Искусство Древнего Востока
Искусство Древнего Египта: общая характеристика, периодизация, история изучения. Искусство додинастического периода и Раннего царства. Искусство Древнего царства: утверждение канона. Архитектура III-V династий. Имхотеп и эволюция формы пирамиды. Пирамиды в Гизэ. Скульптура Древнего царства: основные памятники. Эпоха Среднего царства: изменения в художественном мировоззрении. Архитектура XI-XII династий. Традиции и новации в скульптуре Среднего царства. Живопись Среднего царства. Комплекс в Бени-Хасане. Искусство Нового царства: основные этапы развития. Архитектура XVIII-XIX династий. Храмы в Карнаке и Луксоре. Творчество Аменхотепа Младшего. Изобразительное искусство Нового царства. Шедевры амарнской эпохи. Искусство Позднего царства.
Искусство Шумера и Аккада. Зиккурат. Глиптика. Искусство Ассирии (XIII-VII вв. до н.э.). Ассирийские дворцы. Скульптура. Монументальная живопись. Искусство Вавилона. Дворец Навуходоносора. «Висячие сады». Художественные памятники-печати, скульптура,ювелирное искусство. Образ и канон.
Искусство Ахеменидского Ирана. Искусство Передней Азии: общая характеристика, периодизация, история изучения. Искусство Двуречья. Дворцы и зиккураты III-II тыс. до н. э. Искусство Ассирии и Вавилона. Ворота богини Иштар. Искусство Ахеменидского Ирана. Архитектура Персеполя и Суз (6-4 вв. до н. э.). Период железного века» (XIII-Xвв. до н.э.. . Произведения серой керамики. Период «золотого века муристанских бронз». Статуэтка «Зрвана», пакторали. Изображение крылатого быка-шеду Ккомплекс в Нуш-и-Джан. Вияние зароастризма.
Первый парадный комплекс дворцов и культовых построек в местности Пасаргада. Гробница КираII . Дворцовые комплексы в Персеполе, в Сузах.
Скальные гробницы. Гробницы Дария, Ксеркса, Артаксеркса II, Дария II.
Примерный тематический план
№ п/п | Название темы | Лекции | Практические | Семинары | Лабораторные занятия | СУРС | Всего |
1. | Искусство как одна из форм общественного сознания | ||||||
2. | Искусство первобытного общества и его периодизация | ||||||
3. | Искусство Древнего Египта | ||||||
Искусство Передней Азии | |||||||
За семестр |
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
1 Всеобщая история искусств: в 6 т. / редколл. Б.В. Вейнмарн [и др.]. - М.: Искусство, 1956 - 1966. – 6 т.
2 Власов, В.Г. Стили в искусстве. Словарь: в 3 т. / В.Г. Власов. – СПб.: Кольна, 1995 – 1997. – 3 т.
3 Гомбрих, Э. История искусства / Э. Гомбрих. - М.: Искусство, 1998. – 578 с.
4 Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. От первобытного общества до искусства XX века / Н.А. Дмитриева. – М.: Аст-Пресс; Галларт, 2004. – 623 с.
5 История искусства зарубежных стран: в 3 т. / под ред. Ц.Г. Нессельштраус. – М.: Изобразительное искусство, 1980-1982. – 3 т.
6 Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учеб. / Т.В. Ильина. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2000. – 368 с.
7 Ильина, Т.В. История искусства. Отечественное искусство: учеб. / Т.В. Ильина. – 3-е изд. - М.: Высшая школа, 2000. – 407 с.
8 Популярная художественная энциклопедия. Архитектура, живопись, скульптура, декоративное искусство: в 2 т. / редколл. В.М. Полевой (глав. ред.) [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 2 т.
9 Янсон, Х.В. Основы истории искусств / Х.В. Янсон, Э.Ф. Янсон. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – 544 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Введение. Искусство первобытного общества
10 Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер. - М.: Изобразительное искусство, 1985. – 283 с.
