Религия как социокультурный феномен
Несколько подходов к определению религии: теологический, философский, критический, научный. Два основных взгляда: религия существует в многообразии религий (своего рода универсалия, «общий термин»); религии существуют как модификации единой первоначальной религии.
Структура развитых религий:
1) религиозное сознание – обыденное и концептуальное (Теология, Теизм, религиозная философия);
2) деятельность – культовая (Культ) и внекультовая;
3) отношения; 4) институты и организации.
Религиозное сознание – задает содержание и особенности Р. как области духовной жизни. Ему присущи: вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности с иллюзиями, символичность, аллегоричность, диалогичность, эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики.
Функции религии:
1) мировоззренческая - задает предельные критерии, Абсолюты; 2) компенсаторная - восполняет ограниченность, зависимость, относительность, эфемерность, ущербность бытия человека; 3) регулятивная - с помощью норм религиозного права, морали, обычаев, институтов осуществляет управление деятельностью и отношениями; 4) интегрирующее-дезинтегрирующая – объединяет и разъединяет; 5) культурно-транслирующая - являясь составной частью культуры способствует развитию определенных ее слоев – грамотности, письменности, школ. Но, с др. стороны определенные слои культуры отторгаются, отталкиваются – языческая культура, смеховая, портретная живопись; 6) легитимирующее-разлегитимирующая – узаконивает и утверждает неправомерность.
Предпосылки религии:
1) космические; 2) атмосферные; 3) геотектонические;
4) социумные; 5) социокультурные; 6) антропологические;
7) психологические; 8) гносеологические
Подходы к определению сущности религии:
1) объективно-идеалистический;
2) субъективно-идеалистический (Шлейермахер);
3) натуралистический (Фрейд «Тотем и табу»);
4) антропологический (Фейербах) - в его понимании, бог, предмет религиозного поклонения – это такой фантастический образ, созданный в сознании людей, который в определенной степени отражает их собственную сущность;
5) диалектико-материалистический - рассматривает религию как одну из форм общественного сознания, возникающую на определенной этапе существования человеческого общества. Истоки религии необходимо искать не в потустороннем мире, а в реальных связях и отношениях, характерных для повседневной общественной жизни. Здесь религия определяется как искаженное отражение действительных реальных отношений людей.
Таким образом, сущность религиозного мировоззрения заключается в том, что его основой является вера в сверхъестественный «абсолют», который в зависимости от конкретной религии имеет свой набор качеств и характерных особенностей. Кроме того, характерной чертой религиозного сознания является то, что оно основано на недоказуемых утверждениях о конечных причинах мира, о смысле и ценности человеческого существования.
Основой религиозного мировоззрения, таким образом, является религиозная вера, включающая в себя знание и принятие в качестве истинных религиозных идей, представлений и понятий, а кроме того, уверенность в существовании гипостазированных, т.е. сущностных основ, а также присущих им свойств и вещей.
Говоря о сущностных характеристиках религии, мы подчеркивали, что она есть феномен культуры. В этой связи целесообразно остановиться на соотношении этих понятий. При всех различиях в уровнях развития Р. и К. и их соотношениях между собой, они всегда являются существенными факторами личной, общественной и государственной жизни. Стоит отметить, что даже атеизм не представляет в этом ряду исключение, поскольку утверждает и определяет себя через то или иное отношение к религии.
Р. и К. соотносятся между собой как часть и целое, однако эти их значения могут меняться под влиянием исторических условий. Например, вплоть до начала эпохи Нового времени Р. безраздельно царила в обществе, образовывая одну из главных функциональных составляющих этого общества, она представляла собой своеобразный управленческий центр всей общественной жизни, являясь хранилищем коллективного социального опыта.
Существует два противоположных понимания роли Р. и К. в жизни современного общества. С одной стороны, в них видят источник общественного развития – в последние годы все чаще раздаются голоса, что источником возрождения России должно стать православие, являющееся, по мнению многих, первоисточником российской культуры и государственности. С другой стороны, признается, что само общество, в процессе своего развития обновляет Р. и К.
Религия, в свою очередь, также играет в культуре чрезвычайно важную роль. Важнейшая задача религий как социокультурного явления - в позитивном поддержании нормального течения жизни. Религиозные представления - это коллективные представления, выражающие коллективные реальности, обряды - это способы действия, возникающие в собравшихся вместе группах и призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп.
Эти задачи обеспечиваются тем, что религиозная вера имеет два главных источника. Один из них - это вера во всемогущего Бога, выступающего судьей людей. Второй источник - вера, вероятно, возникшая на основе нормальных и сверхнормальных переживаний, в нечто существующее в человеке, и остающееся существовать после его смерти. Эта вера возвышает природу человека, посредством нее он становится сыном Бога, его наследником, он - "дитя бессмертия", способное войти в вечную жизнь.
Т.е., наука дает возможность человеку накапливать информацию и факты, религия позволяет обрести моральные ценности и цель в жизни.
Однако для нашего времени характерно кризисное мироощущение. Одним из проявлений его в жизни современного человека стало усиление антисциентистских настроений (неверие в науку). Среди причин этих настроений в интересующем нас контексте выделим две.
Первая связана с разочарованием в традиционной науке, ее неспособностью решить некоторые жизненно важные проблемы - технические, медицинские и другие.
Вторая причина обусловлена дисциплинарной разрозненностью и утилитарной направленностью современной науки. Современный человек, имеющий определенное, узконаправленное образование, имеет дело не со всей сферой научного знания, а лишь с фрагментами, доступными ему, он не получает целостного представления о мире. Наука, следовательно, не достигает в этой ситуации главной познавательной цели.
Религия остается загадкой не только в теоретическом, но и в этическом смысле. Она полна теоретических и этических противоречий. Она обещает нам общение с природой, с людьми, со сверхъестественными силами и с самими богами. Однако ее воздействие прямо противоположно. Религия, в ее конкретном проявлении, становится источником непримиримых разногласий и фанатичной борьбы между людьми. Религия претендует на обладание абсолютной истиной, но ее история есть история ошибок и ересей.
Антропологов и этнологов часто поражало сходство элементарных идей, обнаруживаемых ими во всем мире и при совершенно различных социальных и культурных условиях. То же характерно и для религии. Предметы веры, догматы, теологические системы заняты бесконечной борьбой. Порой и этические идеалы различных религий настолько широко расходятся, что едва ли совместимы друг с другом. Тем не менее, все это не затрагивает специфической формы религиозного чувства и внутреннего единства религиозного мышления. Меняются религиозные символы, но основополагающие принципы, символическая деятельность, как таковая остаются неизменными.