Графические техники иллюстрирования
Гравюра в зависимости от материала, способа его обработки (гравирования) – механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида «глубокой», «высокой» или «плоской» печати делится на следующие техники: ксилография, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др. Гравюры могут быть выполнены в одной из этих техник или в их сочетании, в черно-белом или в цветном вариантах.
Ксилография - вид гравюры, получение изображения с плоской деревянной печатной формы. На доску продольного распила с гладко выструганной поверхностью художник наносит свой рисунок карандашом или пером. Затем вырезает особыми ножами и выдалбливает долотцами промежутки между линиями рисунка (то есть то, что должно остаться белым на оттиске). Что в оттиске должно превратиться в черные линии и пятна, образует на доске своеобразные хребты выпуклого рельефа. Краска на доску накатывается валиком. На отпечатке изображение получается обратным (как в зеркале). Печатают ксилографию на бумаге типографской краской от руки или простым типографским прессом. Ксилография проще, дешевле в исполнении гравюры на металле, но естественней и органичней для книжной иллюстрации. Существует и цветная ксилография. Сколько цветов должен содержать отпечаток, столько досок нужно выгравировать (отличие их в площади выемок, чем меньше выемок, тем больше цвета отпечатывается на бумаге).
Линогравюра — способ гравирования на линолеуме. Линолеум как материал обладает иными художественными возможностями, чем дерево, он дешевле, годится для больших форматов и особенно пригоден для цветной гравюры. Их особенности – слишком резкий контраст черного и белого. Ксилографии и линогравюре свойствен суровый, несколько угловатый и узловатый стиль, склонный к преувеличению, обобщению и тяготению к острому экспрессивному образу. Гравюра на металле, напротив, мягкая, гибкая, утонченная.
Цинкография- один из видов изготовления репродукционных форм высокой печати, при которой полученные с изооригиналов негативы копируют на покрытую светочувствительным слоем цинковую пластину и затем травят кислотой не задубленные при копировании пробельные элементы, углубляя их на нужный размер и получая цинкографическое клише. Клише набивают на подставку, чтобы его рост равнялся росту шрифта.
Литография - способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании таким способом. Литография явилась прообразом плоской печати.
Гравюра на картоне - разновидность эстампа. По причине своей технологической простоты этот вид гравюры часто используется при обучении в художественных школах, и на уроках изобразительного искусства. При этом в ХХ веке ряд значительных художников-графиков использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Вид высокой печати. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.
Резцовая гравюра (на меди) – древнейшая из техник глубокой печати. Рисунок наносят на металл штихелем, он режет «от себя» (в противоположность ксилографу). Доска в это время лежит на подушечке с песком, которую можно поворачивать для получения волнообразных и округлых линий. Штихель при резьбе поднимает как бы стружки металла, и вместе с тем возникают выступы, кромки по кроям борозды. Их выравнивают специальным ножом. Особенность резцовой гравюры заключается в тонких линиях, проводимых штихелем (причем каждая линия начинается и кончается сужением и острием). Краска набивается в рисунок тампоном, доска покрывается влажной бумагой и все прокатывается между валами печатного станка. В резцовой гравюре господствует ритмический закономерный штрих, линии параллельны и перекрестны. Иногда используют и стальную доску (с 19 в.). Искусство печати зависит от правильного дозирования краски и умения ее стирать. От постоянного снимания краски медная доска понемногу стирается, более тонкие линии становятся плоскими, и затем исчезают. Поэтому первые отпечатки лучше последующих (в среднем с одной доски – до 300 отпечатков). Лучшее качество у первых 100 отпечатков.
Офорт (от франц. eau-forte азотная кислота) - вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.
Меццо-тинто (в переводе - полутон). Оперирует не линией, а пятном, непрерывными текучими переходами света и тени. Доске сначала придается шероховатость особым инструментом. Затем остро отточенным инструментом начинают работать от темного к светлому, постепенно сглаживая шероховатости. На местах, которые должны быть совершенно светлыми, доска полируется начисто.
Акватинта (разновидность офорта, собственно одна из основных его манер, приёмов, позволяющих создавать тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры — самый распространённый способ «гравирования» тона в офорте.
Сухая игла. Поверхность процарапывают острой иглой из стали. Эффект ее основан на том, что в отличие от резцовой гравюры выступы по краям прорезей не снимают гладилкой и в отпечатке остаются темные бархатистые следы, позволяет выразить движение, тонкие свето-воздушные и эмоциональные нюансы.
Существует, так называемая оригинальная графика. Ее уникальность заключается в том, что она выполняется, как правило, в одном экземпляре. Существуют различные материалы для осуществления оригинальной графики. Такие как: сангина, граверные чернила, угольный карандаш, уголь, карандаш, графит, перу и тушь, маркер и просто авторучка.
Сангина – "интеллигентный" материал, используется в сочетании линии с легкой, воздушной растушевкой; предпочитает фактурную бумагу средней жесткости. рисунок сангиной нуждается в закреплении. Сангина удобна для работ средних размеров, используется также в приготовлении картона к монументальным настенным росписям.
Граверные чернила - разбавляются скипидаром, накладываются кистью и дают очень темные черные тона. с примесью китайской белой туши они дают также хорошие серые тона. если прибавить скипидар, можно сделать тончайшую тушь, благодаря чему продвинуться вперед в своих изысканиях по моделировке и светотени.
Угольный карандаш - обладает повышенной сочностью. для него характерен глубокий черный цвет, в зависимости от сорта бумаги (мягкая, жесткая, фактурная) дает линию от легкой, тонкой до сильной, сочной, черной. работа в широком тональном диапазоне обеспечивает тональные контрасты и выразительность рисунка, возможны сочные глубинные пространственные решения.
Уголь – материал больших форматов, обобщений, широкого тонального диапазона; возможна работа на бумаге, картоне, холсте. это материал широких, протяженных линий и пятна. древесный уголь - замечательный материал, но требует закрепления рисунка, особенно после продолжительной работы. чтобы сохранить свежесть рисунка, необходимо фиксировать его тут же, по горячему следу. углем, пропитанным маслом, можно добиться превосходных результатов: масло закрепляет изображение, а черный цвет становится теплее и глубже.
Карандаш разных номеров мягкости и твердости обладает универсальностью: возможна работа линией разного характера, тона, разнобразным штрихом (параллельный, косой, короткий, длинный, сетка); работа над деталями, вплоть до блика в глазу, и над широкими обобщениями, легко доступны светотеневые контрасты от легких, прозрачных до жестких, драматичных столкновений света и тени, возможна передача фактуры материала.
Графит - можно использовать в сочетании с пером и тушью. если графит серый, то им следует пройтись еще раза два, чтобы писать пером; тогда наиболее интенсивные тона графита проявляются благодаря проработке первого плана пером.
Перо, тушь - акцентируют внимание на линии, штрихе, требуют прицельной работы, высокой точности, обладают большой выразительностью, "интеллигентной тонкость".
Фломастер, маркер - настраивают на обобщения, на предельный отбор главного, с их помощью легко достигается пятно и контрастная светотень.
Авторучка, в том числе гелиевая, требует особых усилий воли для выражения пространства, светотени, преодоления материальности линии. линия беспристрастная, без нажима, так называемая "проволочная".