Основными задачами проектирования средовых комплексов являются:
- овладение последовательностью, порядком проектирования средовых объектов и систем;
- умение, решая творческие проблемы, добиваться выразительности и точности образа среды;
- овладение профессиональной технологией решения архитектурно-дизайнерских проблем, позволяющих сознательно и на высоком уровне завершить данную проектную работу.
Существует алгоритм проектирования, последовательно разрабатывающего темы «пространство – композиция пространств – насыщение композиции деталями.
Существует множество подходов к классификации средовых комплексов, поскольку они чрезвычайно сложны по параметрам и содержанию.
Первый, самый очевидный – деление всех видов среды на интерьеры и открытые пространства на основании степени изолированности средового объекта от окружения.
Еще одним может быть подход по уровню подвижности средового объекта: закрепленные к месту формы среды – городские ансамбли, ландшафтные композиции и т.д., и мобильные, перемещающиеся в пространстве средовые ситуации – салоны автомобилей, каюты кораблей и т.д.
В целом первичными для классификации средовых комплексов следует считать функциональные и пространственные параметры породивших среду процессов.
Билет №4 Вопрос 1 Этапы формирования открытых пространств, особенности восприятия масштабных построений. ОТКРЫТЫЕ ПРОСТРАНСТВА- пространственные ситуации, полностью или частично не имеющие ограждений (стен) и покрытий . Различают ландшафтные Открытые пространства (природные, сельскохозяйственные территории, парки, акватории и т.п.), городские (улицы, площади, жилые дворы и т.д.) Формирование О.п. — процесс комплексный, многосторонний и длительный. Существуют два принципиально отличных метода организации открытого архитектурного пространства. Первый — создание замкнутого пространства в обрамлении архитектурных сооружений, выгораживание пространства посредством расстановки сооружений. Классический пример — монастырский двор, огороженный стенами, площадь, по периметру обстроенная домами. Другой способ — постановка здания-монумента, создающего вокруг себя специфическое пространственное поле, зону активного влияния. Характерный пример — здание в природном ландшафте. Оба способа связаны некоторыми ограничениями в смысле физических размеров. Так, эффект замкнутости пространства достигается лишь при определенных отношениях его высоты и ширины. Восприятие определяется свойствами самого пространства, его конфигурацией, степенью замкнутости, расчлененности и т. д. Каждому из нас приходилось испытывать раздражающее чувство растерянности среди бесформенных пространств, уставленных зданиями по непонятной для непосвященного системе. Определенный эффект вызывают размеры пространственной основы: помещения и площадки небольшой величины (5—10 м в поперечнике) порождают чувство интимности, камерности среды; по мере увеличения появляются ощущения деловитости, парадности, торжественности (около 100— 200 м), в дальнейшем эмоциональная напряженность и окраска среды теряют определенность (предел допустимой величины «выразительного» пространство для неподвижного зрителя — около 3 км). Билет 4.2 Гармонизация визуальных средовых систем. В средовых системах важнейшим показателем является их композиционная (колористическая, ритмическая и т.д.) согласованность, целостность впечатлений. Для профессионала это свойство идентифицируется с понятием гармоничность– противопоставление неорганизованности, хаосу, одно из условий появления чувства прекрасного. В общем случае эта категория означает отсутствие в поле зрения элементов и деталей, раздражающих глаз, мешающих ему понять общее настроение, или «выбивающихся» из ансамбля. Важным моментом в теории гармонии является положение о «созвучиях» -объединении отдельных красок, тонов, тем общей картины в совместно работающие фрагменты, определенная последовательность которых и воспринимается как гармонизованная общность единичных ощущений. В практике дизайна используются и законы цветовой гармонизации компонентов среды, которые сводят их в целостный колористический ансамбль. В профессиональном плане гармонизация произведения средового искусства есть развитие его композиции, более тесное соединение ее элементов в целое за счет внесения (или уточнения) общих черт и компонентов. А критерием гармоничности средового решения выступает комплекс ощущений от его эмоциональной ориентации. И чем цельнее, мощнее, доступнее зрителю эмоциональная организация средового комплекса, тем яснее будет восприниматься и сам образ – атмосфера средового состояния. 