Казачья винтовка образца 1891 года
КАЗАЧЬЕ ОРУЖИЕ
Пика
В русской армии конница стала массово вооружаться пиками с конца XVII века. Ими сражались и уланы, и гусары, и кирасиры. Но больше всего прославили этот вид древкового оружия именно казаки. Казачья пика была таким же символом казачьего сословия, как шашка. И владели ею русские казаки виртуозно.
Долгое время в России не существовало единого стандарта для кавалерийской пики. Было лишь общее представление, что это копье с узким и довольно длинным граненым наконечником. Вес и длину древка каждый кавалерист подбирал под руку. И, кстати, покупал пику за свои собственные деньги. Предметом государственного снабжения она стала лишь с 1893 года. Поэтому пики конца XVIII- начала ХIХ века довольно разнообразны и с трудом поддаются классификации. Известно лишь, что казаки предпочитали пики на аршин (0,71 см) длиннее, нежели уланы.
ГРОЗА ГОРЦЕВ
Ко времени начала военных действий против армии Наполеона Бонапарта у русской кавалерии сложилась тактика атаки, при которой первые несколько рядов всадников вооружались пиками. Это делало первый натиск особенно сокрушительным. А потом уже дело довершали сабли и шашки.
Особенно отличались мастерским владением трехметровой пикой казачьи части. Подготовленный казак вытворял с этим оружием буквально чудеса, поэтому в 1839 году пика была официально поставлена на вооружение казаков. Для нее были установлены следующие параметры: общая длина 3,4 м, вес 2,3 кг, длина наконечника 25 см, диаметр древка 3,6 см. Для сравнения кирасирская пика была длиной 3,2 м, но весила при этом 3,25 кг. Для сложных приемов она не годилась, ее использовали только для изначального таранного удара.
Пика образца 1839 года продержалась на вооружении казачьих частей до 1901 года. Именно с ними в руках воевали донские казаки во время кавказской войны. И воевали вполне успешно горцы не выдерживали атак казачьих сотен, вооруженных смертоносными длинными пиками.
Особую роль в развитии кавалерийского искусства владения древковым оружием сыграл легендарный казачий генерал Яков Бакланов, командовавший несколькими кампаниями на Кавказе в середине ХIХ века. Отличаясь личной храбростью и огромной силой, Бакланов от каждого казака в своем полку требовал виртуозного владения как шашкой, так и пикой, считая, что это делает кавалериста непобедимым. Огнестрельное оружие Бакланов считал лишь необязательным дополнением к традиционной казачьей экипировке.
В 1901 году стандартная кавалерийская пика русской армии несколько укоротилась и потяжелела. Теперь при длине 3,1 м она весила 2,5 кг. Эта модель довольно быстро была признана не слишком удачной, и в 1910 году казаки получили новые пики. Главной новацией было то, что древко теперь делалось не из дерева, а из тонкостенных металлических трубок. Это позволяло сделать древко неуязвимым для вражеских клинков. Однако вес еще больше увеличился. Металлическая пика при общей длине 3,28 м весила уже 2,66 кг. Заодно укоротился до 13,5 см наконечник, и уменьшился до 2,7 см диаметр древка. На древко надевался пробковый «рукав», за который всаднику удобнее было держать оружие.
И ДЛЯ КОННОГО
И ДЛЯ ПЕШЕГО
Искусство фехтования пикой передавалось у казаков от отца к сыну. К оружию относились с уважением, соблюдая обязательные ритуалы. Например, когда казак отправлялся в поход, то пику ему «на удачу» подавать должен был младший сын или племянник, сам еще не годный к службе по возрасту.
Существовало множество боевых приемов владения пикой, которые исполнялись как одной, так и двумя руками. Для удобства всадника к древку прикреплялись одна или две петли. Первая располагалась на центре тяжести она накидывалась на локоть и позволяла крутить трехметровую пику одной рукой, не теряя над ней контроля. Вторая же (так называемый ножник) размещалась на самом конце в нее при разгоне упирались ногой, как в стремя, чтобы сделать таранный удар еще страшнее, вложив в него весь вес всадника и лошади.
В 1843 году все приемы были систематизированы и изложены в «Начертании правил фехтовального искусства пиками». При помощи подробных рисунков там объяснялось, как должен действовать вооруженный пикои кавалерист в пяти вариантах ситуаций: конный против конного с пикой; конный против пешего с саблей или штыком; пеший против пешего с другой пикой или штыком; пеший против конного с пикой; пеший против пешего или конного с саблей или палашом.
