Вопрос 48. Закономерности и практические приемы построения композиции в дизайне среды
Сущность композиции. Творческая деятельность архитектора состоит в организации определенного пространства для разнообразных общественных потребностей как материального, так и духовного свойства. В кругу проблем, с которыми сталкивается архитектор, находится и проблема композиции, создание гармонического, художественно выразительного произведения. Композиционное творчество придает деятельности архитектора художественную специфику.
Композиционное мастерство — основа творческого профессионализма художника в любом виде искусства. Композиция — важнейший фактор художественной выразительности.
Под композицией в искусстве понимают строение (структуру) художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности, т.е. композиция — это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием. Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлениях: как живой процесс художественного творчества, т.е. решение конкретной композиционной задачи, и как ее реализацию.
Поскольку композиция, отражая профессиональные особенности творчества художника, затрагивает в самом общем виде и его отношение к действительности, она неминуемо включает социальный аспект. И поэтому в понимании природы композиции, как и во многих других вопросах, особенно касающихся практики искусства, обнаруживается коренное расхождение между материалистической, идеалистической исходными позициями.
Разнообразные приемы и способы организации художественного произведения, примеры которого дает история искусства, являются отражением объективно существующих многообразных закономерностей самой жизни, понятых и прочувствованных в длительном художественном опыте человека, многократно проверенных и уточненных.
В реалистическом искусстве целью композиции является правдивое отражение действительности и ее преобразование в соответствии с познанными закономерностями. Композиция как организация формы художественного произведения неразрывно связана с его содержанием. Содержательность формы существенно отличает реалистическое понимание композиции от идеалистического, формалистического, где формотворчество становится самоцелью.
В работе над композицией изучаются основные понятия и принципы гармонической организации формы: соотношения, пропорции, ритм, равновесие, и что упражнения по композиции - это отвлечение от ряда конкретных сторон содержания архитектуры, все средства гармонизации раскрываются в них на уровне понятий, т.е. обобщений, отвлеченных от частных форм проявлений. Абстрагирование от конкретного содержания дает лишь сравнительный анализ формы и все принципы рассматриваются в относительном значении. Система понятий композиции построена по принципу сопоставления: массивность — пространственность, симметрия — асимметрия, динамика — статика» контраст — нюанс и т.д. и характеризуется изменением свойств формы и положением ее в пространстве.
Композиция и закономерности объёмно – пространственных структур.В работе над композицией происходит постоянное зрительное соотнесение одного элемента с другим, происходит восприятие напряженности, возникающей между элементами: "...восприятие напряженности, внутренней напряженности не есть дополнительный результат воображения или рассудка. Она такая же неотъемлемая часть объекта как и размер и местоположение".
"Ни один рациональный метод..., не является более удобным, чем интуитивное чувство равновесия, которым обладает человеческий глаз". Визуальное равновесие при восприятии объемно-пространственных форм — это такое расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении, и наоборот, "несбалансированная композиция выглядит случайной, временной, и, следовательно, необоснованной. Ее элементы стремятся к изменению своего места и формы с тем, чтобы занять положение, лучше удовлетворяющее общей структуре".
Равновесиевсегда определяется зрительной осью. Большое значение осям в архитектуре придавал ЛеКорбюзье, считая их началом порядка. "Представление об оси является может быть первым проявлением человеческого сознания. Роль оси в архитектуре— организация системы. Архитектура зиждется на осях". Структуру равновесия архитектурной композиции наглядно раскрывает уже описанный принцип симметрии.
Особенно наглядно понятие равновесия проявляется в упражнениях на построение видов композиции, где четко раскрывается отношение массы и пространства. Положение оси равновесия меняется в зависимости от изменения массы элементов и их взаимного расположения по трем координатам.
В симметричной объемной композиции ось зрительного равновесия совпадает с геометрической осью, проходящей вертикально через центр. Увеличение массы одного из элементов приводит к перемещению оси в его сторону и преобразованию ее в асимметричную композицию, где ось равновесия проходит в воображаемом центре и не совпадает с геометрической. В объемной композиции ось равновесия перемещается в любом направлении, а не только во фронтальной плоскости, как во фронтальной композиции. В общем случае композиция будет казаться уравновешенной, когда проекции всех составляющих ее элементов на горизонтальную плоскость (подмакетник) вписываются или почти вписываются в круг или в квадрат. Это означает, что условие объемности соблюдено. Осмотр макета сверху и со всех сторон дает возможность проверить это условие уравновешенности.
В глубинно-пространственной композиции поиск равновесия происходит уже на всей организуемой территории.
Уравновешенность композиции достигается поиском зрительной взаимосвязи элементов, расположенных слева и справа относительно оси (плоскости) равновесия, идущей вдоль главного луча зрения.
Архитектурная композиция воспринимается в движении, и в зависимости от положения зрителя может изменяться характер равновесия: с одних позиций она может
казаться уравновешенной, с других—менее уравновешенной или совсем неуравновешенной. Особенно это проявляется в работе над объемной композицией.
В процессе макетирования композиции восприятие чутко реагирует на малейшие изменения ее формы и динамики осмотра, что способствует развитию пространственного мышления.
Пространственная композицияхарактеризуется превалированием пространства над элементами, формирующими его. В такой композиции зритель воспринимает и оценивает в основном качество пространственного решения, а не элементы, организующие пространство. Элементы композиции (объемные формы, поверхности) могут развиваться и организовывать восприятие зрителя по глубинной, фронтальной или вертикальной координатам. Пространственная композиция с преобладанием глубинной координаты называется глубинно-пространственной и воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития пространства.
Пространственная композиция наиболее сложный, но в то же время самый распространенный в архитектурной практике вид композиции, по закономерностям которого организуется пространство, начиная с небольших интерьеров и кончая обширными градостроительными ансамблями.
Объемная композицияимеет относительно равномерное развитие по трем координатам пространства (или с преобладанием вертикальной координаты) и, как правило, характерна замкнутостью поверхностей элементов, организующих такую композицию. Объемная композиция воспринимается при движении зрителя вокруг нее. Естественно, что каждое архитектурное сооружение не мыслится вне объемности, но объемной композицией следует считать такую, в которой ее трехмерность выражена как основное качество, организующее восприятие со всех сторон.
Фронтальная композицияхарактеризуется развитием по двум фронтальным координатам, горизонтальной и вертикальной, с подчиненной глубинной координатой. Фронтальная композиция воспринимается зрителем при движении вдоль нее или по направлению к ней. Такими композициями в архитектуре являются, как правило, фасады зданий, обращенные к пространствам улиц и площадей, рассчитанные на восприятие со стороны этих открытых пространств.