Тема 5. Ритм, детали и декоративная отделка в костюме
1. Ритм и его понятие. Характеристика различных видов ритма, использованных в композиции
Ритмом называется закономерное чередование однородных элементов (звуковых, речевых, изобразительных).
Ритм как эскизный импульс проявляется во всех явлениях природы. Ритм чувствуется в смене времён года, в движении времени, чередовании дня и ночи, в движении волн и т.д.
Одним из основных проявлений ритма является повторность элементов, форм и интервалов между ними, объединённых сходными признаками. Ритм способствует достижению гармоничной ясности и завершённости, выразительности образа, чёткости его восприятия.
Существуют следующие виды ритмов в одежде:
1) Простой равномерный ритм. Он заключается в закономерном, последовательном чередовании одинаковых по форме, размеру и цвету элементов композиции и их интервалов. Он может проявляться по-разному:
• в повторности форм и элементов, при которой интервал является границей членения формы (рис. 5.1, а, б);
• в повторности форм с сохранением равных интервалов между ними (рис. 5.1, в, г).
2) Пропорционально-последовательный ритм – это более сложная закономерность повторения элементов форм и интервалов между ними с пропорциональным их увеличением или уменьшением (рис. 5.1, д, е).
Рис. 5.1. Виды ритмов в одежде:
1, 2 3, 4 – простой равномерный; 5, 6 – пропорционально-последовательный
3) Ритмическое построение на основе симметрии. Симметрия воплощает в себе не только повторение, но и завершённость. Такое построение можно видеть в симметричном относительно центральной осевой линии фигуры расположении декоративных линий, деталей и элементов отделки - карманов, клапанов, хлястиков, складок, а также в расположении пуговиц двубортной (смещенной) застёжки (рис. 5.2, а).
4) Радиально-лучевой ритм – это когда ритмические элементы берут начало из одного места (на одной оси). Следует выделить 2 вида радиально-лучевого ритма:
• простая равномерная закономерность – чередование однородных и равных по величине линий, берущих начало в одном месте (веер, складки на юбке “солнце”, плиссе);
• прогрессирующий радиально-лучевой ритм, закономерность которого проявляется в расположении различных лучеобразных драпировок (рис.5.2, б).
5) Ритмические построения, совмещающие различные виды ритмов. Под такими построениями подразумевают соединение в одной и той же композиции различных видов ритма, взаимно увязанных и подчинённых один другому. Нельзя перегружать одежду разнообразными ритмами – нарушается целостное восприятие композиции (рис. 5.2, в).
Рис. 5.2. Виды ритмов в одежде:
1 – на основе симметрии; 2 – прогрессирующий радиально-лучевой;
3 – совмещение различных видов ритмов
2. Основные виды деталей
Воротник – деталь одежды, которой оформляется вырез горловины. Появился как элемент костюма в XIII в. Большинство воротников имеют обычно 2 основные части – отложную (отлёт) и стойку. Путём изменения очертаний отлёта и стойки можно получить различные варианты воротников.
По форме воротники делятся на 5 групп (рис. 5.3):
• воротники-стойки;
• воротники с застежкой доверху с закрытой горловиной (стояче-отложной, отложной, плосколежащий);
• воротники с открытой горловиной и с лацканами (отложной открытый, апаш, пиджачный);
• воротники цельновыкроенные (шалька, матросский);
• воротники фантазийные («хомут», драпированный).
Воротник может быть съёмным, являясь декоративным дополнением костюма (кружевной воротник, меховой воротник).
Карманы бывают прорезные, накладные, расположенные в швах изделий. С XIII по XVI века карман был самостоятельным изделием – тканым или кожаным кошельком, который прикреплялся к поясу.
Прорезные карманы делают в рамку с клапаном и листочкой; накладные – с верхним, боковым и прорезным входом, с листочкой, отворотами, клапанами и без них. Карманы в швах рельефов, кокеток, в подрезах могут быть горизонтальными, вертикальными, наклонными, с клапанами, листочками, отворотами. Прорезные карманы применяют в брюках, юбках, пиджаках, пальто; в блузах и сорочках чаще – накладные, в швах.
Кокетка – верхняя отрезная часть спинки, полочки (переда) изделия, а также юбки и брюк. Различают неотлетные (притачные и накладные) и отлетные кокетки. По своей конфигурации они могут быть прямыми, овальными, с углами.
