Тема: ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИСКУССТВА
ПЛАН:
1. Понятие искусства. Отличие искусства от науки.
2. Художественное творчество как самовыражение художника. Художественный вымысел и реалии жизни.
3. Специфика объекта искусства. Человеческие судьбы и переживания как объект искусства.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По первому вопросу: рассмотреть понятие «искусства» как в широком смысле как «мастерство, искусно сделанное», так и в более узком значении – «творчества по законам красоты».
По второму вопросу: проанализировать художественное творчество через призму таких категорий как художественный дар, художественная зоркость, художественное мышление и владение художественным языком.
По третьему языку: изучить многообразие объекта искусства, его универсальность и уникальность, четко проявляющиеся в способности художественно-обобщенно отражать человеческие судьбы и переживания.
Основные термины и определения: искусство, объект искусства, художественная зоркость, художественное мышление.
Темы рефератов:
1. Взгляды Л. Н. Толстого на предмет искусства.
2. Восприятие художественного произведения.
3. Эстетический вкус и его формирование.
Рекомендуемая литература:
1. Воробей Ю. Д . Диалектика художественного творчества / Ю. Д. Воробей . – М. : Наука, 1984. – 230 с.
2. Громов Е. С. Природа художественного творчества / Е. С. Громов. – М. : Наука, 1986. – С.34.
3. Титов С. Н. Искусство: объект, предмет, содержание / С. Н. Титов. – Воронеж : Дело, 1987. – 34 с.
4. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. – М. : Просвещение, 1987. Вып.1. – с.280.
Семинарское занятие № 7
Тема: ВИДЫ ИСКУССТВА И ИХ ПРИРОДА
ПЛАН:
1. Понятие «вид искусства» как основной структурный элемент системы художественной культуры.
2. Пространственные виды искусства. Архитектура, живопись.
3. Динамические виды искусства: литература, музыка.
4. Пространственно-временные виды искусств. Театр, хореография, цирк.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По первому вопросу: рассмотреть эволюцию видов искусства, их дифференциацию и интеграцию, в рамках деления искусства на «чистое искусство», прикладное искусство, самодеятельно-развлекательное искусство.
По второму вопросу: уяснить, что особенностью пространственных видов искусства являются пространственные построения в раскрытии художественного образа, строительные сооружения, пластическое и цветовое оформление их облика.
По третьему вопросу: изучить динамические (временные) виды искусств – литературу и музыку, обратив внимание на тот факт, что современная музыка активно включена в систему синтетических видов искусства – театра и кино.
По четвертому вопросу: проанализировать основные пространственно-временные виды искусств, являющихся синтетическими, т.е, такими, в которых имеют место добровольное сочетание, равноправных, самостоятельных видов искусств (драма, танец).
Основные термины и определения темы: искусство, прикладное искусство, синтетические искусства.
Темы рефератов:
1. Функции искусства.
2. Художественная условность и ее значение для художественного произведения.
3. Особенности первобытного искусства.
Рекомендуемая литература:
1. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – М. : Наука, 1988. – 25-45 С.
2. Зись А. Я. Виды искусства / А. Я. Зись. – М. : Просвещение, 1979, - 270 с.
3. Каган М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. – Л. : Нева,1972. – 300 с.
4. Мазаев А. И. Проблема синтеза искусства в эстетике русского символизма / А. И. Мазаев. – М. : Наука, 1992, - 320 с.
Семинарское занятие № 8
Тема: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА:
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ПЛАН:
1. Общая характеристика основных стилей и направлений западноевропейского искусства ХХ века: авангардизма, экспрессионизма, примитивизма.
2. Эстетический идеал постмодернизма: перворманс, лэнд-арт, видео-арт, хеппенинг.
3. Массовая культура и ее смысловой диапазон.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По первому вопросу: уяснить что, многочисленные стили и направления в искусстве Зап. Европы первой половины ХХ века отличались предельной степенью отрицания предшествующей культурной традиции классического художественного образа.
По второму вопросу: выявить особенности современного постмодернистского искусства к каковым можно отнести: создание новых форм, видов и жанров; смешение стилей и форм; ориентация искусства одновременно на «массу» и на элиту.
По третьему вопросу: обозначить универсальность массовой культуры и ее стремление к выработке стандартизированных культурных форм, применимых в планетарном масштабе. Ознакомиться с ее основными жанрами – кино, комиксами рок- и поп- музыкой, эстрадной хореографией.
Основные термины и определения: постмодернизм, масскультура, элита, авангардизм, экспрессионизм.
Темы рефератов:
1. Авангардизм в музыке (И. Ф. Стравинский, А.Н. Скрябин).
2. Жизнь и творчество П. Пикассо.
3. Элитарная культура: общая характеристика и историческое значение.
Рекомендуемая литература:
1. Самопознание европейской культуры ХХ века / под ред. З. Е. Марканян. – М. : Наука, 1991, - 230 с.
2. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура / Фрейд З. – М. : Просвещение, 1992. – 300 с.
3. ХХ век. Многообразие. Противоречивость. Целостность / под. Ред. З. В. Удальцовой. – М. : Просвещение, 1996. – С.34-56.
4. Кармин А.С. Культурология: учебник для ВУЗов / А. С. Кармин. – СПб. : Лань, 2004. – С.500-670.
Семинарское занятие № 9