Аппликация хохломского узора на вазочке.
Дети украшают вазочку хохломским узором, вырезанным из трафарета.
Итог занятия:
- В каком Русском селе мы сегодня побывали?
- Какие живут там мастера?
- Что они делают?
Схема составления описательного рассказа о хохломской росписи
1. Разнообразие видов изделий: посуда, домашняя утварь и мебель.
2. Легенда о возникновении промысла. Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и её угостил. В благодарность птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой.
3. Хохломские предметы сделаны из дерева.
4. Технология промысла: - «бельё» – выточенное неокрашенное изделие - грунтовка жидкой очищенной глиной и покрытие олифой чтобы на поверхности появилась липкая лаковая плёнка - лужение – втирание в поверхность изделия измельченного алюминиевого порошка -роспись изделия
5. Обжиг в печи до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается«золотая хохлома»
6. Традиционные цвета хохломской росписи – красный, желто-золотистый, зеленый, черный.
7. Фоновая роспись.
8. Основные элементы росписи: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки, завитки.
Золотая хохлома»
(старшая группа)
Воспитатель: Мальцева Светлана Владимировна.
2015 годПрограммные задачи:
1. Познавательные:
-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома;
-закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской
народной музыки и русского фольклора;
-дать понятие детям «декоративно-прикладное искусство»;
-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит
росписи, элементы узора;
-приобщать детей к истокам русской народной культуры.
2. Социально-коммуникативные:
-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;
-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному
народному творчеству.
3. Речевые:
-активизировать словарный запас. при помощи слов:», «Золотая хохлома», ложкари
4. Художественно-эстетические:
-способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;
-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;
-вызвать у детей желание побыть в роли хохломских мастеров и самостоятельно выполнить узоры
хохломф на бумажных шаблонах.
5. Физические:
-развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: Мультимедиа, флешка с записями русских народных мелодий, признтацией,
иллюстрации, предметы с хохломской росписью; заготовки для росписи (картонные блюда,
ложки, вазы); кисти, гуашь. клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде,
быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной
жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи. Проводили беседы и расписывали
изделия из хохломы. Стук в дверь. Заходит почтальон и передает воспитателю и детям посылку и письмо.
Воспитатель: Как вы думаете, кто бы мог нам ее прислать? (Ответы детей).
Воспитатель и дети открывают посылку.
Воспитатель: Ах! Что за диво! Взгляните-ка, какая интересная деревянная посуда с необычной
росписью! Кто из вас знает, как эта посуда называется?
Дети: хохломская.
Воспитатель: Ах, как же хороша хохломская посуда! Одно удовольствие из неё пить и есть!
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И ни где на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
Как волшебница жар-птица
Не выходит из ума,
Чародейка-мастерица, золотая Хохлома!
И богата, и красива
Гостю рада от души!
Кубки, чаши и ковши!
Воспитатель достает посуду и во время беседы раздает детям.
Воспитатель: А как вы думаете почему посуду расписанную под хохлому называют золотой?
(ответы детей)
А говорят, будто давным-давно поселился за Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да
лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал
посыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он её угостил. Птица Жар заделазолотым
пером чашку с кашей, и чашка стала золотой.
Это, конечно легенда, сказка. Но село Хохлома существовало и по сей день существует. Росписью
посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы:
Ребята, а хотите я вам раскрою секрет Хохломы, как же эта посуда становится золотой!
(Объясняю технологию изготовления хохломских изделий)
Кто мне скажет, из чего сделана посуда? (ответы детей)
Отличительная особенность хохломской посуды, да и не только посуды в том, что все изделия
вытачивались из дерева липы или осины. Изделия покрывают тонким слоем глины и обжигают в
печи, после чего глину убирают. Но прежде чем нанести рисунок посуду покрывают серебристым
по цвету порошком, пишут по нему красками и ставят в протопленную печь калить. И покрытая
серебристым порошком посуда от жара в печи казалось уже золотой и светилось.
Неслучайно хохломскую роспись называли Золотой!
Воспитатель с детьми рассматривает посуду, обращает внимание на ложки.
Воспитатель: Как выдумаете, для чего служили ложки. (ответы детей) Воспитатель: Ложки, как
и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком с далеких времен. Они
являются принадлежностью обеденного стола, обыкновенные деревянные ложки, как ни странно,с течением времени стали употребляться в народном искустве, а позднее стали называться
народными музыкальными инструментами.
Ложки в дробь пошли послушно,
Не приемля фальшь и брак.
Вид народного искусства
Не какой–нибудь пустяк.
Это вам не кушать ложкой
Борщ домашний и густой.
Нужно слух иметь немножко
И хоть навык небольшой.
Игра на ложках под музыку Е. ЖелезноваИгра на ложках
Воспитатель: Молодцы ребята. А хотите я вам покажу фильм про хохлому
Фильм (Хохлома)во время просмотра фильма воспитатель воспитатель проводит беседу.
Воспитатель: Какие цвета используют мастера?
Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на посуде?
Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.
Воспитатель: Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?
Ответ: У природы – ягодки, веточки, листки, травка.
