Архитектура сентиментализма не получает распространения, однако, сказывается на дизайне интерьеров.
В живописи основная тема сентиментальных произведений этого периода - портреты людей из простонародья, мелкой буржуазии, бедного дворянства.
Примерами являются «Автопортрет» русского художника Тропинина, «Девушка с васильками» русского художника Венецианова.
Венецианов. Девушка с васильками.
Реалистические поиски в русском искусстве первой половины 19 века.
Пейзаж.
В первой половине 19 века романтичность стала сочетаться с более объективным взглядом на окружающее. Русский художник Сельвёстр Щедрин, работая в Италии, начал выполнять пленэрные этюды. Но дописывал картины в мастерской, где украшал их в романтическом духе, например: «Веранда, обвитая виноградом».
Щедрин. Веранда, обвитаявиноградом.
Портрет.
В творчестве сентименталистов, таких как Тропинин, есть портреты, правдиво показывающие характер и детали быта, например: «Портрет сына».
Бытовой жанр.
В творчестве Венецианова есть поэтические образы современной ему деревни. У художника было много учеников в его частных школах в Петербурге и в личном имении «Сафонкове». Учеников Венецианов побуждал пользоваться натурой. Натурой пользовался и сам. Это видно по картинам: «Гумно», «Утро помещицы», «Весна. На пашне», «Лето. На жатве», «Портрет дочери».
Венецианов. Гумно.
Реализм в Испании, Англии, США, Германии и Франции.
Испанская школа.
В творчестве Гойи реализм проявился особенно ярко, например, в композиции «Семья короля Карла lV».
Гойя. Семья короля Карла IV.
Английская школа.
Смелым новатором, направившим искусство европейского пейзажа по пути реализма, был Констебл, отказавшийся от условности академического пейзажа и писавший картины полностью с натуры, например: «Телега для сена».
Констебль. Телега для сена.
Вторым великим пейзажистом стал Тёрнер, интересовавшийся передачей воздушной среды и новыми техническими изобретениями. Примером может служить картина «Дождь. Пар. Скорость».
Тернер. Дождь. Пар. Скорость.
Американская школа.
В 1830-е годы появилось объединение работавших на востоке художников, названное «Школа реки Гудзон». Пример: «В горах Кэтскиллс» художника Коула.
Коул. В горах Кэтскиллс.
Западное побережье осваивали художники, прозванные «художниками в седле». Пример: «Торговцы пушниной на реке Миссури» художника Бингема.
Бингем. Торговцы пушниной нареке Миссури.
Немецкая школа.
Реалистический пейзаж и бытовой жанр развивались в рамках дюссельдорфской школы. Постепенно незначительные сюжеты бидермайера приобретают больший общественный вес. К середине века лидером художников становится ученик Берлинской академии художеств фон Менцель, исполнивший, например, композицию: «Почести погибшим в мартовские дни», посвященную участникам революции 1848 года.
Менцель. Почести погибшим в
мартовские дни.
Французская школа.
Начало реалистическому искусству положили пейзажи барбизонской школы. Художники-барбизонцы стремились изобразить красоту французской природы. Запечатлеть простые пейзажные мотивы, утвердить эстетическую ценность национального ландшафта, например, в композиции «Вид на деревню Барбизон» это сделал лидер барбизонцев Теодор Руссо.
Руссо. Вид на деревню Барбизон.
Появление критического направления в реализме первой половины 19 века.
Социально-критическое направление в 1830-1840-е годы заявило о себе в графике Франции и России. Во Франции плодотворно работают Коро (близкий барбизонцам) и Милле («Собирательницы колосьев», «Анжелюс»).
До критичного восприятия мира в своём творчестве поднимаются француз Курбе («Послеобеденный отдых в Орнане», «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане») и русский Федотов («Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, ещё, Анкор!», «Разборчивая невеста»).
Курбе. Дробильщики камня.
Федотов. Разборчивая невеста.
Дальнейшее развитее нереалистического искусства в первой половине 19 века.