В.В. Бычков. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., Ладомир, 1995. С. 364 с ил
В книге, рассчитанной на достаточно широкие круги читателей, автор подводит краткие итоги своей многолетней исследовательской работы в сфере изучения иконы, как уникального целостного духовно-сакрального и художественно-эстетического феномена. Прослеживается история понимания иконы и шире - вообще изобразительного образа в культуре православного ареала от ранневизантийских отцов Церкви через книжников Древней Руси до русских религиозных мыслителей первой пол. ХХ в. Подробно рассматриваются все аспекты понимания иконы в православной культуре - сакральный, символический, литургический, софиологический, дидактический, миметический, художественный. Для древнерусского периода особое внимание уделено духовно-эстетическому контексту, в котором проходило становление русской иконы; проанализировано творчество крупнейших иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия Ферапонтовского, у которых икона достигла предела своей аутентичности в качестве целостного духовно-эстетического феномена. Видное место в разделе "Неоправославная теория искусства. ХХ век" занимает проблема софийности (особенно подробно разработанная о.Павлом Флоренским и о.Сергием Булгаковым) как сущностной характеристики иконы и главного творческого принципа в православной культуре.
Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI-XVII века.
Руководитель проекта, отв. редактор В.В.Бычков. М., Ладомир. 1996. С. 560 с илл. (Основные авторы: И.Бондаренко, И.Бусева-Давыдова, В.Бычков, А.Комеч, Д.Лихачев, И.Лозовая, Л.Щенникова)
Принципиальной особенностью данного исследования является новый методологический подход к художественной культуре Древней Руси. Суть его состоит в том, чтобы не просто механически рассмотреть отдельные виды искусства, но попытаться осмыслить художественную культуру конкретного региона в конкретный исторический период как некую целостность духовных ценностей в модусе их эстетической (т.е. общечеловеческой и общекультурной) значимости. Здесь эстетическое измерение культуры, эстетическое сознание выходят на одно из первых мест, и в свете эстетического рассматривается собственно художественная культура, ее особенности и развитие. Эстетический аспект позволяет усмотреть внутреннее единство всех видов древнерусского искусства и литературы, ибо эстетическое сознание фактически является тем синтезирующим началом, которое составляет фундамент не только отдельных видов искусства и художественной культуры в целом, но и дает ключ к пониманию взаимодействия художественных форм с философско-религиозно-мировоззренческим уровнем культуры.
Исследование состоит из двух книг. Первая посвящена XI-XVI векам, вторая - XVII веку, как переходному от Средних веков к Новому времени. Первая книга содержит десять глав. Четыре из них посвящены наиболее общим философско-эстетическим аспектам древнерусской художественной культуры; остальные - главным наиболее развитым видам древнерусского искусства, составлявшим основу художественной культуры средневековой Руси.
На богатом материале древнерусских письменных источников реконструируется эстетическое сознание древних русичей (В.Бычков), выявляется его самобытность. Показаны его истоки (славянские и византийские) и характерные особенности; делаются выводы о том, что в Древней Руси осуществлялся своеобразный синтез славянского менталитета, византийского религиозно-философского мышления, православной религиозности, культа и церковного искусства. В результате возникла самобытная художественная культура средневековой Руси с ее уникальными в духовном и художественном отношениях ценностями. Показано, что древние русичи времен Киевской и Московской Руси сформировали свои достаточно оригинальные представления о таких традиционных эстетических феноменах как прекрасное, возвышенное, искусство. Наряду с этим они по-своему трансформировали многие представления и категории византийской эстетики (такие как образ, символ, канон, икона и др.). Соборность, каноничность, софийность, духовность искусства приобрели в художественно-эстетической культуре средневековой Руси доминирующее значение в качестве опорных принципов эстетического сознания и художественной практики. Многие феномены византийской эстетики под влиянием глубинных архетипов славянского менталитета и мощного фольклорного начала трансформировались в направлении большей пластической осязательности, вещной конкретизации, телесной экспрессивности, не утрачивая при этом в лучших образцах древнерусского искусства и литературы высочайшей духовности.
В специальной главе подводятся итоги многолетнего опыта изучения мировой наукой художественно-эстетического своеобразия древнерусской литературы (Д.Лихачев), как важнейшего компонента русской средневековой культуры. Показаны основные особенности художественного языка средневековой книжности; много внимания уделено поэтике художественного времени и пространства, ее связи с общемировоззренческой проблематикой русского Средневековья.
В качестве новой, во многом еще дискуссионной проблемы в исследовании поднимается тема эстетики русского города (И.Бондаренко). Здесь на основе тщательного изучения археологического материала, летописных источников, конкретных памятников архитектуры и градостроительства предпринимается попытка формулирования гипотезы об эстетических аспектах организации городской среды в Древней Руси. Практически нет (да, видимо, и не могло быть) конкретных источников, подтверждающих, что подобная задача сознательно ставилась строителями русских городов, - прежде всего их центральных частей (кремлей, "детинцев", "кромов" и т.п.). Однако на внесознательном уровне эстетические принципы, видимо, играли далеко не последнюю роль во внешне вроде бы стихийной, протекавшей на протяжении всей истории Руси застройке и перестройке городской среды.