10.1 Структура и оборудование торговых, музейных и зрелищных комплексов, анализ композиционных вариантов Организация торгового пространства магазина Первый этап формирования композиционных вариантов — зонирование. Оно начинается с разграничения магазина на служебную и рабочую зоны. На втором этапе внутри торгового зала определяются входная, кассовая и зона основного потока покупателей. Важнейшей задачей планировки торгового пространства является организация покупательских потоков. Ее цель — создать траекторию пути клиента в виде петли, чтобы движение начиналось и заканчивалось в одной и той же точке не прерываясь для обхода всей площади. Именно поэтому входная группа, кассовый узел и витрина с самым ходовым товаром должны находиться в диаметрально противоположных углах зала и составлять треугольник, максимальный по площади. Важно также учитывать расстояния между витринами, прилавками и стеллажами. Проектирование помещений для музеев Необходимо предохранять экспонаты от разрушения солнечными лучами и обеспечивать наилучшие условия их обозрения. Общие требования к экспозиционным залам: пространственно-планировочное и художественное решение залов в соответствии с тематическим назначением экспозиций; возможность организации сквозного маршрута по всему музею и выборочного осмотра ведущих отделов; возможность внесения изменений в структуру залов во времени в связи с пополнением и обновлением экспозиций; связь с открытой экспозицией; включение в структуру экспозиционных залов специальных зон отдыха и помещений для подготовки экспозиций и хранения уборочного инвентаря. Маршрут осмотра может быть принудительным, свободным или представлять их сочетание. Существует несколько композиционных вариантов для театральных зданий. Если в традиционном театре сложное оборудование (софиты, проекторы и т.п.) спрятаны от глаз зрителя, то в современном «режиссерском» театре палитра театральных технологий расширена. Здесь и театры с трансформируемой сценой, и множество вариантов концертной и цирковой организации зрелища, трансформирующиеся залы, и площадки с раздвижными стенами и покрытиями, и т.д. Б. 18 вопр. 2 Визуальные слагаемые средовых объектов Архитектурная форма среды, утратившая или изменившая функциональное содержание, продолжает сохранять свое индивидуально-эстетическое содержание. Особенность архитектурной формы как художественной категории состоит в наличии самоценности, сохранении эмоционально-эстетической выразительности главным образом за счет образно-содержательной организации. Категорию архитектурной формы следует понимать в широком значении как материальную реальность, обладающую суммой специфических слагаемых, участвующих в создании художественного единства. Условное разделение архитектурной формы на компоненты отчасти подкрепляется и реальными фактами. Профессиональный метод работы над образом от общего к частному использует временную дифференциацию компонентов от первых пространственно-формальных представлений к детализации фрагментов и элементов. Часто и в процессах реконструкции в работу включаются именно компоненты архитектурного пространства (переделка ограждения, замена оборудования). Первый компонент — пространственная форма-оболочка (помещение группа помещений, двор, улица, площадь и др.) — есть своеобразное обрамление среды и ее главное архитектурно-выразительное средство. Форма-оболочка определяет характерные качества ограниченного пространства — абсолютную величину, члененность на участки, геометрический вид и т.д. Второй компонент — ограждение — может быть представлен как условное разложение цельной формы-оболочки на ряд основных плоскостей и опор. Ограждающие элементы конструктивно и функционально определенны: стены, колонны, перегородки, потолки, полы и др. Ограждение определяет характер ограничения и связей со смежными пространствами, внутренними и внешними. Плоскости ограждения своей формой, материалом придают индивидуально-образные черты интерьеру. Третий компонент — предметное наполнение (оборудование и мебель) — характеризует функционально-типологическое содержание среды. Предметное наполнение определяет зональное членение пространства, создает условия комфортной деятельности. Билет 19. 1.Оборудование как база масштабных ощущений в жилище. Под масштабностью объекта понимается складывающееся у зрителя представление о значении, роли объекта по отношению к окружению, человеку, обществу в целом. Масштабность – категория художественная, она оценивает смысловую сторону объекта, определяет его место среди других элементов средовой ситуации. Масштабность не столько средство формирования средового состояния, сколько одна из художественных целей этого процесса. Оборудование и предметное наполнение как фактор формирования средовой композиции. Наиболее общая рубрикация видов и форм оборудования и оснащения среды любого назначения содержит 4 номинации: 1.Все то, что непосредственно участвует в осуществлении собственно средовых процессов – это специальное технологическое оборудование – станки, мебель, бытовые изделия и т.д; - вспомогательное оборудование (лифты, конвейеры, транспортные механизмы).2.