Глава 1 Основные черты традиционной архитектуры Китая
Традиционная китайская архитектура в культуре России
И стран Западной Европы
Выполнила: студентка
группы КЛ 1.09
С. А. Долбунова
Проверила: доцент
канд. филос. наук
С. А. Гаврилова
Нижний Новгород – 2011
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1 Основные черты традиционной архитектуры Китая………………….7
1.1 Дворцовая архитектура на примере ансамбля Гугун в Пекине..……7
1.2 Храмы и пагоды……………………………………………………….17
Глава 2 Использование декоративных элементов традиционной китайской архитектуры в России и Европе...….…………………………………………...25
2.1 «Китайский стиль» в России…………………………………………25
2.2 Стиль шинуазри в Европе ……………………………………...……31
Заключение…………………………………………………………………...…..37
Литература…………………………………………………………………….....39
Приложение………………………………………………………………………42
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.Всемирная глобализация почти лишила крупные города их исторического и культурного облика. В связи с неумолимо движущимся прогрессом, на место сооружений, несущих культурные черты, присущие определенной культуре, приходят универсальные здания в современных стилях. Но в последнее время архитекторы все больше стали оглядываться назад и брать за основу культурно-этнические стили, стало модным сочетать современные и старинные элементы в проектах.
Всем известно, что нередко происходит синтез культур и ценностей разных стран. Так и в архитектуре всегда было много заимствований. Архитекторы из одной страны нередко приезжали в другие страны и возводили свои сооружения. Архитектура Китая всегда была диковинкой для стран Европы и Запада. Она носила в себе таинственные черты Восточной культуры, которую нередко хотел познать европейский человек. Путешественники привозили из Китая различные интересные вещи и элементы декора, рассказывали о необычайно интересной культуре. Богатые европейцы стали увлекаться стилем шинуазри, строить в своих садах и парках беседки, строить и оформлять свои дома в китайском стиле. И сегодня, наблюдая в России и Европе такие черты, можно задуматься, каким образом в абсолютно чуждой этой культуре стране это возникло? Избранная тема предполагает обращение к истории китайской традиционной архитектуры, особенностей ее отдельных черт и развития в течение времени, а также ее проникновение в страны Запада и Европы.
Степень разработанности проблемы. Данная тема предполагает обращение к истории китайской традиционной архитектуры, особенностей ее отдельных черт и развития в течение времени. При изучении традиционной китайской архитектуры, нами были исследованы работы Б.П. Денике «Китай», Е.П. Бажанова «Китай и внешний мир», В.В. Малявина «Китай в XVI-XVII веках: Традиция и культура», В.В. Малявина «Китайская цивилизация» и др. Известный китаевед и культуролог В.В. Малявин в своем труде «Сумерки Дао. Культура на пороге Нового времени» рассматривает «китайский стиль» как мир грез и мифов. Малявин поэтично и философски излагает свои мысли по поводу китайского искусства и культуры XVII века. Здесь же автор трактует феномен «китайского стиля» с точки зрения культурологического явления.
В последние годы китайская архитектура приобрела популярность у теоретиков искусства и у декораторов. Так, зарубежные авторы издают красочные альбомы, посвященные «китайским» мотивам. Историк искусства Д. Джекобсон в своей книге «Шинуазри» рассматривает «китайский стиль» как развивающееся направление, выдвигая на первый план XIX и XX века. Однако, это лишь иллюстративный альбом, представляющий богатую визуальную информацию.
Ценным источником изучения декоративно-прикладного искусства шинуазри выступили материалы фондов Государственного Эрмитажа. Большую помощь оказали каталоги выставок, материалы конференций, иллюстративные издания и альбомы: Дж. фон Хабсбург «Королевские сокровища», Ю. Демиденко «Интерьер в России», Фолианты Ж.-М. П. де Монкло «Замки Луары» и К. Мертена «Замки Германии» представляют самые известные дворцы и замки Франции и Германии. Искусствоведы описывают историю создания знаменитого дворца Сан-Суси, Японского павильона, пагоды в Шантильи. Труд французского исследователя А. де Морана «История декоративно-прикладного искусства» является наиболее значимым среди энциклопедических изданий. Несколько глав данной книги посвящены истории развития и бытования художественного течения шинуазри.
Среди отечественных публикаций уникальным источником по истории шинуазри в интерьерах Екатерининского дворца в Царском Селе представляется труд известного теоретика русской культуры и искусства Александра Бенуа - «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны». В ней исследователь описывает художественные особенности утраченных «китайских» интерьеров XVIII века.
Цель исследования –анализ специфики проявления элементов китайской архитектуры в европейском строительстве, а также выявить предпочтения черт традиционной архитектуры Китая в России и странах Западной Европы.
Объект исследования –история древней китайской архитектуры и копирование ее элементов в других культурах.
Предмет исследования – конструктивные и декоративные стилистические особенности китайской архитектуры, мотивы ее декора и форм.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
· проанализировать элементы традиционной архитектуры Китая;
· рассмотреть историю развития архитектуры древнего Китая на основе литературных источников и исследований XIX-XXI вв.;
· проследить особенности заимствований европейской культурой черт традиционной китайской архитектуры;
· обосновать проявления методов копирования, имитации или заимствования и трансформации в западноевропейском строительстве;
· выявить особенности художественных предпочтений «китайского стиля» в России и странах Западной Европы.
Структура и объем работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, также в работу входит заключение, список литературы и приложение. Общий объём работы – 45 страниц. Список литературы составляет 37 наименований. Структура работы отражает последовательность решения поставленных задач.
В первой главе описаны основные характерные черты традиционной архитектуры Китая на примерах самых выдающихся сооружений дворцовой, храмовой направленности. Одним их самых показательных дворцовых комплексов является ансамбль Гугун в Пекине. Гугун служил императорской резиденцией при династиях Мин и Цин. Эта резиденция, известная также под названием "Пурпуровый запретный город" ("Цзы цзинь чэн"), была построена в 4-18 годах правления минского императора Чэн Цзу, что соответствует 1406-1420 гг. Это самый грандиозный и самый целостный их сохранившихся в Китае архитектурных ансамблей.
Во второй главе работы рассматривается непосредственно проникновение элементов традиционной архитектуры в русскую и европейскую культуру. Описываются такие явления как «Китайский стиль» -шинуазри в Европе. Предпринята попытка проследить, каким образом проявляются эти черты в Российской общественной и частной архитектуре.
Глава 1 Основные черты традиционной архитектуры Китая