В четырех последних главах, посвященных архитектуре, живописи, певческо-музыкальному и декоративному искусству, на основе новейших достижений древнерусского искусствоведения (как в методологическом, так и в конкретно-историческом аспектах) проводится анализ главных видов русского средневекового искусства. На материале различных стилевых направлений показаны духовно-эстетическая и художественная значимость и самобытность основных составляющих русской средневековой культуры, прослеживаются ее исторические трансформации и факторы, стимулировавшие их.
В большом разделе, посвященном древнерусской живописи (Л.Щенникова), предпринята попытка дать обобщающую картину церковного изобразительного искусства как художественного феномена, воплотившего главные духовные идеалы православной Руси. При этом использованы все наиболее убедительные результаты исследований последних десятилетий, как в области конкретной атрибуции отдельных памятников, так и в сфере их духовно-эстетической значимости. Особое внимание уделено творчеству крупнейшего художника-мыслителя Древней Руси Андрея Рублева. Среди многочисленных приписываемых ему произведений выбраны наиболее достоверные, отличающиеся непревзойденным совершенством. Анализируемые произведения сопоставляются с текстами богослужения, Св.Писания и святоотеческих творений, что позволяет показать единство и взаимосвязь основных форм духовной культуры Древней Руси.
Видное место в исследовании занимают главы, посвященные церковно-певческому искусству, как составной части целостной древнерусской культуры (И.Лозовая). В них на основе результатов новейших исследований дана достаточно полная и целостная картина исторического бытия разнообразных стилей певческого искусства: знаменного роспева, демества, пути, архаических форм русского многоголосия, поздних средневековых певческих роспевов, а также партесного пения. Почти полное отсутствие до XVII в. вербальной информации о древнерусском певческом искусстве побудило авторов особенно глубоко и основательно заняться изучением самой художественной ткани древнерусского песнопения. Характерные черты музыкального мышления рассматриваются в контексте церковного богослужения и богословских представлений о его истинной премудрости и красоте. Особое внимание уделено антиномическому единству каноничности и исторических метаморфоз музыкально-певческого мышления.
Вторая книга посвящена XVII веку - переходному периоду от собственно средневековой культуры к новоевропейской. Она состоит из двух частей. В первой практически впервые в науке подробно анализируется зарождение и развитие в России художественно-эстетических теорий (В.Бычков), оказавших существенное влияние на последующий ход развития русской культуры. В XVII веке были, с одной стороны, сформулированы некоторые положения собственно средневековой идеологии и возникло консервативно-апологетическое направление в защиту уже уходящей в историю культуры. А с другой, на основе средневековых традиций и под влиянием идей и художественной практики западноевропейской культуры начали складываться специфические художественно-эстетические и даже искусствоведческие концепции и теории (искусства слова, живописи, музыки), аналогов которым нельзя найти ни в одной другой культуре. Дело в том, что теоретики искусства XVII в. пытались сформулировать новые художественно-эстетические принципы, опираясь на конгломерат во многом противоречивых исходных теорий, мировоззренческих и художественных установок (это и античные теории в интерпретации как греко-византийских, так и латинских западно-европейских авторов; и православные теории иконы, образа, символа; и новоевропейские теории музыки, живописи, словесных искусств). И за всем этим стоял еще и многовековой опыт богатой русской средневековой художественной практики. Большую роль в становлении новой русской эстетики и в создании первых трактатов по искусству сыграли выходцы из западных русских, славянских и других земель, работавшие в России. Некоторым из них (Симеону Полоцкому, Юрию Крижаничу, Николаю Милеску Спафарию) посвящены монографические главы в этой части. Подробно анализируется становление музыкальной эстетики в России, разработанной Кореневым и Дилецким.
Во второй части книги исследуются художественные особенности древнерусского искусства XVII века (И.Бусева-Давыдова). При этом большое внимание уделяется путям поиска русской культурой своего направления движения от средневекового типа к новоевропейскому. Выявляются особенности художественного мышления творцов русского искусства в эту бурную (во многих отношениях) эпоху. Привлечение ряда новых и переосмысление многих известных художественных и текстовых источников позволило показать, что русский XVII в. - это не только время угасания средневековой культуры, но и период высоких достижений отечественных зодчих, художников, мастеров прикладного искусства, заложивших основы художественной культуры Нового времени в России. В главах по конкретным видам искусства прослеживается зарождение тех особенностей художественного мышления, которые найдут наиболее полное воплощение в следующем столетии. Таким образом выявляется неразрывная связь этого этапа как с предшествующим (собственно средневековым), так и с последующим; утверждается идея исторической целостности отечественной культуры, показана укорененность культуры петровского времени в культуре второй пол. XVII столетия.