11 Дэвлет, Е.Г. Альтамира: у истоков искусства / Е.Г. Дэвлет. – М.: Алетейа, 2004. – 280 с.
12 Ильина, Т.В. Введение в искусствознание / Т.В. Ильина. – М.: АСТ «Астрель», 2003. – 206 с.
13 Куценков, П.А. Начало. Очерки истории и теории первобытного и традиционного искусства / П.А. Куценков. - М.: Алетейа, 2001. – 264 с.
14 Мезенцев, Е.А. история искусства. Зарубежное искусство / Е.А. Мезенцев . – Омск: ОмГТУ, 2008. – 112 с.
15 Мириманов, В.Б. Первобытное и традиционное искусство / В. Мириманов. – М.: Согласие, 1973. – 328 с.
16 Окладников, А.П. Утро искусства / А.П. Окладников. – Л.: Искусство, 1967. – 136 с.
17 Столяр, А.Д. Происхождение изобразительного искусства / А.Д. Столяр. - М.: Искусство,1985. – 298 с.
Искусство Древнего мира
18 Искусство Древнего Египта. Живопись. Скульптура. Архитектура. Прикладное искусство: альбом / сост. Р. Шуринова – М.: Изобразительное искусство, 1972. – 79 с.
19 Малая история искусств. Искусство Древнего Востока / В. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. – М.: Искусство, 1976. – 375 с.
20 Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта / М.Э. Матье. – СПб: Изд. дом «Коло», 2005. – 575 с.
7. Мелларт, Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока / Дж. Мелларт – М.: Наука, 1982. – 152 с.
8. Моран, А. История декоративно-прикладного искусства от древних времен до наших дней / А. Моран. – М.: Искусство, 1982. – 578.
9. Павлов, В.В. Египетская пластика малых форм / В.В. Павлов С.И. Ходжан. – М.: Искусство, 1985. – 118 с.
10. Петракова, А.В. Искусство Древнего Востока / А. В. Петракова. - СПб.: СПбКО, 2010. — 148 с.
11. Померанцева, Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта / Н.А. Померанцева. – М.: Искусство, 1985. – 255 с.
12. Пунин, А.Л. Искусство Древнего Египта: Раннее царство. Древнее царство / А.Л. Пунин. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 370 с.
13. Флиттнер, Н. Искусство Двуречья и соседних стран / Н. Флиттнер. – М.: Искусство 1958. – 300 с.
14. Янковская, Н. Культура и искусство Вавилонии, Ассирии и соседних стран / Н. Янковская – М.: Искусство. 1953. – 28 с.
ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ
Лекция 1. Вводная
Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов освоения мира.
Искусство тесно связано с общественно-социальной структурой общества. Являясь формой отражения бытия, искусство, так или иначе, связано с наукой, техникой, политикой, моралью и т. д. Основной задачей искусства является – художественное освоение мира. Предметом искусства выступает жизнь во всем своем многообразии, которое перерабатывается и отражается художником в специфической форме – в художественных образах.
Предмет и форма отражения действительности в искусстве обуславливает его специфическую функцию – удовлетворение эстетических потребностей людей, путем создания произведений, способных доставить человеку эстетическое наслаждение, духовное обогащение и т. д.
Искусство – явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Специфика искусства заключается в том, что оно осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме, которая является результатом конкретной творческой деятельности и одновременно – реализацией исторического культурного опыта человечества. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность – художественный мир, путем создания художественных образов.
Художественный образ – это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Он концентрирует в себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в зрительном толковании. Художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, фильм и спектакль в целом.
Главной целью искусства является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа..
Искусство полифункционально. Являясь частью духовной культуры, искусство играет очень важную роль в жизни общества. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также выполняет ряд других функций. Рассмотрим функции искусства более подробно.
Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации) проявляется в том, что искусство признано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение. Искусство строит ценностное сознание человека, учит его видеть жизнь через образность. Специфическая способность искусства состоит в формировании художественных вкусов, способностей и потребностей человека, ценностно ориентировать его в мире, пробуждать творческий дух личности, желание и умение творить по законам красоты.
Общественно-преобразующая функция искусства (искусство как деятельность) проявляется в создании художественной реальности и преобразовании реального мира в соответствии с идеалами художника.
Познавательная функция искусства (искусство как знание и просвещение) сближает его с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять смысл жизненных явлений, выявить в случайном, преходящем, наиболее характерное и типичное. В отличие от науки искусство выражает свои представления об окружающем мире не посредством отвлеченных понятий, а с помощью конкретных художественных образов.
Воспитательная функция искусства проявляется в формировании определенного строя чувств и мыслей людей. Это не дидактическое нравоучительство, а формирование эстетического идеала, путем анализа положительных и отрицательных образов. Воздействие искусства направлено на социализацию целостной личности и утверждение ее самоценного значения.
Информационная функция (искусство как сообщение) проявляется в специфичности канала связи в искусстве. Искусство служит обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присвоению общественного опыта. Художественная информация всегда оригинальна, эмоционально насыщенна, парадоксальна, эстетически богата, ее язык аллегоричен и более выразителен, чем естественный язык.
Коммуникативная функция искусства (искусство как общение) в том, что искусство выступает как средство художественного общения. Искусство следует рассматривать как знаковую систему со своими кодами и условностями. Восприятие произведения происходит по законам коммуникации. Художественное общение позволяет людям обмениваться мыслями, приобщает человека к историческому и национальному опыту. Искусство повышает духовный потенциал и общность человечества, прокладывает пути к взаимопониманию народов.
Художественно-концептуальная функция искусства (искусство как анализ состояния мира) заключается в его стремлении к глобальному мышлению, к решению общемировых проблем. Художника интересует судьба и его героев, и человечества, он мыслит в масштабах истории, с нею соотносит содержание своего произведения. Художественная реальность концептуально нагружена.
Компенсаторная функция искусства (искусство как утешение) позволяет человеку посредством художественного произведения воссоздать то, что ушло безвозвратно, то, что еще не стало объектом восприятия или никогда им не станет (фантастика, мифы), восполняя, тем самым иллюзорную потребность человека. Искусство своей гармонией влияет на внутреннюю гармонию личности, способствуя сохранению и восстановлению психического равновесия.
Функция предвосхищения (искусство как предсказание) проявляется в том, что интеллект человека способен совершать прыжок через разрыв информации, обнажать сущность современных и грядущих явлений. Ученый способен делать умозаключения о будущем, а художник – его образно представить.
Внушающая функция (искусство как внушение) заключается в формировании определенного строя мыслей и чувств, воздействии на подсознание и на всю человеческую психику. Подлинное произведение искусства представляет собой «сгусток энергии», магическая сила которой возбуждает в нас сложнейшие психические процессы (завораживает).
Гедонистическая функция искусства (искусство как наслаждение) проявляется в том, что художественное произведение способно доставить человеку эстетическое наслаждение. Помимо наслаждения искусство создает глаз, способный наслаждаться красотой красок и форм, ухо, улавливающее гармонию звуков. Как и эстетическая, гедонистическая функция сопровождает и окрашивает все функции искусства.
В развитии человечества искусству принадлежит действенная роль – оно дает эстетическую оценку действительности, обнажает уродливые стороны жизни, воплощает идеал прекрасного, достигая высокой поэтичности, жизненной правды, искусство вдохновляет на подвиги, духовно совершенствует, делает мир чище.
Искусство существует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, скульптура, танец, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство, цирк, художественная фотография, кино и телевидение.
Виды искусства (от лат. «species») – это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения.
Многообразие видов искусства обусловлено бесконечным разнообразием окружающей действительности, богатством человеческих органов чувств, уровнем духовного развития человечества, развитием науки и техники, богатством культурных традиций.
