Тема 6. Искусство Древнего Рима
I. Информационно-проблемное поле искусства Древнего Рима
Древнеримская культура имеет «пролог» в виде цивилизации этрусков – народа, создавшего на Апеннинском полуострове федерацию полисов в I тысячелетии до н.э. Римляне, ассимилировав этрусков, позаимствовали у них латинский алфавит, римские цифры, навыки строительного дела, гладиаторские бои, особенности религиозной обрядности и др.
Легендарной датой основания Рима считается 753 г. до н.э., древнеримская культура и искусство проходят следующие этапы развития:
· Царский период (753-510 гг. до н.э.);
· период Республики (конец VIдо н.э. – конец Iв. до н.э.);
· период Империи (конец I в. до н.э. – конец V вв.).
Самобытность Древнего Рима определяет высокий уровень развития политической культуры (именно здесь сформировалось римское право, утверждавшее равенство граждан перед законом), ораторского искусства, достижения военного дела, позволившие создать огромную империю, территории которой простирались от Британских островов до Северной Африки. Древний Рим можно считать цивилизацией открытого типа: в лоне римского государства несколько веков развивался грандиозный конгломерат народов и племен, что давало порой уникальные художественные результаты (фаюмский портрет как пример художественного феномена римской провинции). Римляне совершили колоссальный прорыв в области исторической науки, архитектуры, скульптуры, в произведениях которой впервые сумели передать внутренний мир личности.
Среди основных вопросов, решаемых в древнеримском искусстве, можно выделить следующие:
· Каковы механизмы художественной культуры, позволяющие осмыслить древнеримское искусство как целостность, а не разрозненный конгломерат художественных традиций?
· Какими характеристиками должно обладать древнеримское искусство, чтобы быть значимым для всех народов и племен, входивших в состав государства?
· Как технологические инновации в области строительного дела повлияли на формирование самобытного архитектурного языка, необыкновенного разнообразия типов зданий?
· Что необходимо было сделать древнеримским скульпторам, чтобы открыть в скульптурных портретах внутренний мир личности, добиться психологизации образов?
Наконец, важный вопрос для современного искусствознания: Древний Рим пал под натиском варваров, но его образ многократно воскресает в последующих эпохах. Какие особенности древнеримского искусства обусловили его неиссякаемую популярность, столь высокую «частотность» использования художественных особенностей?
II. Образ эпохи: знаковый памятник
Перед вами древнеримские сосуды диатреты (от греч. diatreton – пробитый, просверленный), называемые еще сетчатым стеклом. Технологию их изготовления разработали в начале IV века н.э. римские мастера-стеклодувы. Производство диатрета была сложным, требовало большого искусства и значительных затрат труда. Во всей Римской империи такие сосуды делали лишь в одной стеклодувной мастерской на Рейне, поэтому, вследствие редкости, они являлись предметами роскоши и символами богатства.
1. Рассмотрите сосуды, изображенные на стр. 149. Опишите один из них. Как вы полагаете, каково их утилитарное предназначение. Обоснуйте свое мнение технологическими особенностями изделия.
____________________________________________________________________________
2. Проанализируйте облик сосудов. Что общего у всех? В чем различия? Обратите внимание на своеобразие художественного решения. В чем его особенность? Почему подобные изделия называют сетчатым стеклом?
________________________________________________________________________________
3. Как вы думаете, кому могли принадлежать подобные сосуды? В честь каких заслуг римлянин мог получить диатрет?
____________________________________________________________________________
4. Поразмышляйте, почему римские мастера не ограничились производством керамики, а наладили такое сложное производство стеклянных изделий? Какие художественные возможности открывает столь хрупкий, по сравнению с глиной, материал как стекло? Обоснуйте свой ответ.
______________________________________________________________________________
III. Творческий конструктор
1. Рассмотрите иллюстрации на стр. 151, которые дают обобщенный образ Древнего Рима. Сравните их с изображениями, помещенными на стр. 103 (Древняя Греция). Осмыслите собственные впечатления и, опираясь на них, прокомментируйте часто используемые определения: «Солнечная Эллада» и «Воинственный Рим». Насколько точными они кажутся вам? Совпадают ли с вашими ощущениями? Аргументируйте ответ.
________________________________________________________________________________
2. Рассмотрите реконструкцию форума императора Траяна: так он выглядел во времена Древнего Рима. Определите его предназначение. Как вы считаете, какое впечатление рассчитывали произвести создатели форума на римлян и особенно гостей столицы? Что в облике форума подсказало ответ?
________________________________________________________________________________
3. Во время прогулок по Петербургу вы, вероятно, видели места, которые имеют сходство с форумом. Что в организации пространства некоторых площадей позволяет рассматривать их как форум? Аргументируйте свой ответ.
________________________________________________________________________
Нарисуйте (вклейте) изображения петербургской площади, которая, по вашему мнению, может считаться форумом.
4.
4. Рассмотрите изображение двух памятников римской архитектуры.
Назовите технические инновации, которые придумали римские строители при их возведении. Определите, какая строительная конструкция является главной, «держит» все сооружение. Определите ее функциональное предназначение. Перечислите, в каких еще сооружениях римляне стали использовать эту конструкцию. Напишите ее название.
____________________________________________________________________________
Вспомните, каким принципом руководствовались римляне, возводя эти удивительные постройки.
____________________________________________________________________
5. Перед вами статуя императора Октавиана Августа. Сформулируйте основную мысль (идею), которую стремился воплотить в этом образе римский скульптор. Что в самом произведении помогает найти ответ? Кого стремился запечатлеть автор: реального человека или могущественного правителя? Предположите, какая знаменитая скульптура могла послужить прообразом памятника.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Рассмотрите изображение конной древнеримской статуи Марка Аврелия, установленной на Капитолийском холме (оригинал находится в Новом дворце Капитолийских музеев). Поделитесь впечатлениями, которые производит на вас этот памятник.
______________________________
___________________________
7. Традиция устанавливать конные монументы императорам прижилась в Петербурге. Назовите конные памятники Петербурга, которые, на ваш взгляд, имеют сходство по задачам и художественному языку с памятником Марку Аврелию.
____________________________________________________________________
Поместите изображение одного из них в рамку. Поразмышляйте, почему в столице Российской империи их было так много? Все версии аргументируйте ссылками на памятники.
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
8. Рассмотрите изображение триумфальной арки Тита, установленной в Древнем Риме (81 г. н.э.), чтобы увековечить победы императора, и Нарвские триумфальные ворота, установленные в Санкт-Петербурге (1827-1834 гг.) в честь победы над Наполеоном. Выделите общие элементы в архитектурных памятниках. Определите утилитарную и символическую функции памятников. Ответ аргументируйте.
____________________________________________________________________________
9. Рассмотрите изображения декоративно-прикладного искусства на стр. 157. Выделите элементы в этих произведениях, в которых нашли отражение мотивы и символика римского искусства. Сделайте обоснованный вывод о причинах широкого использования римских традиций при создании памятников декоративно-прикладного искусства.
__________________________________________________________________________________
10. Попробуйте спроектировать стул или кресло, используя мотивы и символику римского искусства. Изобразите его в поле ниже или вклейте цветное изображение (фото, ксерокопия).
11. Рассмотрите изображения римских скульптурных портретов. Выберите один бюст. Придумайте и запишите рассказ о судьбе и характере данного персонажа, опираясь на его внешность (посадка головы, черты лица, его выражение, прическа, одежда и т.д.). Если захотите выбрать героем рассказа другого римлянина, вклейте изображение его скульптурного портрета в пустую рамку.
Эта работа войдет в ваше портфолио, которое вы представите как часть зачета.
____________________________________________________________________________________________________
12. Познакомьтесь с представленными фрагментами произведений древнеримского поэта Вергилия. Предположите, какие события они описывают, чему посвящены? Подчеркните строки, которые позволили сделать такие выводы. Познакомьтесь с полными текстами этих произведений и сравните с вашими предположениями. Подтвердились ли они? Если нет, то почему?
