|
П Р О Б Л Е М А | Т Е З И С |
Взаимоотношение человека и природы | Бездумное, жестокое отношение к природе может привести ее к гибели. Уничтожение природы ведет к гибели человека и человечества. |
ПРИМЕРЫ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ (АРГУМЕНТАЦИЯ) |
Л. Леонов. «Русский лес» В романе «Русский лес» писатель приравнивает проблему защиты природы к проблеме защиты родины, всей земной цивилизации и заставляет задуматься о том, на какие подлые дела с возрастанием технической мощи может пуститься размахнувшееся злодейство, если его вовремя не остановить. Л. Леонов в своем романе тесно связывает судьбу русского леса с понятием о человеческом счастье и утверждает, что отношение к природе формирует духовный мир человека, накладывает отпечаток на его нравственное самосознание. Варварское отношение к природе, по мнению писателя, может вызвать не только эрозию почв, но и «эрозию духа», эгоизм. «Создавать творцов и покровителей леса еще важнее, чем выращивать сам лес», - так считал Л. Леонов. Точка зрения писателя, как доказывает время, справедлива. |
В. Астафьев. «Царь-рыба» Острую боль вызывают запечатленные в произведении картины израненной, поврежденной тайги. Даже Командор, казалось бы, огрубевший и озверевший вовсе, сознает, что если бы рыба умела плакать, то ревели бы все реки и моря. Для Игнатьича нет никакой необходимости изловить царь-рыбу. Однако наперекор голосу совести, наперекор дедовскому завету и народной мудрости, он решает ее брать. И вот царь реки и царь всей природы оказываются в ловушке. Гибель одного из них приведет к гибели другого. Спасение человека полностью зависит от спасения природного существа. Когда рыба уходит, телу Игнатьича становится легче от того, что она теперь не тянет вниз, а душе – от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения. Писатель подводит читателя к мысли, что природу можно уничтожить, но нельзя победить. По мнению Астафьева, у человека только один путь взаимодействия – путь сотворчества. |
В. Распутин. «Прощание с Матёрой» Деревня Матёра и остров Матёра в связи со строительством на Ангаре плотины для электростанции подлежат затоплению. На протяжении всей повести Павел мучительно ищет ответ на вопрос: правильно ли там, «наверху», распорядились судьбой Матёры. Умом он понимает, что без техники ничего нынче не сделать, но вспоминая, что будет затоплена самая лучшая, веками ухоженная, вскормившая не одно поколение земля, Павел думает: «А не слишком ли дорогая цена?». Его мучает вопрос: «Ведь должна же быть одна, коренная, правда? Почему же я не могу её найти?» Мать Павла – старуха Дарья – считает, что «высшая правда заключается в необходимости всего всему. Героиня повести утверждает, что всякая необходимость на земле должна быть основана на необходимости сохранить саму Землю, и только оберегая надобность людей друг в друге, сохранить, сберечь человеческое в человеке. |
|
П Р О Б Л Е М А | Т Е З И С |
Потребительское отношение к природе | Насилие над природой вызывает возмущение её стихийных сил. |
ПРИМЕРЫ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ( АРГУМЕНТАЦИЯ) |
С. Алексеев. «Рой» Мужики, выполняя план лесозаготовок, беспощадно вырубают тайгу. В итоге многие из них получили премии, почетные звания, повышение по службе. Но безумная вырубка леса привела к тому, что в тайге образовались целые улицы из никому не нужных срубленных и брошенных столетних кедров. Лоси, «гуляя» по этим улицам, ломают себе ноги, гибнут. Природа будто бы мстит за такое отношение к себе. Теперь уже не люди, а пожары уничтожают тайгу, выгоняя все живое с насиженных мест. Однако приходит время и на месте гарей появляются медоносные луга. Кажется, жить бы человеку и радоваться целебному сибирскому мёду. Но и здесь он не может успокоиться. Луга распахиваются под приусадебные хозяйства. И опять природа мстит человеку. На месте распашки образуются болота, и тысячи никому не нужной земли пугают своей необъятной пустынностью. Нарушая биологический баланс, люди не думают о том, что губят место своего обитания. Читая произведение С. Алексеева, понимаешь, что Природа – это живое существо и её надо беречь. |
|
П Р О Б Л Е М А | Т Е З И С |
