Какая идея содержится в следующем фрагменте из диалога Платона «Пир»?(Выберите один ответ)
«...Он увидит, прежде всего, что прекрасное существует вечно, что оно не возникает, не уничтожается, не увеличивается, не убывает; далее, что оно не прекрасно здесь, не безобразно там; ни что оно то прекрасно, то не прекрасно; ни что оно прекрасно в одном отношении, безобразно в другом; ни что в одном месте оно прекрасно, в другом безобразно; ни что для одних оно прекрасно, для других безобразно. Прекрасное не предстанет пред ним в виде какого-либо облика, либо рук, либо какой иной части тела, ни в виде какой-либо речи, или какой-либо науки, ни в виде существующего в чем-либо другом, например, в каком-либо живом существе, или на земле, или на небе, или в каком-либо ином предмете. Прекрасное предстанет пред ним само по себе, будучи единообразным с собою, тогда как все остальные прекрасные предметы имеют в нем участие таким, примерно, образом, что они возникают и уничтожаются; оно же, прекрасное, напротив, не становится ни большим, ни меньшим и ни в чем не испытывает страдания».
Пир, 211—211 D, пер. С. Жебелева
Варианты ответов
1. Идея несовершенства и изменчивости земной красоты
2. Противопоставление относительности и преходящего характера земной красоты прекрасному как принципу, потусторонней, неизменной, вечной идее
3. Идея относительности красоты
4. Идея сложности красоты
Кто из античных философов развивал учение об эманации как истечении Единого, воспринимая которое душа испытывает наслаждение, в котором на первый план выступает эстетический момент?(Выберите один ответ)
Варианты ответов
- Платон
- Зенон
- Сенека
- Плотин
Каков смысл древнегреческого этико-эстетического идеала калокагатии? (греч. kalos kai hagatos - красивый и хороший)
Варианты ответов
1. Идеал калокагатии побуждал человека во всем достигать совершенства
2. Идеал калокагатии требовал воспитания гражданина греческого полиса мужественным и физически крепким, выносливым
3. Идеал калокагатии воплощал гармонию телесной красоты и душевного совершенства, добра, добродетели.
4. Идеал калокагатии предполагал борьбу телесного и духовного начал человека
Какая из статуй воплощает идеал «калокагатии»?(Выберите один ответ)
Варианты ответов
- Статуя Зевса Олимпийского из храма Зевса в Олимпии
- Статуя Аполлона Бельведерского
- «Дорифор» Поликлета
- «Дискобол» Мирона
Представителям какого из направлений философии и эстетики эллинизма могло принадлежать следующее высказывание:(Выберите один ответ)
«Я не знаю, что я вообще мог бы представлять себе в качестве блага, если бы я отбросил удовольствие от еды и питья, если бы я презирал наслаждения любви и если бы я не был вместе с моими друзьями слушателем музыки и зрителем прекрасных произведений искусства».
Варианты ответов
- Пифагорейцам
- Эпикурейцам
- Стоикам
- Скептикам
Какому периоду истории могло принадлежать следующее утверждение:
«Он, то есть Бог, не только совершенно прекрасен в себе самом как предел красоты, но, кроме того, он есть причина действующая, причина-образец и причина конечная всей созданной красоты» (Выберите один ответ)
Варианты ответов
- Античности
- Новому времени
- Средневековью
- Возрождению
В какую эпоху большое внимание уделялось пониманию прекрасного как света, эстетике света и цвета? (Выберите один ответ)
- В античную эпоху
- В эпоху Просвещения
- В эпоху постмодерна
- В эпоху средневековья
Почему комическое и смешное порицалось и отвергалось церковью в эпоху средневековья?(Выберите один из наиболее подходящих ответов).