Благочестивый Эней, от забот и дум не сомкнувший
Глаз во всю ночь, поутру, лишь забрезжил рассвет благодатный,
Все решил разузнать: куда их забросило ветром,
Кто владеет страной (не возделано было прибрежье) –
Люди иль звери одни, – и спутникам тотчас поведать.
Флот под сводом лесов укрыв в углубленье скалистом,
Там, где деревья вокруг нависают пугающей тенью,
В путь пустился Эней, с собою взяв лишь Ахата;
Шел он, зажавши в руке две пики с жалом железным.
Вергилий, «Энеида», книга I.
______________________________________________________________________________
О Поллион! – и пойдут чередою великие годы.
Если в правленье твое преступленья не вовсе исчезнут,
То обессилят и мир от всечасного страха избавят.
Жить ему жизнью богов, он увидит богов и героев
Сонмы, они же его увидят к себе приобщенным.
Будет он миром владеть, успокоенным доблестью отчей.
Мальчик, в подарок тебе земля, не возделана вовсе,
Лучших первин принесет, с плющом блуждающий баккар
Перемешав и цветы колокассий с аканфом веселым.
Сами домой понесут молоком отягченное вымя
Козы, и грозные львы стадам уже страшны не будут.
Будет сама колыбель услаждать тебя щедро цветами.
Сгинет навеки змея, и трава с предательским ядом
Сгинет, но будет расти повсеместно аммом ассирийский.
Вергилий, «Буколики», эклога IV.
____________________________________________________________________________
Так природой самой устроено, чтоб зеленели
Всякого рода леса, и кусты, и священные рощи,
Есть и другие пути, добытые опытом долгим.
Этот, срезав побег с материнского нежного тела,
Сунет его в борозду; тот вроет пенек или всадит
Колышек с острым концом; расщепленную накрест, сажают
Ветку, а иногда сгибают податливый отпрыск
Аркой и садят его отводкой в родимую землю.
Вовсе не надо корней для иных, и смело садовник
Той же земле черенок, с макушки срезав, вверяет.
Даже, коль ствол обрубить, и то – непостижное дело! –
Корень маслины опять из засохшего дерева лезет.
Видели мы: дерева без ущерба сменяют чужими
Ветви свои, и глядишь – привитые зреют на груше
Яблоки, сливы меж тем каменистым кизилом алеют.
Так изучайте ж, когда и какие потребны приемы,
О, земледельцы! Плодов смягчайте грубость уходом.
Земли пускай не лежат без дела: с Вакхом полезно
Исмар сдружить, а Табурн одеть обширный в маслины.
Вергилий, «Георгики», книга II.
____________________________________________________________________________________
13. Рассмотрите изображения произведений современных художников, помещенные на стр. 162, при создании которых были использованы мотивы и художественные приемы римского искусства. Пронумеруйте объекты в соответствии с рейтингом, оценивая, прежде всего, художественные достоинства изделий, оригинальность решения, соответствие стилистике эпохи. Прокомментируйте свой выбор.