Проблема влияния научно-технического прогресса на природу | Природа из храма превращается в мастерскую, она оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от неё. |
ПРИМЕРЫ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ (АРГУМЕНТАЦИЯ) |
В. Астафьев. «Царь- рыба» Стремительное развитие техники отозвалось не только благами. Люди настолько свыклись с той пропастью, которая отделяет их от природы, что просто перестали воспринимать ее. Человек стал бездуховен, и это породило в нем жажду наживы. Процветает браконьерство. Спасение природы и человека, по мнению В. Астафьева, заключается в преодолении пропасти между человеком и природой, в их духовном слиянии. Человек должен жить в мире с природой, не нарушать ее гармонию, не грабить ее. «Природа - это храм, а не мастерская», - к такому выводу приходит каждый человек, прочитав книгу В. Астафьева «Царь- рыба». |
Д. Гранин. «Зубр» Главный герой произведения, Зубр, знает, что большинство людей, даже некоторые учёные, считают, что природа безгранична, а воздействие человека на неё ничтожно. Такие ученые вызывают у Зубра недоумение. Как они могли покорно соглашаться с варварскими проектами, мало того, давать одобрительные заключения строить гибельные предприятия на озерах, вырубать леса, возводить плотины, рыть каналы? Зубр думает о том, что наука помогает в этом случае человеку покомфортнее устроиться за счет природы. И его сердце болит от того, что он лучше других понимает, как хрупка и беззащитна порой природа перед человеком. |
|
П Р О Б Л Е М А | Т Е З И С |
Проблема влияния природы на человека | Природа способна облагородить и возродить душу человека, раскрыть его лучшие качества |
ПРИМЕРЫ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ (АРГУМЕНТАЦИЯ) |
Л.Н. Толстой. «Война и мир» Природа составляет вечный мир человека. Пьер, взглянув на небо, думает: «И всё это моё, и всё это во мне, и всё это я!» Природа способна возрождать к жизни героев. Так будет у князя Андрея, когда он соприкоснется на поле Аустерлица с вечным и бездонным небом, когда поэзия ночи, переданная Наташей, окажет своё магическое воздействие, и в его душе поднимется путаница «молодых мыслей и надежд». А встреча со старым дубом, который весь покрылся зеленью и сливался с буйной весенней жизнью, вернула Болконского к жизни. Князь Андрей вдруг окончательно решил: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год». |
В. Астафьев. «Царь – рыба» В главе «Капля» В. Астафьев показывает благотворное влияние природы на человека. Именно состояние мирного покоя, навеянное природой, открывает самое светлое в душе человека: жалость и любовь к людям, желание защитить их от бед и обид, нравственное убеждение в необходимости человечности мира. |
|
П Р О Б Л Е М А | Т Е З И С |
Родство человека и природы | Человек является частью природы, составляет с ней единое целое. |
ПРИМЕРЫ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ (АРГУМЕНТАЦИЯ) |
С. Есенин. «Ключи Марии» Перу Сергея Есенина принадлежит теоретический трактат «Ключи Марии», в котором он изложил своё понимание природы. Поэт считает, что ключами к познанию окружающего мира и взаимоотношению с ним являются те представления, которые сложились у наших далёких предков и воплотились в народной поэзии. Тогда человек старался сродниться с природой духовно, приблизить ее к себе. Среди произведений, выражающих есенинскую концепцию природы, одно из самых видных мест занимают стихотворные новеллы, такие, как «Корова», «Табун», «Песнь о собаке», «Лисица». В этих стихотворениях звучит голос поэта-гуманиста, призывающего нас к сочувствию живым страдающим существам. |
В. Распутин. «Прощание с Матёрой» При всем многообразии красоты острова Матёра особенно выделяется «царственный листвень». По старинному преданию, им крепится остров к речному дну, к одной общей земле. Люди, готовя остров к затоплению, пытались спилить, свалить, наконец, спалить могучее дерево, но оно величаво возвышалось над ними. Известно, что человек особо выделяет в природе то, что родственно ему. И потому листвень, который почитался на Матёре главным державным древом, предстает не только символом могущества природы, но и символом могущества и жизнестойкости человека. |