После просмотра фильма воспитатель подводит детей к молберту, повтаряют приемы
рисования хохломской росписи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какой узор здесь изображен (ответы
детей)– растительный – узор состоящий из элементов, изображающих части растений (цветы, травы,
листья);
Воспитатель: Правильно, а какие цвета художники используют в хохломской росписи?
– красный, черный, золотой.
Воспитатель: Да, три основных цвета и дополнительно к ним желтый и зеленый.
Самые маленькие и тонкие травинки называются – "осочки". "Травинки" рисуем сверху вниз без
нажима. Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это
"капельки" "Завитки" – это то же, что и "усики" только уже с нажимом на кисть.
Все элемента орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке).
В орнаменте ритмично чередуются "травинки", "осочки", "усики", "листочки", "ягодки".
Посмотрите внимательно на таблицу, как поэтапно рисуется "травный" орнамент.
Давайте еще раз внимательно посмотрим на хохломскую роспись.
А теперь попробуем самостоятельно нарисовать элементы Хохломской росписи(травинки,
завитки, листочки, ягодки).
Воспитатель: А вы хотите стать мастерами Хохломской росписи? Но для того чтобы стать
мастерами, нужно много учится. Нам вместе с посудой мастера прислали заготовки посуды и
другой утвари.
Воспитатель достает из посылки вырезанные из листов бумаги заготовки.
Воспитатель: Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и
распишем наши ложки, вазы, чашки, что прислали нам мастера.
После того как дети закончили работу, воспитатель предлагает сыграть в народную игру
«Горелки»
Итог занятия.
Подводим итог занятия, сравниваем, кто что успел за отведенное время, оцениваем сдетьми:
– целостность композиции;
– выразительность исполнения цвета, рисунка, объема;
– аккуратность исполнения.
Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами.
Все молодцы.
.
«Узор на миске – хохломская роспись».
Предварительная работа: Чтение стихов о хохломской росписи.
Рассказ об истории создания росписи и мастерах.
Цель: Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьями, завитками, травкой. Располагать ветку вдоль изделия, рисовать узор в определённой последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, травка, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: чёрный, красный, «золотой» - охра.
Закрепление ЗУН: Закреплять умение составлять узор из элементов хохломской росписи в определённой последовательности.
«Узор на бочонке – хохломская роспись».
Предварительная работа: Рассматривание хохломских изделий, элементов росписи.
Цель: Продолжать учить детей составлять хохломской узор, украшать им высокое изделие; ввести в узор новые элементы – ягоды, листья смородины и рябины; закреплять умение рисовать завитки, лёгкую изогнутую травку; закреплять знания о колорите хохломской росписи.
Закрепление ЗУН: Закреплять умение составлять узор на высоком изделии, упражнять в рисовании завитков и травки.
«Хохломские ложки».
Предварительная работа: Упражнять в рисовании ягод – малины, клубники, крыжовника разными способами.
Рассматривание посуды с хохломским узором.
Закрепление элементов росписи.
Чтение стихов о росписи.
Цель: Учить детей новой композиции хохломского узора – изображению закруглённой ветки с ягодами, соответствующей форме изделия; ввести в узор новые элементы – ягоды клубники, малины, крыжовника; учить рисовать узоры на разных формах и на разных тонах – красном, чёрном или жёлтом, в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.
Закрепление ЗУН: Закреплять умение составлять хохломской узор, упражнять в рисовании завитков и травки.
«Панно – хохломская роспись».
Предварительная работа: Чтение стихов «Золотая хохлома» .
Рассказ о мастерах.
п/г «Цветок» .
Цель: Познакомить детей с новой композицией хохломского узора на широкой поверхности, основу которой составляет ветка в виде большого завитка с ответвлениями; ввести в узор новые элементы – декоративные цветы; учить выбирать элементы для своего узора, подбирать цвет в зависимости от фона изделия, расширять цветовую гамму за счёт дополнительных цветов: зелёного и жёлтого; вызвать у детей желание украсить своими панно стенды детского сада.
Закрепление ЗУН: Закреплять навыки рисования концом кисти: завиточки, травку, учить подбирать цвет. Элементы узора.
«Ковши – птицы».
Предварительная работа: Притча о ковше – птице.
Стихотворение про хохлому.
Цель: Упражнять в рисовании одного из элементов хохломского узора – цветка разными способами: кружочками, дугами, с острыми и круглыми лепестками.
Закрепление ЗУН: Закреплять умение рисовать концом кисти в определённой последовательности, узоры по мотивам хохломской росписи.
«Хохломские изделия».
Предварительная работа:Чтение стихов про «золотую хохлому».
Рассказ о мастерах, изделиях, элементах росписи.
Цель: Учить детей составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, полученные на прошлых занятиях этого цикла; согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей (голова, хвост).заполнять узором большую поверхность ковша, выполнять узор в определённой последовательности (ветка, крупные элементы, травка); рисовать концом кисти.
Закрепление ЗУН: Закреплять умения самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи в определённой последовательности.
Образцы Хохломской росписи:
Миска и ложки с Хохломской росписью:
Бочонок и ваза с Хохломской росписью:
Хохламской узор в круге и квадрате: