Этим объясняется устойчивость образов, глубина их поэтического смысла
Постепенно, в ходе веков, менялась, совершенствуясь технология, но темы изображений, рисунки и знаки, наносимые на предметы ремесла, охранялись традицией.
Их не меняли, потому что все они
- несли смысловую нагрузку;
- имели определенное значение, часто магическое, заклинательное,
- были отражением понятий о жизни и смерти, о приобретении потомства, о сохранении имущества, размножении скота, вызревании урожая.
Было страшно их изменять, т.к. магия играла ведущую роль в верованиях язычников и эти рисунки и знаки д.б. свято охраняться. (Рук, С.90-97)
Символы с изображением животных, птиц и растений …
Птицы, животные и растения всегда играли ведущую роль в символике всех культур. В природе, пожалуй, нет более богатого и обширного источника для символов и иконографии, как символы животных. Мало какие человеческие качества не могут быть персонифицированы в животном мире. Психология, вслед за религией, использует животных в качестве символов “интуитивности”, “подсознания”, эмоций и т.д. Однако такой символизм ни в коей мере не присутствовал у первобытных людей.
В большинстве примитивных культур к животным относились с большим уважением, полагая, что они находятся в более тесном контакте с невидимыми космическими силами, чем человек. Их зачастую более высокие физические и сенсорные способности привели к общему убеждению, что животные обладают некоей магической и духовной силой. Шаманы считали их посредниками при обращении к этой силе. Кланы или племена принимали их в качестве тотемов по этим же причинам. Шкуры животных, их мех или перья выступали в качестве покровителей владельцев этих символов. Древние египтяне, к примеру, изображали своих богов с головами животных, чьими особенностями характера, как они полагали, боги обладали, и символизировали при этом скорее не грубую силу, а духовные качества. В средние века животные появились на геральдических гербах для обозначения качеств его обладателя, фамилии или сообщества.
В нашей северной культуре животные также занимают значительное место в художественно-образной системе всех традиционных ремесел, в т.ч. и в резьбе по дереву. Конь – конек – это символ солнца, в народе говорили “Конь на доме, тишь в доме”.
Символизм птицы определялся их легкостью и скоростью передвижения, свободным парением и предполагаемой способностью достичь небес – воплощение как человеческого, так и космического духа. Птицу повсеместно использовали для выражения идеи свободы, обозначения души при ее отделении от тела или отделении духовного начала от земного. Из-за их способности подниматься ввысь, а также видеть далеко, они часто становились символами божественности, власти, победы; по всему миру в религиях птицы являются посланниками богов. Представление о птицах как о человеческих душах распространено по всему миру так же широко, как идея-мнение, что птицы – имеют контакт с божественными сферами, имеют доступ к высшим знаниям (по их полету, пению – гадали) и доставляют оттуда послания, т.е. птицы - воплощение божественных предсказаний, бессмертия, радости; но в том числе и предвестники болезней (вороны и грифы). Австралийские аборигены относятся к птицам недоверчиво, опасаясь, что те выдадут их секреты врагам (“птица на хвосте принесла”). Однако более распространено мнение, что птицы – благоприятный знак. Первобытные и древнеегипетские живописцы, изображая человека с головой птицы, символизировали этим духовную сторону человеческой природы и надежду на бессмертие.
Птицы, таким образом, считались воплощением мудрости, интеллекта и молниеносности мысли. В западном искусстве может символизировать воздух, прикосновение.
У нас на Севере Птица – символ неба, она должна была уносить человека в небо. Было 3 вида изображения птицы в различных ремеслах: летящая – над молодыми, распахнутые крылья – молодожены без детей, спокойная - в возрасте. Птица Сирин – воплощение добра, образ пришел к нам из язычества, как символ солнца, это райская птица, ее не надо путать с Птицей Феникс – чуждой человеку (Греция). Наряду с обобщенным значением в образах птицы выделяется и персональный. Одним из главных таких названных образов - это Утка-утица, живущая в трехприродных стихиях, что и определило ее роль в северных образах, она первая предвестница весны, ночью охраняет солнце).
Рыбы– позитивный символ, связанный с плодородием, сексуальной гармонией. Известен, прежде всего, по аналогии с ловлей рыбы и обращением людей в новую веру, как раннехристианский символ Иисуса Христа. Изображение 3 сплетенных рыб или трех рыб с одной головой –символ Троицы (многовековая иудейская традиция). Они ассоциируются с богинями луны, материнства, деторождением. В Китае –эмблема изобилия и удачи.
Менее фантастическими, но не менее важными в ряду традиционных являются символы, произошедшие из растительного мира. Растения во всех культурах – основной символ живой жизни земли и циклической природы рождения, смерти и возрождения. Боги и богини растений встречались среди древних божеств, часто почитались как прародители человека, а также растений. Мифы о превращениях людей в растения символизируют космическое единство, жизненную силу, дающую начало всем созданиям Божьим. У нас на Севере Древо жизни – вечный образ, означающий корни, связь с загробной жизнью; встречается с птицами на ветвях, с птицами и плодами.
Человек венец всего живого, в наиболее древних культурах символизировал то, что способно к совершенствованию, - создан по образцу и подобию Бога, сочетает в себе и духовное, небесное и земное. Эта мистическая вера лежит в основе частого представления о человеке как о микрокосмосе, сочетающем в себе, хотя бы и символически, все элементы мироздания (макрокосмоса).
Северная женская фигура – Мокоша, покровительница женщин, рукоделия. Рожаницы – божества благополучия и плодородия.
ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА НАРОДНОГО ИСКУССТВА (Север)
Основные знаки неба, Земли, растений, охраны: | ||
Линии | Прямая | Земная /небесная/ твердь |
Ломная | Горки, грядки, гребешки, лучики солнца, | |
Волнистая | Вода, потоки дождя | |
Замкнутая - квадрат | Земля - участок | |
Ромб | Хлеборобство, плодородие. Образ дерева. У первобытных людей объединял 2 важных понятия: мамонта – источник сытости и жизни и священное изображение женщины – символ продолжения жизни. | |
Треугольник | Знак оберега (объединяет 3 мира, 3 состояния) в ряде культур - огонь | |
Крест | Прямой, косой | Знак оберега (связь с распятием Христа). Образ дерева. |
Крючок | Меандр | Прямоугольно загнутый– пожелание блага, (из него сложилась свастика). Перешел из природы (с бивней мамонта) на предметы быта. |
Луна, охрана роста, растений, женщины | ||
Круги | Круговые мотивы, в сочетании с крестами | Солярные знаки: Образ - Солнце, тепло, огонь = охранный знак от огня, у таджиков и др. народов Средней Азии – луна Фазы луны - |
Семена | ||
Ростки, корни | ||
Цветы | ||
Производные знаки: более сложные элементы, полученные путем преобразований, слияний, основных знаков, часто симметричные | ||
вверху | Небо, наполненное водой (с запасами воды) | |
внизу | Речка, бегущая по земной тверди | |
Небо в облаках | ||
Мать-сыры-земля, Земля, наполненная водой | ||
Небо с капельками дождя | ||
Распаханное поле | ||
Засеянное поле | ||
Движущееся солнце, солнце живое | ||
Ход солнца по небу | ||
Громовой знак | ||
Ромб с усиками | Знак изобилия, плодородия (как пожелание) | |
Свастика | Первоначальный смысл - привет, пожелание благополучия. Перевод с санскритского: “дарующий все хорошее, приносящий счастье”. В древности во многих культурах им обозначали свет, солнце как источник жизненного счастья, да и самой жизни. Распространен во многих странах (Индия). На Севере – 2 вида –по час. – лиц. ст., на праздник, муж.; против час. стрелки – изн. ст., к болезни, покойнику, жен. В целом – ед-во муж. и жен. | |
Мн-уг-к | 6-уг-к с внутри | Оберег, охранный знак от грозы сама гроза |
Свет – тень, день – ночь, добро – зло. | ||
Зима – пила, грядки – весна, лето – елка, мельница – осень |
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
Любому человеку, который решил заняться росписью, необходимо овладеть основными представлениями о композиции. Без знаний основ композиции любое владение техниками росписи оказывается по большому счету бессмысленным, так как не может быть адекватно применено. Незнание законов, которым подчиняется композиция, приводит к тому, что художественно оформленное изделие не производит желаемого эффекта, выглядит некрасивым, даже нелепым, остаются непонятными причины, по которым мастер выбрал именно такой способ отделки, и т.п.
Композиция - это совокупность закономерностей, правил, приемов, служащая для создания художественного произведения посредством соединения его деталей в одно целое и придающая произведению целостность, выразительность и гармоничность. Овладение этими правилами поможет адекватно применить знания и умения в сфере любого вида художественной росписи.
Под композицией можно понимать и совокупность приемов, благодаря которым увеличивают и усиливают эстетический эффект росписи.
Речь здесь идет о совокупности в полном смысле, так как ни о какой последовательности приемов говорить не приходится. Эти приемы используются в последовательности, которая определяется ситуативно, в соответствии с выполняемой работой. Более того, в некоторых случаях можно говорить об избирательном использовании приемов композиции, которое также зависит от особенностей замысла, материала и т.д.
Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани.
Серия “Учебный курс”. Ростов н\Д: Феникс, 2000. - 352 с.- (С.309-310).
Некоторые основные понятия Композиции
Прежде всего, изделие должно обладать цельностью. Это предполагает, что части изделия соразмерны друг другу, не “выпадают” из целого композиции и не возникает желания удалить одну из них или добавить еще что-то. Благодаря цельности изделие можно охватить одним взглядом и сразу определить его основную часть (центр), вокруг которой организованы остальные, причем последние оказываются также необходимыми прй восприятии изделия. Из-за этого усиливается связь элементов между собой, которая и позволяет увидеть единство изделия и его отделки.
Существенную роль в создании целостности композиции играет ее центр. Как правило, его размещают в точке или месте, которые находятся в наиболее выгодном по отношении к зрителю.
С понятием центра тесно связано понятие уравновешенности композиции. Центр композиции содержит в себе линию или точку, относительно которой изделие делится на части. Уравновешенность создается за счет того, что эти части оказываются в отношении равновесия, то есть равноценности. У плоских предметов композиционным центром обычно является середина обозреваемой поверхности. Так, уравновешенными можно считать предметы, у которых в состоянии равновесия находится правая и левая сторона или верхняя и нижняя часть.
Выразительность предполагает, что при рассматривании предмета человек сразу же может определить его назначение, материал, из которого он сделан, естественность использования именно этого материала, устройство предмета. На основе выразительности создается основное впечатление от предмета.
Гармоничность представляет собой такое качество предмета, при котором не ощущается несоответствия в размерах частей и элементов, а сочетания цветов не кажутся неприятными, раздражающими. Для придания изделию гармоничности необходимо ориентироваться в первую очередь на собственное художественное чутье, однако существенную роль играет и опыт.
Появляется же опыт в процессе продумывания оформления изделий и их воплощения в жизнь, а также в результате планомерного анализа изделий других мастеров и художников.
Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани.
Серия “Учебный курс”. Ростов н\Д: Феникс, 2000. - 352 с.- (С.310-312).