В главах по искусству по-новому рассматривается целый ряд дискуссионных и до сих пор недостаточно разработанных проблем. В частности доказывается, что достаточно распространенное в науке понятие "обмирщения" применительно к этому периоду следует понимать не в смысле утраты религиозной составляющей культуры или сознательного отказа от нее, а об изменении направленности религиозного чувства от мира горнего (хотя и он не был забыт в это столетие) к миру дольнему, к окружающей действительности, что не противоречило евангельскому учению, но нашло широкое отражение в искусстве, всегда остро ощущающему дух времени. Пересматривается также понятие "народной культуры", к которой одно время относили только крестьянское искусство. В исследовании показано, что искусство, культивировавшееся при дворе, более динамично отвечало на общественные запросы, чем традиционная культура крестьян. Наконец, в научный обиход вводится большой новый материал по художественным связям. В частности много внимания уделяется роли западноевропейской гравюры в изменении стилистики русского иконописания в XVII веке, и эстетического идеала в целом.
Исследование носит во многом поисковый характер. В нем подводятся итоги одного, можно сказать - узко-конкретно-дифференциального, этапа исследований древнерусского искусства и намечаются пути к новому - интегрально-обобщающему, аналитическому, имеющему своим объектом не только отдельные виды искусства, но и художественную культуру в целом. Исследование осуществлено коллективом известных специалистов по древнерусскому искусству и культуре, принадлежащих к разным поколениям отечественных исследователей, чем косвенно подтверждается преемственность в нашей гуманитарной науке и ее неиссякаемый интерес к своим духовным истокам.
КорневиЩе 0Б. Книга неклассической эстетики. Автор проекта В.В.Бычков (члены редколлегии Н.Б.Маньковская, А.Андиряускас). М., Изд. ИФ РАН. 1998. С. 271.
Книга представляет собой первый выпуск текстов экспериментального исследовательского проекта группы "Неклассическая эстетика", посвященного изучению художественной культуры ХХ в. Название "КорневиЩе" указывает на попытку своеобразного диалога с пространства современной российской научно-художественной действительности с наиболее распространенной сегодня в западном научном пространстве постмодернистской парадигмой (ср.: "Rhizome" Делёза и Гаттари) и, одновременно, самой фонетикой, графикой и этимологией этого русского слова указывает на возможность некоего принципиально самобытного, почти герметического для западного мира подхода к современной художественной культуре, обусловленного своеобразием позиции, менталитета и социально-исторических условий формирования гуманитарного научного мышления и художественно-эстетического сознания в России ХХ в.
Современная эстетика представляется авторам проекта своеобразным корневищем - неким сущностным невербализуемым замкнутым в себе основанием бесчисленных научных, художественных и художественно-научных ходов (=методов), которые в данном проекте обозначены как СРЕЗы, то есть как принципиально парадоксальные процедуры - некие механически-медицинские операции и, одновременно, медитативные практики - в пространствах, вроде бы несовместимых с подобными акциями. Этот ход дает авторам возможность проникать в те сферы художественного бытия и сознания, которые пока остаются вне традиционных методик искусствоведческого или эстетического анализов.
Данное "КорневиЩе" содержит 4 СРЕЗа: Дискурсивно-аналитический (тексты более-менее традиционного содержания); Медитативный (попытки фиксации результатов внесознательного опыта восприятия искусства), Лексикографический (опыт создания современного Лексикона неклассической эстетики) и Антологический (содержащий материалы Антологии современной наиболее продвинутой науки в художественно-эстетической сфере). Статьи первого СРЕЗа посвящены анализу некоторых наиболее дискутируемых сегодня проблем в эстетике - постмодернистской парадигме в искусстве, эстетике симулакра, некоторым аспектам восточных эстетик, находящим отклик в современной западной культуре, проблемам русского авангарда. Второй СРЕЗ является наиболее нетрадиционным по методике подхода к объекту исследования (искусству ХХ в.), форме изложения (ПОСТ-адеквации, разработанные и введенные в науку В.Бычковым) и по концептуальному содержанию. Автор этого текста считает ХХ в. началом уникального переходного периода в истории культуры от Культуры (как носителя Духа) к чему-то принципиально ИНОМУ. Наиболее радикальные процессы в этом переходном периоде в сфере художественно-эстетической культуры он обозначает термином ПОСТ-культуры (или сокращенно -- ПОСТ-). Сам ХХ в. предстает в ПОСТ-адеквациях В.Бычкова неким сложным конгломератом из элементов и блоков еще живой Культуры и активно (а часто и агрессивно) ее вытесняющей ПОСТ-культуры. Постмодернизм он считает одной из составных частей ПОСТ-.
Одно из центральных мест в "КорневиЩе" занимает Лексикографический СРЕЗ, ибо авторы проекта считают терминологию важнейшим сущностным компонентом (если не более) не только науки, но и культуры в целом. При этом методика создания этого Лексикона также носит нетрадиционный характер, что отражено и в публикуемой концепции Лексикона, и во многих его статьях, особенно посвященных самым последним явлениям и событиям в художественной культуре (или - в ПОСТ-культуре).
Антологический СРЕЗ содержит переводы Н.Б.Маньковской важнейших тестов Ж.Дерриды, Ж.Делёза и Ф.Гаттари, Ж.-Ф.Лиотара по проблемам, которым посвящено исследование, в частности, и текст Делёза и Гаттари о ризоме.