____________________________________________________________________________________
Словарь терминов
Аттик | От др.-греч. ἀττικός – декоративная стенка, возведенная над карнизом, венчающим сооружение. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как ее архитектурное завершение. Аттик часто может быть украшен рельефами или надписями. |
Акведук | От лат. аqua – вода и duco – веду – водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным системам из расположенных выше их источников. Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным местам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, построенных в течение 500 лет и имевших общую длину почти 350 километров. Самый длинный римский акведук был построен во II в. н.э., чтобы поставлять воду в Карфаген, его длина составляла 141 километр. |
Амфитеатр | Сооружение для зрелищ (бои гладиаторов, травля животных и др.) в виде овальной арены, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Наиболее известные древнеримские амфитеатры: Флавиев в Риме (Колизей), в Ниме, Помпеях, Пуле. |
Анналы | От лат. annales – погодная запись событий – римские летописи в поэтической, либо прозаической форме, характеризующиеся сжатой формой изложения событий, представленных в хронологическом порядке. Анналы повествуют о прошедших событиях, в отличие от жизнеописаний (Нistoriae), повествующих о современных автору событиях. |
Арка | Архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проема в стене или пролета между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Впервые арки появляются в архитектуре Древней Месопотамии, во II тысячелетии до н.э. Широкое распространение получили в архитектуре Древнего Рима. Наиболее известные и хорошо сохранившиеся в архитектуре Древнего Рима – триумфальные арки Тита, Септимия Севера, Константина. |
Аркада | От фр. arcade – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные, или квадратные столбы – устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент. Использование ряда арок увеличивает прочность конструкции, поэтому аркады используются для поддержки крыши или антаблемента и могут выдерживать большие нагрузки. Аркады широко применялись древними римлянами при строительстве акведуков, при постройке больших стен (Колизей). |
Атриум | От лат. atrium, от ater – «закопченный», «черный», то есть помещение, почерневшее от копоти, каведиум – центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища, которая представляла собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. Первоначально атриум служил кухней и столовой, где находились очаг и ткацкий станок, и одновременно – сакральным ядром жилища, уподоблявшимся центральному святилищу Рима – мундусу Цереры. Витрувий различал 5 типов атриума: 1. atriumtuscanium («тосканский») – без колонн; отверстие в кровле образовывалось только стропилами; 2. atriumtetrastylum («четырехколонный») – четыре колонны, по одной на каждом углу имплювия; 3. atriumcorinthium («коринфский») – сходен с предыдущим, но комплювий больше по размеру, и количество колонн увеличивается до 12-16; 4. atriumdispluviatum («дождеотводящий») – размер комплювия значительно сокращен, благодаря чему он представлял собой узкую щель, а наклон кровли был устроен так, чтобы дождевая вода стекала с нее наружу; 5. atriumtestudinatum («крытый») – полностью перекрытый сводами атрий (без комплювия), устраивавшийся обычно в небольших домах. |
Базилика | От греч. βασιλική – дом базилевса, царский дом – тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечетного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов. Традиционно они делятся продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф – обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа, строение относится к типу псевдобазилика, являющемуся разновидностью зального храма. Наиболее ранние известные примеры древнеримских базилик – базилика Порция (184 г. до н.э.) и базилика Эмилия (179 г. до н.э.). При Цезаре было начато строительство базилики Юлия (54 г. до н.э.), завершенное при Августе. В этих общественных зданиях проводили судебные процессы, решали финансовые вопросы, торговали. Первой базиликой, перекрытой каменным сводом, считается колоссальная базилика Максенция на Римском форуме (306-312 гг.). |
Бюст | Погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Получил существенное развитие в искусстве Древнего Рима. Римские скульпторы впервые включили подставку как композиционный элемент при создании бюстов. |