Рассмотрим виды искусства, о которых пойдет речь в данном учебном пособии, более подробно.
Архитектура(лат. architecture, от греч. аг-chitekton – зодчий, строитель) – зодчество, искусство проектирования и строительства сооружений, которые организуют пространственную среду для жизни и деятельности человека. Планировка, возведение городов, застройка различных населенных мест представляют особую область архитектуры – градостроительство. Строительное искусство также формирует и объединяет пространство с помощью элементов естественной природы (садово-парковое искусство). Архитектура отвечает не только утилитарным запросам общества, но решает также идеологические, социальные и эстетические задачи. Архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура и архитектура. [34].
Скульптура(лат. sculpo – высекаю, вырезаю) – вид искусства, основанный на принципе объемного трехмерного изображения предмета. Различают две основные разновидности скульптуры: круглую, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям круглой скульптуры, относятся статуя, группа, бюст, статуэтка. Формы и глубина рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости. По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую и скульптуру малых форм. Монументально-декоративная скульптура (памятники, монументы, мемориальные сооружения) всегда рассчитана на конкретное архитектурно-прост-ранственное или природное окружение. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Залы музеев, жилые интерьеры, где ее можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычно ее средой. Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом сближается с декоративно-прикладным искусством. [34].
Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, нанесенных на плоскую поверхность. Условность живописи заключается в создании трехмерного пространства на плоскости, передачи объема предметов, перспективы, световоздушной среды и т. п. Различают станковую и монументальную живопись. Монументальная живопись служит украшением архитектуры, выступает частью единого ансамбля. По технике монументальной живописи выделяют фреску, мозаику, витраж и т. п. Под станковой живописью понимают произведения, созданные на станке, или мольберте, т. е. собственно картины.
В станковой живописи используются различные техники: энкаустика (живопись восковыми красками), темпера, масляная живопись и др. Кроме того, для создания живописных произведений используют и иные техники, более тяготеющие к графике. Это акварель, гуашь, пастель. Тематический диапазон живописного искусства очень широк. Он нашел отражение в системе жанров (исторический, батальный, бытовой, пейзажный жанры, портрет, натюрморт и др.). Также к живописи относятся иконопись и миниатюра [34].
Графика(франц. graphique – линейный, от греч. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные произведения (разнообразные виды гравюры, литографию, монотипию). По исполнению графика делится на уникальную, выполненную в единственном экземпляре рукой художника непосредственно на бумаге (реже – пергаменте, шелке и т. д.), и печатную, полученную в ограниченном числе экземпляров путем перевода изображения с печатной формы на бумагу, вручную или на специальном печатном станке. К уникальной графике относится рисунок, который приобретает значение самостоятельного произведения. К печатной графике следует отнести разнообразные виды гравюры: резцовую, сухую иглу, офорт, меццо-тинто, акватинту, пунктир, мягкий лак, жилло-таж, ксилографию, линогравюру, а также литографию. Монотипия занимает промежуточное место между уникальной гравюрой и печатной графикой. По типам и назначению вся графика делится на станковую, книжную, газетно-журнальную, плакатную, лубочную, промышленную и др.). Таким образом, диапазон графики чрезвычайно широк – от произведений искусства до оформления и маркировки утилитарных предметов [34].
Декоративно-прикладное искусство – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, а также художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс.
В процессе исторического развития внутри видов искусства формируются их различные подразделения.