Пояс – модная деталь одежды для закрепления на фигуре человека (помещаемая на талии или чуть ниже) и декоративного оформления. Часто он разделяет различные части одежды, являясь элементом декора, несёт функциональную нагрузку. Пояса были известны уже в бронзовом веке. По конструкции их можно разделить на застёгивающиеся и завязывающиеся. Изготавливаются из различных материалов.
Хлястик является отделочным элементом, форма и расположение которого зависит от фасона изделия.
Хлястики в плечевых изделиях расположены на спинке, полочках, карманах, рукавах. Хлястики в брюках предназначены для регулирования их ширины вверху. При соединении с изделием хлястики пристёгиваются пуговичками или втачивают в соединительные швы.
Пата – небольшая, часто декоративная деталь одежды прямоугольной формы. Одним концом обычно пришивается к детали, другим – пристёгивается на пуговицу, кнопку или велькро.
Функциональная пата служит для регулирования ширины детали (например, рукава внизу).
Погоны - наплечные знаки различия на форменной одежде военнослужащих. В моде XX в. погоны использовались в стиле милитари на пальто, плащах, жакетах.
Вышеперечисленные основные детали подчёркивают стиль одежды (спортивный, классический), создают форму и силуэт (могут уменьшать и увеличивать форму).
Основные детали в костюме должны быть увязаны единством формы, отделки. Они создают единство композиционного решения.
Детали различаются по половозрастному признаку (мужские, женские, детские).
Воротник может быть съёмным, являясь декоративным дополнением костюма (кружевной воротник, меховой воротник).
3.Виды декоративных отделок и материалы, используемые для них
Всё многообразие отделок можно подразделить на 7 групп:
• Отделка, получаемая в результате выполнения всех видов вытачных рельефных швов, складок, буф, драпировок, оборок, отделочных строчек. Она может быть средством создания формы, членения формы на части, связи формы и она неразрывно связана с конструкцией изделия. Такая отделка лаконична, стабильна; имеет не только декоративное, конструктивное назначение, но и утилитарное.
• Отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, бейки, канты, галстуки, клапаны. Она украшает форму, создает зрительное движение на её поверхности.
• Отделка специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы. Используя отделки этой группы можно изменить назначение и характер модели. Нарядной одежде они придадут праздничность, декоративность; повседневной одежде – чёткость, строгость, формоустойчивость краёв.
• Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, застёжки-молнии. Она является элементом застёжки и выполняет важную утилитарную роль, но может выполнять декоративную роль.
• Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами – наиболее декоративны. Вышивка может быть ручная и машинная; выполненная нитками, бисером, блёстками-пайетками. Вышивка вносит в одежду элемент нарядности и часто может быть центром композиции. Вид вышивки определяется назначением изделия.
• Отделка другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, бархат, кружевное полотно, ткани. Она имеет декоративное и утилитарное значение (например, применение в меховом пальто планки и манжет из кожи повышает износоустойчивость изделия).
• Отделка деталей изделия печатным рисунком носит чисто декоративный характер; применяется при изготовлении изделий из светлых синтетических тканей.
Применение в одном изделии нескольких видов отделки требуют их согласованности, чтобы не нарушать целостности композиционного решения.
Выбирая тот или иной вид отделки, избегайте перегрузки. В декорировании костюма существует лишь одно правило, но оно требует беспрекословного подчинения: соблюдение чувства меры!
Подведем итоги:
• Ритмом называется закономерное чередование однородных элементов (звуковых, речевых, изобразительных).
• Существуют следующие виды ритмов в одежде:
– простой равномерный ритм двух видов (в повторности форм и элементов, при которой интервал является границей членения формы; в повторности форм с сохранением равных интервалов между ними);
– пропорционально–последовательный ритм;
– ритмическое построение на основе симметрии;
– радиально-лучевой ритм двух видов (простая равномерная закономерность; прогрессирующий радиально-лучевой ритм);
– ритмические построения, совмещающие различные виды ритмов.
• Основные виды деталей в одежде: воротники, карманы, кокетки, пояса, хлястики, паты, погоны.
• Виды декоративных отделок:
– Отделки, получаемые в результате выполнения всех видов вытачных рельефных швов, складок, буф, драпировок, оборок, отделочных строчек.
