Сэра Джека Зунца, США, 1990
На первый план Грайман выдвигает субъективные мироощущения. “Я – чувствительный человек. Очевидно оптимальная ситуация должна иметь баланс между мнением и сердцем, между телом и духом. Я думаю, что формы, выражаемые в “новой волне”, являются очень женскими”. Грайман противопоставляет тайну, нелогичность и необъяснимый аспект ее работы мужской линейности швейцарского дизайна.
Обложка брошюры
Эприл Грайман. Обложка брошюры для Калифорнийского
Института Искусств, США, 1979
Кроме Вольфганга Вайнгарта еще один швейцарец сыграл большую роль в становлении типографики “новой волны” базельской школы в Соединенных Штатах. Вилли Кунц родился в Швейцарии, и он также учился в Kunstgewerbeschule в Базеле перед переездом в Америку в 1970-м. Его разработка логотипа для бензоколонок Merit в 1971 стала хрестоматийным примером минимализма в графике. Резко выделяемые в американской коммерческой окружающей среде, знаки Merit незабываемы в своей необычной обрезанной форме начальной буквы логотипа и полной асимметрии.
Оформление станций
Вилли Кунц. Лого и оформление заправочных
Станций компании Merit, США, 1971
В одном из ранних плакатов, созданном в 1978 году для выставки фотографий Фредерика Кантора, Вилли Кунц показал наиболее существенный пример постмодернистского дизайна. На первый взгляд “Strange Vicissitudes” намного ближе к линейному порядку, так отвергаемому Грайман. Здесь, конечно, все высоко организовано: крупный шрифт используется для контраста имени фотографа с крошечным шрифтом, используемым для названия картины и выставки. Главная фотография актера Марчелло Мастроянни и значительно меньшее изображение незнакомой женщины закрывается черными линейками с каждой стороны, подталкивающими оба образа друг к другу. Однако, красный заголовок, набранный поперек главного изображения, вводит элемент тонкого волнения, а сетка точек (намек Кунца на огни на фотографии Мастроянни) также смотрится несколько произвольно и странно.
Плакат выставки
Вилли Кунц. Плакат выставки “Strange Vicissitudes”, США, 1978
В плакате Кунца, идея относительно использования сетки, которая была центральной в швейцарском дизайне в 1950–60-х, одновременно и признана, и ниспровергается. Вертикальный отрезок в углу изображения Мастроянни дает макету дестабилизированное “ступающее” движение, часто замеченное в работах Вайнгарта и других приверженцев типографики “новой волны”7
Долгое время Кунц работал и преподавал в Колумбийском университете. Серия плакатов и объявлений, созданных почти за три десятилетия, дают возможность оценить стиль его типографики. В поздних работах он повсеместно применяет сложную модульную систему в конструкции макета, создаваемую путем объединения и деформации простых сеток.
Плакат для выставок