Варианты ответов
- Потому что Христос в канонических евангелиях никогда не смеется
- Потому что смех говорит об отсутствии страха и духовной победе над предметом смеха
- Потому что смех считался грехом
- Потому что Христос искупил грехи мира страданиями и мученической смертью
Каков был идеал красоты человека в религиозно-церковной культуре средневековья?(Выберите один ответ)
Варианты ответов
- Идеал физической красоты и религиозной духовности
- Идеал религиозной духовности
- Идеал гармонии духовной и телесной красоты
- Идеал телесной аскезы и пламенной религиозной духовности
Какая эстетическая проблема обсуждается героями романа У. Эко «Имя розы»?(Выберите один ответ)
Варианты ответов
- Проблема прекрасного
- Проблема безобразного
- Проблема комического
- Проблема трагического
Какая из субкультур средневековья именуется «смеховой культурой» по причине активного использования смеха и комического?(Выберите один ответ)
Варианты ответов
- Крестьянства и городских низов
- Религиозно-церковная
- Рыцарская
- Городская, бюргерская
Одной из фундаментальных особенностей эпохи Возрождения был (была, было):(Выберите один ответ)
Варианты ответов
1. антропоцентризм
2. вера в Христа
3. появление университетов
4. ритуал служения Прекрасной Даме
Назовите ведущий вид искусства эпохи Возрождения(Выберите один ответ)
Варианты ответов
1. Музыка
2. Архитектура
3. Живопись
4. Литература
Какой эпохе могли принадлежать следующие рассуждения:(Выберите один ответ)
«… тот поступает в высшей степени умно и справедливо, кто стремится получить журавлиную шею, чтобы продлить наслаждение (от пищи – В. Л.)… О, если бы у человека были не пять, а пятьдесят или пятьсот чувств! Ведь если те, каковые мы имеем, хороши, почему мы не должны добиваться других того же рода!»
Варианты ответов
- Античности
- Эпохе Возрождения
- ХХ веку
- Эпохе Просвещения
Художественное творчество какой эпохи впервые взяло на вооружение принцип «подражания античности»?(Выберите один ответ)
Варианты ответов
- Эпохи средневековья
- Эпохи барокко
- Эпохи Просвещения
- Эпохи Возрождения
Эстетика какой эпохи и какого стиля отличается культивированием безмерного и чрезмерного, конфликтов и контрастов? (Выберите один ответ)
Варианты ответов
- Эпохи средневековья, готического стиля
- Эпохи романтизма, искусства романтизма
- Эпохи барокко, стиля барокко
- ХХ века, искусства ХХ века
В каком трактате изложены принципы эстетики классицизма? (Выберите один ответ)
Варианты ответов
- Б. Грасиан «Остроумие или искусство изощренного ума»
- Н. Буало «Поэтическое искусство»
- Э. Бёрк «Философское исследование о происхождении наших идей о возвышенном и прекрасном»
- Вольтер «Вкус»
Герои произведений являются современники, действующие в ситуациях обычной, повседневной жизни в художественном направлении…(Выберите один ответ)
Варианты ответов
- Реализм
- Барокко
- Классицизм
- Сентиментализм
Эстетику какой исторической эпохи можно назвать «эстетикой вкуса»?(Выберите один ответ)
Варианты ответов
- Постмодерна
- Возрождения
- Барокко
- Просвещения
Какое из направлений искусства поддерживали французские просветители?(Выберите один ответ)
Варианты ответов
- Сентиментализм
- Реализм
- Барокко
- Классицизм
Кому из философов XVIII века принадлежит определение эстетического чувства (чувства прекрасного) как лишенного практической заинтересованности, бескорыстного?(Выберите один ответ)
Варианты ответов
- Д. Юму
- А. Баумгартену
- И. Канту
- Д. Дидро
Назовите одно из основных направлений искусства XIX века(Выберите один ответ)
Варианты ответов
- неоклассицизм
- рококо
- романтизм
- импрессионизм
Назовите имя одного из деятелей искусства, создателя дизайна(Выберите один ответ)
Варианты ответов
- У. Моррис
- О. Уайльд
- Ч. Диккенс
- Б. Бриттен
В конце XIX – первой трети ХХ веков европейская культура и искусство все более определенно поляризуются на:
Варианты ответов
- Профессиональную(ое) и любительскую(ое)
- Буржуазную(ое) и пролетарскую (ое)
- Элитарную(ое) и массовую(ое)
- Мужскую(ое) и женскую(ое)
Одним из значимых эстетических феноменов культуры ХХ века становится широкое распространение эстетики…
Варианты ответов
- Безобразного
- Прекрасного
- Возвышенного
- Трагического
Вопросы для итогового контроля успеваемости (зачета) в первом семестре
1. Предмет эстетики
2. Основные эстетические категории (прекрасное и безобразное)
3. Основные эстетические категории (возвышенное и низменное)