Жанр(франц. genre – род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства, специфичные для каждой из областей художественной культуры. Например в изобразительном искусстве основные жанрыопределяются, прежде всего, по предмету изображения (портрет, пейзаж, бытовой жанр, интерьер, натюрморт, исторический жанр, батальный жанр) или по характеру интерпретации этого предмета (карикатура, шарж, камерный портрет, историко-бытовой жанр и т. п.). Поджанры основных жанров могут возникать при дроблении самих предметов изображения (морской вид, марина – особый вид пейзажа, «завтраки» и «десерты» – разновидности натюрморта). В тех видах пластических искусств, где невозможно выделить предмет изображения, – в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, дизайне, жанровая классификация замещается типологическими разделениями, основанными на функциях произведения (так, в архитектуре выделяются типы дворца, храма, жилого дома и т. д., в свою очередь разделяющиеся на множество подтипов).
В ином, узком смысле термином жанробозначаются произведения бытового жанра (жанровая картина, жанровая скульптура и т. п.).
Некоторые жанры, порожденные определенными историческими условиями, исчезают, другие претерпевают изменения в процессе исторического развития искусства. Границы между жанрами неустойчивы. Полное выражение жанры получили в станковой живописи, скульптуре и графике.
Помимо видов и жанров в искусстве выделяют стиль.
Стиль(лат. stilus, stylus от греч. stylos – остроконечная палочка для письма) – устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника. Искусство складывается в форму стиля лишь на высокой ступени своего развития.
В искусстве выделят следующие стили[43, 10–14]:
романский стиль (от лат. romanus – римский) – самое старое стилевое направление в западноевропейском искусстве X – XIIIвв., проявившееся в архитектуре и скульптурном декоре, а также в росписях крупных соборов. Религиозные сооружения романского стиля унаследовали многие черты римской архитектуры; отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок сводов, опирающихся на колонны, а также многофигурными скульптурными композициями;
готический стиль (от итал. gotico – готский, варварский) пришел на смену романскому стилю в XIII – XIVвв. и также связан с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством. Для готических соборов характерны:
– вертикальность композиций;
– великолепная деталировка;
– органическая связь архитектуры и скульптуры;
– стрельчатые арки;
– обширные интерьеры с огромными прорезными окнами, украшенными витражами;
– пышный декор с использованием золотой краски, резьбы по дереву, резной раскрашенной религиозной скульптуры.
Барокко (от итал. barocco – странный, причудливый) – стиль в архитектуре, музыке, живописи, литературе, декоративном искусстве конца XVI– середины XVIII вв. Для него характерны:
– эстетическая аффектация;
– стремление к величию и пышности;
– богатство декоративных элементов, обычно криволинейных форм;
– повышенное внимание к деталировке,
– подчинение единому ансамблю.
Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве и литературе XVII – начала XIXвв., ознаменовавшее возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для этого направления характерны:
– рационализм, нормативность;
– тяготение к гармонии, ясности, и простоте выражения;
– уравновешенность композиции;
– определенная доля схематизации и идеализации
Основной эстетический постулат классицизма – верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде.
Рококо (от франц. rocaille – раковина) – стиль, который возник во Франции и наиболее ярко выразился в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. Определяющие черты стиля:
– стремление к изяществу;
– мелкая деталировка формы;
– прихотливость и уравновешенность декора в интерьерах;
– яркие и чистые краски в сочетании с белым и золотым;
– скульптура и живопись отличаются утонченностью, грациозностью; уходом в мир фантазии, пасторальных и мифологических сюжетов.
Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) – художественное течение в западноевропейском и американском искусстве и литературе во второй половине XVIII в., сложившееся в результате разочарования в положительной роли «цивилизации» и «царства разума», провозглашенных идеологами века Просвещения. Не оформившись в художественный метод, сентиментализм представляет собой в искусстве особое умонастроение, меланхолическую мечтательность, склонность к уединенным размышлениям, повышенную чувствительность. Для него характерны обращение к идиллическим картинам природы, к «естественной» жизни поселян и вообще «маленького» человека.
Романтизм – широкое идейное и художественное направление в западной и русской культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVIII – начале XX вв. Романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудочного подхода к нему, свойственных классицизму. Они проявляли большой интерес к фольклору, демократическим, народным явлениям средневековому и ренессансному искусству, нередко идеализируя их и наследуя из них не столько мрачную сторону, сколько сказочный элемент, дух карнавальной вольности, склонность к гротеску.
Реализм (от позднелат. Realis – вещественный, действительный) – термин эстетики, относящийся прежде всего к литературе и изобразительному искусству. Как творческий метод реализм имеет несколько эстетических принципов:
– типизация фактов действительности;
– показ жизни в развитии и противоречиях, носящих общественный характер;
– стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов;
– устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.
Выступая как ведущий метод, прежде всего в живописи и литературе, реализм ярко проявляет себя в связанных с ними синтетических и «технических» видах искусства – театре, балете, кино, фотоискусстве и др. С меньшими основаниями можно говорить о реалистическом методе в музыке, архитектуре, декоративном искусстве, тяготеющих к отвлеченности и условности.
Натурализм(от лат. Natura – природа) – творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней трети XIX в. в Европе и Америке под влиянием философии позитивизма. По мнению натуралистов, художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, типизации, условностей и табу, с максимальной объективностью, подчиняясь лишь правде «позитивной», экспериментальной науки. Главные признаки натурализма – подчеркнутая «фотографичность» и деэстетизация художественной формы.
Крайними проявлениями натурализма выступают: появившаяся в результате «сексуальной революции» разного рода порнопродукция; изображение «грязных» сторон жизни и сцен насилия, получивших в народе меткое обозначение «чернуха». В России с ее традиционной религиозностью, духовностью, патриархальностью натуралистическая школа заметного развития не получила.
Модернизм (от фр. moderne – новый, новейший, современный) – совокупность эстетических школ и течений конца XIX – начала XX вв., характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений. К этому понятию близок авангардизм.
Переход мирового искусства в новое качество, объединяемое понятием «модернизм», обусловили:
– ощущение общей дисгармонии современного мира;
– отчуждение человека от общества;
– растущая роль в жизни людей абстрактного мышления и одновременно бунт против рационализма в искусстве и стремление отразить в нем некие трансцендентальные и неуловимые стороны действительности.
Существует большое разнообразие модернистских школ и течений.Особенно широкое распространение получили: символизм, импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм:
– символизм – делает акцент на художественном выражении посредством неких намеков, символов; на поисках «скрытых реальностей», находящихся за пределами чувственного восприятия; на ассоциативности и иносказательности, на идее самоценности искусства;
– импрессионизм – течение во французской живописи, характеризующееся стремлением передать средствами искусства мимолетные впечатления, вкус к пленэру, богатство красок, психологические нюансы, подвижность и изменчивость атмосферы окружающего мира;
– экспрессионизм – получил большое распространение в начале XX в.
в Германии и Австрии. Экспрессионизм провозглашал целью искусства не передачу впечатлений от действительности, а изображение ее трагической и хаотической, враждебной человеку сути. Он отказался от ясности и гармоничности формы; тяготел к иррационализму, абстрактному обобщению и обостренной выразительности;
– сюрреализм – одно из важнейших течений, возникшее в 20-х гг. прошлого века и затронувшее почти все виды искусства. Его специфика заключается в преимущественно фрейдистском подходе к творчеству, согласно которому, первоисточником творчества выступает неконтролируемая разумом сфера подсознания; а его методом – чистый психический автоматизм, разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями. Сюрреализм использует эффект абсурдного, несоединимого, провозглашаемого «сверхреальным». В манифесте сюрреалистов содержался призыв к освобождению художника от «оков» интеллекта, от морали и традиционной эстетики, понимаемых ими как уродливое порождение цивилизации, закрепостившей творческие возможности человека;
– абстракционизм – направление беспредметного нефигуративного искусства; провозгласил в живописи и скульптуре отказ от изображения форм реальной действительности. Он стремился гармонизировать отвлеченные цветовые сочетания или геометрические формы, плоскости, прямые и ломаные линии, которые должны вызывать самые разнообразные ассоциации. К абстракционизму близок предвосхитивший его кубизм;
– футуризм – течение, проявившееся в живописи и поэзии Италии и США в 10 – 20-х гг. прошлого века с претензией на создание искусства будущего под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Его последователи стремились отразить динамизм современной машинной цивилизации; воспевали технический прогресс, войну, насилие, жизнь больших городов, что сводилось в живописи к хаотическим комбинациям плоскостей и линий, дисгармонии цвета и формы, а в поэзии – к насилию над лексикой и синтаксисом.
