов. Начало – 60-е годы X века. Черты школы - духовность содержания и экспрессия форм, типичные для оттоновского искусства в целом. Сложение стиля – после 980 года. Отсутствие последовательной эволюции, многие группы рукописей стилистически противоположны.
Круг ранних рукописей Райхенау (время епископа Трира Эгберта, 977-993): Кодекс Эгберта (ок. 985, евангелиарий, один из лучших оттоновских манускриптов, развернутый христологический цикл, участие Мастера Registrum Gregorii и других художников). Псалтырь Эгберта (ок. 983, серия блестящих инициалов во всю страницу под влиянием манускриптов из Сен Галл. Квадратный нимб Эгберта – свидетельство знания римской традиции). Кодекс Геро (копия Евангелия из Лорша – проблема соотношения копии и оригинала в оттоновскую эпоху). Сакраментарий Петерсхаузен – также копия листа с Маэстой из Лорша. Две особенности копирования – художник следует более точно каролингскому образцу, не переосмысляя его в духе новой эпохи и применяет иконографию Маэсты для изображения Богоматери (или Ecclesia). Сходство его орнамента с Кодексом Геро. Особенности ранних памятников: стилистическое сходство с итальянскими рукописями IX века (Кодекс Эгина, Веронский кодекс, Верчельский кодекс) из-за общего сходства стиля Райхенау с искусством северной Италии. Истоки влияния североитальянского художественного типа на ранних этапах сложения школы: А) подражание находящейся в Райхенау рукописи Изложения католической веры св. Амвросия (?), Б) обращение североитальянских художников и мастеров Райхенау к одним и тем же более ранним образцам (?).
Стиль Мастера Registrum Gregorii: один из лучших художников эпохи Оттонов и Средневековья в целом, знаток греческого языка, каролингских и византийских образцов. Работал для Эгберта и Оттона III. Корни его искусства – в поздней античности, очевидна опора на неизвестный античный манускрипт типа Кведлинбургской Италы. Исключительное для эпохи понимание античного искусства. Возможно занимался реставрацией и украшением старых рукописей (часто его листы включены в более ранние манускрипты). Его стиль – определяющий для искусства Трира времени Эгберта. Registrum Gregorii – после 983 г. (Оттону II поклоняются части империи, Григорий Великий со своим писцом). Участие в иллюминировании Кодекса Эгберта – Избиение младенцев, Иисус Христос и центурион, Лист с портретом Эгберта между монахами Керолдом и Херибертом. Сакраментарий из Лорша, ок.980 – Сцена Распятия с Марией и Иоанном. Евангелие Сент Шапель, ок.984 – Евангелист Иоанн и Иисус Христос во славе. Значение этого памятника для стиля Эхтернаха. Евангелие ок. 996 г. – последняя работа Мастера. Огромное влияние памятника на искусство Кельна.
Евангелие Санкт Максимина, Трир – под влиянием Мастера.
Зрелый стиль Райхенау (так наз. стиль Лиутара) – вне классического искусства Мастера. Евангелие Оттона III, Аахен (Евангелие Лиутара), ок.990 г. – поворот к новому, оттоновскому, стилю. Византийские влияния, особенно в иконографии христологических сцен. Сцена Апофеоза Оттона III – пример применения иконографии Маэсты для прославления императора. Опора на Комментарии св. Августина на Псалтырь (90 псалом).ЕвангелиеОттона III, Мюнхен, ок.1000 г. Наиболее роскошный манускрипт Оттона III. Сцена Поклонение Оттону частей империи, Портрет евангелиста Луки. Две рукописи с комментариями Ветхого Завета – Комментарии на пророка Исаию, Комментариина Песнь песней, кон. X века. Уникальная иконография, сочетание инициалов с фигурами. Кодекс из Бамберга, ок.1002. Евангелие нач. XI века (сейчас в Мюнхене) – Иисус Христос в древе жизни. Евангелиарий Генриха II, около 1007-1012: вершина зрелого стиля Райхенау, кульминация экспрессии, передача иррациональных и мистических настроений. Поклонение волхвов, Три Марии у гроба Господня, Благовещение пастухам. Апокалипсис из Бамберга, около 1020 - вторая рукопись, выполненная здесь для Генриха II.
Райхенау в 30-е годы XI века: апогей влияния школы, стиль становится образцом для очень многих скрипториев. Евангелие из Лимбурга – выполнено для Конрада II.
Неспособность стиля Райхенау к изменению и эволюции к искусству XII века. С одной стороны – лучшее выражение оттоновского искусства в иллюминации, с другой – без перспективы к развитию в сторону романики. К концу в оппозиции XI века –к Кельну.
Школа Кельна – уникальный характер ее стиля, три основных его компоненты – каролингская иллюминация, византийское искусство, творчество Мастера Registrum Gregorii. Более заметное влияние античной живописи, следы античного «импрессионизма» и иллюзионизма. Развитие стиля с конца X до конца XI века. Особый расцвет – первые два десятилетия XI века. Устойчивость, богатство и разнообразие системы украшения манускриптов – орнамента, инициалов, портретов, исторических сцен. Местонахождение скриптория – Санкт Панталеон (?). Евангелие Санкт Гереон, после 996. В характерной таблице канонов, Маэсте, декоративных страницах, портретах Евангелистов - черты сложившегося стиля школы. Влияние Мастера Registrum Gregorii (оформление таблицы канонов, декоративных страниц). Византийская и античная традиция портретов Евангелистов – без символов. Сакраментарий Санкт Гереон, между 996 и 1002. Более заметное влияние Византии, особенно в решении новозаветных сцен: Святые жены у Гроба Господня, Стражники у Пилата, Благовещение. Сочетание византинизмов с чисто оттоновскими чертами – экспрессией, динамикой. Кодексаббатисы Хитды – лучший манускрипт. Подробный цикл Нового Завета - 15 сцен. Иисус Христос останавливает бурю, Крещение Христа.
Поздний период – 30-е и последующие годы. Группа рукописей, называемая “riche”. Эволюция стиля, особенно под влиянием искусства Райхенау. Кодекс Хиллинус – авторство художников из Райхенау. Евангелие из Бамберга, сер. XI века.
Конец XI века – трансформация стиля и эволюция в сторону романики. Рукописи группы “severe”. Евангелие аббатства Абдингоф. Сцена Миссии апостолов.
Школа Регенсбурга (Ратисбонны). Оживление деятельности скриптория в аббатстве Санкт Эммерам после 955 г. Расцвет – к концу X века. Две особенности в стиле школы – синтез каролингских и византийских черт; акцент на умозрительный, интеллектуальный смысл образов. Развитие этого аспекта в XII веке – преобладание аллегорического и типологического содержания образов. Влияние Codex Aureus Sanct Emmeram Карла Лысого. Сакраментарий Генриха II, между 996-1002. Имитация орнамента и миниатюр Codex Aureus. Портрет Генриха II – по портрету Карла Лысого. Но – иная концепция колорита: светлый и светоносный. Византийские влияния в полихромном решении. В сцене Коронации Генриха II Иисусом Христом – параллели с Псалтырью Василия II. Евангелиарий аббатисыУты (1002-1025), первое десятилетие XI века. Влияние идей Псевдо-Дионисия Ареопагита на его содержательный строй, спекулятивно-умозрительный характер его семантики. Сцена Мессы св. Эрхарда – воплощение идей Псевдо-Дионисия и Эриугены. Сцена Распятия – один из наиболее сложных примеров символико-аллегорического содержания в оттоновском искусстве. Влияние манускрипта на «умозрительное» направление в иконографии романской иллюминации.
Школа Эхтернаха. Расцвет школы с второй трети XI века – при аббате Хумберте (с 1028). 40-е и 50-е годы: роль Эхтернаха сравнима с ролью Райхенау в 30-е. Влияние искусства Мастера Registrum Gregorii – вероятно здесь находилось некоторое время Евангелие Сент Шапель. Сакраментарий из Эхтернаха (при аббате Хумберте). Евангелие из Нюрнберга (Codex Aureus epternacensis), до 1039. Орнаментальная страница, цикл Нового Завета. Codex Aureus из Шпейера, 1043-1046: лучший памятник школы, выполнен для Генриха III. Сцены из современной истории: Поклонение императора Конрада II и императрицы Гизелы Иисусу Христу, Император Генрих III и его жена Агнесса преподносят кодекс Богоматери.
Школа Зальцбурга. В определенной степени – продолжение искусства Регенсбурга после смерти Генриха II (1024 г.). Вторая слагаемая стиля – византийские влияния. Евангелиарий св. Петра, Евангелиарий из Мюнхена, Двалекционария из Pierpont Morgan Librery. Развитие этого искусства к романскому стилю и выдающееся место Зальцбурга среди центров романской иллюминации.
6. Романский стиль. Общая характеристика.
Романский стиль (от лат. romanus — римский) – стиль архитектуры и
искусства раннего средневековья.
Общая характеристика Романского стиля
Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие
излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура
знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие
неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют
мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или
бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с
рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка.
Роспись (религиозные мотивы).
В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все
элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти
отсутствие декоративных украшений комнат.
Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых
сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом заметна
рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского
собора носит угнетающий характер.
Основные элементы Романского стиля:
рельефная плоскость, лаконичность и простота;
цвета: коричневый, красный, зеленый, белый, серый, черный;
бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии;
прямоугольные и цилиндрические формы;
полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный
рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;
каменные, массивные, толстостенные конструкции;
замковая и рыцарская тематика – факелы, доспехи, гербы, бои, оружие.
История Романского стиля
Романский стиль (от лат. romanus — римский) в искусстве возник примерно в
800 году, после падения Римской империи и завершения великого переселения
народов. Источником для появления нового стиля послужили Византийский
стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы.
Развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.
Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского
искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения»
(а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии
и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему
тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский
стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей
(несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие
местных школ) большинство европейских стран.
Романский художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а
также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде
мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового
европейского искусства.
Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья.
Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности.
Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и
завершение в Боге. Следует также отметить, что в раннем романском стиле
прослеживается влияние римского мыслителя и философа Аврелия Августина,
жившего в период с 354 по 430 год нашей эры. Аврелий Августин превосходно
чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом,
будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит
зримую, земную красоту. Именно этот мыслитель обратил свое внимание на то,
как в мире соотносится безобразное и прекрасное. Для Августина формой
красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Романский стиль
зародился в период средневековья, в начале X века и продлился
ориентировочно до XII века. Наибольшее распространение романский стиль
получил в Германии и Франции.
Сам термин Романский стиль появился в начале XIX века, когда была
установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой,
от части за счет использования полуциркульных арок и сводов. Термин, хоть
и условен, но вошёл в массовое употребление. Развитие Христианской церкви
на обломках Римской империи послужило популяризации Романского стиля. Во
все уголки Европы двинулась монашествующая братия, возводя церкви и
монастыри в Романском стиле. Среди монахов также были художники и
ремесленники, которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Европе.
Строения, считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид
крепостей: это замок-крепость и храм-крепость. Романский стиль отличают
толстые массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни. В период
междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во
время войны. Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для
защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и
замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка
становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки,
составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Наиболее известными постройками в романском стиле являются: Либмургский
собор в Германии; Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в
Италии; Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии; Романские
церкви в Валь-де-Бой; Церковь св. Якоба в Регенсбурге.
Богоугодный, как представляла его церковь, общественный порядок не был
направлен на развитие стиля. За примерно 400 лет существования Романский
стиль не получал ни развития, ни скачка технологий в производстве.
Предметы домашнего обихода, ткани и мебель для общества, которое
базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под
нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего. Однако, с
началом Крестовых походов начался прогресс.
Рыцари и паломники, побывав в Святых землях, увидели всю роскошь востока и
захотели частично воспроизвести её на родине.Это послужило толчком к
развитию Романского стиля, который позже переродился в Готический стиль.