KornewiSHCHe. A Book of Non-Classical Aesthetics. Moscow. Institute of Philosophy. Russian Academy of Sciences, 1998. P. 247. Пер. на англ. - О.Бычков, А.Перевай; на франц. - Н.Маньковская; на немецк. - Е.Колесов.
Англо-франко-немецкий вариант "КорневиЩа" подготовлен его авторами к XIV Международному конгрессу по эстетике (Любляна, 1-5 сентября, 1998). По содержанию он несколько отличается от русского варианта, так как рассчитан на западного читателя. В нем, естественно, отсутствует Антологический СРЕЗ, за счет чего увеличен лексикографический материал. В Медитативный СРЕЗ включен большой текст (по-немецки) В.Бычкова о Музее современного искусства (ММК) во Франкфурте на Майне, в котором более последовательно прописана концепция автора ПОСТ-адекваций и его позиция в отношении современного искусства.
КорневиЩе 0А. Книга неклассической эстетики. Автор проекта В.В.Бычков (член редколлегии Н.Б.Маньковская) М., Изд. ИФ РАН, 1999. С. 303.
Второй выпуск по экспериментально-поисковому проекту “Неклассическая эстетика”. В нем продолжилось углубленное и многоуровневое изучение сущностных проблем неклассического эстетического сознания. В результате проделанного анализа были выявлены такие аспекты авангардного художественного мышления (на примере новаторских форм и способов художественного выражения Шагала, Кандинского, Клее, Маяковского, Эйзенштейна, Филонова, Мондриана и др.), как отказ от миметического принципа в искусстве, свобода художественного языка выражения, монтажность и коллажность, как основы творческого метода, принципиальная релятивность изобразительно-выразительных средств, ироническое отношение к традиции и др., которые открыли путь к модернистским и постмодернистским принципам и формам бытия художественной реальности второй пол. ХХ в. Продолжен анализ и самих феноменов постмодернизма (выявлен ряд специфических особенностей русского постмодерна: контрфактичность, фантазийность, ориентация на нео-лубок и др. ). Разрабатываются нетрадиционные формы эстетического анализа (ПОСТ-адеквации; принцип “открытого лексикона” ). В “КорневиЩе” пять СРЕЗов. Дискурсивно-аналитический содержит статьи по эстетике постмодернизма, современному анализу мифопоэтизма (ст. О.Генисаретского) и эстетической семантике обиходной лексики (текст В.Кругликова). В Медитативном СРЕЗе продолжается публикация фрагментов книги В.Бычкова “Художественный Апокалипсис Культуры”: большой текст “Марк Шагал”, посвященный глубинному проникновению в творчество этого загадочного художника ХХ в., и фантасмагория “Нью-Йорк - Нью-Йорк...”, в которой крупнейший центр американской цивилизации предстает в качестве грандиозного ПОСТ-культурного энвайронмента-инсталляции, предельно выражающей дух ПОСТ-культуры в целом. В Лексикографическом СРЕЗе продолжают публиковаться материалы Лексикона неклассической эстетики. Появились и два новых СРЕЗа: Пропедевтический и Креативный. В первом публикуются тексты, в которых в свободной полуимпровизационной форме исследуются возможности новых подходов к художественным феноменам недавнего прошлого (творчества Маяковского - О.Палеховой; русского авангарда - А.Липова). Креативный СРЕЗ посвящен истории возникновения ленинградской группы “Петербург”, организованной в 1965 г. М.Шемякиным; впервые по-русски публикуется манифест группы “Метафизический синтетизм”, сопровождаемый введением одного из теоретиков группы В.Иванова и поздним текстом Шемякина “Метафизическая голова”.
Виктор Бычков. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. СПб - М., Университетская книга, 1999. В 2-х томах.
Т. 1. Раннее христианство. Византия. С. 575.
Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. С. 527.
Монография - научный итог более чем тридцатилетних исследований автора в области православной культуры и эстетики. Фактически она может быть прочитана под двумя углами зрения: и как первая в мировой науке фундаментальная систематическая история православной эстетики от ее предистории в поздней античности и раннем христианстве до ее фактического завершения в ХХ в., и как рельефная картина христианской культуры, данной в одном из ее сущностных модусов - духовно-эстетическом лике греко-русского православного извода. Под православной эстетикой (или эстетическим сознанием) автор понимает “мощное и еще мало исследованное духовно-энергетическое поле”, реально существующее между двумя взаимокоррелирующими полюсами - искусством и богословием - и полагает, что именно в нем наиболее полно и адекватно выражаются сущностные аспекты культуры. Поэтому изучение этого поля, согласно концепции автора, открывает ворота для “вхождениея в культуру” в целом, дает возможность составить достаточно полное представление о специфике всей христианской культуры.