– Отделки деталями, выполненные из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, бейки, канты, галстуки, клапаны.
– Отделки специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы.
– Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, застёжки-молнии.
– Отделки вышивкой, аппликацией, эмблемами – наиболее декоративны. Вышивка может быть ручная и машинная; выполненная нитками, бисером, блёстками-пайетками.
– Отделки другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, бархат, кружевное полотно, ткани.
– Отделка деталей изделия печатным рисунком.
• Применение в одном изделии нескольких видов отделки требуют их согласованности, чтобы не нарушать целостности композиционного решения.
Тема 6. Роль материала в создании формы костюма
1. Понятие о форме и формообразовании костюма
Рис. 6.1. Изменение формы костюма в процессе формообразования
Внешнее проявление структуры костюма – это его форма, которая занимает в проектировании костюма одно из главных мест. Развитие формы тесно связано с изменениями моды и изменениями силуэтных решений (рис. 6.1). И все изменения моды образуют непрерывное движение формы, поэтому формообразование в проектировании играет большую роль.
Формообразование частей одежды осуществляется, главным образом, конструкцией: чем сложнее форма, тем многообразнее могут быть конструктивные линии выражающие её.
В каждом виде одежды различают два вида форм:
• главные – формы, которые составляют основу одежды, например, лиф, юбка, рукава;
• декоративно-костюмные – формы, которые служат для внешнего обогащения модели, к ним относятся декоративные элементы, а также детали одежды.
Особенностью декоративно-костюмных форм является то, что они не могут существовать самостоятельно, они должны подчиняться главным.
Каждая рассматриваемая форма одежды характеризуется следующими первичными элементами: геометрический вид формы, поверхность формы, конструктивные и декоративные линии, величина формы, масса формы, фактура материала, цвет и рисунок материала формы, орнамент, отделка и отделочные материалы.
Главным в моделировании формы одежды является материал, в зависимости от которого определяется способ образования формы.
2. Зависимость пластики формы от свойств материала
Под пластикой формы понимают постепенный переход от одного направления формы в другое. В зависимости от свойств материалов меняется пластика формы. Поэтому рассмотрим основные физико-механические свойства тканей.
• Растяжимость. По нити основы ткани растягиваются мало, по нити утка – значительно больше, а в косом направлении – особенно сильно. Из тканей, обладающих большой растяжимостью не следует проектировать изделия косого кроя, узкие платья с накладными и прорезными карманами, т. к. ткани в про-цессе эксплуатации вытягиваются и изделия теряют форму. В данном случае разрабатывают изделия свободной формы малого и умеренного объема.
• Усадка – частичное изменение длины и ширины ткани после увлажнения и влажно-тепловой обработки (хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани обладают большой усадкой, синтетические – малой усадкой).
Полезная усадка (присуща чистошерстяным и полушерстяным тканям) позволяет создавать и длительно удерживать форму с помощью влажно-тепловой обработки (оттягивать и сутюживать отдельные участки изделия).
Отрицательная усадка – сокращение ткани под воздействием воды и влажно-тепловой обработки. Поэтому ткани подвергаются предварительной декатировке.
• Осыпаемость (отрицательное свойство) – способность ткани осыпаться на срезах (искусственный шелк, шифон). При моделировании необходимо избегать применения подрезов, сложных рельефов, кокеток, прорезных карманов, ластовиц в цельновыкроенных рукавах.
• Упругость (сминаемость) ткани – отрицательное свойство. Ткани, не обладающие упругостью, легко мнутся и их нельзя использовать для слишком узких, прилегающих изделий, драпировок, рюш, складок. Шерстяные ткани мнутся мало, льняные – наоборот.
• Раздвижка нитей в швах характерна для натурального шелка, искусственных волокон, некоторых хлопчатобумажных тканей. При моделировании следует избегать узких форм.
• Драпируемость – способность ткани образовывать симметрично спадающие округлые складки. Чем мягче ткань, тем выше ее драпируемость (пластические свойства материала).
3. Декоративные свойства тканей: фактура, рисунок
Фактура — это внешнее проявление структуры ткани. Разные фактуры по-разному взаимодействуют с формой. Например, изделие из длинноворсового меха придает форме костюма округлость, обобщенность. Наиболее точно без искажений характер формы передают гладкие фактуры.