Виа Аппиа | Аппиева дорога, проложенная в 312 г. до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке, которая соединяла Древний Рим и Капую. Являлась одной из самых значимых общественных античных дорог, через которую было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией. Вдоль Аппиевой дороги расположено множество архитектурных памятников: гробницы и виллы республиканского и имперского периода, христианские и иудейские катакомбы, средневековые башни и укрепления. |
Гемма | От лат. gemma – драгоценный камень – произведение глиптики, ювелирный камень, традиционно округлой или овальной формы, с вырезанными изображениями. Различают инталии и камеи. Геммы делали еще в Древней Месопотамии в IV тыс. до н.э. Однако особенно популярны они были в культуре Древней Греции (с VI века до н.э.) и Древнего Рима. Античные геммы носили в виде застёжек на одежде, как медальоны в оправе из драгоценных металлов. Часто геммы украшали перстни с печаткой, использовались как печати, амулеты. |
Гений | От лат. genius – дух. В римской мифологии: духи-хранители, которые были преданы людям, предметам и местностям, определяли характер человека или атмосферу местности (гений места). Символом гения была змея, в искусстве он изображался в виде юноши (иногда бородатого мужа). Отдельные области имели своих гениев (духов) места (лат. geniusloci). |
Домус | Одно-двух-этажный дом-особняк, предназначенный для проживания одной семьи. Представлял собой автономное архитектурное сооружение, имеющее самостоятельные выходы на улицу. Позднее части домуса стали сдаваться под лавки, мастерские, на втором этаже надстраивались съемные квартиры. |
«Золотой дом» Нерона | Дворцово-парковый комплекс в Риме (64-68 гг.), являвшийся крупнейшей по площади городской резиденцией монарха. Ядром комплекса стал дворец, восьмиугольный в плане, названный «Золотым» из-за позолоченного купола, который был впервые применен не в храмовой, а в гражданской архитектуре. После гибели Нерона в 68 году недостроенный дворец был заброшен, при Тите сгорел; впоследствии территория была застроена общественными зданиями (Колизей, форум и термы Траяна, Триумфальная арка Тита, Базилика Максенция и др.). |
Имплювий | Также имплювиум, лат. impluvium от in – «в» + pluvia – дождь, букв. водосбор – бассейн в средиземноморском доме. Впервые возник в древнеиталийском и древнеримском жилище, когда в условиях засушливого климата в целях экономии воды, древний очаг на дне атриума был убран, и на его месте появился четырехугольный неглубокий бассейн. Дождевая вода стекала в имплювий по четырехскатному черепичному проему в крыше (комплювию). Глубина имплювия была около 30 см и вода из него использовалась для хозяйственных нужд. Однако вскоре в роскошных виллах римской знати имплювии были углублены и превратились в настоящие бассейны, известные нам сегодня. |
Инсула | В архитектуре Древнего Рима – многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаем. Инсулы появились не ранее III века до н.э. Верхние этажи предназначались для бедняков, более зажиточные слои населения снимали квартиры на первых этажах. |
Инталия | От итал. Intaglio –резьба, резьба по камню – разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике углубленного рельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях, или на стекле. Техника инталия часто применяется для изготовления печатей, оттиск с которых выглядит выпуклым. Поэтому многие кольца-печатки выполнялись в технике инталия. |
Камея | Разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях, или на морской раковине. Обычно для нижних слоев (фона) камеи используется более темный материал, на фон которого накладываются изображения из более светлого материала. Этим достигается более контрастное выделение изображения. Для изготовления камей часто используют агат, который имеет слои различной расцветки. |
Катакомбы | Изначально – подземные погребальные галереи, усыпальницы под церковью Святого Себастьяна в Риме. Представляют собой подземные переходы, которые иногда заканчиваются прямоугольными помещениями (кубикулами). В некоторых случаях такие системы располагаются ярусами, один под другим. Вдоль стен переходов находятся захоронения рядовых членов раннехристианской общины, в кубикулах – более знатных. Первые катакомбы были обнаружены в Риме в 1578 году, всего в городе насчитывают более 60 различных катакомб (150-170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. В настоящее время слово «катакомбы» обозначает любые подземные ходы, лабиринты, тоннели, главным образом в городах. |
Комплювий | От лат. compluvium, от compluere – стекаться – прямоугольное отверстие в крыше древнеримского жилого дома, предназначенное для стока дождевой воды в бассейн (имплювий). |
Композитный ордер | От итал. composito; от лат. compositus – составной, сложный, выдуманный – ордер, возникший в Древнем Риме как синтез элементов ионического и коринфского ордеров. За основу взята коринфская капитель, но вместо третьего яруса акантовых листьев в ее декор по углам вводятся волюты ионической капители. Также могут включаться скульптурные детали с изображениями грифонов, кентавров, морских коньков. |
Купол | От итал. cupola – купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa – бочка – пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере. Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Технологически сложные и большие каменные купола правильной сводчатой конструкции стали сооружать после изобретения бетона во времена Древнего Рима при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне (128 г.). |
Лар | От лат. lares – древнеримские божества, покровительствующие дому, семье и общине в целом. Фамильные лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью. Считалось, что лары следят за соблюдением традиционных норм во взаимоотношениях членов семьи и наказывают нарушителей, в частности господ, слишком жестоких к рабам. Именно поэтому рабы активно участвовали в культе ларов, а верховным жрецом культа был глава фамилии. |
Мавзолей | Монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Название происходит от имени карийского царя Мавсола, похороненного в пышной гробнице в городе Галикарнас. Мавзолеи получили большое распространение в Древнем Риме: мавзолей Августа, мавзолей Адриана, мавзолей Галлы Плацидии, мавзолей Юлиев в Сен-Реми-де-Прованс. |
Пантеон | От др.-греч. πάνθειον – храм или место, посвященное всем богам; от др.-греч. πάντες – все и θεός – бог – «храм всех богов» в Риме, образец центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима. Был построен в 126 году при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» (Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это). По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре: его конструкция отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м), состоящим из окружностей. Они легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Через круглое отверстие в своде диаметром 9 метров в храм проникает дневной свет. |
Пенаты | От лат. DiPenates, Penates – в древнеримской мифологии боги-хранители и покровители домашнего очага, а позднее – всего римского народа. Каждая семья имела обычно двух Пенатов, изображения которых, изготовленные из дерева, глины или камня, хранились в закрытом шкафчике возле очага, где собирались все члены семьи. |
Римская мозаика | Тип мозаики, в котором изображения набираются из мелких кубиков камней разных цветов либо смальты. Малые размеры модулей позволяют достичь высокой точности, изящества изображения, плавных цветовых переходов. Эта техника используется и в декоративно-прикладном искусстве, известна со времен Древнего Рима. Выделяют несколько видов римской мозаики: Opustessellatum – с использованием тессеров размером более 4 мм (рис. 1); Opusvermiculatum – с тессерами размером менее 4 мм («прорисовка» более мелких деталей) (рис. 2). Оpussectile – штучная мозаика, используются различные по величине и форме пластинки (рис. 3). Opusregulatum – кладка одинаковых по размеру и форме фрагментов в ровные линии (подобно кладке кирпичей или шахматной доске). |
Римский скульптурный портрет | Период в развитии жанра скульптурного портрета (I в. до н.э. – IV в. н.э.), произведения которого отличаются необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображенного. Сохранилось значительное количество римских скульптурных портретов, которые, кроме художественной, имеют значительную историческую ценность. Большинство произведений выполнены в мраморе, но известны и бронзовые варианты. Несмотря на идентификацию большинства памятников с конкретными историческими личностями, или наличием надписей с упоминанием тех, кто послужил моделью скульптору, указания на имена конкретных мастеров не сохранились. |
Стили древнеримской живописи | Четыре стиля, выделяемые в стенописи Древнего Рима, каждый из которых обладает собственными художественно-стилистическими особенностями. Первый стиль (инкрустационный, 150-80 гг. до н.э.) – наиболее часто встречается в декоре общественных зданий. Для него характерна имитация в стенописи кладки мраморными плитами. При росписи стен традиционно выделялось три зоны: верхняя часть оформлялась выступающим карнизом из гипса; средняя часть делилась на три части и расписывалась плитами, повторяющими рисунки мрамора, гранита, алебастра; нижняя часть – цоколь, был желтого цвета. Второй стиль (архитектурный, 80 г. до н.э. – 14 г. н.э.) – более сложный стиль стенописи, в котором сочетаются иллюзорные изображения архитектурной перспективы и росписи на мифологические сюжеты, пейзажные фоны, мотивы виноградных лоз, натюрморты с дичью и трофеями. Третий стиль (орнаментальный, сер. I в.) – стиль с преобладанием в росписях сложных архитектурных построений, с включением изображений небольших панелей мягких тонов. На этих вставках в графической манере разрабатываются различные сюжетные сцены. Росписи дополняют мотивы канделябров, побегов растений. Четвертый стиль (фантастический, перспективно-орнаментальный, расцвет приходится на период правления Нерона) – стиль, отличающийся введением фантастических композиций и сценичностью. В этом стиле стенописи происходит обращение к декоративным мотивам предыдущих стилей – имитации облицовки стен мрамором, фиктивным архитектурным элементам, украшений канделябрами, побегами растений. |
Термы | Античные бани в классической Греции. В Древнем Риме термы возникли по греческому образцу и стали центрами общественной жизни. Первые термы были выстроены в Риме государственным деятелем Агриппой (25-19 гг. до н.э.), который завещал их в бесплатное пользование римскому населению. Известны императорские термы Нерона, Тита, Траяна, Диоклетиана и др. Древнеримские термы строились по всей территории Римской империи, но до наших дней лучше всего сохранились термы Каракаллы. Внутри термы были выполнены из мрамора, украшены мозаикой, скульптурами и мраморными колоннами, окна и двери были из бронзы. В термах находились следующие помещения: одежду оставляли в раздевалке (аподитерий), затем посетитель мог заняться спортом (в палестре) или смазать тело маслами (айлептерий). В термах было несколько помещений: фригидарий – прохладное с бассейнами; тепидарий – теплое; кальдарий – самое горячее. Римские архитекторы разработали эффективную систему центрального отопления с подогревом пола и стен – гипокауст. В термах с помощью печи нагревались вода и воздух, которые затем циркулировали под полом и в полостях стен. При этом использовались двойные покрытия, чтобы пол не был очень горячим. |
«Триада Витрувия» | Три качества, которыми обязательно должна обладать архитектура: firmitas (прочность конструкции), utilitas (польза), venustas (красота). Были сформулированы древнеримским архитектором Витрувием в I в. до н.э. |
Тосканский ордер | Архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I в. до н.э. и I в. н.э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр. |
Форум | Городской ансамбль в Древнем Риме, включающий главную площадь и прилегающие здания. В республиканский период форум функционировал как рыночная площадь, где шла торговля, велись деловые переговоры и заключались сделки. Позднее форум приобрел политическую функцию, включив в себя комиций (место народных собраний), и курию (место заседаний Сената). Наиболее известными являются Римский форум, форум Цезаря (46 г. до н.э.), форум Августа (2 г. до н.э.), форум Веспасиана (75 г.), форум Нервы (98 г.), форум Траяна (112-113 гг.). |
Цистерна | Водохранилища для накопления чистой воды, которые сооружались в конце акведуков или их ответвлений для снабжения жилых домов, сельских имений, имперских дворцов, терм и военно-морских баз римского флота. |
Энкаустика | Техника живописи расплавленными восковыми красками. Отличается объемностью, пастозностью мазка, свежестью и яркостью красок, что придает изображению особое «живоподобие». Наиболее яркий пример использования энкаустики – живопись римских провинций (Египта) – т.н. фаюмские портреты. |
Этруски | От итал. etruschi, лат. etrusci, tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna – народ, населявший в I тыс. до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова между реками Арно и Тибр. Этруски имели развитую культуру, которая предшествовала римской и оказала на нее большое влияние. Так, римляне заимствовали у этрусков развитое инженерное искусство (возведение арочных сводов зданий) и некоторые обычаи – бои гладиаторов, гонки на колесницах, погребальные обряды. |
Литература и источники
1. Бритова Н.Н. Римский скульптурный портрет: Очерки. – М.: Искусство, 1975. – 104 с., ил.
2. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник / под ред. А.П. Чубовой. – 5-е изд., перераб. – М.: Сварог и К, 2008. – 376 с., ил.
3. Керам К.В. Боги. Гробницы. Ученые. – М.: Республика, 1994. – 352 с.
4. Кобылина М.М. Искусство Древнего Рима. – М.-Л.: Искусство, 1939. – 156 с., ил.
5. Колпинский Ю.Д. Искусство этрусков и Древнего Рима. – М.: Искусство, 1982. – 112 с., ил.
6. Соколов Г.И. Римский скульптурный портрет III века и художественная культура того времени. – М.: Искусство, 1983. – 154 с., ил.
7. Через века и континенты: наскальная живопись, гробницы фараонов, Древняя Греция и Рим. Раннее Средневековье. Серия 01 «Сквозь завесу времени» // BBC: Всемирная история живописи от сестры Венди / BBC: Sister Wendy's Story Of Painting. – 1996.