Оборудование, создающее условия для эффективного осуществления средовых процессов – инженерное оборудование (освещение, отопление и т.д.), встроенное или скрытое – вентканалы, батареи; и различные приборы и устройства – вентиляторы, обогреватели, торшеры и т.д.3.Устройства, связанные с подготовкой к производственному или бытовому процессу и сохранению готового или промежуточного продукта – емкости, холодильники, чемоданы и т.д.4.Вещи и устройства, украшающие среду или совершенствующие условия выполнения происходящих здесь процессов: элементы ландшафтного искусства, произведения монументально-декоративного искусства и т.д. Рассмотрим классификационную цепочку уровней мобильности разных форм средового обустройства: - «встроенное» оборудование – элементы оснащения. Обычно это технологическое или инженерное оборудование - приставное (пристроенное) объемное оборудование – чаще всего корпусная мебель, сантехника, осветительное оборудование - стационарное предметное наполнение и объемное оборудование – вещи, которые обычно имеют постоянное место, но могут быть переставлены без кардинального изменения характера помещения - подвижные объемные и напольные элементы – кресла, стулья, торшеры и т.д, имеющие несколько вариантов размещения, преобразующих облик интерьера. - мобильное наполнение – посуда, книги, игрушки, одежда и т.п. – которое может оказаться в самых неожиданных местах, хотя для них существуют свои стабильные варианты. Неподвижное встроенное оборудование, связанное с архитектурной основой, выступает как своеобразная сценическая площадка, на которой разыгрывается тот или иной вариант развития интерьера. Важно составление схем МАСШТАБНОЙ КООРДИНАЦИИ. Представляя, какие принципиальные масштабные впечатления («героический» или «камерный» масштаб) должен получить зритель от восприятия всего ансамбля, автор может целенаправленно вносить необходимые преобразования в масштабный строй своего произведения. В принципе ведущую эмоциональную интонацию дома или квартиры генерирует функциональное содержание жилой среды, однако архитектурно-дизайнерская реализация этого ощущения – задача сугубо профессиональная, и решается она прежде всего работой с декором и отделкой предметного наполнения, которое является средством формирования масштабных ощущений в жилище. Масштаб жилой средыхарактерен тремя близкими по размерности и комплексно «перетекающими» друг в друга градациями: «меньше человека» (посуда, бытовые вещи и проч.), «такие как человек» (прежде всего мебель и др. крупное оборудование) и «больше человека» - собственно жилые помещения.Иначе говоря, базовая масштабная единица жилой среды сам человек. | 6.2. Понятие о композиции и гармонизации в среде. Композиция — это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием. Средства архитектурной композиции: Ритм (это закономерное чередование элементов во времени и пространстве). Ритм наиболее универсальный закон построения художественной формы. Художественный эффект архитектурной композиции, достигаемый привлечением ритма, заключается в организующей силе и выразительности закономерного повтора как самих объемов и элементов архитектурного сооружения, так и интервалов между ними. Пропорция — соразмерность, определенное соотношение частей между собой. Масштаб и масштабность - понятие "архитектурный масштаб" включают прежде всего представления человека о величинном соотношении всего здания и его частей, частей или фрагментов здания и его деталей, здания или комплекса зданий и окружающего пространства. Слова контраст и нюанс - определение степени различия между какими-либо предметами или явлениями. Симметрия — одно из самых сильных средств, обеспечивающих целостность объемно-пространственной формы. Единство и целостность — основа композиции. Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком качестве как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во взаимной соразмеренности. Единство и целостность рассматриваются в качестве основного закона композиции. В законе единства и целостности композиции получили отражение и воплощение природные принципы организации объектов окружающего мира. Соразмерность формы листа дерева, его кроны и ствола, целесообразную согласованность частей тела всех животных. Архитектурная композиция — это целостная художественно выразительная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно-техническим требованиям. Уучебным предметом архитектурной композиции является изучение факторов, влияющих на построение архитектурной формы. Билет 8 вопрос 2 - Декоративно-художественные решения в среде. Для исследования типологических задач следует обратиться к аспектам влияния дизайнерского ряда среды на существо и последовательность архитектурно-дизайнерских проектных действий. Например - к роли, которую играют элементы оборудования в художественной жизни средовых комплексов. Но такое обращения упирается в разного рода объективные трудности. Одна из них - необходимость одновременного учета художественных качеств и архитектурно-пространственных реалий и дизайна их оборудования. Один из способов избавления от почти неизбежной при этом творческой сумятицы - избирательное исключение из проектного процесса на разных его этапах тех или иных средств, значимых для средового состояния. Пример - присущая городским интерьерам последовательность "пространственная база - общая композиционная идея - архитектурно-дизайнерская детализация (насыщение "идеи" "темами"), когда в начале работы автор сознательно игнорирует проблемы фактуры, цвета, пластического разнообразия компонентов среды, а к концу, наоборот, "украшает" задуманные объемно-пространственные сочетания разного рода деталями и способами. В этом плане чрезвычайно показательна работа в средовых конструкциях средств визуальной коммуникации - специфической и неотъемлемой части большинства сегодняшних внутренних пространств и "городских интерьеров". Всего за полвека сфера визуальных коммуникаций превратилась из утилитарно-дополнительного элемента среды в основное средство ее декоративного и смыслового совершенствования. Главное ее предназначение - функция прямой ориентации в пространстве. Другой аспект использования визуальных коммуникаций - функция "познавательной" информации. Но еще важнее в этом слое элементы, несущие информацию "второго уровня", определяющие ориентацию общественной жизни - монументально-декоративные внедрения в средовые системы. Это скульптуры, памятники, росписи, средства благоустройства, ландшафтные включения, архитектурные акценты средовых композиций и другие фрагменты среды, нацеленные на появление эмоционально-художественного эффекта. Более перспективным вариантом полноценной привязки способностей предметной составляющей влиять на художественный климат средового образования может стать классификация, основанная на кардинальной особенности самого феномена "среда" - ее динамичности, умения трансформироваться, перестраиваться и физически и "духовно" в зависимости от требований контекста. Билет №3 Вопрос 2 Принципы гармонизации (совершенствования) проектного решения Понятие о гармонии предполагает органичное согласованное освоение общей системы образов окружающих нас предметов и пространств от частных впечатлений и их группировок до представления об их синтезе в образе всей системы. Законы гармонизации действуют не только «в глубину», от одного яруса восприятия к другому, но и «по горизонтали», при поэлементном знакомстве с комплексом. Считается, что всего принципов гармонизации,определяющих формальное совершенство композиционной структуры — пять: • повторяемость свойств целого в его частях (введение какого-либо признака целого — цвета, конкретной формы и пр. — в его основные элементы); • соподчиненность частей (выделение главных, второстепенных и дополнительных или нейтральных элементов); • соразмерность пропорциональная или ритмическая; • уравновешенность частей целого (условное «равновесие» разных фрагментов общей картины относительно осей композиции); • синтез предыдущих признаков в единстве визуальной организации объекта. Принцип, который исключает появление резких, неприятных зрителю отклонений от данной системы: художник непроизвольно или сознательно стремится убрать, завуалировать такие отклонения доступными ему средствами — изменением пропорций, размеров, пластическими деформациями, переменой цвета и т.д. Иначе говоря, в профессиональном плане гармонизация произведения дизайнерского искусства есть развитие его композиции, более тесное соединение ее элементов в целостность за счет внесения (уточнения, приглушения и пр.) общих черт или компонентов. А критерием гармоничности выступает комплекс ощущений от его эмоциональной ориентации, которая таким образом становится самой последней ступенькой на пути художника к конечной цели его творчества — дизайнерскому образу. Билет№11.2. Технологические и художественные требования к реализации ландшафтного дизайна в закрытых пространствах. Ландшафт в закрытых пространствах - растения в интерьере, зимние сады, оранжереи, внутренние дворики. Рассмотрим требования на примере организации зимнего сада. Зимний сад - это сложное инженерное сооружение. Помимо строительных конструкций, эксплуатационного оборудования, приборов и приспособлений зимний сад должен включать в себя инженерно-технические системы: отопление, вентиляцию или кондиционирование, водопровод, канализацию и др., которые должны создать комфортную среду для человека и благоприятную для растений. Планировка з.с. предусматривает деление помещения на следующие функциональные зоны: для отдыха, выращивания растений и свободного прохода. Но в первую очередь на выбор растений влияют экологические условия помещения, предназначенного для сада. Два главных фактора при подборе растений - свет и тепло. Лучший вариант для з.