Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

«Согласовано» «Утверждаю»
Декан факультета филологии и журналистики Начальник Управления образовательных программ
_________________ Н.Е. Лихина _____________ Д.Г. Житиневич
«____»___________ 2010 г. «____»_____________ 2010 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

«Основы теории литературы»

для студентов 1 курса

Направление подготовки: 031300.62 «Журналистика»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Калининград

Лист согласования

Составители: доцент кафедры зарубежной филологии, к.филол.н.

Владимир Владимирович Малащенко

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры речевой коммуникации и журналистики

Протокол №____от «____»__________ 2010 г.

Зав. кафедрой: __________ Кукса И.Ю.

Рабочая программа одобрена учебно-методическим советом факультета филологии и журналистики

Протокол № _____ от «____»_______________2010 г.

Председатель учебно-методического совета ___________

Менеджер ООП

факультета филологии и журналистики ______________ Суворова Н.А.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩЕГО БЛОКА

(Рабочей программы учебной дисциплины)

«Основы теории литературы»

1. Пояснительная записка 2. Тематический план 3. Содержание дисциплины 4. Тематика самостоятельных и контрольных работ 5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля 6. Критерии оценки знаний 7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 8. Список основной и дополнительной литературы    

Содержание других блоков

II. Учебно-методический блок УМК 1. Теоретическая часть 2. Практикум 3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины 4. Глоссарий III. Диагностико-контролирующий блок 1. Комплекс тестовых заданий IV. Блок наглядно-дидактического материала  

Пояснительная записка

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Место дисциплины «Основы теории литературы» в структуре основной образовательной программы (ООП) подготовки специалиста по направлению 031300.62 «Журналистика».

Дисциплина «Основы теории литературы» входит в филолого-профессиональный модуль базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла основной образовательной программы подготовки специалиста по направлению 031300.62 «Журналистика» (Б.3).

Даная рабочая программа является авторской, с учетом типовой программы (2001 г.) дисциплины «Теория литературы» филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и программы Тюменского ГУ «Основы теории литературы» 2009 г. Программа составлена в 2010 году и в качестве базовых учебников опирается на следующие учебники: Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999/2007; Введение в литературоведение: учебное пособие / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004; Хазагеров Г.Г. Основы теории литературы: учебник /Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. Ростов н/Д: Феникс, 2009, 316с.

Журналистика является одной из форм словесной деятельности, а потому понятийный аппарат литературоведения и журналистики совпадают. Владение литературоведческим понятийным аппаратом подготавливает студента как к изучению дисциплин историко-литературных курсов по отечественной и зарубежной литературам, так и специальных дисциплин (курсы по истории журналистики), а также к чтению специальной литературы. Грамотное владение основами теории литературы является составной частью профессионального лица журналиста.

Создавая концепцию данного курса, мы исходили прежде всего из цели курса, которую обозначаем как закрепление у студентов основных категорий, понятий и терминов теории литературы, информирование их о современной научной методологии и методах исследования литературного произведения и литературного процесса, а также выработку у студентов основных навыков анализа и интерпретации художественного текста. Основной упор при этом делается на историко-генетическое рассмотрение основного научного аппарата, что по нашему мнению является основной или одной из основных задач курса «Основы теория литературы», а также на современные концепции, имеющие широкое употребление в современной науке. В центр всего курса выдвигается понятие литературного произведения, понимаемого нами как многомерная художественная реальность, телеологическое единство, отражающее «двусторонний процесс перехода, развертывания всегда локального текстового материала во всегда бесконечный мирообраз».

В соответствии с ГОС специальности «Журналистика» студент-журналист по курсу «Основы теории литературы» должен овладеть объемом знаний, умений и навыков в пределах следующих дидактических единиц:
Происхождение искусства. Искусство в системе культуры. Место литературы в ряду других искусств. Место теории литературы в системе наук об искусстве. Предмет теории литературы. Научная природа литературоведения.
Литературная критика как синтез науки, искусства и публицистики. Понятие о художественном мире произведения. Понятие об интерпретации.
Материал и прием. Язык произведения. Сюжет, фабула, композиция. Художественная речь и ее элементы. Тропы как средства предметной изобразительности и как принципы построения художественного мира. Проза и поэзия как принципы организации художественного текста.
Содержание литературного произведения. Элементы художественного мира. Единство формы и содержания произведения. Пространство и время. Автор, повествователь, персонаж. Предметный мир произведения. Реализм и условность в литературе.
Основные категории стиховедения. Народный стих. Силлабическое стихосложение. Силлаботоника: принципы организации. Неклассические размеры русского языка. Рифма, строфика, звуковая организация.
Понятие о культурной и литературной традиции. Литературные роды. Жанры литературы. Понятие «памяти жанра». Литература и мифология: концепция и гипотезы.
Понятие о литературном процессе. Литературные направления и течения. Литературные манифесты и творческая практика. Литература, беллетристика, паралитература. Массовая культура и литература постсоветского общества. Проблемы современной литературы.
Искусство и средства массовой информации. Литература и СМИ. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.
Овладение курсом «Основы теории литературы» обеспечивает фундаментальную основу знаний студента-журналиста в следующих общеэстетических и профессиональных компетенциях:

1. Формирование онтолого-этического и гностико-аксиологического восприятия художественной и реальной действительности.

2. Понимание значения литературного творчества и конкретных произведений в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи и человечества в целом, поскольку «единственным признаком благородства скоро станет знание литературы» (Августин Аврелий).

3. Овладение основными методами лингво-литературоведческого анализа.

4. Подготовка к работе в прессе, на телевидении, радио или последующая профессиональная деятельность в сфере гуманитарных знаний.

На практических/индивидуальных занятиях мы уделяем основное внимание выработке у студентов навыков свободной ориентации в современных литературоведческих концепциях, навыков работы с научным текстом, владения современным терминологическим аппаратом, овладения приемами анализа и интерпретации произведения.

Наши рекомендации