Эхнатон или Аменхотеп IV – злодей или первый реформатор единобожец?
Личность Аменхотепа IV в истории не только Египта, но и мира является одной из самых неизученных по сей день. О нём много писали и будут писать, однако, даже при наличии источников, свидетельств и фактов, его душу, его религию мы не сможем понять, даже если построим машину времени, чтобы переместиться в те далёкие времена, когда в Европе только начинали складываться цивилизации, а в Египте культура уже давно сформировалась, что не мешало ей менятся и совершенствоваться.
О годе рождения Аменхотепа IV, спорят до сих пор, некоторые утверждают, что он родился в первую половину XIV века до нашей эры, указывая при этом разные года. Другие говорят о второй половине столетия, также называя разное время. Однако я всё же придерживаюсь мнения о золотой середине, то есть считаю что 28(или 37, точно, опять не известно) лет жизни фараона – реформатора выпало на середину века. Точно известно что Эхнатон умер в 1334 году до нашей эры, значит родился около 1352 (1371) года до нашей эры.
Аменхотеп III
Отец Аменхотепа IV(Эхнатона) Аменхотеп III, известен как фараон – строитель, в период его царствования Египет жил тихо и мирно, без войн и политической борьбы. Если я не ошибаюсь, то именно сфинксы с головами Аменхотепа III были привезены в Ленинград, не задолго до начала Великой Отечественной войны и застряли в блокадном городе. Мать Аменхотепа IV Тия, дочь простолюдина, с африканскими корнями. Унего было ещё пять братьев и сестёр. Хорошо известна лишь судьба старшего брата, Тутмоса. Он очень рано умер, и по этому будущий реформатрор стал фараоном. Только представьте одно происшествие изменило судьбы многих людей. Если бы Тутмос остался жив, кто знает может и не было бы никогда религиозного преобразования Аменхотепа IV.
Бюст Нефертитти.
У Аменхотепа IV было несколько жён, самые известные это Нефертити, первая жена, а также Кийя мать Тутанхамона.Эхнатон был отцом 12 или 13 детей. Его часто изображали в окружении дочерей и любимой жены Нефертити.
Одна из загадок Аменхотепа IV -его внешность. Ему приписывают разные заболевания. Синдром Минковского-Шафара, а также куриную слепоту.
Статуя Эхнатона в Каирском музее.
Основанием к диагнозу Куриная слепота, послужили статуи, на которых он изображён с прищуренными глазами. Некоторые историки считают, что именно не способность Эхнатона видеть в темноте, а лишь при ярком дневном свете послужила причиной такой преданности Атону.
Синдром Марфана у фараона подозревают на основании увеличенной длинны его конечностей и деформированной формы груди, а также из-за других факторов, которых на примере прижизненных изваяний доказать не представляется возможным.
Голова колосса Эхнатона
Синдром Фрёлиха – это особый вид ожирения. Учёные предполагают, что женоподобная фигура являлась признаком, данного заболевания. Однако стоит заметить, что Эхнатон был очень худым и скорее всего не страдал ожирением.
Синдром Минковского-Шафара-особый вид малокровия, . Для больных характерен вытянутый череп и повышенная температура тела, а также пониженный вес. Но все Египтяне страдали анемией, это пока не объяснено наукой, но известно, что большая часть населения Египта страдала пониженным количеством эритроцитов в крови. Вытянутая форма головы также может быть объяснена вполне логично без постановки диагноза. Во-первых, есть мнения о том ,что при рождении младенцам сдавливали череп, чтобы сплюснуть его в ширине. Так же многие учёные считают вытянутость черепа антропологической особенностью строения Египтян. Правда не на столько, но всё же.
Однако Аменхотеп IV прожил 28 или даже 37 лет- для фараона, жившего в 14 веке до нашей эры, это достаточно много. Трудно представить, что столь больной человек мог править 17 лет. Если рассматривать наличие хоть одного из перечисленных заболеваний это уже осложняет его правление. Но подумать о том, что он, может и к концу жизни, но болел всеми этими тяжкими заболеваниями, и его правление вообще кажется не возможным. Однако я всё же считаю, что Эхнатон не был здоров как бык, но не был лежачим больным. Возможно он страдал некоторыми симптомами, может даже каким-то из перечисленных, но его здоровье далеко не было так запущено.
Известно, что править Аменхотеп IV начал когда ему было 11(17) лет, так что уместно предположить, что сначала он был лишь соправителем отца, который таким образом готовил юного Аменхотепа к царствованию или тяжело болел. С первых лет самостоятельного правления Аменхотеп начинает продвигать Атона – бога солнечного диска – по иерархической лестнице богов Древнего Египта. В первые годы правления по его приказу вблизи, храма Амона Ра-Карнака, заложенного ещё при Узертензе I(XX век до нашей эры) и достраившегося почти при каждом новом фараоне, были построены три святилища Атона. Храмы Гемпаатон(Атон найден), Рудменуенатонернехех(Крепки памятники Атона навечно) и Тенименуенатонернехех(Возвышены памятники Атона навечно). Затем Аменхотеп решает что Атон должен быть верховным и единым божеством. Нижнего и Верхнего Египта. Он не то что запрещает всех остальных богов, он приказывает соскабливать их имена со стен храмов, вычёркивать на папирусах. Особенно тщательно преследовалось имя Амона Ра.
Руины Ахетатона, что близ деревни Ель-Амарна.
Но новый бог должен жить в новой столице. Между Мемфисом и Фивами закладывается город Ахетатон (горизонт Атона). В 17лет (21 год) Аменхотеп меняет своё имя и становится Эхнатоном (угодный Атону). В истории с этого момента отделяют целую эпоху-Амарнский период, получивший своё название от имени современной деревушки Дейль-Эль-Амарна.
Амарнский период особо проявился в искусстве тех времён. Скульптуры этой короткой эпохи отличаются особой реалистичностью, им не свойственнен идеализм работ более раннего времени. Наоборот все недостатки и изъяны преувеличиваются, дабы подчеркнуть человеческую суть фараона и его семьи. Так же место действия на рельефах и настенных изображениях переносится из лесов, с поля боя в окружение семьи, в царский дворец. Это одомашниность одна из отличительных черт Амарнского искусства.
Эхнатон с Нефертити и дочерьми
Такая отвлечённость большого государства от внешних границ, привела к ослаблению Египетского влияния в Среднейи потерю земель в Малой Азии. Сирию захватили хетты, Палестину грабили кочевники, Египет терял влияние в Финикии. В результате Эхнатону пришлось заключить мир с новым правителем хеттов Суппилулиума. Позже, опасаясь за сохранность своих владений, к ним присоединится Вавилон. Однако мир не принёс Эхнатону облегчения.
Что бы иметь возможность как и прежде сконцентрироваться на внутренних делах, Эхнатон делает Семехкару соправителем.Личность Семенхкары весьма загадочна. Одни предпологают, что это была сама Нефертити, другие высказываются в пользу того, что он был сыном Эхнатона.
За год до смерти фараон всё же вводит войска в Сирию, это пошло на пользу безопасности Египта.
Эхнатон скончался в 1334 году до нашей эры. В своём дворце. После смерти Ахетатон разграбили, а мумию фараона пытались уничтожить, однако в гробнице её не оказалось*. Видимо предвидя такие попытки, перед смертью Эхнатон приказал доверенным людям похоронить его в другом месте. Семенхкара правил не долго, после него фараоном стал маленький Тутанхатон. Ребёнка легко заставить, так что вскоре Амон Ра вернулся на своё прежнее место, новый фараон стал теперь Тутанхамоном. Были сняты запреты на поклонение другим богам, а в храмы опять начали поступать приношения.
Всё что сделал Эхнатон за свою жизнь, развеял ветер перемен. Атона забыли и он опять стал лишь видимой оболочкой Амона-солнечным диском. Новую столицу покинули и она постепено погрузилась в пески Сахары . Упомянания об Эхнатоне старались стереть, через несколько десятилетий ничто уже не напоминало о великой религиозной реформе Древнего Египта.
Маска Тутанхамона.
Эпилог:
Аменхотеп IV стал величайшим реформатором, однако его замкнутая жизнь привела Египет к упадку. Он не смог переключится на внешнюю политику, потому что просто не был к этому готов. Он вырос в мирное время и наверное не очень разбирался в военных делах. Реформы Эхнатона канули в лету, но oсталось жречество. Новое и старое, враждовавшее и после смерти Эхнатона.
При всём этом нельзя не учитывать вклада Аменхотепа 4 в мировую историю, возможно если бы 33 века назад он не встал на престол, не было бы и христианства. Все эти факты говорят о том, что он был великим, а это звание не придусматривает приставки злодей или реформатор, впрочем не для этого ли нам, людям, дана возможность мыслить и выбирать, что бы отстаивать свою точку зрения?
*В марте 2010 года, благодаря генетической экспертизе удалось определить, что мумия фараона-Эхнатона, всё это время находилась в гробнице КV55. Нашли её давно, однако теперь достоверно известно, что это останки Aменхотепа IV.
Амарнское искусство
Для поклонения новому богу Эхнатон возвел новую столицу — Ахетатон («Горизонт Атона») вблизи современной Эль-Амарны и покинул Фивы. В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном (этот период в развитии египетского искусства получил название «Амарнского»).
Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт самого царя и его семьи — супруги, знаменитой Нефертити (Нефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос Младший, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.
13. Храмовая архитектура Нового Царства.
Разбирая выше дворцовую архитектуру XVIII — XX династий, мы тем самым вступили уже в эпоху Нового царства. Период этот последовал, как известно, за вековым господством в Египте иноземцев-гиксосов. Первые фараоны XVIII династии, начиная уже с Яхмоса I, восстанавливают национальную монархию и ведут ту широкую захватническую колониальную политику, которая отдает в руки Египта важнейшие для Древнего Востока торговые пути и рынки. Завоеванными оказываются Передняя Азия и Нубия, подчинены Египту и острова Средиземного моря. Класс военной аристократии и жречество доводят вновь идеализацию института фараона до грандиозных размеров. Воздвигаемые в честь богов и, главным образом, посвященные фиванскому богу Амону, храмы являются в то же время и памятниками, восхваляющими действия самих фараонов. На стенах пилонов, в гигантских рельефных композициях, так же как и в ассирийском искусстве, с риторическим пафосом рассказывается о битвах и победах царя. Так в этом синтетическом монументальном искусстве храмовой архитектуры выражаются идеи классового господства жречества, небывало политически окрепшего в эпоху Нового царства. Монументальная архитектура этого периода есть в основе архитектура храма, а не гробницы, как в Древнем царстве. Храм со времени Тутмоса I был отделен от гробницы. Этот фараон перенес свою гробницу в Бибан-Эль-Молук, в «долину царей» близ Фив, отныне ставшую царским некрополем. В 1922 г. здесь было сделано последнее и значительное открытие: раскопано нетронутое погребение фараона Тутанхамона. Пирамида, как вид царской гробницы, исчезает в Новом царстве. То принципиально новое, что дается в это время по сравнению со всем предыдущим развитием стилей, выражено было прежде всего в архитектуре надземных храмов, посвященных богам, и в первую очередь в знаменитых храмах в Карнаке и Луксоре.
Самое значительное в этих храмах — гипостильный зал. Он, в сущности, представляет собой базиликальную постройку. Идущие вглубь параллельные линии колонн образуют продольные корабли. Число продольных нефов между колоннами было различно. В приписываемом Рамсесу II большом Карнакском храме было шестнадцать рядов колонн. Благодаря тому, что высота колонн центрального ряда была больше боковых, перекрытие давалось на разных уровнях, и свет, таким образом, падал сверху из решетчатых окон, приходившихся в простенках. Все перекрытия и колонны были каменными. Целый лес этих колонн в гипостильных залах производит такое сильное впечатление еще и потому, что египетский зодчий разнообразит «ордера» колонн, соблюдая при этом особые законы ритма. В особенности общий взгляд на храмы Аменхотепа III (1411 — 1375 гг. до н. э.) и Рамсеса II (1292 — 1225 гг. до н. э.) в Луксоре дает это впечатление тонкого ритма в чередовании колоннад разных «ордеров». Архитектура Нового царства сохраняет все виды растительной колонны, но чаще всего прибегает к папирусообразным колоннам. Предельного изящества, достигает колоннада из папирусообразных колонн в Луксорском храме Аменхотепа III. Мы встречаем в Новом царстве и колонны с гладким цилиндрическим стволом и колоколообразной капителью, а далее — и столь типичную для этого периода монолитную папирусообразную колонну. Этот последний вид колонны зарождается в рассматриваемый период. Пучок стеблей в стволе колонны слился здесь в одну монолитную форму, колонна приобрела отсюда некоторую приземистость и стала более монументальной. Весь этот процесс монументализации зодчества в Новом царстве не есть еще нечто безусловно новое по сравнению с храмовым зодчеством предыдущего периода. На первый взгляд, даже и отдельные элементы архитектуры не так уж оригинальны: обелиск известен уже со времени Древнего царства, колоссы повторяют композицию сидящих фигур, также уже известных в Древнем царстве, и т. д. Самый план (на что неоднократно указывалось в литературе) тоже как будто не прибавляет ничего к тому, что было дано уже хотя бы в поминальном храме Хефрена: соотношение гипостильного зала и двора снова образует букву Т. Однако такой вывод о тождестве или лишь некоторой модификации и раньше встречавшихся элементов был бы безусловно неправилен. Надо прежде всего обратить внимание на то несомненно принципиально новое, что содержится в этом стиле храмовой архитектуры, на тот совершенно иной контекст, который приобрели, отчасти известные уже и раньше, отдельные элементы. Это новое качество есть прежде всего разрешение пространственной проблемы. В храмах Нового царства дается иной, по сравнению с прежним, акцент пространства. Перемежающиеся дворы и гипостили уводят глаз все дальше вглубь. Продольные линии колонн в гипостильных залах особенно подчеркивают это ощущение протяженности. Ведь не случайна в этом отношении та, например, аллея сфинксообразных овнов, которая соединяла Луксорский и Карнакский храмы. Этим зодчий точно так же хотел увеличить ощущение протяженности пространства. Мы указывали выше на то, что Луксорский и Карнакский храмы пристраивались в течение длительного периода времени. Мы хотели бы здесь указать на то, что в самом принципе этих пристроек сказывалось искание пространства. Дело все в том, что каждый из фараонов, прибавляя к храму своего предшественника новый храм, пристраивал его, выравнивая по продольной оси. Этим также подчеркивался принцип протяженности пространства, оптического вовлечения глаза все дальше вглубь. Акцентировка пространства в храмовой архитектуре Нового царства сочеталась, однако, с полным соблюдением гармонии массы. Разобранная нами композиция архитектурного ансамбля «портала», а также пропорций пилонов, обелисков, статуй колоссов и, наконец, колонн не оставляет сомнения в большой монументальности этой архитектуры, но при всем том центр тяжести здесь перенесен на пространство. Вернее так: в зодчестве Древнего царства, в архитектуре пирамиды мы видим полное господство массы над пространством; здесь дана самодовлеющая геометризированная форма; в храме же Нового царства развитое пространство находится в полной гармонии с композицией массы. Параллели архитектуры со скульптурой подтверждают наши положения. Для Древнего царства типично расположение частей тела по параллельным пространственным пластам, т. е. когда каждая отдельная часть сама по себе совершенно плоскостна; напротив, в ряде скульптур периода Нового царства наблюдается большая слитность формы: одно в другое вливается незаметно, глаз скользит по круглой поверхности, воспринимая объем (таков, например, знаменитый женский торс в Лондоне и т. д.). Завоевание пространства сказывается еще резче в рельефе. В рельефе Древнего царства процессия из идущих фигур дается таким образом, что каждая отдельная фигура отделена от другой цезурой. Это — сумма совершенно плоскостных отдельных форм. Напротив, именно рельефное искусство Нового царства впервые находит закон свободно-ритмической компановки фигур в пространстве. В качестве примера можно привести известный болонский рельеф с группой рабов-негров (XVIII династия) или рельеф с плакальщицами (начало XIX династии) в Государственном музее изобразительных искусств. В этих памятниках исчезают условные приемы композиции человеческого тела в рельефе, — напротив, тело дается правильно в разнообразнейших ракурсах; сложная по построению группа дается так, что одна фигура показывается из-за другой, одна загораживает собою другую. Своеобразное применение прямой перспективы здесь налицо, главное завоевание художника — овладение пространством. Разумеется, одни и те же поиски стиля в архитектуре и пластике — факт не случайный. Обратим внимание еще на один момент. Гигантские рельефные композиции на наружных стенах пилонов даются в искусстве Нового царства техникой en сrеux. Углубленный рельеф здесь вызывается отнюдь не необходимостью более быстрой техники в заполнении огромных плоскостей, как на это указывалось в ряде специальных египтологических работ. Большая живописность рельефов en сrеux достигается резкой игрой света и тени. И в этом также сказались своеобразные поиски пространства. Из числа однотипных с Карнаком и Луксором храмов отметим также храм Рамсеса III вМединет-Абу (около 1180 г.) с расположенным некогда возле него дворцом этого фараона и храм Рамсеса II вРамессеуме (около 1250 г.) с его замечательным базиликальным гипостилем. В отличие от подобных надземных храмов, в которых собственно и сказалось все то новое в стиле, что резко отличает зодчество Нового от зодчества Древнего царства, особую группу памятников составляют храмы в скалах — спеосы времени XIX — XX династий. Из числа этих памятников самый замечательный — Нубийский спеос Рамсеса II (1292 — 1225 гг. до н. э.) в Абусимбеле. В отличие от типа храмов в Луксоре или Карнаке акцент в данном случае, как и в архитектуре Древнего царства, сделан на массе. Мощный портал, пилон Абусимбельского храма с его четырьмя сидящими колоссами Рамсеса И, снова подавляет своей количественной и статичной формой. Архаизирующий мотив вставленной в нишу над порталом статуэтки бога Ра заставляет вспомнить композиции ложных дверей гробниц Древнего царства. Подавляет масса и внутри храма, особенно в первом зале с его восемью столбами и прислоненными к ним десятиметровой высоты осирическими колоссами фараона. Если спеосы составляют особую немногочисленную группу памятников, которые сами по себе ни в какой мере еще не могли бы характеризовать эпоху, то в такой же степени особняком стоит и один из самых ранних памятников XVIII династии, периода Нового царства, — поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Принцип пространственного разрешения храма не нов по сравнению с архитектурой эпохи Среднего царства, но то чувство меры и композиционного такта, с каким гениальный зодчий выстроил здесь свои обнесенные колоннадой залы, расположенные на трех разной высоты террасах, заставляет считать данный памятник одним из лучших архитектурных созданий Нового царства. Самый храм врублен в скалы, перед которыми расположена колоннада, четко-ритмическая и элегантная по пропорциям и своему расположению. Проблема оформления архитектурного ансамбля в природном ландшафте здесь играет исключительную роль. Протодорийский ордер получил в колоннах храма в Дейр-эль-Бахри свое лучшее эстетическое выражение. Отметим в этом отношении особенно наружный портик храма Анубиса, расположенного сбоку на средней террасе, с его строго-изящными колоннами и хорошо прочерченным антаблементом. Ни портик Анубиса, композиционно близкий к «порталам» гробниц периода Среднего царства, ни тип колонны, ни наконец общее пространственное разрешение, в конечном счете также приближающееся к разобранному нами храму Ментухотепов, не позволяют, повторяем, храм Хатшепсут считать еще новым качеством для периода Нового царства. Эти доводы не позволяют также и согласиться с Шуази, считавшим храм Хатшепсут совершенно выпадающим из общей истории развития египетского зодчества. На наш взгляд, в общестилистической эволюции архитектуры храм в Дейр-эль-Бахри не есть нечто принципиально новое, отличное от архитектуры предыдущего периода. Напротив, здесь скорее можно говорить о прямой преемственности с архитектурой Среднего царства. Что же касается того впечатления полной оригинальности, которое, на первый взгляд, остается от храма Хатшепсут, то его надо объяснять, как нам кажется, высоким качеством самого памятника и гениальным использованием стилей предыдущей архитектуры неизвестным нам зодчим. Наши рекомендации
|