Традиционными направлениями ударов пики считались: вперед и назад, прямо и наискосок. Но, кроме этого, существовали и особые, хитрые приемы. Например, древком пики, которую казак не успевал развернуть для укола, можно было вышибить противника
из седла. В ближнем бою удары наносились даже обратной стороной древка. Особым искусством было парирование. Длинную пику нужно было успевать поворачивать под сыплющиеся с разных сторон удары и при этом не терять возможности для атаки.
Работая пикой, кавалерист был вынужден постоянно поворачиваться в седле всем корпусом, чтобы контролировать свое оружие, поэтому от казаков требовалось высочайшее мастерство верховой езды. Достигалось это изнурительными тренировками, во время которых новобранцы раз за разом атаковали пикой глиняный шар, установленный на гибком пруте. Разбить его можно было, только попав наконечником точно в середину сферы, иначе цель «уворачивалась» от неумелой атаки.
Для облегчения контроля над длинным оружием особое внимание уделялось балансировке пики. Центр тяжести был смещен чуть назад, так что боевая часть, как правило, Составляла около 1,8 м. Благодаря этому казак получал преимущество перед солдатом, вооруженным ружьем с примкнутым штыком, которое было короче. За наконечником пики иногда делалось утолщение, чтобы не давать древку слишком глубоко входить в тело врага и дать возможность быстро выдернуть оружие. Пика была верной подругой для казаков. В походе пики могли использоваться как основа для носилок, как каркас для шалаша или палатки.
Пика образца 1910 года пережила революцию 1917 года и официально состояла на вооружении казачьих частей РККА до 1931 года. В первые годы Великой Отечественной войны их попробовали вернуть, но после нескольких боев убрали уже навсегда. Слишком сильно изменилась война, и теперь казачья атака «в пики» уже не была так грозна и сокрушительна, как 100 лет назад.
Казачья винтовка образца 1891 года
В 1891 году на вооружение, наряду с пехотной и драгунской, принимается и казачья винтовка. Системы Мосина. От «драгунки» она отличалась отсутствием штыка. Поскольку в отличие от пехотного и драгунского образца винтовка была пристреляна без штыка, казачий вариант имел незначительное отличие в прицельном приспособлении. На казенной части винтовки было выбито «каз» (казачья).
Правда, имевшие пехотные подразделения части Кубанского казачьего войска получали, как обычная пехота, и пехотный вариант винтовки со штыком. С 1916 года, с последовавшей унификацией вооружения, возрастает производство драгунских винтовок, которые уже поступали как в пехоту, так и казачьи части.
Пистолет
Пистолет в казачьем вооружении выполнял скорее вспомогательную роль, хотя у черноморских казаков он полагался некоторое время как обязательное оружие Высокая цена делала пистолет далеко не самым распространенным казачьим оружием.
Как правило, это были самые различные образцы: от трофейного оружия до устаревших пистолетов, передававшихся из государственных арсеналов. В пореформенный период казачьим войскам по подписке предлагалось за собственный счет приобретать револьверы, но в силу их высокой цены, если подобные случаи и были, то скорее носили единичный характер.
Так, до конца XIX века на вооружении казаков оставались морально и физически устаревшие дульнозарядные капсульные пистолеты. Только с повсеместным распространением «нагана» в начале XX века в казачьих частях появилось единое короткоствольное огнестрельное оружие.
Кинжал
Кинжал известен с глубокой древности, но в России традиции владения этим оружием не было. За исключением войск, сражавшихся на Кавказе, и, прежде всего, казаков. У казаков получили распространение кинжалы самой различной длины и формы, причем длина некоторых кинжалов достигала 80 сантиметров и позволяла наносить не только колющие, но и рубящие удары.
Кинжалы были популярны у черноморских казаков, которые, неся службу в основном в пешем строю, отказывались от неудобных в плавнях длинных шашек и сабель. Хотя в ближнем бою кинжал использовался практически во всех казачьих войсках и оставался незаменимым в разведке.
В середине Великой Отечественной войны был проведен эксперимент, когда вооруженных кинжалами пластунам ставилась задача без применения огнестрельного оружия бесшумно уничтожить при помощи кинжалов солдат противника в первой линии траншей и тем самым обеспечить успешный ввод основных частей. Вывод был сделан неутешительный: даже если казаками удастся бесшумно овладеть первой линией траншей, пластуны неизбежно будут уничтожены противником, имевшим эшелонированную оборону задолго до подхода основных сил.