Особенности Романского стиля
Создатели Романского стиля – скульпторы, архитекторы, живописцы – желали
одного: воплощения в своих творениях красоты. Эпоха этого стиля рождает
особое чувство прикосновения к вечно длящейся истории, чувство значимости
христианского мира. В интерьерах и архитектурных постройках того времени
обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно
спокойный декор.
Стены в романском стиле: имитация камня – стены замка. Также в романском
стиле можно использовать однотонную штукатурку серого,
желтовато-коричневого, бежевого цветов. В ванной комнате/туалете плитка в
виде каменной стены. Ощущение мрачности можно разбавить вставками из
темных пород дерева, фресками и даже витражами из цветных кусочков стекла.
Также в стене можно создать декоративное окно полукруглой вытянутой формы,
либо в виде фрески, добавив ощущение крепости.
Потолок в романском стиле: чаще как продолжение стены в виде сводов. Цвет
потолка в романском стиле совпадает с цветом стены. Для оживления можно
использовать вставки из дерева, но в качестве грубых подпорок, нежели
резного украшения.
Пол в романском стиле: отличительная черта этого стиля – облицовка пола
мозаикой в основном из натурального камня. Возможно использование
керамичесой плитки больших размеров, опять же имитирующей камень. Паркет в
романском стиле интерьера используется редко. При его использовании
старайтесь выбирать массив темных пород дерева, в тон вставкам на стенах с
эффектом старины.
Мебель в романском стиле: Простая и даже примитивна. Самая
распространенная: грубые столы, табуреты на трех и четырех ножках, скамьи.
Мебель для сидения делали дощатой, добавляли резьбу и кованные железные
детали. Спинки стульев и сами стулья достаточно высокие, их величина
указывала на знатность происхождения. Мебель в романском стиле часто
окрашивали в яркие цвета. Материалом для изготовления мебели в романском
стиле служили ель, кедр и дуб.
Основной ошибкой при создании романского стиля интерьера является
использование мягкой мебели. В те года её не было, а мебель покрывали
краской и зачастую обтягивали холстом, затем наносился слой гипса и вся
конструкция впоследствии расписывалась красками. Единственным возможным
отступлением от правил является кровать. В романский период важная роль
отводится кроватям, по конструкции напоминающая рамы на резных ножках. В
качестве элегантного дополнения к кровати можно подвесить балдахины,
правда в то время их использовали скорее как защиту от холода.
Первое место среди предметов обихода в романском стиле принадлежит
сундуку, который использовался как стол, стул и даже кровать, а в основном
как место для хранения вещей домашнего обихода. Позже в храмах начинают
появляться сундуки с ножками и дверцами, являющиеся своеобразными
прародителями современных шкафов. Однако использование шкафов в любом виде
считается неприемлемым. Для создания особого штриха в романском стиле
интерьера обзаведитесь деревянным сундуком с коваными вставками.
Романский стиль отличается простотой интерьера и материалов, используемых
в нем, а также небольшими декоративными деталями. В романском стиле
впервые появляется понятие занавесей и штор. Это связано с тем, что
пространства во время античности были без окон, а здания в период
раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, поэтому
данные интерьеры не требовали штор. Несмотря на то, что романская
архитектура носит тяжеловесный замковый характер и окон там тоже не так
много. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать
поперечными занавесями. Полукруг являлся типичной формой окна в романском
стиле, поэтому гардинная жердь или карниз этой эпохи были круглыми. В тоже
время резная зигзагообразная линия украшала простую архитектуру внутренних
помещений. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель.
Дополнением к поперечным шторам в интерьере романского стиля
присутствовали ковры и тяжелые драпировки, которые служили защитой от
холода.
Предметы декора в романском стиле: в качестве украшения стен в романском
стиле используются картины, гобелены, настенные светильники в виде свечей.
При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и
кованый метал, цепи и т.п.). Преобладающим видом скульптуры был рельеф.
Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие
террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку.
Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем,
меч. Отдельным штрихом является наличие камина.
Заключение
Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи
тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и
величественно спокойный декор.
Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений
– каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. В декоре
преобладают массивные элементы, лишь необходимый для жизни минимум –
кровати, преимущественно с пологами, стулья грубые, из дерева и с высокой
спинкой, сундуки, скрепленные металлическими накладками. Уют достигался
при помощи отделки тканями и коврами. Обязательный элемент – очаг с
навесной вытяжкой.
7. Романский храм.
Зодчество в средние века стало ведущим искусством, о чем свидетельствует тогдашнее истинно грандиозное храмовое строительство. Храм был призван объединять, олицетворял собой торжество и универсальность христианской веры.
Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного типа архитектуре — церквам, монастырям, замкам: эти массивные каменные сооружения воздвигались обычно на возвышенных местах и господствовали над местностью.
Наружный облик романских построек отличался монолитной цельностью и торжественной силой, здание состояло из простых, четко выявленных объемов, подчеркнутых равномерными членениями; мощь, толщина стен усиливались узкими проемами окон, ступенчато углубленными порталами и внушительными башнями.
Внутри романские храмы делились на равные пространственные ячейки и перекрывались сводами (реже куполами) на полуциркульных арках, что придавало зданию ощущение незыблемой устойчивости, отождествлявшейся с непоколебимостью божественного миропорядка.
В середине XI в. французский монах-летописец Рауль Глабер поделился с потомством на искалеченной латыни — таково уж было следствие «варваризации» Европы — своими юношескими воспоминаниями:
«Вскоре после 1000 года вновь приступили к постройке церквей, и это почти повсеместно, но главным образом в Италии и в Галлии. Их строили даже тогда, когда в том не было необходимости, ибо каждая христианская община спешила вступить в соревнование с другими, дабы воздвигнуть еще более великолепные святилища, чем у соседей. Казалось, что мир стряхивал свои отрепья, чтобы весь приукраситься белым нарядом церквей».
В большом городе или в городке церковь как бы служила увенчанием всей средневековой жизни. Это было видное издали единственное крупное каменное строение во всей округе, крепкая и величавая архитектура которого победно возвышалась над природой и человеческим жильем. В воскресенье или в иной праздничный день колокольный звон сзывал окрестных жителей в храм. Там, под высокими арками, в обстановке парадной, торжественной, они лицезрели роскошно облаченных священнослужителей, слушали звучные латинские славословия и под громы органа склонялись перед алтарем. Совместное моление, совместное участие в церковной церемонии рождали в этих, в огромном большинстве, простых людях взволнованно-сосредоточенное настроение. И естественно, им хотелось, чтобы этот храм, где все было так отлично от их будничной жизни, где они собирались не для ратных дел и не для подневольной работы, а для общения с Богом в молитве и славословии, был бы как можно внушительнее и краше.
Храм любили и как воплощение всеобщего созидательного усилия, им гордились перед соседями, и каждая христианская община (вспомним свидетельство Рауля Глабера) вступала в строительное соревнование с другими.
8. Романская скульптура (рельефы в тимпанах и на капителях).
В то время как в Византии скульптура, ассоциировавшаяся с язычеством, была отвергнута церковью, в романском искусстве монументальная скульптура (особенно рельеф) получает большое распространение и около 1100 г. вступает в полосу расцвета. Остатки языческих верований варваров, обращение церкви к религиозной «проповеди в камне», необходимость устрашать отступников вызвали к жизни грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов, выполненные в рельефе и часто расписанные красками. Важнейшее завоевание романской пластики — усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальных композициях на темы библейских и евангельских легенд и назидательных притч. Мотив человеческой фигуры существовал уже в плоскостной орнаментально-декоративной резьбе варваров, которая предшествовала романской скульптуре.
Как и романская живопись, скульптура была подчинена архитектурным формам и ритмам. Она использовалась в основном во внешнем оформлении собора. Рельефы чаще всего располагались на западном фасаде, то концентрируясь вокруг порталов, то размещаясь по его поверхности, на архивольтах и капителях. Фигуры в середине тимпана (поле внутри полукруглой арки над порталом) крупнее угловых; в фризах они приобрели приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлиненные. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Основной задачей для них стало создание символического образа вселенной во всем ее величии. Иерархическая схема мироздания строилась на противопоставлении небес и ада, добра и зла. Композиции на темы «космического» содержания обычно размещали в тимпанах над порталом.