Автор убежден, что существовала единая достаточно целостная христианская культура на европейско-средиземноморских пространствах, одухотворенная и детерминированная христианской религией, со своими особыми регионально-национально-этническими разновидностями. Наиболее адекватный и ярко выраженный Лик она обрела в зрелой Византии и Древней Руси и именно этому культурно-историческому хронотопу посвящена большая часть монографии. Духовно-эстетическая целостность греко-русского Средневековья занимает центральное место в исследовании. При этом автор досконально исследует и истоки христианской культуры/эстетики - позднеантичные (начиная с Филона Александрийского и Плотина) и раннехристианские корни, латинскую типологическую неоплатонически-христианскую параллель на примере богатой эстетики/культурологии блаженного Августина, и ее яркий и многоцветный закат - русскую религиозно эстетическую мысль XIX-XX вв, эстетику русского символизма и “апокалиптические прозрения” русского авангарда.
Специфика эстетического сознания зрелой православной культуры показана в широком контексте главных культурных парадигм этого ареала, то есть фактически выявлены многие сущностные аспекты духовной культуры и искусства православного мира в процессе его исторического развития. Основное внимание уделено таким характерным для христианской культуры феноменам как антиномизм, выражение трансцендентного в искусстве, образ, символ, знак, прекрасное, икона, эстетика аскетизма, синтез искусств в литургической эстетике, христианский эрос, софиология, теургия, канон; специфике языка древнерусского искусства и ряду других параметров, не имевших себе аналогов или по-иному существовавших и интерпретировавшихся в западной христианской культуре. Показан культурно-исторический и духовный контекст, в котором возникали, развивались и достигали логического завершения многие из названных феноменов. Много внимания уделено в работе духовным основам эстетики и художественной практики русского символизма и поискам духовного в русском авангарде начала ХХ в. В целом в работе предпринята одна из первых фундаментальных попыток дать картину основных параметров византийско-русской художественно-эстетической культуры на протяжении ее исторического бытия. Угасание христианской культуры, наметившееся в православном ареале в XVII в., а на Западе в XVI в. и прогрессировавшее к ХХ в., автор связывает с глобальными космо-антропными процессами, следствиями которых стали, с одной стороны, принципиальная невоспринимаемость человеком сущностных основ Христова Завета, а с другой неумеренная увлеченность игрой в научно-технический прогресс, убивающий в человеке потребность в истинно духовных ценностях.
Н.Б.Маньковская. Эстетика постмодернизма. СПб, Алетейя, 2000. С. 354.
В монографии обоснована концепция модернизма, постмодернизма и постпостмодернизма как неклассической эстетики ХХ в., принципиально отличающейся от антично-винкельмановской, гегелевско-кантовской западноевропейской эстетики. Систематизированы признаки нонклассики в теории и художественной практике модернизма. Постмодернистская тенденция определена как неканоническая в силу ее принципиальной асистематичности, сознательного эклектизма, установки на расшатывание понятийного аппарата классической эстетики; ее канон - отсутствие канона. Проведен системный анализ постмодернистской эстетики как феномена культуры. Исследованы теоретические основы эстетики постмодернизма - постструктурализм, постфрейдизм, теория деконструкции. Рассмотрены его ключевые методологические проблемы - художественный шизоанализ, ризоматика, симулакр, интертекстуальность, иронизм. Проанализированы узловые вопросы соотношения постмодернизма, авангарда, массовой культуры. Раскрыта специфика постмодернизма в искусстве и постнеклассической науке, его соотношение с алгоритмической и экологической эстетикой. В качестве наиболее существенного философского отличия постмодернизма прослежен его переход с позиций классического антропоцентрического гуманизма на платформу современного универсального гуманизма, а также отказ от европоцентризма и этноцентризма. Предложено авторское видение постмодернизма в России, отличающее его от американской и западноевропейской моделей: специфика русского постмодерна заключается в близости к авангардистскому андерграунду предшествующего периода; политизированности (соц-арт); литературоцентризме; антинормативности, шоковой эстетике; произвольной реконструкции “пропущенных” художественно-эстетических течений (сюрреализм, экзистенциализм), контрфактичности.
Выдвинута гипотеза о перспективах постпостмодернистской эволюции, проанализированы ее инновации - технообразы, виртуалистика, транссентиментализм. Выявлена специфика постпостмодернизма, заключающаяся в утверждении ряда новых художественно-эстетических канонов (интерактивность), стремлении создать принципиально новую художественную среду (виртуальный мир). Разработана эстетическая концепция виртуальной реальности в искусстве, чей стержень - виртуальные артефакты как компьютерные двойники действительности, иллюзорно-чувственная квазиреальность. На основе анализа специфики виртуального искусства исследованы тенденции виртуализации психологии эстетического восприятия - флуктуация, конструирование, навигация, персонификация, имплозия, адаптация.
+++
+ Пролегомены к проекту 99-03-00032а, поддержанному РГНФ.
* Подробнее о некоторых из них см. в публикуемой ниже статье: В.Бычков, Л.Бычкова. Художественно-эстетическая феноменология авангарда и модернизма.
+ В тексте использованы материалы проекта 99-03-00032а, поддержанного РГНФ.