В XIX веке кинжалы заказывались в Германии, а затем было налажено их массовое производство в Златоусте.
Шашка
Колюще-рубящее оружие, в переводе с тюрского- «большой нож» с длинным, отличающимся небольшой кривизной клинком без гарды. У черкесских племен шашка первоначально использовалась как хозяйственное орудие для рубки прутьев, а с конца XVIII века получает распространение в качестве оружия, постепенно вытеснив саблю. Сабли определенного образца оставались, как правило, у казаков принимавших участие в боевых действиях в составе частей приданных регулярной армии.
И все чаще сабля помимо своего функционального назначения являлась в ряде случаев атрибутом власти, определенным символом удали казака или его рода и нередко передавалась из поколения в поколение. В ходе Кавказской войны шашка получила широкое распространение и в 1835 году была принята на вооружение казаков. Шашка - это исключительно наступательное оружие.
Бой на шашках, по сути, исключает возможность фехтования (как, например, на саблях или шпагах), и представляет комплекс приемов, выполняя которые боец стремился уклониться от удара противника и нанести быстрый рубящий удар. Если попытаться парировать удар противника шашкой, есть большая вероятность сломать собственный клинок.
Поэтому в XIX веке была поговорка: «Саблями рубятся, а шашками рубят. Отличительной особенностью казачьих шашек было отсутствие гарды. В дальнейшем казачья шашка послужила прототипом советской шашки образца 1927 года.
КАЗАЧЬЯ ЛАВА
Казачья лава является основным самобытным элементом казачьей тактики. В наиболее общем виде лава – это особый боевой порядок кавалерии при атаке, характеризующийся разомкнутым строем и построением в одну шеренгу (в более ранние времена в две, три или более шеренг) с сомкнутым резервом-маяком в глубине. В принципе, это кавалерийский аналог пехотной цепи. С развитием огнестрельного оружия шеренги в лаве сократились до одной и двух. У казаков лава отмечена с XVII в., хотя, возможно, использовалась и ранее. Вероятно, заимствована у кочевников.
При действиях казачьего полка в резерв-маяк выделялась 1-2 сотни. Он располагался в 200-300 метрах от основных сил полка. При атаке сотней, в резерв выделялся взвод, располагавшийся в 50-100 метрах. Казачий резерв-маяк служил для поддержки атакующей лавы, а в случае неудачи – противодействовал преследователям.
На практике лава была универсальным боевым порядком, применяемым для атаки, встречного боя или отступления, и грозным боевым приёмом, вызывавшим у противника страх и ужас. Поэтому старики-казаки образно говорили: «Когда лава в бою – ковыль перед ней ложился на двенадцать аршин впереди» и «Казак ходит лавой за зипуном и славой».
Лава наиболее приспособлена для манёвренного боя – её намного легче развернуть в ходе сражения и перенацелить на выявившиеся уязвимые места фронта противника, чем сомкнутые глубокие построения, которые практически нельзя развернуть после начала атаки.
Донской писатель И.А.Родионовв своей книге «Тихий Дон», изданной в Ростове-на-Дону в 1902 году, так описывает её: «Лава – это не строй в том смысле, как его понимают регулярные войска всех стран. Это нечто гибкое, змеиное, бесконечно поворотливое, извивающееся. Это сплошная импровизированная импровизация. Командир управляет лавой молча, движением поднятой над головой шашки. Но при этом начальникам отдельных групп предоставлялась широкая личная инициатива». Основная цель лавы – атака противника разомкнутым строем с последующим охватом его флангов и окружением. Кроме этого, лава использовалась для так называемого «маячения» или «завесы». Цель маячения лавы – обмануть противника относительно численности действующих против него сил, поставить его в невыгодное положение, подвести под удар резерва в случае преследования лавы.
Лаватакже употребляется для ведения усиленной разведки и разведки боем, для воспрепятствования разведки неприятеля, для отвлечения противника от направления главного удара и вызова его на ошибочные действия, заманивания его в ловушку и преследования отступающего противника, охвата с фланга и его окружения. Для достижений этих целей, казачья лава должна была действовать не только смело и дерзко, но и неутомимо и настойчиво атаковать врага, расстраивая его ряды и управляя его частями. Даже если при этом необходимо было оторваться от своих войск и действовать в одиночку, нависнув над противником, разрушая тыловыми и фланговыми рейдами его взаимодействие, коммуникации и связь.
