Информацию нужно сводить в 3 формы
Форма 1определяет характеристики репертуарной программы (современная советская пьеса, русская классика, классика народов СССР, зарубежная классика, зарубежная современная пьеса). Новые и капитально возобновляемые пост за весь период (5 лет). Детские и юношеские постановки (не менее 4 за месяц)
Форма 2 Отдельная форма по классике
Форма 3 График тех, кто работает над спектаклем. Автор, режиссер….
Необходимо планирование выпуска новых постановок.
Наиболее простым является метод планирования по контрольным срокам
Форма 4 Сроки начала и конца основных этапов работы ( сдача эскизов и макета, репетиции спектакля, готовность костюмов, сдача спектакля) Форма 5 План занятости актеров
Необходимо составить план проката репертуара. Театр должен руководствоваться планомерностью проката, наличием определенной стратегии показа спектаклей, сохранение худ ценности произведений.
Форма 6 План проката текущего репертуара на год, частотный. Число показа спектаклей на стационаре в каждом месяце планируемого года.
Форма 7 План проката спектаклей на квартал. Исходя из 6, конкретно даты и вид (утро/вечер, стационар/гастроли) спектаклей.
Так же видимо надо будет сказать, что сейчас применяются разные виды планирования у великого Матросова – одни ( на 2 года), а у ТЦ «На Страстном» - другие (на месяц), а у кого-то еще третьи.
7. Годовое (сезонное) планирование нового репертуара в драматическом театре. Факторы, определяющие выбор постановок в сезонную афишу.
8. Статистический метод определения «отыгранных» постановок в репертуарном театре. Графики эксплуатации репертуара МХТ.
На примере одного сезона реконструируется логика перспективного планирования. Начальная точка отсчета при составлении плана репертуара - предполагаемые расходы будущего сезона, а также ориентировочное число представлений за сезон. Прежде всего отбирается из текущего репертуара постановки, которые необходимо сохранить и на планируемый сезон, и оценивает каждую из них в такой последовательности: название - возможное количество спектаклей - предполагаемый средний сбор со спектаклей, сумма сборов со всех представлений данной постановки.
К преходящим спектаклям добавляется картина предполагаемого использования премьер. Такой порядок позволял выстроить цельную картину сезона. Жизнь новых постановок оценивалась не сама по себе, а в контексте того, как они "вписывались" в репертуар.
Прогнозировались частоты показа постановки и, исходя из этих частот, прогнозировался денежный сбор по каждому названию афиши, с тем, чтобы выйти на ориентировочную общую сумму сборов. Одновременно и планировались названия, включаемые в афишу сезона, и определялось их число и количество необходимых премьер, и частота показа каждого названия; кроме того, в тесной связи рассматривались художественные и экономические вопросы.
Определение частоты показа спектаклей - это уже эксплуатационная характеристика. Так что во взаимосвязи планировалась афиша и сезонная эксплуатация репертуара. Закладывалась основа составления подневного репертуара на месяц или неделю, в котором потом и отражались разумные соотношения в использования постановок.
В этом и есть методические открытия основателей МХТ, позволяющие им максимально снимать извечные противоречия творчества и производства. В казенных театрах, где на все так же составлялись планы, каждая сторона деятельности театра рассматривалась сама по себе, отдельно от других. Отдельно рассчитывали число спектаклей в сезоне, отдельно составляли афишу. О том, как будет эксплуатироваться каждая постановка, заранее не особенно думали. Отдельно прогнозировали число зрителей и сборы. Именно такая практика широко распространена и в современном советском театре.
Параллельно с сезонной афишей и частотным эксплуатационным планом составляли финансовый план на основе подневного анализа эксплуатации репертуара за ряд сезонов. Здесь учитывались различия в сборах с представлений, шедших в будние дни и праздники, которые в свою очередь разделялись на более благоприятные по посещаемости. Эксплуатация новых постановок рассматривалась отдельно. С введением абонементной системы также отдельно рассматривались представления первого-абонемента, шедшего по дорогой расценке, остальные абонементы.
По каждой группе определялся средний сбор за предшествующие сезоны, но расчет делался так же, как при составлении частотного плана, на сбор ниже среднего Iсегодня бы специалисты сказали - пессимистический прогноз). Такой дифференцированный подход позволял выйти на плановую величину доходов, которые театру реально было получить даже в случае неблагоприятных обстоятельств сезона.
Каждый план составлялся независимо от другого (второй план, как правило, Немирович-Данченко составлял сам, без Станиславского) , затем они взаимокорректировались. Уточнялось общее сезонное количество представлений, и соответственно могло измениться плановое число спектаклей той или иной постановки, уточнялась общая плановая сумма доходов, и в процессе этой процедуры также могли произойти изменения в частотном плане, Именно в результате взаимокорректировки удавалось выработать наиболее реальный, учитывающий все возможности и объективные ограничения деятельности проект сезона. В нем отражалась именно стратегия показа спектаклей, соотношение частот эксплуатации каждого из них. Зрителю же объявлялась, как правило, недельная афиша. Чтобы за еженедельными обстоятельствами не потерять картину целого, для себя составляла еще двух-трех месячные календарные эксплуатационные планы (назовем их среднесрочными).
Хотя среднесрочный план базировался на более определенных представлениях об условиях работы в ближайшие два-три месяца, в нем еще не было - и, если исходить из существа творческого метода - не могло быть - точных сроков выпуска новой постановки (они могли быть известны только в казенных театрах). Дата премьеры, устанавливаемая ориентировочно, периодически уточнялась, поэтому в прикидке эксплуатационного плана на месяц-два устанавливался как бы наиболее вероятный, с одной стороны, и наиболее желательный, - с другой, вариант календарного течения репертуара. Но не с целью обязательно его осуществить, а для координации работы всех служб театра.
Среднесрочный план служил надежным компасом при составлении недельных афиш, когда приходилось лавировать в сложном сплетении интересов, проблем, обстоятельств, порождаемых сиюминутной ситуацией, определял наиболее разумный в данных условиях календарный порядок репетиций спектаклей и почасовое расписание работ на каждый день. Этот план, поскольку он объявлялся зрителю, являлся обязательным к выполнению.
Руководители МХТ своим опытом и интуицией как бы открыли ' истину, которая сегодня проповедуется теорией управления: краткосрочный план без обоснованного перспективного есть лишь административная_ акция, не способствующая разумному управлению предприятием.