Искусство — форма общественного сознания

Марксистская концепция искусства как формы общественного сознания ценна тем, что позволяет рассмотреть искусство, сопоставляя его с наукой, философией, моралью, правом, религией. Однако тезис о зависимости форм общественного сознания от общественного бы­тия заставляет теоретика проделывать мыслительные фигуры высшего пилотажа, чтобы от­ветить на вопросы: почему античное искусство, родившееся на примитивной экономической основе и опиравшееся на общество, в котором господствовало рабовладе­ние, создало классические произведения недосягаемой высоты? Почему Шекспир появился в Англии не в период ее высшего экономического расцвета? Почему сегодня вовсе не наибо­лее экономически развитые нации создают художественные шедевры? Каков обществен­ный или мыслительный механизм перехода от экономических явлений к художественным? Как в одну и ту же эпоху, в одной и той же стране, на одном и том же экономическом фунда­менте появляются самые различные, а порой и противостоящие друг другу художественные явления? Таких вопросов много. Несовершенство марксистской концепции искусства как формы общественного сознания, обусловленной экономикой, порождало и вульгарный соц­иологизм, и схоластику борьбы «вопрекистов» и «благодаристов» (гений создает шедевры вопреки или благодаря своему мировоззрению?), и идею партийного руководства искусст­вом. Несмотря на эти недостатки рассмотрение искусства как формы общественного сознания — один из плодотворных подходов к изучению природы художественного творчества.

Объективное богатство реального мира и субъективное богатство человека и его по­требностей вызвали к жизни разные формы общественного сознания (наука, философия, ис­кусство, мораль, религия, политика, право). Они имеют общие черты: 1) развитие под воздействием исторической действительности; 2) относительная самостоятельность по от­ношению к действительности, объясняемая их самодвижением, их взаимовлиянием, ролью творческого наследия, традиций, технических навыков и приемов (в искусстве), мыслитель­ного материала, накопленного в предшествующие эпохи (в философии), фактического ма­териала (в науке); 3) осмысление реальности и обратное воздействие на нее.

Каждая форма общественного сознания имеет свою специфику: пре­имущественное внимание к определенным сторонам и связям действитель­ности, особые функции, предмет, метод, содержание, внутренние законо­мерности развития, формы, в которых выражается мысль (научные законы, философские категории, нравственные нормы, правовые постулаты и уло­жения о наказании, религиозные заповеди, художественные образы). •

Мораль — носитель общественно устоявшихся принципов отноше­ний между людьми.

Мораль— носитель общественно устоявшихся принципов отноше­ний между людьми. Искусство выше нравственности (Пушкин), однако оно одухотворяется гуманными моральными идеями. Мораль кристал­лизует особый жанр литературы - басню (басни Эзопа, Лафонтена, Крылова).

Политика

Политикаконцентрированно выражает социальную жизнь. Воздей­ствие политики на искусство кристаллизуется в жанрах политического романа и памфлета. В России лишенная возможности свободного выра­жения политическая мысль часто выражалась через литературу. Это со­здало плодотворную традицию, которой мы обязаны появлением и «Путе­шествия из Петербурга в Москву» Радищева, и «Медного всадника» Пуш­кина, и поэзии Некрасова, и «Бесов» Достоевского. Взаимодействие по­литики и литературы породило социалистический реализм. Негативный опыт этого направления свидетельствует о важности для художника со­хранить независимость и свободу выбора (в том числе политических идей и ориентаций). Независимость искусства от политики (что не означает от­сутствие взаимодействия!) обеспечивает художнику самостоятельное ме­сто в культуре. Политика может быть искусством, а искусство политикой, но художник — не политик, у него свои задачи, цели, способ мышления. «Как могучий художник, Чехов сумел сохранить свою свободу от какой бы то ни было тенденциозности и предвзятости в своем творчестве. Чехов прежде всего был художник, а не политик» (Булгаков. 1993. С. 155-156).

Философия взаимодействует с искусством:

Философиявзаимодействует с искусством: так классицизм развивал­ся на философском фундаменте рационализма Декарта; так Толстой и До­стоевский в своем творчестве выступают как оригинальные социальные мыслители; экзистенциалистская философия развивается не только в трактатах Хайдеггера и Ясперса, но и в драматургии и прозе Камю и Сарт­ра. В творчестве Вольтера философия кристаллизуется в особый жанр — философская повесть.

Религия взаимодействует с художественным творчеством,

Религиявзаимодействует с художественным творчеством, что спо­собствует возникновению шедевров во многих видах искусства. Кроме того, возникли и собственно религиозные жанры: в живописи — иконы, в музыке — религиозные гимны и духовное песнопения, в поэзии — религиоз­ные стихи, в архитектуре — храмы.

Право взаимодействует с искусством, что способствует проникнове­нию правосознания

Правовзаимодействует с искусством, что способствует проникнове­нию правосознания в сферу художественных образов и приводит к фор­мированию особого жанра литературы, кино, театра — детектива, в основе которого лежат идеи правосознания.

Наука взаимодействует с искусством.

Наука взаимодействует с искусством. Это привело к возникновению технически оснащенных видов искусства — фотографии, кино, телевиде­ния; способствовало расширению технологических и художественных

возможностей архитектуры, живописи и сформировало особый жанр — научную фантастику. Появились особые типы зданий, обслуживающие одну из наук (астрономию) — обсерватория, планетарий.

Наши рекомендации