Семинар № 8. Монументальная живопись Италии XV века.
Синтез живописи и архитектуры.
Цели:
1. Сложение пространственного художественного видения и новые принципы взаимодействия живописи и архитектуры.
Время: 4 часа
Вопросы для обсуждения:
1. Архитектурный стиль Брунеллески и сложение новых принципов взаимодействия живописи и архитектуры.
2. Капелла Бранкаччи Мазаччо.
3. Адреа дель Кастаньо. Фресковый цикл из виллы в Леньяйя.
4. Филиппо Липпи. Фресковый цикл в Прато как пример неудачного вхождения художника в архитектуру.
Литература:
Основная
1. Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М.1970.
2. Смирнова И.А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М.,1987.
Семинар № 9. Монументальная живопись Италии XV века.
Цели:
1. Традиция и новое, пространственное художественное видение: соотношение плоскости и глубинного пространства.
Время: 2 часа
Вопросы для обсуждения:
1. Мазолино. Цикл фресок в капелле св. Ектерины в церкви Сан-Клементе в Риме.
2. Андреа дель Кастаньо. Фресковый цикл в монастыре Сант-Аполония во Флоренции.
3. Беноццо Гоццоли. Капелла Волхвов в палаццо Медичи-Риккарди.
Литература:
Основная
3. Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М.1970.
4. Смирнова И.А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М.,1987.
Семинар № 10. Алтарный образ в Италии Раннего Возрождения.
Цели:
Построение перспективного, то есть
Однородного по своему смысловому составу, пространства и
Способы его сакрализации в ренессансной алтарной живописи.
Время: 4 часа
Вопросы для обсуждения:
1. Традиционное использование золотого фона.
2. Коментирующая функция алтарного пространства.
3. Ренессансная архитектура как средство сакрализации алтарного пространства.
4. Мифологизация алтарного пространства. Изображение пейзажа как образа
мира.
Литература:
Основная
1. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». СПб.,2004.
Семинар № 11. Соотношение реального и идеального в творчестве
Итальянских мастеров Высокого Возрождения.
Цели:
1. Рассмотреть некоторые особенности творческого метода
мастеров Высокого Возрождения.
Время: 4 часа
Вопросы для обсуждения:
1. Натурный рисунок и образ.
2. Леонардовское сфумато.
3. Пирамидальная композиция Высокого Возрождения.
4. Прямая перспектива как средство построения идеального
5. пространства.
6. Взаимоотношение «опыта» и «идеи» - идеал красоты Рафаэля.
7. Особенности творческого метода Микеланджело. Проблема потрета.
Литература:
Основная
1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения
М.,1975.
2. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т.1-2., 1978.
3.Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.,1934.
4.Рафаэль и его время. М.,1986.
Семинар № 12. Италия XVI века. Эстетические взгляды.
Цели:
1. Рассмотреть эвоюцию эстетических воззрений в Италии на протяжении столетия.
Время: 4 часа
Вопросы для обсуждения:
1. «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи.
2. О роли скульптуры в поэзии Микеланджело.
3. Бальдассре Кастильоне – «О придворном».
4. Дж. Вазари его «Жизнеописания».
5. Б. Варки «Книга о красоте и грации».
6. Маньеристические трактаты.
Литература:
Основная
1. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. М., 2002
2.Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.,1934.
3. Лосев. Эстетика Возрождения. М.,1982
3.Рафаэль и его время. М.,1986.
4. Э. Панофски. IDEA. СПб., 1999.
5.Эстетика Ренессанса. Т.1-2., М.,1981.
Семинар № 13. Мастера венецианской террафермы.
Цели:
1. Рассмотреть основные тенденции в живописи венецианской провинции XVI века.
Время: 4 часов.
Вопросы для обсуждения:
1. Искусство террафермы, его истоки.
2. Живопись террафермы и художественная жизнь Италии первой
половины XVI века.
3. Творчество Джан Джироламо Савольдо.
4. Алессандро Моретто.
5. Джованни Антонио Парденоне.
6. Якопо Бассано и венецианская живопись Позднего Возрождения.
Литература:
Основная
1. Смирнова И.А. Крупнейшие художники венецианской террафемы первой
половины XVI века. М.,1978.
2. Смирнова И.А. Якопо Бассано и Позднее Возрождение в Венеции. М.,1976.