В романском рельефе появились композиции с человеческими фигурами различных масштабов, с причудливо изгибающимися искаженными формами и пропорциями, с напряженным ритмом движений. Они трактовались не как самостоятельная ценность, а как часть грандиозного целого — орнаментального многосложного плетения, воплощающего вселенную. В одной сцепе часто соединялись разновременные события. Место действия давалось условно, какою-либо деталью. Но при этой условности романская скульптура островыразительна в передаче сюжетной ситуации, экспрессии поз, жеста. В ней обнаруживается развитое чувство объема, сочность в лепке скульптурных форм, разнообразие и новизна композиционных решений. Центральный образ романской скульптуры в тимпанах — Христос — обычно сближается своим обликом и характером с образом бога-отца, страшного судьи мира, возвещающего человечеству неумолимый приговор. В рельефах разрабатывается тема борьбы добра и зла, выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков. В сплошном каменном скульптурном ковре часто причудливо уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие апокалиптические видения, сцены «Страшного суда» с мифологическими образами древних народных поверий, то в виде уродов, то в виде карнавальных масок с их насмешливыми гримасами.
Переход к скульптурному рельефу и монументальной трактовке человеческой фигуры в круглой скульптуре раньше всего наметился в «повествовательной капители». Отдельные выпуклые фигуры и группы в ней как бы выступают из массы камня. Капитель из церкви Клюни (1109—1113, Франция, Клюни, музей) решена в виде группы Адама и Евы. Фигуры с большими головами архаичны, приземисты, неуклюжи, но крепкая моделировка объемов, безыскусственность жестов и мимики сообщают им своеобразную выразительность. Религиозный сюжет в романской скульптуре часто сочетается с наивным реализмом исполнения, с развитым повествовательным началом. В рельефах бронзовых дверей собора св. Михаила в Гильдесгейме (1008—1015, Германия) евангельские и библейские легенды передаются как связный рассказ, обладающий значительной изобразительной силой. Место действия характеризуется лишь скупыми деталями. Сцены сотворения Адама и Евы, грехопадения и изгнания из рая, несмотря на черты условности, захватывают живостью повествования, остроумием фольклора, меткостью характеристик персонажей, их состояний: гнева, уныния, неиссякаемой энергии. В образах проступает понимание нравственного начала как основы человеческих поступков.
В начале 12 в. наивная повествовательность и живость исчезают. Появляются монументальные композиции тимпанов с драматическими сценами «Страстей Христовых», «Страшного суда», видениями Апокалипсиса, с грозными прорицаниями конца света и приближающейся кары («Видение Иоанна», церковь Сен-Пьер в Муассаке, Лангедок, ок. 1115 г.). В отличие от уравновешенных греческих фронтонных композиций с пластической обособленностью каждой фигуры в романских тимпанах царит беспокойное движение и страстная взволнованность. Заметно стремление к повышенной выразительности и одухотворенности, к созданию впечатления бестелесности образов.
В церкви Сент-Мадлен в Везеле (1125—1130) грандиозная фигура Христа, наставляющего апостолов, занимает центральную часть тимпана и отделена от апостолов сиянием в виде овала, исходящим от божества. Христос исполнен пафоса. Смятение, охватившее апостолов, выражено неистовыми движениями. Мистические порывы, преклонение перед всесильным божеством — основное содержание религиозных композиций романского собора. Их образы, однако, косвенно отражали мятущийся, беспокойный дух эпохи с ее чувством непрочности существующего, с бунтарскими еретическими настроениями, устремленность к духовному совершенствованию и наивной верой в чудо.
В романской пластике встречается сочетание возвышенного и повседневного, грубо-телесного и отвлеченно-умозрительного, героического и комически-гротескного. В тимпане собора Сен-Лазар в Отене (1130—1140) в сцене «Страшного суда» рядом с грозным и величественным образом Христа изображен эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно страшным, безобразным и смешным.