4. Основные эстетические категории (трагическое и комическое)
3. Эстетическое сознание (эстетическое чувство)
4. Эстетическое сознание (эстетический вкус)
5. Искусство: критерии и границы
6. Художник
7. Произведение искусства
8. Восприятие искусства
9. Морфология искусства (виды искусства)
10. Типология исторического развития искусства: школа, течение, направление, стиль
11. Учение пифагорейцев о «гармонии сфер»
12. Платон о прекрасном (диалоги «Гиппий Больший», «Пир»)
13. Аристотель о катарсисе (по работе «Поэтика»)
14. Эстетические идеи эпикурейцев
15. Плотин о прекрасном
16. Прекрасное, возвышенное и безобразное в религиозной эстетике средних веков
17. Комическое в религиозной эстетике средних веков
18. Народная смеховая культура средневековья и Возрождения (по работе М. М. Бахтина «Творчество Франусуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения)
19. Тема любви и служение Прекрасной Даме в рыцарской культуре средневековья
20. Красота человека в портретной живописи Возрождения
21. Влияние науки на искусство Возрождения
22. Творец искусства как культурный герой Возрождения
23. Виды искусства Возрождения («Книга о живописи» Л. да Винчи)
24. Эстетические принципы барокко (Б. Грасиан «Остроумие или искусство изощренного ума»)
25. Эстетические принципы классицизма (Н. Буало «Поэтическое искусство»)
26. Вкус – основная эстетическая категория просветительской эстетики
27. Прекрасное в интерпретации Д. Дидро (статья «Прекрасное» в «Энциклопедии»
28. Театр и театральность в искусстве XVIII века
29. Личность художника и процесс художественного творчества в эстетике романтизма
30. Иерархия видов искусства и романтическая идея синтеза искусств
31. Эстетические принципы символизма и стиля «модерн»
32. Элитарная и массовая культура и искусство ХХ века
Вопросы для итогового контроля успеваемости (экзамена) в четвертом семестре
1. «Язык искусства» его особенности и отличия от других языков
2. Языковые революции в искусстве
3. Лидерство искусства Древней Греции в европейской культуре VII–I вв. до н. э.
4. Художественные достижения Древнего Рима
5. Художественные открытия религиозно-церковной культуры западноевропейского средневековья
6. Художественные открытия светской культуры западноевропейского средневековья
7. Особенности народной культуры западноевропейского средневековья
8. Романский стиль в архитектурном синтезе искусств
9. Готический стиль в архитектурном синтезе искусств
10. Многообразие школ и индивидуальных стилей Ренессанса
11. Художественные достижения византийской культуры (архитектура)
12. Художественные достижения византийской культуры (мозаика)
13. Художественные достижения византийской культуры (иконопись)
14. Своеобразие русской средневековой архитектуры
15. Художественная уникальность русской иконы
16. Художественные стили конца XVI – XVII веков
17. Манифест классицизма (Н. Буало «Поэтическое искусство»)
18. Манифест барокко (Б. Грасиан «Остроумие или искусство изощренного ума»)
19. Художественные стили XVIII века
20. Рождение научной истории искусства, эстетики и художественной критики в XVIII веке
21. Художественные стили первой половины XIX века
22. Художественные стили второй половины XIX века
23. Рождение новых европейских национальных школ искусства в XIX веке
24. Художественные достижения русского искусства XIX века
25. Художественные стили первой трети ХХ века
26. Роль русского авангарда в художественной культуре первой трети ХХ века
27. Заказчик и меценат в системе художественного производства
28. Потребление искусства как способ социальной и культурной идентификации
29. Публика в истории искусства
30. Массовая культура и искусство ХХ века
31. Элитарная культура и искусство ХХ века
32. Художественные объединения в России начала XX в. (характеристика одного из объединений)
33. Эстетические принципы реализма
34. Музеизация культуры и искусства ХХ века
35. Эстетизация жизненного пространства представителями искусства стиля модерн
36. Влияние научных открытий на искусства XVII в.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Эстетика и теория искусства»
Методические рекомендации по подготовке к участию в семинарских занятиях, предусмотренных в рамках изучения раздела № 2 «История эстетики»
Семинарские занятия являются одним из основных видов учебной работы по освоению дисциплины «Эстетика и теория искусства».
Семинарские занятия стимулируют регулярное изучение студентами основной и дополнительной литературы по дисциплине; закрепляют знания, полученные студентами на лекциях и во время самостоятельной работы с научной литературой и первоисточниками; расширяют круг знаний, а также способствуют их систематизации и структурированию.
Семинарские занятия развивают у студентов навыки устного публичного выступления, свободного ведения дискуссии, в том числе, оперируя специальной терминологией. Одной из главных задач проведения занятий в форме семинара является развитие способности к самостоятельному мышлению, формированию и аргументации собственной позиции, а также умению модифицировать эту позицию при столкновении с убедительными контраргументами.
Задачами проведения семинарского занятия являются: формирование и развитие умения самостоятельно анализировать актуальную научную информацию, сравнивать аргументы спорящих сторон, выбирать наиболее развернутые и убедительные из них.
В круг задач семинарских занятий также входят: формирование и развитие навыков публичных выступлений, ведения дискуссии, формирование первичных навыков научной работы, стимулирование интереса к самостоятельному поиску новых идей и фактов. Таким образом, семинарские занятия содержат элементы исследовательского характера, направлены на формирование научного мышления, умения находить, отбирать и интерпретировать информацию по гуманитарным наукам.
Семинарские занятия строятся на системе докладов, которые готовятся студентами по заранее выбранной ими теме. Примерные темы докладов приведены в настоящем учебно-методическом комплексе. В то же время студент может, по согласованию с преподавателем, самостоятельно сформулировать тему для своего выступления.
Доклады, разрабатываемые студентами для семинарского занятия в рамках изучения раздела № 2 «История эстетики» основываются на развернутом анализе материалов форума, содержащих обсуждение актуальных проблем истории эстетики.
Обязательным требованием к докладу на семинарском занятии является его сопровождение компьютерной презентацией. Содержание презентации должно включать название темы доклада, его план, реферативное изложение его содержания, основные выводы. Презентация может включать демонстрацию фрагментов информации, раскрывающей или уточняющей тему доклада.
При оценке докладов наиболее существенными критериями являются глубина, самостоятельность, убедительность и аргументированность предложенного студентом анализа темы, полнота ее раскрытия, а также наличие плана, в котором отражается логичность построения доклада, и выводов. Доклад должен содержать список источников, которые использовались при его подготовке, составленный по требованиям ГОСТа («Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.0.5. 2008).
Важным критерием при оценке выступления студента на семинарском занятии является соблюдение регламента. Продолжительность выступления не может превышать 15 минут. Необходимо также помнить о грамотности, стилистической выдержанности речи выступающего, корректности использования специальных терминов. Использование бытовой лексики и слов-паразитов, тавтология, стилистические и грамматические ошибки, а также чтение текста доклада снижают впечатление от выступления и не могут не сказаться на его оценке.
Семинарское занятие как форма учебной работы предполагает не только выступление студентов с докладами, подготовленными заранее, но и развернутую беседу по каждому из выступлений. Именно поэтому участие в семинаре - это еще и участие в такой беседе, предполагающее постановку вопросов, связанных с темой доклада, формулирование ответов на них, полемику как с авторами докладов, так и с другими студентами, участвующими в семинарском занятии. Более того, можно сказать, что именно вопросы и ответы на них, а также свободная дискуссия по каждому из вопросов семинарского занятия и составляют его основное содержание.
Способность поставить вопрос, предложить свой вариант ответа, как и участие в дискуссии предполагают достаточно глубокую подготовленность по соответствующей теме. Именно поэтому подготовка к семинарскому занятию должна включать не только создание текста собственного выступления, но и знакомство с каждым из вопросов, выносимых на обсуждение на семинаре.
Методические рекомендации по написанию эссе,
предусмотренному как часть самостоятельной работы студента при изучении раздела № 1 «Основные теоретические проблемы эстетики».
Подготовка эссе является одним из важных этапов обучения, предусмотренных в рамках дисциплины «Эстетика и теория искусства», а также одной из основных форм контроля выполнения студентом самостоятельной работы.
Показателями высокой степени овладения студентом общекультурными и профессиональными компетенциями являются умение творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам. Эссе относится к заданиям высокого уровня сложности, позволяя проверить качество овладения студентом содержанием первого раздела дисциплины «Эстетика и теория искусства», а также умениями воспринимать, анализировать, обобщать информацию, самостоятельно анализировать научную, публицистическую, критическую литературу, применять специальную лексику и терминологию, логично и последовательно излагать свои мысли, делать аргументированные выводы, строить письменную речь.
Эссе представляет собой прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на выбранную тему. Эссе выражает индивидуальные впечатления и субъективное мнение автора по некоему поводу или предмету и потому не претендует на объективность и полноту.
Жанр эссе позволяет автору в свободной форме излагать мысли и суждения высказывать субъективную точку зрения, оригинально освещать материал. Эссе - это размышление на тему, мысли вслух, свободное выражение своей точки зрения.
Эссе представляет собой произведение малой формы. Задача при написании эссе состоит в том, чтобы выразить оригинальную авторскую позицию во выбранной теме по возможности кратко.
Эссе - это сочинение свободное по композиции, которая подчиняется авторской логике, а не формальным требованиям. В то же время эссе должно обладать внутренним смысловым единством и непротиворечивостью суждений; его ключевые тезисы и утверждения должны быть аргументированы.
Важно помнить, что эссе, выражающее личную позицию автора, не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на ее полный, законченный анализ. При написании эссе необходимо избегать как неясных, так и излишне «строгих» построений. Эссе предполагает акцент на активном использовании средств художественной выразительности: метафор, аллегорий, символов, сравнений. Использование многочисленных примеров, неожиданных параллелей, аналогий и ассоциаций для выражения личностного восприятия, субъективной позиции автора не только допустимо, но и приветствуется. Именно поэтому хорошее эссе может написать только тот, кто свободно
владеет темой.
Структура эссе включает следующие компоненты: введение, в котором обосновывается тема эссе, определяется исходная авторская позиция; основную часть, в которой приводятся размышления автора по теме эссе, а авторская позиция аргументируется; заключение, в котором суммируются сделанные выводы и приводится окончательная формулировка авторской позиции. Каждый из параграфов, составляющих основную часть эссе, содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, вывод, являющийся частью аргументации и ведущий к окончательной формулировке авторской позиции.
Для написания эссе выберите научную или научно-популярную литературу, освещающую выбранную тему. Внимательно изучите ее. Она может быть весьма полезной при написании эссе, поможет расширить круг затрагиваемых вопросов, рассмотреть их с разных позиций, выявить неожиданные аспекты рассматриваемой темы. Сформулируйте собственную позицию, найдите аргументы, ее обосновывающие.
Продумайте последовательность изложения ваших основных тезисов и сопровождающих их аргументов. Изложите ваши тезисы и аргументы в определенной вами последовательности. Напишите ведение к эссе, указав обстоятельства, ставшие причиной выбора темы. Напишите окончательный вариант эссе, осуществив литературную обработку вашего текста.
При оценке эссе наиболее существенными критериями являются новизна заявленной темы, глубина и оригинальность авторской позиции, логичность и непротиворечивость аргументации, широта демонстрируемой автором эрудиции.
Эссе должно представлять собственную точку зрения, позицию, отношение автора к заявленной теме. Тема эссе должна быть раскрыта. В то же время эссе должно включать только ту информацию, которая необходима для высказывания и аргументации авторской позиции.
Эссе должно восприниматься как единое целое, его идея должна быть ясной и понятной. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль. Изложение выводов должно соответствовать требованиям логики, быть последовательным и доказательным, аргументация - убедительной, полной и непротиворечивой.
Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, идеи, корректно употребляя специальную терминологию. Язык, которым написано эссе, должен быть стилистически выдержанным, по возможности ярким и образным.
Правила оформления эссе.
Эссе должно быть снабжено титульным листом, на котором указываются: название министерства, вуза, факультета, выпускающей кафедры; тема эссе; ФИО студента, выполнившего эссе; ФИО, ученая степень, ученое звание преподавателя, проверяющего эссе; город, год.
Используется шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал 1,5.
Объем эссе должен составлять от 15 до 20 тысяч знаков с пробелами.
Сноски и список использованной литературы, если они есть, должны быть оформлены в соответствии с ГОСТом «Библиографическая ссылка 7.0.5-2008».