* Текст об этом см.: Бычков В. Нью-Йорк - Нью-Йорк... // КорневиЩе 0А. Книга неклассической эстетики. М., 1999. С. 100-138.
* Текст писался в 1991-92 гг.
* oujsiva (греч.) - сущность, существование.
* Сокращения: В.Б. - В.Бычков, Л.Б. - Л.Бычкова, Н.М. - Н.Маньковская.
* Материал подготовлен Л.С.Бычковой. Ею же выполнена и вся научно-вспомогательная работа по всем трем книгам “КорневиЩе. Неклассическая эстетика” и осуществлен компьютерный набор.
Примечания
[i] В работе использованы материалы, подготовленные в рамках исследовательского проекта №99-04-00011а, поддержанного РГНФ.
[ii] См.: Кибиров Т. Интимная лирика. СПб, 1998.
[iii] См.: Bloom H. The Western Canon. N.Y., 1995.
[iv] Deleuze G. Cinйma 2. L’image-temps. P., 1991. P.366.
[v] Deleuze G. Cinйma 1. L’image-mouvement. P., 1991. P.196.
[vi] Ibid. P.268.
[vii] Deleuze G. Cinйma 2. P.203, 219.
[viii] См.: XIVth International Congress of Aesthetics. “Aesthetics as Philosophy”. Ljubljana, 1998.
[ix] От англ. “to consume” - потреблять.
[x] См.: Коклен А. Эстетика перед лицом технообразов.//Сезоны (в печати); см. также: Cauquelin A. Court traitй du fragment. P., 1986; Idem. Petit traitй d’art contemporain. P., 1996.
[xi] См.: Экштут С.А. На службе российскому Левиафану. Историософские опыты. М., 1998.
[xii] См: Маньковская Н., Могилевский В. Виртуальный мир и искусство.//Архетип, 1997, №1. В 90-е годы заявила о себе новая отрасль научного знания - виртуалистика, дающая расширительную трактовку понятия виртуальной реальности и ее основных типов - имитационного, условного, прожективного и пограничного - в философии, психологии, медицине, технике. Термин “виртуальный” обнимает здесь такие разнородные сферы, как ангелизм и имиджмейкерство. Такой подход представляется дискуссионным. См.об этом: Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М., 1996; Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. М., 1997; Виртуальные реальности и современный мир. М,. 1997; Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. М.. 1994; Корсунцев И.Г. Субъект и виртуальная реальность. М., 1998; Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности.//Вопр. филос., 1997, №6.
[xiii] Интерактивность - реальное воздействие реципиента на художественный объект, трансформирующее последний.
Примечания.
* Текст написан в рамках проекта 99-04-00011а, поддержанного РГНФ.
[xiv] Наше развернутое понимание авангарда в его социо-культурном измерении см.: Бычков В.В. Авангард // Культурология: ХХ век. Энциклопедия. Т.1. СПб, 1998; С. 9-11.
[xv] Определение Культуры и начавшегося переходного периода - ПОСТ-культуры см.: Бычков В.В. Искусство нашего столетия; его же. ПОСТ- // КорневиЩе 0Б. Книга неклассической эстетики. М., 1998. С. 111; 213-216.
[xvi] Понятия авангарда и модернизма не получили до сих пор однозначного более-менее общепринятого содержания в науке вплоть до того, что нередко ими обозначают один и тот же круг явлений в искусстве ХХ в. Поэтому, чтобы быть правильно понятыми, но не вдаваться в бессмысленные терминологические тяжбы, мы даем здесь свои дефиниции, которые имеют под собой и концептуальные основания. Здесь, однако, не место приводить их. Для информации см., в частности, различное употребление этих терминов в: Holthusen H.E. Avantgardismus und die Zukunft der modernen Kunst. Mьnchen, 1964; Poggioli R. The Theory of the Avant-Garde. Cambridge, Mass., 1968; Weightman J. The concept of the Avantgarde. L., 1973; Kramer H. The Age of the Avantgarde. N.Y., 1973; Bьrger P. Theorie der Avantgarde. Frankfurt am Main, 1974; Butler Ch. After the Wake. An Essay on the contemporary Avantgarde. Oxford, 1980; Krauss R.E. The Originality of the Avant-Garde and Other Modernist Myths. Cambridge, Mass., 1985; Hepp C. Avantgarde. Moderne Kunst, Kulturkritik und Reformbewegungen nach der Jahrhundertwende. Mьnchen, 1987; Kofler L. Avantgardismus als Entfremdung. Frankfurt am Main, 1987; JauЯ H.R. Studien zum Epochenwandel der дsthetischen Moderne. Frankfurt am Main, 1989.
[xvii] Место встречи авангарда, модернизма и постмодернизма - концептуализм (о нем ниже).
[xviii] Подробнее см.: Walden H. Expressionismus - Die Kunstwende. Berlin, 1918; Edschmid K. Lebendiger Expressionismus. W., 1961; Hamann R. Hermand J. Expressinismus. Berlin, 1975; Vogt P. Expressionismus. Kцln, 1978; Richard L. Phaidon Encyclopedia of Expressionism. N.Y., 1978; Dube W.-D. Der Expressionismus in Wort und Bild. Stuttgart, 1983; Jдhner H. Kьnstlergruppe Brьcke. Berlin, Stuttgart, 1984; Elger D. Expressionismus. Eine deutsche Kunstrevolution. Kцln, 1991.