Всякая связь между частями противника должна быть прервана путём захвата «летучей почты», вестовых и ординарцев с приказами. Своими скрытыми, а по возможности внезапными атаками, лавы должны были привносить в колонны и лагеря противника сумятицу, хаос и тревогу. Хотя казаки лавы и не вступали с неприятелем в продолжительный и открытый бой, они ни на минуту не оставляли его в покое, в результате чего вражеское формирование рассыпалось на отдельные очаги сопротивления, добиваемые атаками со всех направлений.
Действия лавой были только тогда успешны, когда были непонятны и неожиданные для противника.
Вторым фактором являлась отличная подготовка каждого казака и знание им цели «маячения» и атаки лавой. Как таковых правил действия лавой не было, они основывались на импровизации командиров. В каждом конкретном случае действия лавы, в зависимости от обстановки местности и сил противника, могли варьироваться до бесконечности. Понимание каждым казаком требований командира, знание сигналов, осмысленное выполнение поставленной задачи являлись залогом успеха при действиях лавой. Именно так, спонтанно и неожиданно, казачьи лавы громили лучшие эскадроны наполеоновской конницы и «бессмертных гусар» Германии.
К концу XIX - началу XX века казачья лава в связи с заорганизованностью казачьих войск и регламентации уставом всех действий практически исчезла из боевой подготовки. Возрождаться казачья лава начала в Атаманском лейб-гвардии казачьем полку, где было составлено короткое «Наставление для действий казачьих частей лавами». Оно давало офицерам общие положения, не лишая в то же время свободы действий командиров сотен и полков в изобретении уловок и хитростей для обмана неприятеля.
Многие приёмы в «Наставлении» сознательно не указывались, предоставляя офицерам право маневрировать лавой как угодно, то есть импровизировать, вырабатывать свои определённые приёмы управления сотней или полком в лаве.
Плюсы казачьей лавы в том, что она помогала минимизировать возможные потери от огня противника (по сравнению с сомкнутыми построениями в несколько шеренг одна за другой). Кроме того, казаки могли свободно действовать шашками – соседи не мешали им рубиться и пользоваться огнестрельным оружием, чтобы задние шеренги при стрельбе не по-пали в свои передние.
Ещё один залог успеха действия казачьей лавы – отличная физическая подготовка и ловкость казаков, вырабатываемая с детства приёмами джигитовки.
«Крестовые братья»
Особая роль принадлежала у казаков обряду побратимства. Это очень древний обычай, восходящий к дохристианским временам. Удивительно, что он сохранился до наших дней почти без изменений таким, как его описывают античные авторы. Означал он братство по духу, которое бывало крепче родства по крови. Как правило, побратимами становились люди, долгое время знающие друг друга, пережившие вместе какие-то особые невзгоды.
С побратимством был связан особый, отточенный веками обряд.
На рассвете двое казаков идут в степь или на курган-могилу. Становятся на колени и ждут восхода солнца. В момент, когда солнце показывается из-за горизонта, меняются нательными рубахами, целуют землю и читают трижды «Отче наш». Вновь меняются нательными крестами. Этот обычай появился в глубокой древности, после принятия нашими предками христианства. Скифы, от которых казаки унаследовали этот обычай, смешивали кровь из надрезанных рук в чаше с вином и выпивали. Православие запрещает обычаи, связанные с любым видом кровавой жертвы. Она заменяется обменом нательными крестами. Винопитие заменяется совместным приходом к Св. Причастию. После обмена крестами, оборотясь к солнцу и стоя на коленях, вместе читают «Символ веры», положа друг другу руки на плечи. Затем троекратно целуются и далее идут в церковь к исповеди и причастию. Никаких клятв не произносят, и то, что два казака стали побратимами, для окружающих может остаться тайной навсегда.
Иногда на войне, перед решающим боем происходило братание целого взвода или отделения. В таком случае казаки менялись не только крестами и рубахами, но и ладанками с родной землей.
Считалось, что в Царствии Небесном побратимы соединятся и на Страшном суде будут стоять вместе и вместе давать ответ, причем будут нести равное наказание и помилование, так как с момента побратимства становятся как бы одним человеком, любя побратима больше себя. Это выражалось, например, в том, что в момент наводнения или пожара побратим, если оказывался ближе, бежал сначала спасать семью названного брата, а затем свою собственную.
Родство, свойство и побратимство сплачивали казачью общину в нерушимый монолит. (Борис Алмазов)