Древнерусское средневековое искусство (XI—XII вв.)
Архитектура.В дохристианский период восточные славяне создавали свои постройки из дерева, поэтому о раннем этапе зодчества мы можем судить только по данным археологических раскопок и описаниям. Каменное строительство на Руси началось лишь с конца X века, причем первоначально в камне строились только церкви. Первая каменная церковь (Десятинная) была заложена в Киеве в 989 г. Огромное влияние на храмовое зодчество оказала византийская архитектура: в русских землях стали распространяться церкви крестово-купольного типа, отличавшиеся особой грандиозностью, величием, торжественностью. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма, имеющий следующую схему построения Внутреннее пространство здания расчленялось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест. На этих столбах, соединенных попарно арками, возводился "барабан", завершавшийся полусферическим куполом. Концы пространственного креста перекрывались цилиндрическими сводами, а угловые части — купольными сводами. Восточная часть здания имела выступы для алтаря — апсиды Внутреннее пространство храма делилось столбами на нефы. В западной части здания располагались балконы—хоры, где во время богослужения находились князь ссемьей и его приближенные На хоры вела винтовая лестница, находившаяся в специально для этого предназначенной башне Иногда хоры соединялись переходом с княжеским дворцом
Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в греческими мастерами Она была разрушена монголо-татарами в 1240 г. В 1031— 1036 гг. в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор — самый «Византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси. Результатом влияния Византии было строительство софийских соборов.
Вершиной южнорусского зодчества XI в является Софийский собор в Киеве) — огромный пятинефный храм, построенный в 1037—1054гг. греческими и русскими мастерами. В древности он был окружен двумя открытыми галереями. Стены сложены из рядов тесаного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы) Такая же кладка стен была у большинства храмов Киевской Руси. Киевская София же значительно отличалась от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием 13 венчавших его куполов в нем сказались вероятно, традиции деревянного зодчества. Главный купол большой массивный, второстепенные купола ниже по расположению и меньше по размеру, это объяснялось средневековым мировоззрением, в котором не было места идеям равенства В XI в в Киеве было возведено еще несколько каменных построек в том числе и светских Успенская церковь Печерского монастыря положила начало распространению однокупольных храмов
Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке Новгородская София (1045—1050 гг. ) существенно отличается от киевского собора Она проще, лаконичнее, строже своего оригинала. Для нее характерны некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный поясна барабане и др. Частично это объясняется связями Новгорода с Западной Европой и влиянием романской архитектуры Новгородская София послужила образцом для последующих новгородских построек начала XII в Николо-Дворищенского собора (1113 г ), Соборов Антониева (1117—1119 гг.) и Юрьева (1119 г.) монастырей. Последней постройкой этого типа является церковь Иоанна на Опоках (1127 г)
Третий Софийский собор возведен во 2-й половине XI в в Полоцке. Строители его тоже взяли за образец архитектуру Софийского собора в Киеве. София Полоцкая(1044—1066 гг.) — огромный пятинефный многоглавый каменный храм, но более компактный по композиции, и формы его устремлены ввысь. Сыны и внуки Владимира Святославовича сооружали грандиозные храмы в крупнейших городах Руси — Киеве, Чернигове, Новгороде, Полоцке, Турове, Витебске, которые были призваны увековечить мощь Киевской державы.
ЖивописьИстоки изобразительного искусства лежат в языческой культуре древних славян украшать одежду, посуду, культовые сооружения и т.д.. С образованием государственности и принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Византия познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это в известной степени сковывало художественное творчество и предопределяло более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.
Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера—греки, которые принесли с собой сложившуюся иконографию и систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Суровой красотой и монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской школе монументальной живописи. Их исполнители мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Богоматери Оранты в алтарной апсиде и изображение Христа Вседержителяв центральном куполе, которое царило над всеми людьми, находившимися в храме. А изображение Богоматери с распростертыми руками получило широкую популярность по всей Руси. (Это изображение называлось "Нерушимая стена" и связывалась с идеей обороны городов от врагов.)
Украшение Софии в Киеве связано с традициями Софии константинопольской. Между окнами барабана находились фигуры апостолов распространителей христианства среди различных народов мира. На парусах (полусферические треугольники, на которых держится купол) помещены евангелисты, излагающие в своих рукописях основы христианского вероучения. Над триумфальной аркой, в медальонах снова образ Христа, а по сторонам его — Богоматерь и Иоанн Предтеча. Это было ядро будущего иконостаса. Ниже шел мозаичный фриз с изображением таинства евхаристии. Получая от Христа хлеб и вино, апостолы как бы становились причастными к делу, к судьбе своего учителя. Нижний фриз центральной абсиды заполнен фигурами вселенских святителей — столпов церкви. Арки, поддерживающие купол, имели медальоны с изображением 40 мучеников, отдавших жизнь за дело христианства. Все прочие мозаичные или фресковые изображения уясняли торжество идеи Софии Премудрости на русской земле.