Различают следующие фактуры тканей:
• гладкие (поплин, сатин, атлас);
• шероховатые (креп, мосскреп);
• плотные (атлас, драп, сукно) или тонкие (джерси, жоржет),
• мягкие (батист, поплин, флис) и жесткие (гипюр, парча, крепжоржет);
• нежные (шифон, джерси) и грубые (рогожка);
• скользящие (вискоза) и нескользящие (ткани с шероховатой поверхностью);
• пушистые (мохер) и ворсистые (байка, фланель).
Все фактуры можно разделить на два вида:
• пассивные фактуры (шелк, лен). Их элементы настолько малы, что практически неразличимы глазом. Такие фактуры имеют однородную нейтральную поверх-ность и могут служить идеальным фоном для отделки и декора;
• активные фактуры (букле, мех и др.). Они обладают ярко выраженными элементами. Они достаточно декоративны и не нуждаются в дополнительном украшении.
Фактура материала с ярко выраженной рельефностью (буклированная) зрительно увеличивает объёмность; гладкие, прозрачные поверхности уменьшают объём.
Всё многообразие рисунков тканей можно представить следующими видами:
• рисунки геометрического характера - горох, полоса, клетка, их варианты;
• рисунки растительного характера представляют собой изобразительные и стилизованные формы растительного и животного мира;
• рисунки смешанного характера строятся на комбинации растительных и геометрических мотивов;
• тематические рисунки наиболее ярко представлены в сувенирных и шейных платках (сюжетные, индустриальные, спортивные);
• рисунки абстрактного характера - беспредметные, где нет конкретной темы изображения.
Каждый рисунок имеет свой раппорт, то есть повторяемость одной и той же темы по всему полотну.
Ткань может иметь купонный рисунок (раппорт равен ширине ткани) и каймовый рисунок (рисунок сконцентрирован и насыщен в виде каймы).
Материал, оформленный рисунком, имеет различное заполнение поверхности. Разреженный рисунок увеличивает величину и массу одежды; уплотнённый – уменьшает.
При моделировании различных видов одежды следует учитывать характер рисунка в связи с разделением одежды по половозрастному признаку, назначению, сезону и характеру изготовления одежды (индивидуальное, массовое).
4. Основные виды материалов, их особенности
Работая над силуэтом будущего изделия, мы должны помнить о том, что есть ткани, которые хорошо держат форму (тафта, плотная шелковая ткань, лен с лавсаном), есть ткани, хорошо драпирующиеся (крепсатин, бархат), ткани струящиеся (шелковый атлас, шифон), облегающие (лайкра, трикотаж), объемные (букле, мех, махровая ткань).
Таким образом, уже за счет одной фактуры ткани дизайнер получает практически неограниченные возможности для творчества, позволяющие добиться любого эффекта, ведь каждая ткань имеет свои достоинства, важно только знать их и уметь ими правильно воспользоваться.
Трикотажные полотна пластичны, эластичны, не стесняют свободы движений, мягкие. Они идеальны для облегающих моделей и спортивных костюмов (джерси, вязаные полотна, бархат на трикотажной основе и т.д.).
Детали кроя из трикотажного полотна стачиваются специальной эластичной или узкой зигзагообразной строчкой.
Эластичные ткани могут быть растяжимыми как в продольном, так и в поперечном направлении. Очень практичны также биэластичные (растяжимые в обоих направлениях) ткани для облегающих моделей (эластичный хлопок, джерси, лайкра, мастичный папийон).
Креповые ткани имеют зернистую поверхность, на ощупь напоминающую песок. Они благородны, красиво ниспадают и хорошо драпируются.
Шерстяные ткани имеют слегка шероховатую поверхность. Они достаточно хорошо держат форму, поэтому идеальны для костюмно-плательного ассортимента.
Хлопчатобумажные и льняные ткани обладают пассивной фактурой, поэтому они дают возможность максимально использовать декор. Кроме того, они гигроскопичны и гигиеничны, что дает возможность использовать их для изделий летнего ассортимента.
Поверхность текстильного материала определяется видом ткацкого переплетения (полотняное, саржевое, репсовое и т.д.) и волокнистым составом (хлопчато-бумажные, льняные, шерстяные, смешанные и т.д.).
Кроме тканей, поверхность которых определяется видом переплетения, в дизайне одежды широко используются и другие материалы, поверхность которых характеризуется уже другими качествами. Такими материалами являются: искусственная и натуральная кожа, мех, замша, разнообразные пленки.
5. Связь форм костюма с пластическими свойствами материалов.
Важнейшими свойствами, определяющими форму костюма, являются пластические свойства материалов. Работая с различными швейными материалами — тканью, трикотажем, кожей, мехом — художник должен предвидеть их поведение в проектируемом костюме, раскрыть их выразительные качества и способности.
Характер поведения ткани обусловливается волокнистым составом, способом его выработки и отделки. Каждый вид волокон по-своему воздействует на пластику материала, на его возможность образовывать мягкие или жесткие складки, плотную или рыхлую форму. Одни материалы способны сохранять заданную форму без поддерживающих каркасов, другие создают неустойчивую подвижную форму, постоянно изменяющуюся в процессе движения человека. Таким образом, благодаря пластическим свойствам швейных материалов, образуется различный композиционный строй костюма.
Влияние пластических свойств ткани на характер формы одежды можно наблюдать на примерах исторического костюма. Сравним для этого народный русский и китайский костюмы.
Русские крестьянки шили свою одежду из домотканого льняного или шерстяного полотна. Такая ткань отличалась значительной толщиной и жесткостью, поэтому она плохо драпировалась и была способна образовывать лишь жесткую форму одежды футлярного типа. Эти качества ткани определили характер пластики костюма — прямолинейную геометрическую (рис. 6.2).
Китай же издавна славился производством высококачественного шелка. Естественно, что одежда в Китае изготавливалась преимущественно из шелковых тканей, которые имеют прекрасные пластические свойства: «текучесть», подвижность, способность создавать красивые драпировки. Поэтому китайский костюм имеет совсем иной, в отличие от русского, криволинейный характер формы (рис. 6.3).
Рис. 6.2. Русский костюм; Рис. 6.3. Китайский костюм
Проектируя новую форму костюма, нужно помнить о соподчиненности пластики силуэта с пластикой всех его деталей и элементов. Единство композиции предмета достигается тогда, когда в ней существует связь между целым и частями. Если силуэт решен в одном пластическом ключе, а его элементы в другом, то может возникнуть противоречие между деталями и целым, а это ведет к несостоятельности композиционного решения.
Подведем итоги:
• Внешнее проявление структуры костюма – это его форма, которая занимает в проектировании костюма одно из главных мест.
• В каждом виде одежды различают два вида форм: главные и декоративно-костюмные.
• Главным в моделировании формы одежды является материал, в зависимости от которого определяется способ образования формы.
• Под пластикой формы понимают постепенный переход от одного направления формы в другое.
• Пластика формы меняется в зависимости от физико-механических свойств материалов: растяжимости, усадки, осыпаемости, сминаемости, раздвижки нитей в швах, драпируемости.
• Фактура — это внешнее проявление структуры материала. Существует 2 вида фактур: пассивные фактуры (шелк, лен) и активные фактуры (букле, мех и др.).
• Уже за счет одной фактуры ткани дизайнер получает практически неограниченные возможности для творчества, позволяющие добиться любого эффекта, ведь каждая ткань имеет свои достоинства, важно только знать их и уметь ими правильно воспользоваться.
• Существуют следующие виды рисунков тканей: геометрические, растительные, смешанные, тематические, абстрактные.
• Каждый рисунок имеет свой раппорт, то есть повторяемость одной и той же темы по всему полотну.
• Разреженный рисунок увеличивает величину и массу одежды; уплотнённый – уменьшает.
• Основные виды материалов: трикотажные полотна, эластичные ткани, креповые ткани, шерстяные, хлопчатобумажные и льняные ткани, искусственная и натуральная кожа, мех, замша, разнообразные пленки.
• Характер поведения ткани обусловливается волокнистым составом, способом его выработки и отделки. Существуют ткани, которые хорошо держат форму (тафта, лен с лавсаном), есть ткани, хорошо драпирующиеся (бархат), ткани струящиеся (шелковый атлас), облегающие (трикотаж), объемные (букле, мех).
• Благодаря пластическим свойствам швейных материалов, образуется различный композиционный строй костюма.
• Проектируя новую форму костюма, нужно помнить о соподчиненности пластики силуэта с пластикой всех его деталей и элементов.
Тема 7. Цвет в костюме
1. Свойства цветов и их использование в моделировании
Цвет — одно из важных композиционных средств в одежде, он способствует выявлению формы. В сочетании с формой и линиями цвет может усилить действие иллюзии.
Цвета, расположенные рядом, влияют друг на друга и воспринимаются нашим зрением в зависимости от цветового окружения. Иное восприятие цвета, происходящее вследствие его соединения с другими цветами, называется одновременным цветовым контрастом. Например, светлый цвет, находясь рядом с темным, кажется еще светлее, а темный рядом со светлым — темнее (светлотный контраст); красный, соприкасаясь с зеленым, кажется насыщеннее (хроматический контраст).
Положительным свойством всех малонасыщенных (пастельных) цветов является их гармоничное сочетание один с другим, что позволяет создавать красочные, нежные сочетания.
Перечислим некоторые иллюзорные свойства цвета:
• теплые цвета относятся к «выступающим», холодные – к «отступающим»;
• теплые цвета выявляют, подчеркивают форму, холодные – сглаживают ее, заглушая светотень;
• светлые цвета увеличивают размеры предмета, темные – уменьшают их;
• светлые цвета понижают четкость контура, темные – выявляют контур;
• светлые цвета легкие, темные – тяжелые (в одежде наиболее естественно сочетание светлого верха и темного низа).
Черный цвет, с одной стороны, заглушая светотень, делает форму строже и аккуратнее, а с другой стороны – четко очерчивает силуэт фигуры.
Вот почему, когда в одежде хотят подчеркнуть силуэт, применяют ткань темного, густого или сочного цвета (черного, василькового, вишневого, каштанового); когда хотят выявить форму, берут ткань теплого, светлого и яркого цвета (золотистого, горохового, салатового, коричневого); когда хотят иллюзорно уменьшить объем, применяют ткань темного холодного цвета (лилового, черно-синего, маренго, индиго).
Цвета теплые (желто-оранжево-красные), светлые, насыщенные – «выступаю-щие», для полных фигур применять не рекомендуется. Эти цвета более уместны для ху-дощавых и стройных людей. Так, светлые (яркие) перчатки при темном костюме притягивают взор и придают некоторую ширину фигуре. Черные туфли и черная шляпа при светлом костюме подчеркивают высоту.
Полным женщинам больше подходят цвета «отступающие» — темные, ненасыщенные, холодные (сине-зеленые). В этом случае следует избегать контрастных сочетаний цветов. Необходимо отвлекать внимание от подлежащих иллюзорному восприятию частей. Так, если у человека слишком широкая шея, надо поместить цветовое пятно, украшение или дать декоративную линию около талии или выше ее. При слишком плотном телосложении следует поставить главный цветовой акцент, привлекающий внимание, где-нибудь около шеи, а подчиненный — внизу юбки.
Выбирая цвет костюма для вечеринки, помните о том, что при искусственном освещении цвета меняют свои характеристики. Так при слабом освещении оранжевые и красные цвета блекнут, «гаснут», а синие и сине-зеленые – становятся более активными и яркими. При плохом сумеречном освещении красные и оранжевые становятся глубже и как бы уходят на второй план, а зеленые и синие наоборот – светлеют и выходят на первый план.
Цвет влияет и на гигиенические свойства одежды. Для лета предпочтительны светлые ткани, обладающие большой способностью отражать солнечные лучи.
Эмоциональное воздействие цвета на человека велико и многообразно: различные цвета и их сочетания вызывают различные чувства и ощущения, меняют настроение, на-вевают определённые образы: мрачные цвета удручают, светлые наоборот радуют, приподнимают настроение, яркие побуждают к активности.
2. Выбор цветовой гаммы одежды в соответствии с назначением, сезоном, возрастом.
Красота современной одежды зависит во многом от искусства находить цветовые гармонии, от удачно найденного сочетания фактур различных материалов. Все многочисленные свойства цвета и цветовых сочетаний необходимо знать при подборе элементов модели одежды по цвету.
Назначение костюма строго регламентирует выбор его основного цвета.
