Западноевропейское искусство XVIII в.

Общая характеристика искусства

Сосуществование стилей. Барокко. Рококо. Неоклассицизм. Расширение частного заказа. Появление публичных выставок (Салоны в парижской Королевской академии живописи и скульптуры с 1667 г.). Зарождение художественной критики. Париж – общеевропейский художественный центр.

Искусство Франции

Архитектура рококо.

*Отель Субиз в Париже (1705 – 1709 гг.). Пьер Алексис Деламер.

*Ансамбль трех площадей в Нанси (1752 – 1755 гг.). Эмманюэль Эре де Корни.

Архитектура неоклассицизма. «Говорящая архитектура».

*Площадь Людовика XV в Париже (1753 – 1755 гг., ныне – Площадь Согласия). Жак Анж Габриель.

*Малый Трианон в Версале (1762 – 1764 гг.). Жак Анж Габриель.

*Церковь святой Женевьевы в Париже. (Пантеон, 1757 – 1790 гг.). Жак Жермен Суфло.

Скульптура.

*Жан Батист Пигаль (1714 – 1785 гг.)

*Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791 гг.)

*Жан Антуан Гудон (1741 – 1828 гг.)

Живопись.

*Антуан Ватто (1684 – 1721 гг.)

*Франсуа Буше (1703 – 1770 гг.)

*Оноре Фрагонар (1723 – 1806 гг.)

*Жан Батист Симеон Шарден (1669 – 1779 гг.)

*Жан Батист Грез (1725 – 1805 гг.)

Декоративно-прикладное искусство.

Интерьеры в стиле рококо и неоклассицизм. Королевский Севрский фарфор. Производство изделий из бисквита Этьена Мориса Фальконе. Мелкая пластика.

Искусство Италии

Архитектурные ансамбли позднего барокко.

*Фонтан Треви и палаццо Поли в Риме (1732 – 1762 гг.). Никколо Сальви, Пьетро Браччи, Джованни Батиста Маини.

*Лестница на площади Испании в Риме (1721 – 1725 гг.). Алессандро Спеки, Франческо де Санктис.

Архитектура неоклассицизма.

Живопись. Джованни Баттиста Тьеполо (1696 – 1770 гг.)

Развитие пейзажа: ведута.

*Джованни Антонио Каналь (Каналетто, 1697 – 1768 гг.)

*Франческо Гварди (1712 – 1793 гг.)

Гравюра.

*Джованни Баттиста Пиранези (1720 – 1778 гг.).

Искусство Англии XVII – XVIII вв.

Поздние стилевые тенденции и отсутствие «чистых» стилей в искусстве Англии. Внимание к эмоциональной жизни человека. Расцвет портретной живописи. Обостренное внимание к проблемам этики и морали. Сатирические оттенки бытового жанра.

Архитектура.

Архитектура неопалладианства, неоклассицизма и «готическое возрождение» XVIII в. Английский пейзажный парк.

*Иниго Джонс (1573 – 1652 гг.).

*Собор Святого Павла в Лондоне (1675 – 1710 гг.). Кристофер Рен.

Живопись.

*Уильям Хогарт (1697 – 1764 гг.)

*Джошуа Рейнольдс (1723 – 1792 гг.)

*Томас Гейнсборо (1727 – 1788 гг.)

Декоративно-прикладное искусство.

Фаянс: *Джозай Веджвуд (1730 – 1795 гг.).

Мебельное производство: фирма *Томаса Чиппендейла (1718 – 1779 гг.).

Искусство Германии XVII – XVIII вв.

Раздробленность Германии. Художественные центры: Бавария, Саксония. Пруссия.

*Иоганн Иоахим Винкельман «История искусства древности» (1764 г.).

Архитектура: барокко, рококо, неоклассицизм.

*Цвингер в Дрездене (1711 – 1728 гг.). Маттеус Даниэль Пеппельман.

*Сан-Суси в Потсдаме (1745 – 1747 гг.). Георг Венцеслаус Кнобельсдорф.

*Бранденбургские ворота (1788 – 1791 гг.). Карл Готхард Лангханс.

Скульптура.

*Андреас Шлютер (1660 – 1714 гг.)

Живопись.

*Адам Эльсхеймер (1578 – 1610 гг.)

*Антон Рафаэль Менгс (1728 – 1779 гг.)

*Ангелика Кауфман (1741 – 1807 гг.)

Декоративно-прикладное искусство.

Мейсенский фарфор (Саксония, с 1710 г.). Посуда и мелкая пластика стиля рококо.

Литература к разделу

1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь / под ред. А. М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1977.

2. Барташевич А. А. История интерьера и мебели: учеб. – Минск: Технопринт, 2002.

3. Барокко. CD. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2000.

4. Бартенев И. А., Батажкова В. Я. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Изобразительное искусство, 1983.

5. Бирюкова Н. Ю. Французские шпалеры конца XV – XX века в собрании Эрмитажа. – Л.: Аврора, 1974.

6. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд. испр. и доп. – М. : Изобразительное искусство, 1985.

7. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. – М.-Л., 1930. – 2-е изд. – СПб., 1994.

8. Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 3 т. – СПб.: ЛИТА, 2000.

9. Власов В. Г. Стили в искусстве: слов. в 2 т. Т. 1. – СПб.: Лита, 1998.

10. Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура: Современная версия. – М.: ЭКСМО, 2002.

11. Государственный Эрмитаж. Западноевропейское искусство XVII – XVIII вв. Л.: Аврора, 1974.

12. Западноевропейская графика XV – XX веков. – Л.: Искусство, 1985.

13. Из истории классического искусства Запада. – М.: Искусство, 1980.

14. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы: Англия, Франция / под ред. В. Бутромеева. – М.: Cовременник, 1996.

15. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы: Германия, Нидерланды / под ред. В. Бутромеева. – М.: Cовременник, 1996.

16. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы: Италия, Испания / под ред. В. Бутромеева. – М.: Cовременник, 1996.

17. Ильина Т. В. История искусств : учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 2005.

18. История искусства зарубежных стран XVII – XVIII вв.: Учебник для художественных вузов / под ред. В. И. Раздольской. – М.: Изобразительное искусство, 1988.

19. Классическое и современное искусство Запада. Мастера и проблемы : Cборник статей / отв. ред. М. Я. Либман. – М.: Наука, 1989.

20. Моран Анри де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. – М.: Искусство, 1982.

21. Натюрморт: CD. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2004.

22. Пейзаж: CD. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2004.

23. Ротнберг Е. И. Западноевропейская живопись XVII века. – М.: Искусство, 1989.

24. Якимович А. К. Шарден и французское Просвещение. – М.: Просвещение, 1981.

Наши рекомендации