Архитектура модерна в конце XIX - начале XX веков
Основные направления русской архитектуры. Русский модерн, его основные черты. Изменения в технологии строительства, во внешней отделке зданий и оформлении интерьеров государственных, общественных и жилых помещений.
Национально-романтическое направление в модерне и неорусский стиль. В. М. Васнецов: церковь и деревянные постройки в Абрамцеве, Третьяковская галерея и собственный дом в Москве. А.В. Щусев: Казанский вокзал и Марфо-Мариинская обитель в Москве, храм-памятник на Куликовом поле.
Разнообразие мастеров и памятников модерна в Москве. Ф.О. Шехтель: здание Художественного театра, Ярославский вокзал, дом московского купеческого общества, особняки Морозовой, Рябушинского, Дерожинской, собственные дома. Л.Н. Кекушев: особняки А.И. Кекушевой, И.А. Миндовского, доходный дом И.П. Исакова. Малютин С.В. и Жуков Н.К.: доходный дом П.Н. Перцова. Р.И. Клейн: Средние торговые ряды на Красной площади, торговый дом «Мюр и Мерилиз», Музей изящных (изобразительных) искусств. В.Ф. Валькот: гостиница «Метрополь». И.С. Кузнецов: Деловой двор на Варваринской площади, мастерские Строгановского училища.
Модерн в Петербурге. Ф.И. Лидваль: доходный дом И.Б. Лидваль, Азово-Доской банк, гостиница «Астория». А.Е. Белогруд: доходный дом К.И. Розенштейна «с башнями». П.Ю. Сюзор: дом компании «Зингер». В.А. Липский и К.Н. Рошефор: торговый дом «Эдвардс и Схефальс». А.И. Гоген: особняк М.Ф. Кшесинской.
Неоклассицизм и неоренессанс в эпоху модерна. И.В. Жолтовский: Дом скакового общества и особняк Тарасова в Москве. И.А. Фомин: особняк Половцова в Санкт-Петербурге. В.А. Щуко: доходный дом К.В. Маркова в Санкт-Петербурге. И.И. Рерберг: Киевский вокзал в Москве.
Архитектура российской провинции. Н.А. Спирин: театр им. Ф. Волкова в Ярославле. А.У. Зеленко: особняк Курлиной в Самаре. К.П. Головкин: дача «со слонами» в Самаре. А.И. Гоген: здание быв. Крестьянского и Дворянского банков в Самаре. В.И. Якунин: здание быв. Волжско-Камского банка в Самаре.
Живопись мастеров московской школы в конце XIX - начале XX веков
Расстановка художественных сил и множественность течений в русской живописи. Художники московской школы 1890-х - начала 1900-х гг. А.Е. Архипов. «По реке Оке». «Обратный». «Прачки». «Молодая крестьянка в желтом платке». А.С. Степанов. «Журавли летят». С.В. Иванов. «В дороге. Смерть переселенца». «Расстрел». «Приезд иностранцев. XVII век». «Семья». Н.А. Касаткин. «Соперницы». «Шахтерка». «Шахты». «Рабочий-боевик». С.А. Коровин. «На миру». «В дороге». Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счет». «Сочинение». «Новые хозяева». Л.О. Пастернак. «Совет Московского училища живописи». «Лев Толстой с семьей в Ясной Поляне».
Творчество А.П. Рябушкина. Ранние произведения «Крестьянская свадьба» и «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». Историко-бытовой жанр в картинах «Потешные Петра I в кружале», «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами», «Московская улица XVII века», «Семья купца в XVII веке», «Русские женщины XVII столетия в церкви», «Московская девушка XVII века». «Едут!», «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». Сюжеты из жизни современной ему деревни: «Втерся парень в хоровод» и «Чаепитие».
М.В. Нестеров - представитель московской школы. Периоды и основные линии развития творчества. Ранние работы «До государя челобитчики», «Христова невеста», «За притворным зельем», «Домик в Уфе». Преобразование традиционного пейзажа в произведениях Нестерова. Картины на сюжеты монашеской жизни и жития Сергия Радонежского «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Под благовест», «Великий постриг», «Молчание», «Соперницы (В лесах)». Портретный жанр в творчестве художника. Портреты А.М. Васнецова, Е.П. Нестеровой, Архиепископа Антония, О.М. Нестеровой («Амазонка»), С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского («Философы»), автопортрет 1915 года. Религиозно-философская проблематика в картинах «Святая Русь», «Душа народа (Христиане. На Руси)» и в росписях Марфо-Мариинской обители.