Вопрос. Архитектура Древней Греции
Сущность античного способа отношения к миру определялась специфической, но естественной и гармонической моделью мира. АрхитектураДревней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер (антропоцентризм).
Понятие космизма связано с представлениями о космосе как противоположности хаосу, сформированными уже в период становления первых философских школ Древней Греции (киники, стоики). Центральным событием модели мира был космос, управляемый богами. В это событие вписывались события великого и вечного, богоизбранного и богохранимого античного общества и события античного человека, на которого возложена божественная миссия.
Архаический период прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм. Об этом периоде (VII — VI вв. до н. э.) мы можем судить почти исключительно по постройкам культового назначения, так как от этого времени до нас дошли, главным образом, храмы и сокровищницы. Преобладание дорического (дорийского) ордера. Храм Геры в Олимпии. Храм Аполлона в Ферме.
Древнегреческая архитектура развивалась в трех ордерах. Ордер - определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера — строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий — коринфский. Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры. В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна. Храм Аполлона в Коринфе. Храм Посейдона в Пестуме. Храм Зевса в Олимпии. Афинский Акрополь (храмовый комплекс - Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи, храм Ники Аптерос).
Виды храмов:Храм «с портиком», или «простильный», имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный», в котором к хр. in antis о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому. Храм «кругокрылый», или «периптерический», состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» — колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда
Строительная техника Древней Греции. Основным строительным материалом в греческой архитектуре был камень; широко применялся известняк, а в некоторых случаях и мрамор. Из камня возводились прежде всего общественные здания. Жилые дома строились чаще всего из сырцового кирпича, но применялся также и обожженный. Для сооружения галерей и портиков, при строительстве кровлей и перекрытий широко применяли дерево. В ранний период деревянными были и колонны храмов. Процесс передвигания камней и установки на место был очень трудоемким. Для этого греки применяли блоки, вороты и прочие подъемные приспособления. Каменная постройка должна была быть устойчива при землетрясениях, и поэтому каменные блоки сцеплялись в горизонтальной и в вертикальной плоскостях - множеством металлических скоб и штырей, а также пиронами, вставленными в специальные гнезда и залитыми свинцом. Колонны складывали из цилиндрических блоков-барабанов, их соприкасающиеся грани тщательно обрабатывались. Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой.
Храм раскрашивался в синий и красный цвета.Окраска наносилась не сплошь, колонны и каменные балки архитрава оставались не закрашенными. Вообще красной краской покрывались главным образом горизонтальные части храма. Поле фронтона также окрашивалось в интенсивный красный или синий цвет. На этом фоне отчетливо выступали статуи, в свою очередь окрашенные тоже. Кроме того, применялись и другие краски, а также позолота, которой покрывались отдельные детали. Добавим к этому и умение зодчих выбрать камень необходимого цвета: голубовато-серый мрамор для храма бога морских стихий Посейдона или мрамор теплых, словно бы живых, человеческих тонов для Парфенона, украшавшего собой афинский Акрополь. Что же касается древнейших ордерных храмов, сооруженных из дерева, там богато раскрашивались детали, украшения и скульптура, выполненные из керамики.
Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства. Афинские пропилеи состоят из центральной основной части и двух примыкающих крыльев — внешнего крыла на западе и восточного крыла. Основу центральной части составляют 6 дорических колонн. Центральная часть включает 5 ворот и Центральный коридор. Храм Ники Аптерос. Постройка представляет собой амфипростиль с двумя ионическими портиками по четыре колонны. На непрерывном ионическом фризе изображались эпизоды Греко-персидских войн и боги — Афина, Посейдон и Зевс. Храм выполнен из мрамора. Внутри стояла статуя Афины. Эрехтейон —один из главных храмов Акрополя, выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею. Парфенон - главный храм в древних Афинах, посвящённый Афине-Деве. Архитектор Калликрат, украшен Фидием). В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.
Древнейшие греческие города вырастали без общей градостроительной идеи. Позднее они перестраивались, и возводились новые города, планировка которых имела обычно регулярную прямоугольную структуру. Уже в классический период начинает внедряться регулярная планировка города, основанная на прямоугольной сетке "гипподамова система". В эпоху эллинизма такая планировка городов стала господствующей. Через город пролегала более широкая главная улица, разделенная на тротуар и проезжую часть, с мостовой, выложенной камнем. На главной улице или на пересечении двух главных улиц зачастую располагался общественный центр. Города имели свой храмовый комплекс, помимо которого в центре города располагалась площадь, обрамленная общественными зданиями, называемая «агора». Для физического воспитания, которое представляло собой важную составную часть жизни в греческих городах, возводились различные сооружения. К ним относится «гимнасий» — здание, которое включало лекционные залы, учебные комнаты, пространства для игр и соревнований, умывальные комнаты. К спортивным сооружениям относятся также стадионы для соревнований по бегу и ипподромы.
Города обносились крепостными стенами из сырцового кирпича и камня с боевыми башнями и укрепленными воротами, зачастую охватывая территорию, значительно превышающую существовавшую застройку, в расчете на дальнейший рост населения. Характерными эллинистическими городами были Александрия, Приема, Пергам и др.