Для служебной одежды основной цвет должен быть скромным и сдержанным (пастельный или нейтральный), иначе он будет раздражать, утомлять окружающих. Цвета ярко-красный, оранжевый, ярко-желтый как основные для служебной одежды не рекомендуются.
Для нарядных, вечерних, бальных платьев и костюмов выбор основного цвета не ограничен. Это могут быть цвета: ослепительно золотой, пурпурный, красный, лиловый, алый, нежно-розовый, серебристо-голубой, апельсиновый и т.д. Важно только, чтобы цвет наряда украшал человека, выгодно подчеркивал его внешние достоинства и не привлекал внимания к недостаткам.
Домашняя одежда должна создавать ощущение удобства, уюта и непринужденности. Для этого ее основной цвет должен быть пастельный. А детали и дополнения могут быть светлыми или темными.
Основной цвет спортивной одежды может быть любым, но все же яркий цвет ей больше соответствует, как цвет молодости.
Времена года также требуют определенного подхода к выбору цвета одежды.
Осенью естественно и красиво смотрятся осенние локальные цвета одежды: плотный желтый и красный, золотисто-оранжевый, теплый коричневый или густой синий цвет неба прозрачной осени.
Весной хороши чистые, яркие и нежные цвета весны: нежно-зеленый, салатный, голубой, нежно-розовый, сиреневый, алый.
Летом со смуглой кожей человека и яркой природой хорошо смотрятся знойные насыщенные цвета: малиновый, коралловый, лимонно-желтый, ярко-розовый, электрик, малахитовый, изумрудный.
Зимой более естественно выглядят все холодные глубокие и сочные, светлые и мягкие цвета в основной одежде и холодные темные — в деталях: дымчатый и лиловый, стальной и сливовый, сине-зеленый и голубой, фиолетовый и др.
Учет возрастной группы при выборе цвета одежды.
Для солидного возраста выбор цвета в одежде несколько ограничен. Нельзя, например, человеку солидного возраста рекомендовать сочетание голубого с розовым, красного с темно-зеленым или резких цветов, т. к. они привлекают чрезмерное внимание. Это не значит, что надо остановить свой выбор только на мрачных тусклых цветах. Можно использовать ткани самых чистых и ярких цветов, но смягченные и оттененные нейтральными. Бледно-желтый цвет с белым и черным может быть очень изысканной цветовой гаммой для человека с сединой.
Учитывая возрастную деформацию фигуры, пожилым людям следует рекомендовать в одежде холодные, спокойные, глубокие цвета: свекольный, бордовый, пурпурно-лиловый, индиго, изумрудный, темно-бронзовый. Для лица, потерявшего с возрастом свежие краски, рекомендуется подбирать ткани таких цветовых сочетаний, которые бы освежали лицо.
Молодых украшают те цвета, которые подчеркивают всю прелесть и природные краски возраста. Это нежные, сочные цвета: бирюзовый, алый, голубой, желтый, розовый и т.д.
Некоторые глубокие темные цвета, хорошо выявляющие стройный силуэт молодой фигуры, одновременно взрослят и даже старят юное лицо: темно-коричневый, лиловый и черный.
Очень важно уметь подобрать цвет одежды к лицу человека, цвету волос, глаз и т. д.
3. Костюм, индивидуальность, цвет.
Цвета отдельных элементов костюма должны тщательно подбираться в соответствии со всем костюмом и выявлять при этом достоинства индивидуальности. Человек, желающий быть одетым в соответствии со своей индивидуальностью, выбирает цвета, которые гармонируют с цветом его кожи, волос, глаз.
Почти каждый может носить одежду темного тона соответствующего цвета. Оранжевый цвет полной яркости слишком силен для нормального цвета кожи. Черный и белый цвета подходят людям почти с любым цветом кожи.
При подборе цвета костюма цвет глаз по сравнению с цветом кожи и волос не имеет большого значения из-за незначительности их площади. Небольшое пятно яркого цвета, соответствующее цвету глаз, может выгодно подчеркнуть их (например, ярко-синий цвет на голубоглазой блондинке).
Есть общие правила по выбору цветов для людей с различными оттенками кожи, волос, глаз, но их существует так много, что выбор должен делаться для каждого индивидуально. Правила эти могут использоваться как некоторые рекомендации, но не как непреложный закон.