[xix] Подробнее см.: Крученых А. Наш выход. К истории русского футуризма. М., 1996; Бычкова Л.С. Футуризм // Культурология: ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. С. 325-327; Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М., 1999; Baumgarth C. Die Geschichte des Futurismus. Bd 1-2. Hamburg, 1966; Martin M.W. Futurist Art and Theory. 1909-1916. Oxford, 1966; Markov V. Russian Futurism: a History. L., 1969; Futurist Manifestos. L., 1973; Taylor C. Futurism, Politics, Paintings and Perfomance. Michigan, 1979; Calvesi M. Der Futurismus. Kunst und Leben. Kцln, 1987; Marinetti F. T. The Futurist Cookbook. San Francisco, 1989.
[xx] Подробнее см.: Кандинский В.О духовном в искусстве. N.Y., 1967; Kandisky W. Ueber das Geistige in der Kunst. Mьnchen, 1912; Bern, 1952; Kandinsky W. Rueckblicke. Berlin, 1913; Kandinsky W. Punkt und Linie zu Flaeche. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente. Mьnchen, 1926; Bern, 1973; Kandinsky W. Essays ьber Kunst und Kьnstler, Bern, 1955; Kandinsky W. Die Gesammelten Schriften. Bd 1. Bern, 1980; Brion M. Art abstrait. P., 1956; Abstrakte Kunst. Theorien und Tendenzen. Baden-Baden, 1958; Poensgen G. Zahn L. Abstrakte Kunst: eine Weltsprache. Baden-Baden, 1958; Vallier D. L'Art abstrait. P., 1967; Capon R. Introducing Abstract Painting. L., 1973; Blok C. Geschichte der abstrakten Kunst 1900-1960. Kцln, 1975; Ballo G. Origini dell'astrattismo. 1885-1919. Milano, 1980; Troy N.J. The "De Stijl" Environment. Cambridge, Mass., 1981.
[xxi] Подробнее см.: Gabo N. The Consrtuctive Idea in Art // Circle. L., 1937; Voyce A. Russian Architecture. N.Y., 1938; Moholy-Nagy L. Vision in Motion. N.Y., 1947; Rickey G. Constructivism: Origins and Evolution. N.Y., 1967; Rotzler W. Constructive Concepts: A History of Constructive Art from Cubism to the Present. N.Y., 1977; Lodder C. Russian Constructivism. New Haven, 1983.
[xxii] Подробнее о нем см.: Сануйе М. Дада в Париже. М., 1999; Die Geburt des Dada. Dichtung und Chronik der Grьnder. Zьrich; Hugnet G. L'Aventure dada. 1916-1922. P., 1957; Seven Manifestos. 1977; Ades D. Dada and Surrealism Reviewed. L., 1974.
[xxiii] Подробнее об эстетике и практике сюрреализма см.: Антология французского сюрреализма. 20-е годы. Сост. Исаев С.А., Гальцова Е.Д. М., 1994; Breton A. Qu' est-ce que le Surrйalisme? Brьssel, 1934; Breton A. Les Manifestes du Surrйalisme. P., 1962; Alquie F. Philosophie du Surrйalisme. P., 1955; Gershman, H. S. The Surrealist Revolution in France. Ann Arbor, 1969; Henning E.B. The Spirit of Surrealism:1919-1939. Cleveland Museum of Art, 1979; Jean M. The History of Surrealist Painting. N.Y., 1960; Nadeu M. Histoire du Surrйalisme. P., 1964; Waldberg P. Der Surrealismus. Kцln, 1981; Breton A. Oeuvres complиtes. Ed. M.Bonnet. 2 vols. Paris, 1988-1992; Caws M.A. The Surrealist Painters and Poets. Cambridge, Mass., 1997.
[xxiv] Подробнее: Hermand J. Pop International. Eine kritische Analyse. Frankfurt am Main, 1971; Jakob J. Die Entwiklung der Pop Art in England ... von ihren Anfдngen bis 1957. Frankfurt am Main, Bern, N.Y., 1986; Pop Art U.S.A. - U.K. America and British Artists of the '60s in the '80s. Ed. L.Alloway, M.Linvingstone. Tokyo, 1987; Livingstone M. Pop Art: A Continuing History. L., N.Y., 1990; Osterwold T. Pop Art. Kцln, 1992.
[xxv] Подробнее: Бобринская Е.А. Концептуализм. М., 1994; Sol Le Witt. Paragraphs on Conceptual Art // Artforum, 5. 10. N. Y., 1967; Honnef K. Concept Art. Cologne, 1971; Meyer U. Conceptual Art. N. Y., 1972; Battcock G. Idea Art. N.Y., 1973; The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984; Koshuth J. Art after Philosophy and After: Collected Writings. 1966-1990. Ed. G.Guercio. Cambridge, Mass., 1991.