Уникальными памятниками светской живописи являются росписи стен двух башен Софии Киевской. Здесь изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы. По своему характеру они далеки от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого (князь Ярослав с сыновьями и великая княгиня с дочерьми).
Мозаики и фрески Киевской Софии неравноценны по своему художественному качеству. Здесь трудилась, скорее всего, целая артель мастеров, куда входили византийские, русские и иные художники. (Украшение Софии Киевской шло долго и в процессе этих работ складывалась киевская школа художественного мастерства.) Созерцая гармоничную и мощную красоту Софии, первобытный славянин освобождался от языческого невежества, варварских представлений и обычаев.
Хорошо известно мозаичное изображение Дмитрия Солунского — воина в золоченом панцире и синем плаще в соборе Михайловского Златоверхого монастыря. К началу XII в. дорогая и трудоемкая мозаика целиком вытесняется фреской. (На иконах этого периода изображались легендарные воины: Георгий Кападокийский, Дмитрий Солунский, Федор Стратилат и другие, что говорит о постоянных военных столкновениях славян с кочевыми племенами печенегов и половцев. Поэтому эти изображения оказались в тесной связи с летописями, с народной поэзией — былинами, стихами, которые по всей русской земле распевали сказители и гусляры.)
Светское искусство в Киеве занималось украшением княжеских дворцов и хором. Это фрески с изображение светской жизни (цирк, жизнерадостные зарисовки из светской жизни), это скульптурные рельефы "Дионис на колеснице, везомой львами" и "Геракл со львом" (эти изображения не дошли до нас). В изображениях не было, строгости (герои изображались обнаженными и полуобнаженными), они несли античные традиции.
По мере развития киевского искусства светская его линия ослабевала, церковная усиливалась. В этом сказывалось растущее влияние аскетической морали .и эстетики христианства. В XII в. светское, античное (эллинистическое) по духу искусство на Руси замирает.
Прикладное искусство. Уровень культуры Древней Руси ярко отражался в развитии ремесел. Существовало от 40 до 60 ремесленных специальностей, многие изделия русских мастеров поднимались до уровня искусства. В свое время А. М. Горький писал, что в средние века "основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи, каменщики, плотники, резчики по дереву". А когда их мастерство обогатилось античной традицией Византии, то получились настоящие шедевры, которые были созданы мастерами Киевской Руси.
Ювелирное дело достигло исключительного расцвета в Киевской Руси. Это искусство уходит своими корнями глубоко в крестьянский быт. По мнению ряда специалистов, первыми деревенскими ювелирами были женщины. Они плели из провощеных шнуров хитрые изделия, которые затем покрывали глиной, воск выжигали и на его место наливали расплавленный металл. Так изготовлялись красивые украшения, как бы сплетенные из проволоки. Но уже в X в. литье бронзы и серебра перестало быть женским делом: им занимались мужчины-кузнецы. Тогда же наряду с литьем по восковой модели появилось литье в глиняных и каменных формах.
Мастер-ювелир обслуживал округу в радиусе 10 км, чтобы крестьяне — покупатели могли съездить за покупкой и вернуться домой до захода солнца. На русской земле работало множество таких мастерских. Они изготовляли женские украшения, отличающие друг от друга по местным племенным традициям. Например, височные бронзовые кольца, вплетавшиеся в волосы, гармонировавшие с кокошником и вышивкой на одежде были различными. Так в бывшей земле радимичей кольца были полукруглыми щитками, от которых отходило по 7 лучей, так что все украшение напоминало звезду. У соседей вятичей лучи расширялись к концу, превращаясь в лопасти. Позднее эти лопасти стали обрамлять металлическим кружевом, а внутри кольца вставлять изображения коней или птиц. Проволочные височные кольца с ромбическими расширениями, а иногда и с подвесками бытовали у новгородцев, спиралевидные — у северян, браслетообразные - у кривичей и т д.
Ювелирная работа не ограничивалась литьем. Отлитые изделия дополнительно украшались чеканным и гравированным узором.
В городах народное искусство усовершенствовалось и обогатилось самыми различными, в том числе сложнейшими приемами ювелирной техники. Деревенские мастера пытались подражать городским — гак шло взаимовлияние и взаимообогащение искусства . Особо искусные мастера работали для двора и монастырей, создавали предметы роскошнейшего княжеского и церковного обихода. За убийство такого мастера "Русская правда" назначает высокий штраф — в 12 гривен. Посадские мастера стремятся дотянуться до уровня этих мастеров, изобретая новые технические приемы (например, замену чеканки штамповкой), позволяющие выпускать на рынок целые серии изделий, похожих на дорогие вещи, вышедшие из рук великокняжеского или митрополичьего ювелира
Считается, что искусство ювелиров древнего Киева нашло самое совершенное выражение в перегородочной эмали,сложная техника изготовления которой была полностью ими усвоена. Эмалью расцвечивались предметы из золота и серебра, короны, бармы (драгоценные оплечья русских князей и царей, надевались во время коронации и торжественных выходов), диадемы (головные украшения в виде венца), колты, серьги, подвески, нагрудные медальоны, пряжки, кресты-складни и оклады книг
Книги украшались с особой тщательностью, ими гордились в Киевской Руси, причем цена некоторых из них была столь высокой, что, как говорили тогда, ее "один бог знает". Недаром при пожаре книги спасали в первую очередь. Кладезь "божественного откровения и мудрости" украшали, ничего не жалея, так чтобы она сама по себе являлась драгоценностью. Оклады были окованы серебром и кружевной филигранью (ажурный узор из золотой или серебряной проволочки), сверкали драгоценными камнями и золотыми пластинами с изображениями из финифти. Таким образом, книги были образцами взаимодействия нескольких видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, причем книжные миниатюры с их симметрией и ритмом напоминали монументальные произведения). Замечательными примерами книг этого периода являются "Остромирово евангелие", написанное в 1056—-1057 гг. дьяконом Григорием по заказу посадника Остромира, приближенного великого князя Изяслава и Юрьевское евангелие.
Итак, декоративно-прикладное искусство во времена Киевской Руси занимало большое место среди других видов искусства и имело массу разновидностей: это и ювелирное дело, эмаль, (перегородочная и выемчатая), литье, ковка, чернение, гравировка по металлу, зернь (напаивание мелких золотых, серебряных или медных шариков на ювелирные и другие изделия), филигрань или скань, гончарное дело, резьба по дереву, резьба по кости, изразцы (керамические плитки для облицовки стен, печей и т д), оружие, стеклоделие, шитье, достигшее такого высокого художественного уровня, что заслужило названия "живописи иглою".
Древние умельцы в создании изделий достигли вершин мастерства. В Русском музее в С -Петербурге хранятся звездчатые серебряные колты из Тверского клада XI—XII вв. К кольцу с полукруглым щитком припаяны 6 серебряных конусов с шариками
На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром 0,06 см — из проволоки 0,02 см толщиной. Только специальная микрофотосъемка позволила установить эти размеры. Но это не все колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое еще насажено зернышко серебра диаметром 0,04 см.
Колты Тверского клада — это ценнейшие образцы микротехники искусства малых форм, процветавшего в древней Элладе Увы, это искусство затем было безвозвратно утрачено
Литература. Древнейший пласт русской духовной культуры — устное народное творчество, былинный эпос. Широко были распространены в народе заговоры и заклинания, связанные с языческими праздниками и хозяйственной деятельностью, свадебные и пиршественные песни, похоронные причитания, пословицы, гадания, представлявшие собой мифологическую поэзию восточных славян.
В X—XI вв. начали складываться былины киевского цикла — о защитниках Русской земли богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и князе Владимире Красное Солнышко. Несколько позже появились новгородские былины об удачливом купце Садко, цикл песен о галицко-волынском князе Романе Мстиславиче.
Еще до принятия христианства на Руси была некая письменность («черты и резы»), образцы которой сохранились на обломках глиняной посуды, камнях. С начала X в. преобладающее распространение получила «кириллица» — система славянского письма, разработанная для Моравии и Болгарии на основе греческого алфавита византийскими монахами-миссионерами братьями Кириллом (в миру — Константин Философ) и Мефодием.
Открытие первой школы авторы «Повести временных лет» связывали с деятельностью князя Владимира, но, видимо, подлинное начало школьного образования на Руси следует датировать 996 годом, когда учеников перевели из княжеского дворца в помещения Десятинной церкви. Историки полагают, что в этой школе дети знатных горожан изучали богословие, историю, пение, математику, славянский и греческий языки. В храмах святой Софии в Киеве в Новгороде функционировали учебные заведения, готовившие священников. В них обучались будущий митрополит Илларион Троицкий, ставшие посадниками Ратибор, Остромир, кодификаторы «Русской правды» Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, дети Ярослава Мудрого, иностранных государей из Англии, Венгрии, Дании, Норвегии.
В XI веке на территории Киево-Печерского монастыря возник своеобразный центр подготовки высшего духовенства, художников, врачей, каллиграфов, переводчиков. К 1240 году из его стен вышли более 80 лиц, ставших впоследствии епископами православной церкви. Здесь работали такие летописцы, как Нестор, Никон, Сильвестр, был составлен в XII столетии «Киево-Печерский патерик» — первый известный труд по истории Руси.
В 1086 году внучка Ярослава Мудрого Анна Всеволодовна создала при Киевском Андреевском монастыре школу для девочек, аналогов которой не наблюдалось в Европе. Княжна руководила ею более 26 лет. В ней дочери киевских знатных граждан обучались письму, шитью, пению, вышивке, правилам благородного поведения, чтению. Однако как цельная система светское образование отсутствовало, главным методом обучения оставалось заучивание латинских, греческих, древнееврейских текстов наизусть, читали Псалтырь, служебники, часословы. Грамотность насаждалась сверху, поэтому еще при Владимире детей для обучения зачастую забирали у родителей насильно, а матери плакали по ним, «аки по мертвецам».
Следует отметить, что в отличие от стран Западной Европы на Руси грамотность не являлась привилегией господствующих сословий. Навыками чтения и письма владела значительная часть городского населения. Об этом красноречиво свидетельствуют знаменитые берестяные грамоты. Впервые они были найдены археологами в Новгороде в 1951 г. В настоящее время известно около тысячи таких грамот. Это — письма другу к другу жителей Новгорода. Среди таких грамот есть и хозяйственные письма, и завещания, и даже любовные послания. Помимо Новгорода, берестяные грамоты найдены в Полоцке, Смоленске, Пскове и других городах. Древнерусские люди оставили нам и множество надписей на предметах и стенах зданий (граффити) (табл. 3).
Становление письменности обусловило создание и развитие древнерусской литературы. Широко были распространены переводы с греческого: богослужебные книги и религиозная литература (в том числе и древнейшая рукописная книга на Руси — «Остромирово Евангелие», а также исторические сочинения, сборники изречений античных мыслителей. Появились оригинальные сочинения русских авторов: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона; «Изборники» (1073 и 1076) князя Святослава — собрание религиозных, философских и поучительных текстов; «Житие Феодосия Печерского», основателя Киево-Печерского монастыря, написанное монахом этого монастыря Нестором.
Большой интерес представляет «Слово о законе и благодати», написанное Иларионом — первым киевским митрополитом из русских людей. Его сочинение — первый дошедший до нас русский богословско-политический трактат. Рассуждая о принятии Русью христианства, Иларион высоко оценивает ее авторитет среди других стран и народов. Ярко звучит возносимая митрополитом похвала князю Владимиру. Тем самым он противопоставляет свою точку зрения грекам, которые считали крещение «варварской» страны своей заслугой. Во всем произведении Илариона доказывается церковная самостоятельность Руси.
0 литературе Киевской Руси хорошо сказал Д.С. Лихачев: «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни». Некоторые современные ученые считают, что в XI—XIII веках на территории Руси в обращении находилось около 140 тысяч книг нескольких сот названий. Кроме того, было написано не менее 95 литературных произведений, включая первый труд географического характера — «Жизнь и путешествия Данилы, настоятеля монастыря в Русской земле» (после 1108 года), книгу по медицине «Алима» («Мази»).
На рубеже XI—XII вв. зародилось русское летописание. Летописи — самая известная из них «Повесть временных лет»— кроме записи событий по годам содержали библейские сюжеты, тексты дипломатических документов, комментарии монахов-летописцев. В XII—XIII вв. летописи стали вестись практически во всех княжествах, и летописание приобрело отчасти «областной» характер, отражая, прежде всего, местные события. В Южной Руси была составлена так называемая Ипатьевская летопись, в Северо-Восточной — Лаврентьевская, своеобразное летописание — с указанием даже цен на товары — велось в Новгороде.
Особенности древнерусской литературы
♦ Подавляющее большинство древнерусских произведений не сохранило имен их создатели Древнерусская литература как правило, анонимна и в этом она схожа с устным народным творчеством
♦ Литература Древней Руси рукописная произведения распространялись путем переписки текстов Тексты не только копировались, но и перерабатывались в связи с изменениями литературных вкусов, социально-политической ситуации, в связи с личными пристрастиями и литературными способностями переписчиков. Этим объясняется существование нескольких редакций и вариантов одного и того же произведения. Есть произведения, представленные единственным списком "Поучение Владимира Мономаха", "Повесть о Горе-Злосчастье" и др , в единственном списке до нас дошло и "Слово о полку Игореве", но и оно погибло во время нашествия Наполеона на Москву в 1812 г
♦ Для литературы Древней Руси характерна "этикетность" герой поступает и ведет себя, как следует ему, по понятиям того времени, поступать и вести себя в данных обстоятельствах, конкретные события (например, битва) изображаются с употреблением постоянных образов и форм, все имеет определенную церемониальность. Древнерусская литература торжественна, величава, традиционна. Но за время своего существования она прошла сложный путь развития.