По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Цель программы:
Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности личности:
- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
Год обучения (6 класс)
Учащиеся должны знать:
· особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
· основные жанры изобразительного искусства;
· известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
· о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
· о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.
Учащиеся должны уметь:
· работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
· выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
· добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
· передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
· передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
· передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
· в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
· пользоваться различными графическими техниками
· оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»-8ч.
Для изучения раздела программы «Мир наших вещей. Натюрморт»-8ч.
Для изучения раздела программы «Вглядываясь в человека. Портрет» - 10ч.
Для изучения раздела программы «Человек и пространство в изобразительном искусстве»- 9ч.
Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе
По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство
№ п/п | Название темы урока | Цели изучения темы, раздела. | Оснащение урока Примерный минимум. | Кол-во уроков | Календарные сроки. Дом. задание |
1 четверть. Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» | |||||
Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | а) Познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека, видами искусства; дать представление о пластических видах искусства и их делении на группы: конструктивные, декоративные и изобразительные б) Развить интерес к искусству в) Воспитать мотивацию к учебной деятельности | .. Свободная тема | Сбор информации по данной теме | ||
Рисунок- основа изобразительного искусства | а) ) Познакомить учащихся с творческими заданиями рисунка, его видами, с материалами для его выполнения, техникой работы над рисунком б) Учить выполнять рисунок карандашом с натуры в) Развивать навыки овладения техникой рисования г) ) Воспитать мотивацию к учебной деятельности | Зарисовки с натуры и по памяти отдельных травянистых растений или веточек (колоски, колючки, ковыль и т. д. ).Работа карандашом разной твердости | Принести словари по изобразительному искусству | ||
Пятно как средство выражения Композиция как ритм пятен | а) Познакомить учащихся с понятиями пятна, силуэта, тона и тональных оттенков в изобразительном искусстве, познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями, тональной шкалой, композицией листа, ритмом пятен. б) Развить приемы работы с красками. в) Воспитать интерес к предмету и изобразительной деятельности; укреплять межпредметные связи ( музыка, литература, ИЗО ) | Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа красками | Найти работы русских художников о природных явлениях | ||
Цвет. Основы цветоведения | а) Познакомить учащихся с основами цветоведения; дать понятие цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; находить гармонические цветовые сочетания б) Воспитать художественный вкус в) Развивать творческую фантазию | Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство снежной королевы». « Розовая страна вечной молодости». «Изумрудный город» «Страна золотого солнца».Работа красками. | Чтение сказок; подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, страны, планеты. | ||
Цвет в произведениях живописи. | а) Познакомить с понятиями « локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией. б) Учить находить гармонические цветовые сочетания в) Развивать технику работы с красками г) Воспитать художественный вкус, наблюдательность д) Формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей | Изображение осеннего букета с разным настроением- радость, грусть, нежность. ».Работа красками. | Сбор информации по данной теме | ||
Объемные изображения в скульптуре | а) Познакомить учащихся с выразительными возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемых в скульптуре и их свойствами б) Учить создавать объемные изображения животных, используя различные материалы (пластилин, глина, мятая бумага) в том числе и природные в) воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству. | Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы | Поиск информации по данной теме | ||
Основы языка изобразительного искусства. | а) Обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном воспитании | Свободная тема | Написание реферата по теме; рисунок по замыслу. | ||
2 четверть. Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт» | |||||
Художественное познание: реальность и фантазия | а) Дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве.; б) Познакомить с выразительными средствами и правилами изображения в) Учить приемам работы карандашом г) Развивать навыки решения композиционных задач д) Воспитывать художественный вкус; углублять межпредметные связи ( изобразительное искусство, отечественная история ) ) ) б) в) | Работа карандашами на тему: «Этот фантастический мир» | Написать мини-рассказ к рисунку. | ||
Изображение предметного мира- натюрморта | а) Познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства б) Расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре. в) Учить изображать различные предметы г) Развивать приемы работы красками д) Воспитывать эстетическую восприимчивость | Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Работа красками | Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта | ||
Понятие формы Многообразие форм окружающего мира | а) Познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм. б) Учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира в) Продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги г) Развивать пространственные представления д) Воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредмеитных связей ( математики, черчения, изобразительной деятельности). | Конструирование из бумаги простых геометрических тел. | Сбор информации по данной теме | ||
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. | а) Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве; изучить правила объемного изображения геометрических тел; дать определение понятию «ракурс» б) Учить приемам объемного изображения геометрических тел в) Развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки г) Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности. | Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом. | Сбор информации по данной теме | ||
Освещение. Свет и тень. | а)Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объема предмета б) Познакомить с понятиями « блики», «полутени», «собственная тень», « рефлекс», « падающая тень»; расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине. в) Учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением г) Развивать приемы работы красками д) Воспитывать наблюдательность; углублять межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература, музыка .) | Изображение геометрических тел из дерева или бумаги c боковым освещением. Работа красками. | Сбор информации по данной теме | ||
13-14 | Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. | а) Расширить представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей б) Учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен в)Развивать технику работы кистью г) Воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков. | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками, гуашью. Практическая работа предполагает оттиск с аппликацией на картоне. | Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта | |
Выразительные возможности натюрморта. | а) Обобщить знания учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, его личных, душевных представлений и представлений окружающего мира б) Развивать умения понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства в) Воспитывать художественный вкус | Экскурсия по выставке, просмотр фильмов об искусстве | Оформление своих творческих работ | ||
3 четверть. Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» | |||||
Образ человека- главная тема искусства | а) Познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета б) Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир в) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения. | Свободная тема. Работа красками. | Подобрать картинки и иллюстрации с образом человека | ||
