Сохранение жизни спектаклей
Поддержание зрительского интереса, привлечение зрителя.
Не все спектакли будут иметь одинаковый успех, это учитывалось в планировании (90% только с 2 постановок, с 5 76%, с 1 70%)
Расчеты не строились на основании фактического среднего сбора с наиболее удачных постановок и не были средним сбором со всех постановок, а были сознательно занижены.
Взаимоувязывающим фактором в планировании сезона был бюджет
Составлялись подневные анализы проката ( в какой день, как влияет)
Была введена абонементная система. Все спектакли делились на 8 групп
Представление первого абонемента
Остальных абонементов
Представление старых постановок в будние дни
Представление новых постановок в будни
Вечерние представления на рождество и Масленицу
Утренние в это же время
Представления в обыкновенные утра
По каждой группе определялся средний сбор, также заниженный, который позволял определить плановую величину доходов.
Через 18 лет деятельности Станиславский скажет о необходимости включения лучших старых постановок в афишу, по 20 представлений ежегодно.
МХАТ уже в процессе подбора оценивал репертуар с точки зрения сценической жизни ( 70е и 100е представления являются истинно художественными, тем не менее допускалось существование постановок на 1 сезон)
Значительным средством в планировании стало изучение информации о уже прошедших спектаклях
За каждым спектаклем велась слежка когда, кол-во проданных билетов, сбор. Выводился коэффициент посещаемости ( прод. бол/ком вместимость)
Денежный сбор/валовый сбор – какие билеты ( дешевые или дорогие ) раскупают быстрее, естественно дешевые.
Постановки ранжировались в зависимости от зрительского успеха: средний сбор с каждого названия.
По каждой постановке число представлений 1 полные сборы 2 выше среднего 3 ниже среднего 4 менее половины 5 менее трети
Сколько всего спектаклей имели высокую или низкую посещаемость.
На основной сцене в среднем играли 160-170 спектаклей в год. За первые 17 сезонов, вместе с гастролями, в среднем за сезон было сыграно 200 спектаклей.
Принципы и способы планирования и организации работ по новым постановкам в МХТ.
Перспективный план устанавливал главные ориентиры, а на его основе составлялся краткосрочный план, в котором устанавливался календарный порядок работ.
Составлялась иерархия планов. Подневный минимум за месяц. Такой среднесрочный план служил ориентиром и не имел обязательного характера. Так чаше всего о спектаклях оповещали за неделю, а позже за 2.
Недельный (краткосрочный ( распечатывался и раздавался всем артистам, афиши же выходили за 4 дня) ) – среднесрочный ( наиболее разумный вариант по календарному планированию и почасовому расписанию работ) – сезонный(впервые все разрабатывалось во взаимосвязи). Но, тем не менее, не было точных сроков выпуска постановок. Дата премьеры ориентировочно и уточнялась. Иногда вообще среднесрочный план могли полностью переделать, в зависимости от ситуации.
В отличие от Императорских театров планирование решалось не единовременно, а являлось постоянным процессом.
Главным опорным пунктом плана были новые постановки, к которым добавлялись старые. Премьеры играли несколько раз подряд: сначала, чтобы посмотрели все у кого абонементы (туда входили все премьеры), а потом и все любители театра.
Для разрядки в начале сезона (чтобы не играть подряд один и тот же спектакль) нужны были сильные по сборам спектакли, поэтому к началу каждого сезона было готово 2 премьеры.
Система эксплуатации Немировича сводилась к тому, что из 20 показанных спектаклей 12 – новые постановки.
Если задерживалась вторая премьера, то эксплуатировали первую, перегружая актеров или имели ввиду старый кассовый спектакль.
Случались и проблемы, приходилось полностью пересматривать запланированный календарный план, так, примеру, «Юлия Цезаря» играли18 раз за месяц. А сезон 1912/13 открывшийся Пергюнтом, место 5 показывают 5 спектаклей в неделю.
Немирович разделял дни посещаемости на группы
Обыкновенные, трудные, очень трудные, хорошие, оч хорошие, отличные.
Праздничные дни: кассовые или как в будние.
Субботы, в которые теперь разрешалось играть тоже подразделялись.
Ранжировали и по месяцам от лучшего февраля к январю, ноябрю, октябрю и, наконец – декабрь.
В итоге выводятся следующие правила
Никакая пьеса не выдерживает слишком частых повторов
В праздники и воскресенья, вопреки расхожему мнению не стоит ставить слабые спектакли.