Примечания
[xxvi] Поэты группы "ОБЭРИУ". СПб, 1994. С. 422.
[xxvii] На эту параллель обратила внимание С.В. Полякова. См.: Полякова С.В. Олейников и об Олейникове и другие работы по русской литературе. СПб, 1997. С. 55.
[xxviii] Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб, 1995; Ямпольский М. Беспамятсво как исток (читая Хармса). М., 1998.
[xxix] Текст цитируется по изданию: “Сборище друзей оставленных судьбою. "Чинари" в текстах, документах и исследованиях” Т. 2. СПб, 1998. С. 340. Далее в тексте: Чинари, номер стр.
[xxx] Полный текст манифеста смотри в издании: Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич. Живопись. Теория. М., 1993.
[xxxi] К.С. Малевич. Письма к М.В.Матюшину. Публикация Е. В. Ковтуна в: "Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 год". Л., 1976. С.186 (далее: Ковтун, стр.)
[xxxii] Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1. М., 1995. С. 34.
[xxxiii] Там же. С. 35.
[xxxiv] Цит. по: Ковтун Е. Казимир Малевич и последнее стихотворение Хлебникова // Мера. 2 / 94. СПб, 1994. С. 83.
[xxxv] Цит. по изданию: Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М., 1999. С. 42.
[xxxvi] Крученых A. Декларация слова как такового (1913 ) // Там же. С. 44.
[xxxvii] Там же. С. 54.
[xxxviii] См.: Бердяев Н. Астральный роман. Размышления по поводу романа А.Белого "Петербург" // Кризис искусства. М., 1918.
[xxxix] Цитаты из "Петербурга" даются по изданию: Белый А. Собрание сочинений: Петербург. Роман в восьми главах с прологом и эпилогом. М, 1994.
Примечания
1 Цит. по: H. I. Khan. The Mysticism of Sound and Music. Shaftesbury, Dorset. 1991 (pp.4,9,11). Книга суфийского эзотерика, на которого К. Штокхаузен неоднократно указывает как одного из наиболее глубоких и авторитетных источников в этой области.
2 J. Cott: STOCKHAUSEN. Conversation with the Composer. London, 1989, p.27.
3 Ibid., pp.75-76.
4 Цит. по: Karlheinz Stockhausen. Towards a cosmic music. Longmead, Shaftesbury, Dorset. 1989, pp.16-17.
5 В данном случае цитата из видеофильма: «Examen» vom Donnerstag aus Licht, созданного в Студии Западно-Немецкого Радио (WDR), Кёльн, Сентябрь-Октябрь 1990.
6 J. Cott: STOCKHAUSEN. Conversation with the Composer. London, 1989, p.46.
7 Ibid. p.75.
8 См. об этом, в частности, в фундаментальном исследовании Гиперборейской Традиции: H. Wirth. Die Aufgang der Menschheit. Berlin, 1927; а также: А. Дугин. Гиперборейская теория. Москва, 1993.
9 J. Cott: STOCKHAUSEN. Conversation with the Composer. London, 1989, p.154.
10 Karlheinz Stockhausen. Towards a cosmic music. Longmead, Shaftesbury, Dorset. 1989, p.18.
11 K. Stockhausen. Texte zur Musik. Band 5. DuMont Buchverlag Kцln. 1989, S.12.
12 K. Stockhausen. Towards a cosmic music (Цит. изд.), p.18.
13 K. Stockhausen. Texte zur Musik. Band 5, S.12-13.
14 J. Cott: STOCKHAUSEN.(Цит. изд.), p.51.
15 Ibid., pp. 51 a. 153.
16 К. Штокхаузен. Полное Собрание Сочинений на компакт дисках. Буклет к CD 14, s.16.
17 J. Cott: STOCKHAUSEN. (Цит. изд.), p.198.
18 Ibid., p.106.
19 Ibid., pp. 74 a.156.
20 K. Stockhausen. Towards a cosmic music (Цит. изд.), pp.10 a. 22-23.
21 SECONDS. The art of the Interview. Issue 44/24. Sept.97, p.69.
22 K. Stockhausen. Stockhausen on music: lectures and interviews. London - New York, 1989, pp.41-42.
23 К. Штокхаузен - М. Просняков. Фрагмент беседы в Кюртене, в доме К.Штокхаузена. Май 1991г. Аудиозапись. Из материалов архива Музыкального Центра «Институт Штокхаузена». Москва.
24 К. Штокхаузен - М. Просняков. Из беседы в Кюртене, в доме К.Штокхаузена. Август 1990г. Аудиозапись. (Там же).
25 J. Cott: STOCKHAUSEN. (Цит. изд.), p.106.
26 «Examen» vom Donnerstag aus Licht. Видеофильм, Кёльн, WDR (Западно-Немецкое Радио), Сентябрь-Октябрь 1990.
27 K. Stockhausen. Towards a cosmic music (Цит. изд.), pp. 44-47, 55.
28 Ibid., p.3.
29 Ibid., p. 19.