Конструкция головы человека и ее пропорции | а) Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица. б) Дать понятие средней линии и симметрии лица в) Учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица г) Развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу | Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.) | Сбор информации по данной теме | ||
Изображение головы человека в пространстве | а) Познакомить учащихся с техникой рисования головы человека б) Учить правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приемы рисования головы в) Развивать наблюдательность г) Воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. | Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом. | Сбор иллюстраций по теме | ||
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | а) Познакомить учащихся с историей изображения образа человека в графическом портрете, его особенностями б) Учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на листе в) Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность. г) Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к людям д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. | Рисунок набросок с натуры. Первый урок-работа в карандаше, второй урок- в цвете. | Описание внешности и характера литературного героя. | ||
Портрет в скульптуре | а) Познакомить учащихся с историей с историей портрета в скульптуре, выразительными возможностями скульптуры б) Учить изображать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства в) Развивать пространственное мышление г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию; укреплять межпредметгые связи ( литература, технология, изобразительное искусство) д,) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. | Работа над изображением из пластилина портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. | Описание внешности и характера литературного героя | ||
Сатирические образы человека | а) Познакомить учащихся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, приемом художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства- карикатурой и ее разновидностями б) Учить отбирать детали и обострять образ при изображении сатирических образов или создании дружеских шаржей в) Развивать наблюдательность, технику рисования карандашом г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительному отношению к юмору; укреплять межпредметные связи (литература, технология, изобразительное искусство) д) Формировать умение находить смешные, сатирические образы человека ( литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в юмористическом решении | Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей | Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта | ||
Образные возможности освещения в портрете | а) Познакомить учащихся с особенностями изображения человека при различном освещении, с изменением его восприятия при направлении света сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения б) Развивать приемы изображения человека, наблюдательность, технику рисования однородной акварелью ( черной); в) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию | Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель. | Подготовить реферат на тему: Жизнь и творчество И. Е. Репина | ||
Портрет в живописи | а) Познакомить учащихся с ролью и местом живописного портрета в истории искусства, обобщенным образом человека в живописи Возрождения, в 16-19 и 20 веках б) Учить составлять композицию в портрете; совершенствовать технику работы карандашом, красками в) Развивать приемы изображения человека, наблюдательность г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию | Зарисовки композиции портретов с натуры в карандаше | Сбор информации по данной теме | ||
Роль цвета в портрете | а) ) Познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете; дать понятие цвета, тона и освещения в портрете б) Развивать понимание того, что цветом можно выражать настроение и характер героя портрета в) Воспитывать интерес к человеку как личности | Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга). | Подобрать материал на тему: Великие портретисты | ||
: Великие портретисты (обобщение темы ) | а) Обобщить знания учащихся о жанре портрета б) Проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах в) Воспитывать творческую активность, интерес к искусству | Презентация работ- портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценка. | Оформление своих творческих работ | ||
4 четверть. Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» | |||||
Жанры в изобразительном искусстве | а) Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства б) Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи в) Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству; укреплять межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, музыка, литература, история). | Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр. | Проиллюстрировать в словарях жанры ИЗО | ||
Изображение пространства | а) Расширить знания учащихся о видах перспективы в изобразительном искусстве. б) Познакомить с особенностями изображения пространства в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, правилами линейной перспективы в искусстве и историей их открытия в) Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству | Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. | Продолжить работу со словарями и энциклопедической литературой | ||
28- 29 | Правила линейной и воздушной перспективы | а) Расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве. Дать понятие точки зрения, точки схода. б) Познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменения контрастности в) Учить изображать предметы с соблюдением правил перспективы; совершенствовать технику работы карандашом и гуашью. | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой | Сбор информации по данной теме | |
30-31 | Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства | а) Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве. б) Познакомить с традициями изображения пейзажа в Древнем Китае. Европе в) Учить выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта, находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; совершенствовать технику работы с красками г) Развивать творческое воображение. | Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями | Сбор иллюстраций с изображением пейзажей. | |
Пейзаж- настроение. Природа и художник. | а) Расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве ,который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности. б) Познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения; в) Учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками. г) Развивать творческое воображение, технику работы кистью д) Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история) | Пейзаж- настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния. | Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры | ||
33-34 | Городской пейзаж | а) Познакомить учащихся с изображением образа города в живописи, особенностями городского пейзажа в истории искусства в разные эпохи и в российском искусстве 20 века. б) Учить выполнять городской пейзаж с соблюдением правил линейной перспективы в) Развивать творческое воображение, технику работы карандашом. г) Воспитывать эстетический вкус, интнрнс к искусству, любовь и привязанность к родным местам- краю, городу; укреплять межпредметные связи (литература, , изобразительное искусство, мировая художественная культура, история, черчение.) | Работа над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. Внимание на ритмическую композицию листа | Подготовить доклады о работах художников- пейзажистов | |
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | а) Обобщить изученный за прошедший учебный год материал; подвести итог общей дискуссионной проблемы, обсуждаемой в течении года, о значении изобразительного искусства в жизни людей б)Повторить виды изобразительного искусства, средства выразительности, основы языка в) Воспитывать на лучших образцах произведений живописи интерес и уважительное отношение к отечественному искусству; ; укреплять межпредметные связи (литература, , изобразительное искусство, мировая художественная культура, история.) | Выставка лучших работ учащихся за учебный год. | Оформление своих творческих работ |