с., когда окна помещения ориентированы на юг, ю-в или ю-з. Сюда можно смело помещать любые светолюбивые культуры. Восток-достаточное количество света в течение всего дня. Запад- летом они будут перегреваться. Север-неблагоприятное положение. Еще одно важное условие - влажность воздуха. Оптимальная влажность для большинства комнатных растений примерно 75–80%, а для человека – 45–50%. Художественные требования. В основу з.с. можно положить географический принцип. Например, создать себе африканские тропики или сад, имитирующий пустынный ландшафт Америки и в зависимости от выбора подбирать растения. Билет 17.2 «Идеи» и «темы» визуальной структуры произведений средового дизайна Элементарные слагаемые зрительных образов (форма, цвет, размер и пр.) соединяются в комплексные визуальные структуры (объем, пространство, масса, светоцветовая система, ансамбли произведений дизайна). В любом произведении дизайнерского искусства особенности организации его формы преследуют три чисто художественные задачи: заинтересовать зрителя (привлечь его внимание), удовлетворить стремление к формальному совершенству (красоте) целого, включить это целое в его внутренний мир (заставить зрителя оценить, «пережить» его красоту). Для этого детали комплексной формы должны: • образовать, обозначить хорошо заметный глазу конфликт — цвета, размеров, компонентов целого и т.д.; • собраться в легко различимые визуальные комбинации — «идеи»и «темы»,раскрывающие закономерности строения формы; • донести — через взаимодействие «конфликтующих» идей и тем — значимую для зрителя идейно-эстетическую информацию (эмоционально-художественный смысл). Билет №22. Вопрос 1 Варианты проектных воздействий на средовую систему Алгоритм средового проектирования складывается из взаимодействия композиционных и гармонизационных проработок, представляющих две стороны единого процесса дизайнерского творчества. Обе задачи — композиция и гармонизация — реализуются двумя подходами к визуально-процессуальным формам: 1) частичное исправление в принципе устраивающих автора решений; 2) кардинальное преобразование сложившегося в натуре или в проекте предметно-пространственного строя. Наиболее ярким примером «корректировочных» мер гармонизации среды является ее масштабная координация. Когда возможности корректировочных мероприятий для достижения нужных автору эмоционально-художественных целей оказываются недостаточны, в силу вступают приемы активного преобразования композиционной структуры средового комплекса: 1. Внесение новой доминанты: а) «новое строительство» на условно свободном месте, без ломки сложившихся форм среды; б) «реконструкция», серьезная переделка одного из имеющихся в наличии композиционных элементов 2. Объединение совокупности объектов или пространств с разными эмоционально-художественными характеристиками за счет системы одинаковых (или близких по облику) акцентных элементов, обобщающих «случайный» исходный строй. 3. Развитие, обогащение сложившейся композиционной системы дополнительными для исходной ситуации средствами выразительности. В средовых объектах и системах все приемы преобразования композиционных схем могут применяться к любым их составляющим — и архитектурным, и дизайнерским. Билет 24.1 ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА Объектами предпроектного анализа являются следующие его этапы. Первый – обследование,знакомство с ситуацией, контекстомразмещения будущего объекта, перечнем свойств, которыми он должен обладать и при которых объект получает определенный смысл. В средовом дизайне к этим компонентам предпроектного анализа добавляются предметное наполнение и технологическое оборудование. Важным является также изучение современности, существующих течений и направлений в архитектуре, дизайне и изобразительном искусстве. Это изучение аналогов, обзор литературных данных и реальных прототипов, выяснение их положительных и отрицательных качеств, формулировка прямых задач дальнейшей работы. Особенности методики начинают проявляться на втором этапе, когда проектировщик ставит себе задачу проблематизации задания.Ее смысл – восприятие задания как проблемы, т.е. столкновения противоречий между обстоятельствами будущей жизни объекта и эксплуатационными характеристиками его структур. Диалектика разрешения этих противоречий служит содержанием следующего смыслового этапа– тематизации(выбора «тем») арсенала возможных решений проблемной ситуации, которая предусматривает перебор таких решений, отнесенных к реальным слагаемым проектируемого комплекса: пространственным «телам», технологическим принципам и устройствам, системам оборудования и т.д. Завершает предпроектный анализ сравнение «тем», т.е. предложений, распутывающих отдельные узлы проблемы, сведение их в разные варианты согласованного общего решения и выбор среди этих вариантов наиболее эффективного. Это еще не проект, а дизайн-концепция,принципиальная дизайнерская идея будущего проекта. |