Конечно, перечисленные разновидности модернистского и авангардистского искусства отнюдь не исчерпывают их разнообразия и отличаются размытостью своих критериев и границ.
Помимо видово-жанрово-стилистического принципа классификации искусства существует и так называемая современная классификация,выделяющая следующие разновидностиискусства:
– изобразительное искусство воздействует на человека визуально то есть через зрительное восприятие. Произведения изобразительных искусств имеют материальную предметную форму и не меняются во времени и пространстве. К ним относятся: живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство;
– музыка – вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей. Главным выразительным средством здесь выступает звук, мелодия, полифония, ритм, композиция, гармония. В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Поэтому ее считают подлинно общечеловеческим, универсальным «языком», не требующим перевода. По сравнению с произведениями всех видов искусства музыкальные творения практически не уничтожаемы, онисозданы в идеальной форме;
– синтетические искусства – это такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств. К ним относятся: 1) театр (драматический и оперный), объединяющий литературу, актерское мастерство, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство; 2) балет, использующий естественную пластику человеческого тела и сочетающий в себе танец, музыку, живопись, скульптуру; 3) эстрадное искусство, представляющее разнообразный набор номеров – конферанс, пение, декламацию, танец, иллюзионизм, акробатику; цирк со спортивным и смеховым элементом. Синтетическое искусство не следует путать с синтезом искусств, когда, например, архитектурное сооружение украшено скульптурой, живописью и т. д.;
– технические искусства в своих развитых формах возникли в XV в. с создания художественных клише. Процесс продолжился благодаря созданию фонографа, фотографии, немого кино. В XX в. появились звуковая, цветная и стереоскопическая кинотехника; электроника. В наши дни к наиболее распространенным видам технических искусств относятся: фотоискусство, искусство кино, мультипликация, телевидение, компьютерные аудио- и видеотехнологии;
– декоративно-прикладное искусство – одно из самых древних. Оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности. Сфера декоративно-прикладного искусства: от эстетического оформления предметов повседневного пользования (посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия) до художественной организации архитектурно-парковых ансамблей. Сюда же относятся: оформление интерьеров декоративными росписями, декоративной скульптурой, барельефами, плафонами, вазами; художественно выполненная одежда, ювелирные украшения, искусство макияжа, парикмахерское искусство.
В истории художественной культуры наряду с усилением расхождения и выявления специфики каждого вида искусства, протекает и встречный процесс – синтез различных видов искусства. Можно выделить следующие способы взаимодействия видов искусства между собой:
синкретизм – это нерасчлененное, органическое единство разных видов искусства (первобытное искусство);
соподчинение – доминирование одного вида искусства над сотрудничающим с ним другим видом (архитектура и живопись, органная музыка с готическим собором);
коллаж – это «склеивание» отдельных элементов разных искусств (мистерии в средние века);
симбиоз – когда несколько видов искусства равноправно взаимодействуют, сливаясь в нечто новое (опера);
снятие – это когда один вид искусства становится основой другого (литературная основа хореографии, балета; театр и музыка, литература, архитектура, графика, танец и т. д.);
трансляционное сопряжение – когда один вид искусства становится средством передачи другого (телевидение, кино и фотография – театр, эстрада, балет).
Взаимодействие различных видов искусства – явление полезное для самого развития искусства. Но оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира.