Раздел 2. Основы режиссерской композиции
16. Работа режиссера с техническими службами
Методика работы режиссера со звукооператорами, видеотехниками, художником по свету, рабочими сцены. Определение точек размещения всех видов технической аппаратуры. Уточнение места, времени и способов технических перестановок. Застольные, планировочные, монтажные, сводные и генеральные репетиции.
17. Учение о сверхзадаче и сквозном действии
Понятие «сквозного действия» и «сверхзадачи». Учение К.С.Станиславского о «сверхзадаче» и «сквозном действии» как о «хотении» и «стремлении» актёра.
18. Конфликт как движущая сила сценического действия
Структура конфликта, расстановка сил в конфликте. О предмете борьбы, характере борьбы, соотношении сил и соотношении интересов. О контрдействии. Жанровая характеристика конфликта.
19. О темпо-ритме сценического действия.
Динамическая композиция и динамика сценической борьбы. Препятствия, стоящие на пути к цели и эмоциональная энергия, затраченная на преодоление этих препятствий.
20. Режиссёрский анализ как основа формирования режиссёрского замысла
Действенный анализ пьесы и роли (К.С.Станиславский, М.О.Кнебель), суть метода действенного анализа. Режиссерский анализ как основной способ формирования режиссёрского замысла. Анализ действенного содержания драматургического материала, художественно-тематический анализ, анализ художественного языка и стиля автора.
21. Эвристические методики формирования режиссёрского замысла.
Эвристика – наука о творческом мышлении. Три основных эвристических закона организации творческого процесса. Методы активизации творческого мышления – метод случайных ассоциаций, метод мозгового штурма, метод гиперболизации и т.д.
22. Художественный образкак категория искусства
Художественный образ и его составляющие (основная и вспомогательная). Синкретичность художественного образа. О метафоричности зрелищного действия. О художественной форме. Пять основных законов построения гармонически совершенной художественной формы.
23. Мизансцена как средство композиционной организации сценического пространства
Понятие мизансцены. Законы мизансценирования. Классификация мизансцен. Динамика и темпо-ритм мизансцены. Построение мизансцен в массовом зрелище. Зависимость пластической партитуры зрелища от архитектурно-рельефных особенностей зрелищного пространства.
24. Режиссёрская композиция зрелищных форм (документальное зрелище, художественное, драматическое и т.д.)
Основной универсальный метод режиссёра-постановщика зрелища. Триединство режиссерской профессии. Режиссер-толкователь, режиссер-зеркало, режиссер-организатор (Вл. И. Немирович-Данченко). Функции режиссера зрелища: интегратор, координатор, организатор. Анализ основных зрелищных форм.
25. Сценография, костюм, грим как основные элементы визуализации художественного решения зрелища
Три основные функции сценографии: персонажная, игровая и обозначающая место действия. Грим и костюм и их значение в художественно-образном решении зрелища. Костюм как знак-характеристика действующего лица. Грим-маска и его функциональное отличие от реалистического грима.
26. Золотое сечение как основа пропорционального построения режиссерской композиции.
Закон Золотого сечения. Деление отрезка прямой по золотому сечению. Построение прямоугольника с золотыми пропорциями. Построение архимедовой спирали. Числовое выражение золотой пропорции в ряду Фибоначи. Золотые пропорции в частях тела человека. Золотые пропорции в архитектуре. О «божественной» пропорции в природе и искусстве.
27. Режиссёрская интерпретация и ее значение в создании зрелищной формы
Мировоззрение как основа режиссерской интерпретации. Режиссёрская интерпретация художественного факта. Жанровая характеристика зрелищной постановки. Отбор художественных выразительных средств.
28. Структура праздничной композиции
Номер – эпизод – блок. Принципы режиссерского монтажа в праздничной композиции. Компоненты праздничного действия (игровая деятельность, художественная деятельность, ритуальная деятельность, жизнедеятельность).
29. Действие главное выразительное средство зрелищных искусств, материал актерского творчества
Цитата А.С.Пушкина о том, что требует наш ум от драматического писателя и перефразировка К.С.Станиславского этой цитаты относительно творчества актера. О действенной природе действия . Психологическая формулировка действия.
30. Режиссерско-постановочный проект праздничной композиции
Творческая заявка. Историко-ретроспективный анализ социокультурных обстоятельств. Авторско-режиссёрский замысел праздничной композиции. Элементы праздничной композиции. Структура праздничной композиции. Режиссёрско-постановочное решение праздника.